
Мой дед во время войны служил на «Катюше». Из его рассказов помню, что это было оружие, которого очень боялись фашисты. А еще, что оно издает очень громкий звук…
«В немецких войсках эти машины получили название «сталинские орга́ны» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.»
Бабушка тоже рассказывала о войне. Родом они из Украины. Еще совсем молодые оба были, когда началась война…
Дед ушел на фронт, она осталась с маленьким ребенком. Если бы не дочка, то тоже пошла бы на фронт. Медсестрой.
После войны, по стечению обстоятельств, переехали жить в Латвию…
Меня очень впечатляли ее рассказы о войне, а особенно о бомбежках. Бабушка еще так эмоционально это доносила, что я буквально сама ощущала, что чувствовали люди в такие минуты…
Рев летящих самолетов, взрывы… дикий ужас…никогда не знаешь, куда попадет бомба…повезет тебе или нет…очень страшно за близких…
Мне часто снились сны, как самолеты бомбят те места, где мы живем в настоящем. Тот ужас во сне был так реален…Когда просыпалась, то мне казалось, что я ощутила именно то, что и ощущают люди при реальных бомбежках.
Бабушка рассказывала, как в их село, однажды, пришли немцы и остановились на несколько дней. Один из них поселился в их доме… Естественно, было страшно. Ведь в доме остались одни женщины…
Только он, видя этот страх, старался успокоить их. Говорил, что совсем не хочет воевать… заставили. Что таких как он – много. Что они тоже хотят просто жить, растить детей…
Бабушке постоянно снился один и тот же сон. Буд-то Николай /это имя деда/, прощается и уходит от нее. Бабуля была уверена, что дед не вернется…
Но, как оказалось, это был сон «наоборот». Настал день, и дед появился на пороге! Такие моменты были наивысшим счастьем в те дни. Да и не только в те…
Сегодня захотелось больше узнать о «Катюше». В детстве, еще, не умела задавать нужных вопросов деду. ))
Нашла в инете:
Афоня и «Катюша»
…..
«Когда узнал, что будет служить на легендарной «Катюше», гордился страшно. Это же настоящая гроза для немцев. Не зря фрицы всю войну пытались ею завладеть. Командование принимало меры безопасности. При малейшей угрозе контакта с немецкими войсками было приказано любой ценой уничтожить установку — расчеты отвечали за это головой. Для этой цели на каждой машине имелось по пять килограммов тола. Бог миловал, взрывать свою «Катюшу» ему не пришлось, а вот закапывать довелось два или три раза. Столько землицы покидать Сенину за всю жизнь не приходилось. Поначалу Афанасий был вторым номером в расчете. Когда ранило наводчика, ему приказали встать за прицел установки. Работа наводчика самая сложная. Но Афанасий быстро научился пользоваться угломером, освоил установку прицела, изучил подъемные, поворотные механизмы, как точно вести расчет стрельбы и безошибочно, без разброса снарядов накрывать цели. Товарищи уважительно относились к старательному парню, помогали кто словом, кто делом. Даже командир, младший сержант Борисов, требовательный и строгий к другим, никогда не журил молодого наводчика…»