Добрейшая и Любящая избранных Христианская Церковь.
Карательная деятельность церкви на завоёванных русских территориях началась сразу же по их завоевании. Уже в 11 веке новгородский архиерей Лука Жидята был настолько жесток, что даже летописец называет «звероядивым». От жестокости этого епископа, от «заточения и грабления» пострадало много людей. «Сей мучитель, – говорит летописец, – резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям». Так же сурово расправлялся Лука с принадлежавшими ему крестьянами. Холопу Дудику, не угодившему чем-то своему феодалу, по приказанию Луки Жидяты отрезали нос и обе руки [Викторовский, 1912, стр. 17; Грекулов, 1964].
В 12 в. «немилостивым мучителем» был владимирский епископ Фёдор. Он лишал своих противников сёл, одних обращал в рабство, других заключал в тюрьмы, рубил им головы, выжигал глаза, резал языки, распинал на стенах. В рассказе летописца отразилась борьба, которую вели между собой церковники за власть. Владимирский епископ как крупный феодал отказывался признавать власть киевского митрополита. Обвинив своих противников в еретичестве, он через свой суд приговорил их к смертной казни, добился конфискации их имущества, а многих заключил в тюрьмы. В борьбе с киевским митрополитом Фёдор потерпел поражение, и его выдали на суд митрополиту. Митрополичий суд в свою очередь обвинил Федора в еретичестве и подверг жестокому наказанию: ему отрезали язык, затем отсекли правую руку и «вынули очи», т.е. ослепили [Грекулов, 1964].
Примеры можно продолжить, поскольку такие карательные меры христиан по отношению к русскому народу использовались повсеместно на оккупированных территориях. Естественно, всё это вызывало ответную реакцию русского народа. Обычное для оккупированных земель явление – народные восстания. Что важно отметить, что в 11 – 13 веках народные восстания происходили только в тех регионах, которыми завладела христианская Киевская Русь. Напомним некоторые из восстаний и других военных действий, направленных против церковной экспансии на Руси.
В 945 – 946 гг. древлянское восстание. Вызвано, якобы, попыткой киевского князя Игоря дважды собрать дань. Древляне убили князя у г. Искоростень и освободились из-под власти Киева. Жестоко подавлено в 946 г. первой христианкой княгиней Ольгой. Жестокость её под стать вышеописанным методам православной инквизиции.
В 991 г. антицерковное восстание в Новгороде.
В 1017 г. в Киеве пожар, устроенный антицерковными силами. Я.Н. Щапов относит к этому пожару сожжение церкви [Щапов, 1989].
Святополк Окаянный (около 980 – 1019 гг.) великий князь киевский (1015 – 1019 гг.), сын Владимира Святославича, был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго. С его помощью Святослав Окаянный овладел великокняжеским столом, убив своих братьев Бориса, Глеба и Святослава, но был побеждён братом новгородским князем Ярославом Мудрым и бежал в Польшу. Вернувшись в 1018 г. с польским войском, Святослав Окаянный разбил Ярослава и сел на киевский престол. Но недовольство народа владычеством иноземцев вынудило польские войска оставить Русь. В 1019 г. Ярослав в битве на р. Альте разбил Святослава Окаянного, который бежал в Польшу.
В 1021 г. против христианина Ярослава выступил не христианин Брячислав полоцкий (княжил в 1001 – 1044 г.), которому в результате Ярослав уступил Усвятский волок и Витебск.
В 1024 г. в результате широкомасштабного насаждения христианства силой в Суздале вспыхнуло восстание. Вызвано голодом. Возглавлялось волхвами. Восставшие захватывали хлеб и убивали местную знать. Подавлено Ярославом Хромым.
Особенно сильная волна народных выступлений прокатилась по Киевской Руси в 60-х и 70-х гг. 11 в. – в связи с голодом. В эти годы был создан сборник законов «Правда Ярославичей», ряд статей которого предусматривал наказания за убийство служащих администрации феодальной вотчины. И голод, и народные восстания, и появление такого закона – всё это исключительно характерно для периода оккупации и гражданской войны.
В 1068 – 1069 гг. крупное антифеодальное восстание городского и сельского населения Киевской Руси, связанное с усилением феодальной эксплуатации. Киевляне освободили пленного полоцкого князя Всеслава Брячиславича, захваченного в 1067 обманным путём Ярославичами, и провозгласили его своим князем. Вслед за Киевом на рубеже 60 – 70-х гг. 11 в. антифеодальные выступления произошли в ряде сельских районов, причём эти волнения часто возглавлялись служителями старой языческой религии – волхвами, использовавшими народное недовольство принятием христианства. Восставший Киев во главе с Всеславом держался 7 месяцев. В апреле 1069 восстание было жестоко подавлено Изяславом. Для подавления русского восстания Изяслав прибег к помощи европейских военных сил – польских войск под предводительством короля Болеслава II Смелого [Тихомиров, 1955].
В 1071 г. в Киеве христиане убили волхвов («и вринуша его беси в ровъ», Переяславский летописец). В том же году в Ростово-Ярославской земле и в Новгороде состоялись антихристианские восстания. Начались в обстановке недорода и массового голода в Ростове Великом и Белоозере. Возглавлялись волхвами, раздававшими населению запасы хлеба. Восставшими русичами, выступавшими против христианизации и подчинения христианской церкви, был убит первый епископ на Ростовской кафедре Леонтий [Воронин, 1965, стр. 22]. Восстания подавил сборщик дани князя Святослава Ярославича Ян Вышатич, пытавший, а затем казнивший волхвов Белоозера. Лаврентьевская летопись, ПСРЛ сообщает: «Восстали два волхва близ Ярославля. И пришли на Белозеро, и было с ними людей 300. В то время случилось прийти от Святослава собирающему дань Яню, сыну Вышатину. Янь же повелел бить их и вырывать у них бороды. Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: что же вам молвят Боги? Они же ответили: так нам Боги молвят: не быть нам живым от тебя. И сказал им Янь: то они вам правду поведали. И схватив их, убили и повесили на дубе». В это же время князь Глеб Святославич и епископ Федор учиняют резню (геноцид) русских язычников в Новгороде.
В 1091 г. восстание волхвов в Ростове жестоко подавлено христианами – «волхв погибе вскоре» (ПСРЛ I-75-78, 92 и Переяславский Летописец).
В 1113 г. антифеодальное восстание городского народа в Киеве и сельского населения Киевской земли. Против закабаления свободных жителей ростовщиками. Восставшие разгромили владения ростовщиков-евреев. Пришедший на княжение Владимир Всеволодович Мономах издал новые законы [Тихомиров, 1955, стр. 130 – 48; Мавродин, 1961].
Владимирке Володаречив (ок. 1141 г.) применил военную силу против горожан Галича, на самого Владимирке напал Всеволод (1142 г.) [ПСРЛ, Т. 2. Стб. 315].
В 1157 г. в Киеве восстало население Киевской земли.
В результате восстания против христиан в 1240 году была разрушена первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989 – 996 гг.).
В 1169 г. «святой князь Андрей Боголюбский» сжёг Киев.
В 1227 г. в Новгороде христиане привели четырёх волхвов на архиерейский двор и там их с разрешения епископа сожгли – «изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе» (Никоновская Летопись, т. 10, СПб., 1862 г.: «Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели»).
Следует отметить некоторые важные особенности восстаний:
Все восстания были направлены против христиан.
Во всех восстаниях принимал участие только русский народ.
Всеми восстаниями руководили либо некрещеные князья, либо волхвы – служители религии, которую историографы для этого периода необоснованно именуют «отмирающей» и тем самым обнажают саму суть восстаний: русский народ восставал против христианства.
Все восстания были подавлены либо крещёными князьями, либо иностранными войсками.