Жители Рублевки уходят под землю
Вести.Ру, 1 час назад, 14 янв 2011, 09:25
Фото: Вести.Ru
В последнее время жители Рублевки в прямом смысле начали уходить под землю — они обзаводятся на своих шикарных участках собственными бункерами. И хотя строительство обходится недешево, количество заказов растет изо дня в день. От какой угрозы прячутся богатые люди, выясняла корреспондент «Вести ФМ» Инесса Алексеева.
Наличием шубной или оружейной комнаты в собственном особняке уже никого не удивишь. Показателем статуса у богатых теперь принято считать наличие частного убежища. И спрос на них стабильно растет. А он, спрос, как известно, рождает предложение. Сегодня только в Москве порядка пяти строительных организаций предлагают свои услуги по постройке VIP-бункеров в загородных домах, обещая их владельцам надежную защиту от террористических атак, техногенных катастроф и вооруженных конфликтов, а также стихийных бедствий. Пожалуй, вот последнее обстоятельство сильнее всего подстегивает спрос, рассказал инженер компании «СпецГеоПроект», специализирующейся на подобных заказах, Алексей Будник.
«Этим летом, во время лесных пожаров, дымом и продуктами горения дышали абсолютно все — богатые, бедные. И один из наших клиентов (у него, кстати, двое маленьких детей) спускался с семьей в бункер», — пояснил Будник.
Внутри бункера — системы фильтрации воздуха, как на подводных лодках или космических кораблях: есть системы контроля за состоянием внешней среды, датчики по вредным испарениям, погодная метеостанция. Внутренний вид отделки — как в квартирах бизнес класса. Это — базовый вариант, говорит Алексей, — все остальное зависит от фантазии заказчика и его материальных возможностей.
«Стоимость строительства 1 квадратного метра бункера сопоставима со стоимостью квартиры бизнес-класса в Москве. Самый минимальный бункер, который мы можем предложить — площадью порядка 35 квадратных метров и „укрываемостью“ до 5 человек, будет стоить от 3 миллионов рублей», — подсчитывает инженер.
Компания, в которой работает Алексей, построила в Подмосковье около десятка разных бункеров. Самое дорогое подземное сооружение обошлось заказчику в 9 миллионов рублей. Имена своих клиентов строительные фирмы хранят в секрете. Это и понятно — в мирное, так сказать, время свои подземные сооружения они планируют использовать как хранилища ценностей, переговорные комнаты или закрытые клубы по интересам. Вот для подобных целей, возможно, все и затевается, полагает военный обозреватель газеты «Известия» Дмитрий Литовкин.
«Никакой бункер в современном мире не спасет от воздействия ядерного удара. Если прятаться от авианалёта, даже с применением обычных боеприпасов, то, как показывают последние военные конфликты, это тоже мало поможет, то есть это как бы некая роскошь. У богатых свои причуды, если есть деньги, почему бы не развлекаться?», — считает эксперт.
А член думского комитета по безопасности Александр Гуров и вовсе склонен видеть в подобных увлечениях отголоски паранойи.
«Например, я знал одного шизофреника еще в советское время, который не был капиталистом, денег у него не было, но он строил себе схрон. Он был инженером — копал, бетонировал. И так увлекся, что весь смысл жизни его был в строительстве бункера. Но в данном случае — другое. Люди накопили огромные деньги. Хочется жить, поскольку денег много — жизнь прекрасна! Но в целом, я думаю, что это связано с психическими аномалиями тех лиц, которые этим занимаются», — отмечает Гуров.
Руководитель независимой службы подземных исследований Вадим Михайлов рассказывает, что активисты его службы нередко находят и под московскими землями подобный самострой. Кстати, возведенный еще в конце 40-х.
«Мы их во время перестройки парков, лесопарковой зоны, в районе Института Курчатова совершенно случайно нашли. Да, люди беспокоились, боялись и у кого было побольше денег, старались себя как-то защитить. Но это не спасет всех. И даже если кто-то спасется, то он вылезет и попадет в ту же стихию. Спасаться нужно всем», — считает Михайлов.
Так что, копая бункер на собственном участке, нужно быть готовым к тому, что деньги, вложенные в его строительство, могут оказаться «закопанными» в буквальном смысле слова.