eeki пишет:
Разум - более высокого порядка? Качественно другое?
Собственно, и попробуем разобраться. ( ladieskawaii, сейчас будет много текста и мало картинок, как ты любишь
)
Веды различают ум (манас) и разум (буддхи)
Ну логично же - два разных термина обозначают две разных субстанции, хотя все и произошло от Единого. Но эти два понятия, - ум и разум,часто путают, также как и понятия души и духа. Так что, сначала об этом.
Об ошибках в переводах :
“…путаница, созданная переводчиками Нового Завета и древних философских трактатов по поводу души и духа вызвала многие недоразумения… при таком смешивании понятий душа и дух , читатели Библии получают лишь искаженные представления обо всем, что касается этого предмета… Это также одна из многих причин, почему Будду, Плотина и многих других посвященных обвиняют в том, что они стремились к полному уничтожению своих душ …Животная душа, конечно, должна дезинтегрировать свои частицы, прежде чем она будет в состоянии соединить свою более чистую сущность навсегда с бессмертным духом… “(Тайная Доктрина)
Примерно то, что в православии изображают в иконографии Успения. В библии этот момент не описан, но на иконах встречается. Видимо, по текстам апокрифов.

Из цитаты можно сделать вывод, что не только Дух бессмертен,( это уже понятно), но и то, что в Душе тоже есть бессмертная часть –какая-то «более чистая сущность». И именно она соединится с «женихом», бессмертным духом.
Далее, там же:
“В писаниях Павла сущность человека разделена на три части – плоть, психическое существо или душа, и осеняющая сущность или ДУХ. Его фразеология очень определенна, когда он учит анастасису, или продолжению жизни после смерти, он утверждает, что существует психическое тело, которое сеется в тленное, и духовное тело которое возвышается в нетленную субстанцию… То, что Платон называет νοΰς (ноус), Павел называет Духом…”
А в цитате из Плутарха, тот же νοΰς (ноус) переводят как понимание. Можно сказать, что «понимать» -это свойство Духа.
Семиричность строения человека, отображает 7 ступеней уплотнения тонко-вибрационных субстанций до самой плотной субстанции (материи) физического плана.
Все пространство вокруг нас состоит из этих субстанций. Но мы их не видим, по причине отсутствия самой плотной -кожанных одежд. Понятно , что четких границ между этими слоями нет. И тонкие тела человека с низкими вибрациями своей пограничной частью сливаются с телами более высоких вибраций, таким образом, имея связи и «делясь впечатлениями» (наработками) от одного уровня к другому.
Каждый из семи слоев, слит друг с другом с двух сторон. И насколько сильно он сливается, с нижележащим (по тяжести вибраций) настолько человек и утопает в низких вибрациях.
Ну, это в моем понимании, а Плутарх говорит (говорил ) об этом так :
«Человек есть сложный состав; и ошибаются те, кто думают, что он состоит только из двух частей. Ибо они воображают, что понимание является частью души, но они ошибаются … ибо понимание (ноус) настолько же превосходит душу, насколько душа лучше и божественнее тела».
и еще, в его же представлении: «некоторые души целиком погружаются в тело и таким образом в, этой жизни все их строение портится инстинктивными потребностями и страстями; некоторые погружаются только частью… Но ноус ( «понимание», по Плутарху и Дух у Павла) все же остается вне тела. Эта часть не втягивается в тело, но плавает над ним и прикасается к наиболее возвышающейся части головы (осеняет); … простонародье думает, что Ноус находится внутри них… Но более умные, знают, что Ноус находится вовне, и называют эту часть Dœmon (бог, дух).
Соединение части души (ψυχη –животной души) с пониманием (νους -духом) образует разум, а соединение части души с телом образует страсть; … Из этих трех частей, сложенных и слитых вместе, земля дала тело, луна – душу, а солнце – понимание» .
В общем, по Плутарху, Разум –это соединение определенных (с соответствующими вибрациями) слоев души и духа.
И дальше, он еще пишет
«Душа, будучи ваяема и формируема Ноусом (Духом) и сама ваяя и формируя тело путем охватывания его со всех сторон, получает от него (тела) отпечаток и форму; ..
… элементом душ является луна, так как души распадаются в нее так же, как тела покойников в землю… те, которые были добродетельными и честными, ведущими спокойную и философскую жизнь, не впутываясь в хлопотливые дела, – те быстро распадаются, так как их покинул Ноус, ..и они больше не пользуются телесными страстями – они тотчас же исчезают».
Ну вот, собственно, поэтому, канал Ида показан как лунный , а Пингала, как солнечный. Только по уточнению Блаватской, и луна и солнце тоже имеют семь тел, и только одно из них мы видим -самое плотное. (так что, то, что души распадаются на луне, не значит, что там их скелеты валяются, но субстанции душ, возможно формируют тонкие тела луны) Лунная энергия Души и солнечная энергия Духа движутся по каналам Ида и Пингала, пересекаясь в энергетических центрах тонких тел – в чакрах.
«Ноус –это Дух (будь то в космосе или в человеке), а Логос, будь то Вселенная или астральное тело — эманация Духа..»
В моем представлении, когда человек говорит «я хочу это понять»,он взывает к Духу, чтобы он помог убрать пелену, расчистить все эти «туманы Авалона» Логоса.
«Даже египтяне придерживались семеричного деления. Они учили, что душа (Я), уходя, должна пройти через семь палат, или принципов, как оставленных ею, так и взятых с собой. Единственная разница была в том, что всегда памятуя о наказании за раскрытие учений мистерий, а это была смерть, они выдавали учение лишь в общих чертах, тогда как мы развиваем и разъясняем его в подробностях. Но хотя мы выдаем миру столько, сколько можно … (Блаватская «Ключ к теософии»)
«Под «Личной душой» (личность) —мы разумеем искру сознания, сохраняющую в Духовном Я представление о личностном “я” последнего воплощения…в качестве отдельного и конкретного представления она сохраняется лишь на протяжении периода дэвачана (промежуточное состояние между двумя земными жизнями, в которое входит Эго : Атма-Буддхи-Манас) , после которого прибавляется к ряду других бесчисленных воплощений Я, подобно нашему воспоминанию одного из дней года. … Бессмертно лишь то, что скреплено атмой до полной нерастворимости (буддхи-манас). Душа человека (личностная) сама по себе не является ни бессмертной, ни вечной, ни божественной»
«Бессмертие — это ни что иное, как непрерывное сознание; а личностное сознание едва ли может жить дольше, чем сама личность»
…Ведантисты любят сравнивать эволюцию человеческого существа с ожерельем, каждая бусина которого есть одно из физических проявлений, нанизанное на нить Духа…

(Может все же, Смотритель у Зеланда, это Сознание? исходя из того, что оно нарабатывается в течении многих жизней: “Состояние непрерываемого сознания достигается долгим трудом и усилиями во многих воплощениях путем оформления (взращивания) из Зерна Духа - тела света, сотканного из элементов огня”.
Ну в общем-то, и к Духу имеет отношение, если “выращивается из Зерна Духа в тело света”.