ПРАНА – «дыхание жизни», «энергия, ожитворяющая собой все и вся», Вселенская Мать, Ева. Частица ее, Кундалини – « Это живая энергия, способная мыслить и принимать решения. Это наша собственная Мать, знающая все о каждом своем ребенке».
КАМА - внутренний астральный человек, в котором находятся центры восприятия. Её состояние межмолекулярное, каждой своей молекулой она соответствует физическому телу, и неотделима от него . Кама есть форма, (Кама-Рупа) и всё же не-форма (как это бывает с жидкостью в сосуде). Кама переживает смерть своего сосуда.
“Кама зависит от Праны , без которой не было бы никакой камы. Прана породительница “жизней”, а не их продукт. К примеру, можно погрузить в океан губку; вода внутри губки может быть уподоблена Пране; вода же вовне есть Джива. Прана есть движущий принцип в жизни. Тело оставляет прану, прана же не оставляет его. Выньте губку из воды и она высохнет, символизируя таким образом смерть”.(Блаватская Е.П.)
МАНАС (санскр. manas, от корня man — думать) –способность координации и синтезирования деятельности моторных и сенсорных органов, бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой.
Манас имеет двойственную природу.
Низший манас (Кама-манас) - «ум желаний», чужд духовной дисциплине и потому постоянно мечущийся, «животная душа». Носителем Низшего Манаса (Души), является Кама Рупа. Она «обитает» в физическом мозгу, в пяти физических чувствах и во всех органах чувств физического тела.
«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня…при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».(Иоан.гл.5)

Вознесение св.Илии в «огненной колеснице», после того, как он прошел «крещение водой в купальне», “возвращение на огненную Родину”:



Кама, часть которой составляют страсти и эмоции, животные инстинкты, все же помогает Душе развиваться, возбуждая желание и давая импульс, необходимый для восхождения.

« Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту*. //*По другому чтению: и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт.гл.3)

«Душа является единственным, прямым посредником между человеческой личностью и его божественным Эго. Только душа определит и передаст высшему Манасу «накопления» человеческой личности».
“Кундалини - это то, что побуждает вас пойти на величайшее Приключение… Это поиск, который делает жизнь пригодной для проживания, это божественное побуждение.”
Высший манас (Божественное Эго) - есть совершенное знание всех форм знания, относящихся к объекту или субъекту в сцеплении причин и следствий.
Низший манас во многих отношениях представляет наибольшую трудность для понимания. С ним связаны величайшие тайны. ..
Самое важное, что необходимо усвоить, – это его взаимосвязь с высшим Манасом.
Манас есть как бы шар чистого, Божественного Света, Луч Мировой Души, единица с более высокой сферы, где нет никакой дифференциации. Это высшее Эго, или же высший Манас, Манас как таковой. Но никогда не следует забывать, что низший манас в естестве своем подобен высшему.
Это высшее Эго, воплощаясь, испускает Луч, - низшее эго. При каждом воплощении излучается новый Луч, и все же в естестве своем это все тот же Луч, ибо сущность всегда едина – она одна и та же в тебе, во мне и в каждом из нас. Пламя вечно. Из Пламени высшего Эго возгорается низшее, из него – низший проводник и так далее…Высшее Эго есть Солнце, можем мы сказать, а личные манасы суть его лучи; миссия высшего Эго – испустить Луч, долженствующий стать душой ребенка. Только так может проявиться высшее Эго, и.. накоплять опыт; и отрывок в упанишадах, где сказано, что боги кормятся людьми, означает то, что высшее Эго пожинает свой земной опыт через посредство низшего.
…Низший Манас является эманацией Высшего Манаса; он той же натуры, что Высший. Эта натура не может на этом плане ни производить впечатления, ни воспринимать какие-либо впечатления: Архангел, не обладая опытом, был бы бесчувственным на этом плане и не мог бы ни дать, ни воспринимать впечатления. Поэтому Низший Манас облекается в сущность Астрального Света; эта астральная оболочка отгораживает его от его Родителя, за исключением только через АНТАХКАРАНУ, что есть единственное его спасение. Разорвите ее и вы станете животным… (Блаватскя Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы)
МОСТ
АНТАХКАРАНА (Санскр.) является триединой манифестацией Логосов Отца, Матери и Сына – Триединого Творца нашего мироздания. Символ Антакарана (Antahkarana) является очень древним и глубоко сакральным. Он относится к началу сотворения Вселенной и олицетворяет собой целый комплекс тайн устройства Бытия. Это – Божественная тайна. НО Творец предлагает своим творения поэтапно познать Его, открывая им Свои тайны по мере их духовного роста и самосовершенствования.

«Этот термин имеет различные значения, разнящиеся у каждой школы философии … Так, Шанкарачарья переводит это слово, как “понимание“; другие - как “внутренний инструмент, Душа, образованная мыслящим принципом и эгоизмом”; в то время как оккультисты разъясняют это как тропу или мост между Высшим и Низшим Манасом, между божественным Эго и личной Душой человека.

Он служит посредником связи между обоими и передает от Низшего к Высшему Эго все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть, по своей природе, ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и, таким образом, стать бессмертными вместе с нею; это единственные элементы мимолетной Личности, переживающие смерть и время. Отсюда явно следует, что лишь то , что в человеке благородно, духовно и божественно, может подтвердить в Вечности то, что он существовал». (Теософский словарь)

Вопрос 19. В «Голосе [Безмолвия)» сказано, что мы должны стать «самим Путем», а далее – что антахкарана и есть сей Путь. Означает ли это нечто большее, нежели то, что мы должны «навести мосты» между сознанием высшего и низшего Эго?
Ответ. Только это.
Вопрос 20. Сказано, что на Пути имеется семь Врат; тогда и в антахкаране существует семь делений? Является ли также антахкарана полем битвы?
Ответ. Да, она – поле битвы. В антахкаране семь делений; переходя от одного к другому, вы приближаетесь к высшему Манасу. Когда вы навели мост через четвертое, считайте это удачей.(Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы)


«способность и функция Антахкараны столь же необходимы, сколь посредничество уха для слуха или глаза для зрения, доколе чувство личного я, или эгоизма, не полностью подавлено в человеке и низший разум не вполне слился с высшим (Буддхи-Манасом) и не стал воедино с ним, то здравый смысл подсказывает, что уничтожить антахкарану все равно что уничтожить мост над непроходимой пропастью: путник никогда не сможет добраться до цели на противоположном берегу.

Ни единой ступеньки лестницы, ведущей к знанию, проскочить нельзя. Ни одна личность никогда не сможет установить связь с Атманом, кроме как через Буддхи-Манас; пытаться стать … «Махатмой», не став адептом или хотя бы налджором (безгрешным человеком), все равно что пытаться добраться до Цейлона из Индии, не пересекая моря. Потому-то нам и говорят, что, если мы уничтожим антахкарану до того, как личное эго полностью подчинится безличному Эго, мы рискуем утратить последнее и навсегда разобщиться с ним, если только, воистину, мы не поспешим восстановить связь величайшим и последним усилием.
И только когда мы неразрывно связаны с естеством божественного Разума, нам следует уничтожить Антахкарану.

Антахкарана есть наименование того воображаемого моста, тропы, что пролегает между божественным и человеческим Эго, ибо они суть два отдельных Эго на протяжении человеческой жизни, вновь становящиеся единым Эго в дэвакхане или нирване. Для личного эго не существует бессмертия, если только нравственная природа не сливается с божественным Эго. Выживает только то, что сродни самым духовным эманациям личной человеческой души.

Преисполнившись в течение жизни понятия и чувства «Я-есмь-Я» своей личности, человеческая душа, носитель самой сущности кармических деяний физического человека, становится, по смерти последнего, неотъемлемой частью божественного Пламени . Она обретает бессмертие в силу того простого факта, что теперь она прочно привита к Монаде, которая есть «Древо Жизни Вечной».
