ladieskawaii пишет:
http://2012god.ru/forum/forum-49/topic-2617/page-76/post-359914/
Ма́йское де́рево — украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая.
Майское дерево представляет мужской принцип в божественном бракосочетании Духа-Отца и Земли-Матери. Это также помело ведьмы во время Хэллоуина, на котором Старуха вылетает в дымоход и отправляется за луну, в царства духов.
наконец дошли руки…(или глаза?)…покопаться с твоим «майским деревом»
Интересное сравнение: «Майское дерево представляет мужской принцип в божественном бракосочетании Духа-Отца и Земли-Матери. Это также помело ведьмы во время Хэллоуина…»
Ты где его взяла? Что-то у меня божественное бракосочетание с помелом ведьмы пока не очень стыкуется. Но все может быть. Проведем расследование.
Майское дерево
Во многих народных традициях - украшенный столб или дерево, вокруг которого водят хороводы 1 мая, аккурат после ночи ведьм.
Ночь ведьм
“По поверью, в конце апреля на Лысой горе бывают сборища ведьм, оборотней и душ усопших. (Такие же сборища ведьм бывают на Святки, на Пасхальной неделе, и в ночь на Ивана Купала )”
Лысая гора
“Гора , связанная с колдовством и сверхъестественными силами. Гора для шабаша ведьм. Упоминания лысых гор встречаются в многочисленных исторических и литературных источниках, в том числе в произведениях Гоголя и Булгакова (в «Мастер и Маргарита» Лысая гора - место распятия Иешуа) Достоверных сведений о происхождении культа лысых гор нет. Наиболее известная в фольклоре – Лысая гора в Киеве”.
Так. Почему именно месяц май связан с традицией водить хоровод вокруг деревца?
Май
Интернет справка: “В большинстве языков Европы название месяца май соответствует греко-римской традиции . Месяц назван так в честь горной нимфы Майи, которая отождествлялась с римской богиней плодородия”.
Странно. Богиня вроде плодородия, а жениться в мае – плохая примета
Майя – в греч. мифологии, горная нимфа, одна из семи сестер-плеяд. В гроте аркадской горы Майя сошлась с Зевсом, от которого родила Гермеса –бога странников, воров, торговцев и ремесленников.
Нимфа –(от греч. nýmphē — куколка, личинка, буквально - Невеста) олицетворение живой стихийной силы в виде девушки.
Майя в индийской философской традиции:
«Майя (букв. «иллюзия») - особая сила, или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений. Майя является иллюзией не от того, что она лишена бытия, а оттого что она — преходяща.
Майя — созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путем отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота сансары.
Для индуизма (как и буддизма) характерно сравнение майи с постоянно меняющимися очертаниями облаков, пузырями на воде и т. п.”
Ну что ж, эта Майя все же родственна с греческой Майей… Интересно, а название народа Майя никак не связано с «иллюзией»? Говорят же, что он (народ) «пропал таинственным образом».
Немного становится понятней, что это за майское деревце такое, иллюзорное.
У восточных славян такое дерево наряжалось на «Семик» - семь дней, предшествующих Троице.
Также, Семик еще называли «Русальной неделей» и еще… «Задушными поминками»
В эти семь дней плели венки, водили хороводы вокруг наряженного дерева, гадали. В общем, все было похоже на Святки , только это были «Зеленые Святки».
Главный день этой праздничной недели назывался или Семик или Мавский день или Троица умерших. Одним словом, это были Поминки, и поминали сначала «заложных», а потом «родителей».
Снова понадобится разъяснение. «Родителями» называли тех, кто умер по старости естественной смертью.
К «Заложным» относились все остальные :
«больше всего среди них самоубийц, затем умершие «насильственною смертью» , «замерзшие в дороге» , умершие в дороге (значит, скоропостижно) чумаки и другие прохожие..»
Считалось, что души «заложных покойников» возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифологических существ - русалок (утопленных), домовых ( те кого прокляли родители), кикимор (младенцы умершие некрещеными или проклятые матерями еще в утробе), леших и т.д.
Или вот, например, те кто пал в бою, тоже относились к «заложным», а не к «родителям». И их души тоже скитались по земле положенный срок.
Тела «заложных» доставляли в определенное место, которое называлось «Убогий дом», «Божедомка», «Жальник», «Скудельня» (про скудельню, «землю горшечника» сегодня в Откр.№2 писала )
Как-то не очень это понятно. Если человек убил сам себя, раньше времени решил сойти с «колеса обозрения», то понятно, что душа его остается на земле доживать положенный срок, как и было запланировано. Но за что такое наказание тем, кто «замерз в дороге»?
Видимо, все же ничего не происходит просто так.
«Преступников, смертной казни преданных, клали в особенные места, кои назывались убогими домами, в которые прятали также и бедных, коих никто не хотел предать честному погребению; спрятанные поносным для них образом в рогожи, здесь, в выкопанных ямах, лежа по нескольку человек не отпеты, отпеваемы были только один раз в году на седьмой неделе по Пасхе. ..и день сей называется Семиком, сопровождавшимся прежде, как и свистопляска, разными дурачествами и беспутствами
В Семик проходили ярмарки, на которых продавали главным образом детские игрушки, особенно же свистки разных сортов, поэтому в этот день слышался неумолкаемый свист
Дети целый день катали глиняные «шарыши» (шары), свистели в дудки, рожки, деревянные волынки. В общем, заупокойный Семик носил «вид веселого праздника».
Свист - языческий оберег от нечистой силы.
«Заложные покойники отличны по своей природе от прочих умерших: они доживают свою земную жизнь, почему они более первых нуждаются во всем земном. Вот почему заложных желательно пораньше и подальше спровадить от местожительства живых. Такое-то провожание, «проводы» заложных мы и склонны видеть в семицких их поминовениях… Но можно объяснять это веселье и несколько иначе: заложные покойники, сохраняя свой земной нрав, испытывают весной потребность в обычных весенних увеселениях деревенской молодежи; если им этих увеселений не предложить, то они будут тосковать и, пожалуй, мстить. …Прежде, во время Семика были известны и Кулачные бои, этот остаток языческих тризн…» (Зеленин Д. 1909г)
в общем, мой вывод: хороводы вокруг “дерева иллюзии” связаны с поминками неупокоенных душ, которые соскочили, нет,… думали, что добровольно соскочили с колеса сансары, но глубоко ошиблись. Ну и тех душ, у которых по разным причинам не получилось использовать отпущенный им срок на распутывание кудели своей судьбы.