Ну а вот и результаты экспертизы, вкратце
1. Цвет кожных покровов естественный, следов трупного окоченения и трупных пятен не имеется. Суставы подвижные.
2. Кожа эластичная.
Дело в том, что трупное окоченение длится, начиная с 4-5 до 36 часов после смерти.
Поэтому тело Хамбо ламы производит впечатление умершего 4-5 дней назад. Есть несколько похожих случаев. В Италии некоторое время назад обнаружили саркофаг с телом девушки лет 15-ти, выглядевшей так, как будто она только что заснула.
В 1991 году National Geographic опубликовал статью, в которой описывался такой случай. Супруги в высокогорных Альпах обнаружили хорошо сохранившийся труп мужчины. Разумеется, сразу сообщили в полицию, было возбуждено уголовное дело. Однако в ходе расследования и экспертизы выяснилось, что этот человек умер около 3-4 тысяч лет назад. Это было определено по тем инструментам, которые были обнаружены в его торбе. А сохранилось тело благодаря низким температурам той среды, где оно находилось. Так что существует много различных прецедентов такого рода.
Что же касается случая с Хамбо ламой Итигэловым, то здесь мы не имеем никаких аналогий и не знаем, как назвать состояние, в котором находится его тело.
4 ноября я осмотрел тело. Лама сидит в положении лотоса, спина прямая, голова опущена на грудь. Кожные покровы стали немного бурыми в тех местах, где кожа тонкая. Ямка при нажатии не образуется, но мышцы придают коже эластичность. В крупных суставах сохранилась подвижность.
Т.е. в целом всё осталось так же, как и два года назад. Те незначительные изменения, которые произошли за это время, обычно происходят с телом умершего человека за несколько часов. К тому же я думаю, что они вызваны, скорее всего, перепадами температуры и теми манипуляциями, которые проводились с телом ламы Итигэлова при перевозке, осмотрах, исследованиях и т.д.
Я, честно говоря, не надеялся, что лама Аюшеев даст мне какие-либо образцы тканей тела ламы для анализа. А было бы очень желательно получить такие образцы. На следующий день лама Аюшеев сам дал мне три пакетика. В одном было несколько волос с головы Итигэлова, в другом пластиночка ороговевшей кожи и в третьем – часть среза ногтя. Более того, Аюшеев сам предложил мне попросить ещё образцов, если мне покажется, что этого недостаточно.
Я сделал из этого следующий вывод – религиозные деятели даже такого высокого ранга ставят перед собой вопрос о том, в каком состоянии находится тело ламы.
Когда я приступал к осмотру, в голове у меня был полный сумбур. Я, честно говоря, боялся смутить присутствующих лам.
Результаты обследования были оформлены протоколом осмотра, который был подписан судебными медиками.
7 ноября я увозил в Москву образцы тканей тела ламы, а также образцы тканей его родственников.
Я не ожидал, что исследования пойдут в таком темпе. Уже через несколько дней ко мне пришли люди с 1-го канала ТВ и предложили ускорить исследования, чтобы познакомить широкую общественность с их результатами. К тому же необходимо было избежать разрушения объектов.
В результате анализа мы увидели абсолютно прижизненные характеристики волос и ногтей. Также были обнаружены небольшие изменения по сравнению с прижизненными в неорганических соединениях кожи и костей, здесь речь идёт о фосфатах, но эти изменения, подчёркиваю, очень незначительны.
Затем мои коллеги провели другие анализы. Рентгенфлюоресцентный анализ также подтвердил наши результаты. В образцах тканей ламы зафиксировано наличие всех элементов таблицы Менделеева и несколько повышенное содержание брома.
Первый вопрос, который обычно задают судебным медикам – какова давность захоронения. Я бы дал 36 часов, если бы не знал, какова она на самом деле. Так или иначе, я бы допустил ошибку. К сожалению, такие ошибки бывают.
На Кавказе я видел тела людей, умерших не 10-15 лет назад, как кажется на первый взгляд, а несколько сотен лет назад. Поэтому и возникает сугубо научный интерес. Но особенное исключение этого феномена в том, что Хамбо лама Итигэлов при жизни знал о том, что тело его останется нетленным и он вернётся в лоно своей Церкви. А подвижники буддизма, как и учёные, также говорят о том, что этот случай не имеет ни определения, ни аналогий в истории буддизма”.
Отвечая на вопросы журналистов-скептиков, Виктор Николаевич заявил, что “абсолютно точно это его образцы, а не кого-нибудь другого, например, его родственников. И хотя я не видел, как брали образцы, предоставленные мне ламой Аюшеевым, когда мне показалось, что образцов ногтей недостаточно, ламы, присутствовавшие при осмотре, при мне сделали дополнительный срез ногтя. Дело в том, что хотя в истории подобные случаи и имели место, научных исследований их не проводилось, или, по крайней мере, я о них ничего не слышал”.
Как известно, одной из специфических особенностей журналистики является поиск сенсаций. Поэтому не мог не прозвучать вопрос “Можно ли предположить, что он всё-таки жив?”. Судебный медик Звягин ответил отрицательно: “Нет. Если температура тела ниже 20 градусов по Цельсию, он мёртв. Давность смерти мне неизвестна. Вероятно, его похоронили, когда он умер”.