В понедельник 11 июля около двух часов дня у здания Генерального консульства Азербайджана в Екатеринбурге собралось более пятидесяти азербайджанцев. Напуганные и растерянные люди пришли посоветоваться, что им делать, как реагировать на полицейский произвол. С пятницы работа единственного в Екатеринбурге оптового продовольственного рынка фактически парализована.
— У нас забрали товар, говорят, выдайте человека, который приезжал в Сагру, и мы оставим вас в покое. А при чем тут мы?
По словам торговцев, на рынок ежедневно приходят сотрудники УБЭП областной полиции, у многих изъяли товар. Описи, конечно, составляются, но бумаги забирают вместе с товаром…
Приехавшая к генконсульству омбудсмен по Свердловской области Татьяна Мерзлякова успокоила людей, пообещав, что сейчас же вместе с генеральным консулом Султаном Гасымовым поедет к прокурору и потребует принять меры прокурорского реагирования.
Пока земляков успокаивал генконсул, успеваю переговорить с Мерзляковой. По ее мнению, следствие нередко ведет себя грубо, а процедура опроса местных жителей в Сагре ее возмутила особо.
Сагринцы рассказывали мне, как это происходило. Собрали всю деревню к медпункту. И весь день опрашивали. А вокруг стояли сотрудники полиции, не разрешая никому разойтись. В деревне горько шутят: «Вначале приехали каратели, а потом — полицаи…»
Мерзлякова убеждена, что именно бездействие правоохранительных органов привело к тому, что произошло в Сагре:
— Уже месяца три ситуация в деревне была пожароопасной. Полиция должна была вмешаться в нарастающий конфликт еще в апреле. Для этого были все основания.
Не устает раздавать интервью Валентина Лебедева — сестра Сергея Красноперова, того самого цыгана, позвавшего на подмогу братков из города. Лебедева утверждает, что конфликт с местными жителями начался после того, как Сергей получил лицензию на лесозаготовки и начал поставлять древесину на лесопилку в соседнем селе Исеть. Но удалось выяснить, что лицензия эта была на санитарную рубку вдоль железнодорожного полотна. И делового леса на этих участках нет, один кустарник. Как утверждают работники исетьской лесопилки, никто из Сагры леса им не поставлял.
Также Лебедева утверждает, что она и сама была в одной из машин, приехавших в Сагру 1 июля:
— Нас было человек десять. Мы приехали просто поговорить, но попали в засаду, в нас начали стрелять со всех сторон, у нас не было никакого оружия.
Между тем, по сведениям, полученным на условиях анонимности от одного из членов следственной группы СКР по Свердловской области, уже установлено, что людей для участия в «стрелке» собирал брат Валентины — Иван Лебедев. Который еще в 2005 году был приговорен к 9 годам лишения свободы за распространение наркотиков в особо крупном размере и отбывает наказание в колонии строгого режима — ЛИУ-23 ОИК-4 ГУФСИН РФ по Свердловской области. Когда Лебедеву позвонила его сестра Валентина, он обратился к Кахаберу Чичуа, который вместе с ним отбывает наказание. И уже Чичуа «состыковал» Валентину Лебедеву с Ахметом Бекоевым, известным в криминальном мире по кличке Бека. Именно Бека собрал людей для ночного рейда в Сагру.
О количестве людей, приезжавших в поселок, следственная бригада получила информацию от многих людей. В том числе и от Василия Белоусова, который вырос в Сагре, а сейчас живет в Екатеринбурге и работает на грузовой «Газели».
Мне удалось разыскать Василия. Он рассказал, что 1 июля в обед вместе со своим другом Дмитрием Беливаком, выехали из Екатеринбурга в Сагру, чтобы помочь с переездом в город родителям Дмитрия. Приехали, навестили друзей-знакомых, загрузились. Выехали из деревни уже в одиннадцатом часу.
— При въезде в Исеть (8 км от Сагры. — И. М.) мы с Димой увидели пассажирскую «Газель», а за ней целую колонну легковых автомобилей, в которых были люди, одни мужики. Дима начал считать машины, насчитал пятнадцать. А я позвонил Григорию Зубареву (сыну Сергея Зубарева, которому сегодня предъявлено обвинение по ст. 213 УК РФ «Хулиганство» за участие в перестрелке. — И.М.), моему другу, и сказал ему, что в Сагру едет колонна.
Именно после этого звонка отец Григория Сергей Зубарев прибежал к Виктору Городилову и сказал:
— Дядя Витя, помогите, нас едут убивать!
Почему Зубарев решил, что его «едут убивать»? Потому, что именно он вместе с Городиловым-младшим — Сергеем за несколько дней до этого приходил к цыгану Красноперову. И именно после этого Красноперов «назначил стрелку» Зубареву, пообещав, что «ему несдобровать».
Среди девяти мужиков, собравшихся за околицей села встретить непрошенных гостей, был и 48-летний Андрей Денисов. В субботу, 9 июля, в то самое время, когда в Сагру прилетел губернатор Свердловской области Александр Мишарин, в доме Денисова проходил обыск. Андрей добровольно сдал карабин «Вепрь», охотничью двустволку, газовый пистолет. Всё оружие — официально зарегистрированное.
— Когда узнал, что в деревню едут бандиты, — говорит Андрей, — взял газовый пистолет, карабин — мало ли как там могла сложиться ситуация, завел мотоцикл и поехал за село… Перестрелка длилась минут 7—10. Я стрелял только из пистолета, для шума. Стрелял, перебегая с места на место. В магазине карабина как были пять патронов, так и остались. Да если бы я хотел стрелять прицельно, подстрелил бы ровно пятерых.
Слова Денисова внушают доверие, потому что он охотник, из тех, про кого говорят, что « может попасть белке в глаз». Детство Андрея прошло в военных гарнизонах, с закрытыми глазами разбирал-собирал пистолеты, автоматы и пулемет. Он утверждает, что у нападавших были помповые ружья, гладкоствольное оружие, обрезы, пистолеты ПМ, травматика.
Андрей говорит, что не видел, чтобы кто-то из нападавших был ранен, хотя, перебегая с место на место, все время занимал именно такие позиции, чтобы контролировать ситуацию.
Адвокат фонда «Город без наркотиков» Анастасия Удеревенская не уверена, что Фаит Мусаев был ранен именно во время перестрелки у Сагры:
— Если его ранили там, почему повезли в больницу в Екатеринбург? Почему «проскочили» больницу в Пышме? Почему проигнорировали больницу в Уральске? Если Валентина Лебедева была в одной из машин, она не могла не знать, что и в Пышме, и в Уральске могли оказать как минимум первую медицинскую помощь. Но его почему-то повезли в Екатеринбург, думаю, что растрясли и бросили на крыльце больницы. Он и умер от потери крови.
Если бы не фонд «Город без наркотиков», инцидент в Сагре едва ли получил бы всероссийскую огласку. И в фонд сегодня идут и звонят люди, которые не верят в справедливость силовиков. Обратилась и Галина Т., которая утверждает, что ее сын-наркоман покупал наркотики именно в Сагре у Сергея Красноперова. Галина попросила пока не называть ее фамилии, но оставила свой телефон и намерена найти и привести людей, которые, как и ее сын, покупали наркотики у Красноперова.
В Сагре тоже мало кто сомневается, что благодаря Сергею Красноперову деревня оказалась в зоне интересов наркомафии. И не как рынок сбыта, потому что в селе наркоманов нет, а как перевалочная база наркотрафика.
Прошло уже полторы недели после перестрелки. А улицы села безлюдны, детей из домов стараются не выпускать. Жители села не сомневаются, что воротилы наркобизнеса, к которым и обратился за поддержкой Сергей Красноперов и его сестра Валентина, вернутся, как только село покинут полицейские. Власти упорно продолжают говорить о «бытовой версии» ночной перестрелки.
P.S. Как стало известно на момент подписания номера, Сергей Красноперов найден правоохранительными органами и арестован.