donbraun пишет:
пс. Алиса, не берусь это растолковывать..пока
Я тоже не могу сказать, что я эти слова ясно понимаю, но лучше разобраться с этим вопросом, правда? А то любим друг друга Жатвой попугать, видим признаки Жатвы и Пришествия в кругах на полях… а вот что куда “берется” и кто где “оставляется” объяснить не берёмся…
Вот, в помощь (может быть) нашла мысли Блаженного Феофилакта Болгарского по этой теме. Тезисно… из его “толкования евангелия от Луки, 17 гл”., где как раз звучали слова, о которых спросила.
О непривязанности
« …в притче о богатом и Лазаре, Господь показывает фариесеям, какое постигнет их наказание за привязанность к богатству…. Ничто так не располагает к собиранию сокровищ, как неверие, что Бог есть великий казначей. Ничто так не укрепляет в нестяжательности, как вера в Бога и твердое на Него упование».
О скромности
«…притчей о смоковнице Господь объявляет, что не должно величаться никаким совершенством, и исполнением заповедей…ибо кто исполняет заповеди, тот не делает ничего великого… Обратите внимание на то, что в притче прежде сказано о “пaшущем”, а потом уже о “пасущем”. Ибо прежде нужно землю возделывать…Кто хорошо возделал свою плоть, как будто землю, тот достоин быть и пастырем. Ибо кто не умеет собственным домом управлять как следует, тот как будет печься обо всём Собрании? …Итак, прежде возделай самого себя, а тогда уже других паси… а потом просвети в себе свет разума, чем и обозначается важнейшая часть пастырской должности».
О прощении
«Господь говорит: если брат твой согрешит против тебя, ты выговори ему наедине, и если послушает тебя, ты приобрел его,…а кто не послушает, тот мерзок и недостоин называться братом. …и если много раз получил прощение и снова навредит и снова покается,…семижды прости ему… ведь «даже бесплодная рождает семь раз».
О наблюдении за собой
«Господь предостерегает учеников: “Наблюдайте за собою“. ..придет зло, но не будьте за него в ответе, ибо злу необходимо прийти, но нет необходимости вам погибнуть, если будете осторожны и вооружитесь. Необходимо прийти волку, но если пастух бодрствует, нет необходимости овцам погибнуть, и волк должен уйти с пустым зевом».
О приходе Царства Божьего
«Господь часто в Своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом « когда оно придет?», в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете.
Что же Христос? Он не отвечает безумным …и оставляет их блуждать относительно Царствия Божия… Умолчав о сем, так как они по своей глухоте недостойны были слышать о сем… О времени наступлени Царствия Божьего Он говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору……поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим».
«Господь объявляет, что они (фарисеи) не понимают такого предмета, который находится внутри их и которого желающему очень удобно достигнуть. Ныне, когда Я нахожусь среди вас, вы, несомненно, можете получить Царствие Божие, если уверуете в Меня и решитесь жить по Моим заповедям….вам присуще Царствие Божие, доколе Я нахожусь с вами. “Не соблазняйтесь… скажут вам, -вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь”. Не слушайте - говорит, - ничьих убеждений, будто Я пришел здесь или там. Ибо второе Мое пришествие, блистательнейшее и славнейшее, не ограничится каким-нибудь местом, а как молния не скрывается, но является с одного края земли на другом краю, так светло и явно будет и второе Мое пришествие и ни для кого не будет сокрыто».
И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; И пришел потоп и погубил всех.
Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
«…здесь Господь указывает на внезапность и неожиданность Своего пришествия….в то время как люди погрязнут в чувственном наслаждении, как было при Ное, и не будут ожидать никакой неприятности, подобно людям, жившим в дни Ноевы и во дни Лотовы…»
В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
Вспоминайте жену Лотову.
Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
«В день пришествия антихриста, тот кто будет “на кровле”, то есть на высоте добродетели, тот не сходи с неё , не спускайся за житейским предметом. Ибо все житейские предметы … служат иному к добродетели, а иному к злодеяниям. Но, стоящий на высоте добродетели, не сходи с неё, но противься злобе и не ослабевай.
Подобно и тот, кто будет на поле, да не обратится назад. Ибо находящемуся в поле, то есть в мире сем возделывающему добродетель, не должно обращаться назад, но должно простираться вперед, как в другом месте сказано: “никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия”. Господь представляет в пример жену Лотову: Она, обратившись назад, стала соляным столпом, … оставшись во зле, стала памятником поражения, которое потерпела.
Всякий, стоящий на высоте добродетели не должен сходить с оной за житейскими предметами, не должен увлекаться приобретением, и имуществом, и из-за них ослабевать в борьбе; …равным образом, находящимся в поле не нужно «возвращаться», а также и тому, кто будет дома, нужно бежать… Ничего впрочем нет удивительного, если это сбылось при взятии Иерусалима и опять сбудется в “пришествие антихриста”, особенно же пред самым временем кончины (мира) имеет быть невыносимо тяжелая скорбь…»
Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;
две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.
На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им:
где труп, там соберутся и орлы.
«… отсюда мы научаемся тому, что пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что двое будут в постели, показывает беззаботность людей. … молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф. 19, 23-24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, и не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен в сретение Господу (1 Сол. 4, 17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный. Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем же указывается на многотрудность жизни бедных.
Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал:
где труп, там и орлы
то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, в то время как грешники тяжелы и потому остаются внизу.
Как тогда, когда лежит мертвое тело, и все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. А праведники просветятся, как солнце» .
***
Напоминаю, что это было мнение Блаженного Феофилакта Болгарского….очень полезное, на мой взгляд, для понимания сути Пришествия и Царства Божьего… (аллегорию про труп я пока не очень поняла)
..и, всё-же, интересно, почему Феофилакт не заострил своё внимание на разделении по «полам: он/она» ..не думаю, что это просто так было сказано (при условии что перевод правильный) И тогда вопрос остается – почему «богатые/беззаботные» это «он /он», а «бедные/мелющие» это «она / она» , а те кто «в поле / в мире возделывающие добродетель» это снова «он / он»… у кого-нибудь есть версии?