______________________________________________________________________
Аскет сказал:
“Святой человек подобен воде, ибо он свободен от загрязнения, текуч по природе, и речь его подобна звуку течения реки. Благодаря созерцанию, слушанию или прикосновению к такому святому, существо очищается так же, как человек очищается, купаясь в чистой воде. Святой, подобно святому месту, очищает всех тех, кто соприкасается с ним, ибо он всегда воспевает славу Господа.
Подобно огню, он должен сжигать все нечистоты и знать, что как и огонь, реальность скрывается во внешней форме. И также, подобно огню, преданный, который наполнен светом, не будет затронут нечистотами, даже если бы ему и пришлось войти с ними в соприкосновение. Как и огонь, истинная природа святого иногда проявляется, иногда остается скрытой.
От земли я научился не позволять быть раздавленным: человек не должен бросать свое дело, даже если он подвергается унижению, равно как земля остается верной своему делу.
Через деревья и горы, земля научила меня, что жизнь существует для бескорыстного и смиренного служения всем.
Воздух научил меня, как не быть затронутым смрадом, когда движешься среди предметов сего мира. Воздух, как дыхание жизни, научил меня довольствоваться тем, что нужно в данный момент, и тому, что жизнь дана для самопознания, а не для чувственного наслаждения; и потому, как нельзя умирать с голоду, нельзя и жить ради еды.
Истинное “Я” преодолевает все, и подобно пространству, его не меняют возникающие и исчезающие формы.
Хотя могущественный ветер перегоняет облака и штормы через небо, само небо никогда не бывает затронутым такой деятельностью. Подобно этому, душа не изменяется и не затрагивается контактом с материальной природой.
Несмотря на то, что существо входит в тело, сделанное из земли, воды и огня, и несмотря на то, что оно приводится в движение тремя гунами природы, создаваемыми вечным временем, его вечная духовная природа никогда на самом деле не затрагивается.”
Аскет продолжал: “Чувственное наслаждение, как и боль, находится одновременно на небесах и в аду; мудрому не следует этого желать. Подобно удаву, он должен довольствоваться тем, что приходит к нему непрошеным. Следуя примеру удава, нужно оставить усилия и принимать пищу, которая приходит сама по себе, будь она вкусной или безвкусной, обильной или скудной.
Если пища не доступна в течение множества дней, то святой человек должен поститься, не предпринимая никакого усилия. Он должен понимать, что он сейчас постится по воле Бога.
Человек отречения должен быть миролюбивым, спокойным, недостижимым, неуязвимым и, подобно морю, не поддаваться симпатиям и антипатиям.
И как океан остается неизменным вне зависимости от того, оскудеют ли или вовсе пересохнут впадающие в него реки, точно так же и аскет должен оставаться уравновешенным, получает ли он нечто благое или что-то противоположное.
Как пчела собирает нектар с различных цветов и делает мед, так и мудрый человек должен черпать мудрость из различных источников и делать ее своей. Но наоборот, в противоположность пчеле, ему следует избегать накопления, иначе он пострадает, как пчела от рук пчеловода.
Из всех чувств труднее всего контролировать чувство вкуса; тот, кто сумел подчинить его, сможет управлять и всеми остальными.
Тот же, кто не справился со своим аппетитом, попадается, словно рыба на крючок.”
Аскет продолжал: “Я видел, как один сильный ястреб напал на другого, послабее, у которого в клюве было мясо. Так и люди не оставляют в покое того, кто обладает мирскими богатствами.
Ястреб бросил мясо и счастливо взмыл вверх — так и человек должен оставить материальные предметы и пребывать в мире. Родители всегда погружены в заботы о своих доме, детях и репутации.
Но я не имею ничего общего с этим. Я вообще не тревожусь ни о какой семье, и я не забочусь о чести или бесчестии. Я наслаждаюсь только жизнью души и божественной любовью. Подобно ребенку, я свободен от чести и бесчестия, забот и тревог. Только невинное дитя и похожий на него мудрец счастливы в этом мире.
Одна молодая девушка прислуживала гостям, пришедшим ее сватать. Пока она лущила рис, браслеты на ее запястьях производили неприятный шум. Чтобы его устранить, девушка начала срывать их один за другим. Когда на каждой руке осталось лишь по одному браслету, воцарилась тишина.
Так я узнал, что где собирается много людей, наступает хаос, где собираются двое, возникает сплетня. Человеку следует оставаться одному. ”
______________________________________________________________________