В современном русском языке есть два омонима прозябать. /Омонимы - одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова/
Эти два разных слова по странной игре случая смешаны и слиты в одно слово в словаре Ушакова. Здесь читаем: «Прозябáть, áю, áешь, несов. 1. «Расти, прорастать» (книжн. устар.). 2. перен. Вести мало осмысленный, бесцельный образ жизни (разг. пренебр.).
Трудно представить себе более немотивированное смешение и более странную ошибку. Во всех предшествующих академических словарях эти слова правильно разъединены.
Правда, Фр. Миклошич в своем «Этимологическом словаре» и И. А. Бодуэн де Куртене в «Лингвистических заметках и афоризмах» пытались найти в этих словах общий корень. Корень *зѧб – з ” б…, по словам проф. Бодуэна де Куртене, «ассоциируется со значениями: «столбенеть», «коченеть», «застывать», «зябнуть» и т. п.; «кол», «столб», «гвоздь», «зуб», «гребень» и т. п. Зяб- в глагольном смысле значит тоже, с одной стороны, «выходить из земли колом, ростком, зародышем», «рости, подымаясь прямо вверх» и т. д. (зяб-ать), с другой же стороны, «коченеть от холода», зябнуть (ЖМНП, 1903, май, с. 23). Но взгляд Миклошича и Бодуэна не разделяется большинством лингвистов. Да и независимо от этого бесспорно, что в истории русского языка эти два омонима всегда были далеки друг от друга. Достаточно указать на производные от прозябать – произрастать существительные: прозябание в устарелом значении, например, у Пушкина в стихотворении «Пророк».
Слово прозябать (в значении «прозябнуть») имеет очень интересную семантическую историю в русском литературном языке. По своим истокам это – старославянизм. В языке древнерусской письменности данное слово употреблялось в переходном, каузативном значении: «произращать; производить» – и в непереходных значениях: 1) «произрастать, дать ростки, прорасти». Например, в Четвероевангелии 1144 г.: «Сѣмя прозябаеть и растеть». «Развиваться». В Пандектах Антиоха XI в.: «Скупость отъ малодушия прозябаетъ»; 2) «Произойти, быть родом откуда-либо». Например, в Житии Петра Гал. (Мин. чет. февр. 256): «От Галловъ блаженый Петръ прозябну (germinavit)»; 3) «Появиться, обнаружиться, распространиться» (см. Срезневский, 2, с. 1530–1531). В сущности, все эти значения – очевидные разветвления одного семантического ствола – идеи произрастания. Предположительно первоначальное представление: «пробиваться через земляной покров, прокалывать».
Любопытно, что уже в древнерусских памятниках слово прозябати как старославянизм, чуждый русскому языку, пояснялось иногда в глоссах. Например, в русском переводе «Хроники Георгия Амартола» άνεφύησαν: «прозябоша р. родишася» 458, 6… βεβλάστηκε: «прозябе р. родися» 458, 7; «прозябнути есть обычный перевод греч. βλαστάνειν» (Истрин, Хроника Георгия Амарт., 2, с. 209). С этим старым смысловым содержанием глагол прозябать – прозябнуть дожил до XVIII в. и был принят в высокий штиль русского литературного языка. И позднее А. С. Шишков очень любил это слово и даже рекомендовал употреблять его вместо развиваться в новом переносном карамзинском значении, в значении французского se devélopper (Рассужд. о ст. и нов. слоге, 1813, с. 299–300). Но в средних стилях литературного языка, особенно культивируемых Карамзиным и его сторонниками, слово прозябать как славянизм не было очень употребительно.
Ироническая экспрессия резко меняет и смысловые очертания слова. В слове прозябать все более стушевывается старое прямое значение «произрастать, расти», а выступает переносное «вести растительную жизнь, лишенную глубокого внутреннего духовного содержания, осмысленной цели». Этот новый оттенок ярко выступает уже в литературных стилях 20–30-х годов XIX в.
В языке художественной прозы 40–50-х годов окончательно устанавливается новое пренебрежительное значение слова прозябать. У Писемского в «Масонах»: «Меня всегда бесит, убивает, когда умирает молоденькое, хорошенькое существо, тогда как сам тут, чорт знает для чего, живешь и прозябаешь» (Михельсон, Русск. мысль и речь, 1902, 2, с. 135).
Подведем итог, исконное значение прозябать - прорастать, но ни как не мерзнуть и не вести малосодержательный образ жизни. А в значении прорастать имеется в виду прокалывать, т.е. прорезать, потому ошибочно и сравнивалось с колом, околеть от холода, столбенеть. И расти - это не дрожать, это прорезать, прорезаться. Когда у ребенка растут зубы, мы до сих пор говорим режутся.
23:44 20 Февраль 2020
scanira
Модератор
сообщений 5357
647
Svetlena пишет:
scanira пишет:
Учитывая, что былинный богатырь жил задолго до “разделения смыслов” слова прозябать, он никак не мог прозябать на печи))) т.к. тогда слово ещё использовалось в своём прямом смысле - прорастать.
А по поводу слова “прорезаться” (сильно тут не вникала), то семя вполне может прорезаться на поле, так же, как прорезаются и зубки у ребёнка, или клыки у волчонка (и т.д.). А Маликорн что то сильно занервничал. Заколебался, штоле? (вопрос по теме, поднятой чуть ранее )
Сказка та. Илья на печи сидел. Прозябал ли? Ну если понимать с иронией “вёл растительный образ жизни, лишенный духовности и тыды”, то может он внутренне зрел?
Прорезаться, проклюнуться - это преодоление внешней преграды, или оболочки семени/скорлупы яйца, или слоя почвы/тканей тела, а прозяб (о чём мы и спорим), как по имхо, то внутренне вырос, разбух потому и уже потом прорезался проклюнулся. А разбухает семя тогда, когда есть влага.
Я уже приводила примеры, что “зябь” - это что-то с колебаниями и с водой связано. Зяблые овощи (по словарю) - это мягкие, водянистые, после мороза такие бывают. Зябля - это овражек с грязной, застойной водой (болотце)..
ну поэтому я не хочу выкидывать “из процесса” воду и оставить одно “прорезание”.
Арагон утверждает, что зябь - это мороз.. Ну а куда всю воду девать? Которая в “зябле”, “зяблых” ну и в “зыбе”)))
23:46 20 Февраль 2020
Alto
Старожил
сообщений 7189
648
Aragon пишет:
Alissa пишет:Главные здесь со-гласные, именно они указывают на родство. А гласные - на разные нюансы.
Здесь я так понимаю , это когда удобно? Или мы можем увидеть родство , ну к примеру “кал”= “кол”, с разными ньюансами?
Это называется “беглые гласные”!
23:48 20 Февраль 2020
Alto
Старожил
сообщений 7189
649
Svetlena пишет:
Alto пишет:
Потом, посмотрев на страсти, кипящие в теме, исправил
Alto, не нервничай ты так. Он тоже свой пост в начале этой темы исправил, когда я его спросила - какое же было первое слово? И он мне ответил, что на моём уровне (!!!) это слово было “Любовь”. И ещё какую то ахинею написал. Жаль, я не успела скопировать. А потом он свой пост исправил. И после этого я ему и написала - “Туфта голимая твой ответ”.
Нет повода нервничать:) Мне вообще лениво это копать, да и неинтересно в принципе. Но коли кому охота - та за ради Бога. Но есть же специалисты…А тут 99% дешифровщиков ошибки в суффиксах делает, а уже туда же своим рылом в калашный ряд в корнях слов погрести норовит…Фукакнеприлична!!!
PS^ ЛЮБОФФ? Это прекрасно:) Мне подумалось, что накорябает своей павлиньей лапкой что-нибудь отстойное про “АЗ” или священный слог “РА”. Ну как обычно, впрочем:)
23:50 20 Февраль 2020
scanira
Модератор
сообщений 5357
650
Aragon пишет:
по ссылке выше много любопытной, и не очень, информации для прозябающих в долготерпном стремлении раскрыть мегасмысл зябь , под зябь, на зябь и прочее зябание.
Я свой пост исправила, привела цитаты из госта. Читай, ну и заодно прозябни в тему - о каких морозах в августе может идти речь?
23:54 20 Февраль 2020
Aragon
Старожил
сообщений 6160
651
Сканира. Я сразу прочитал. Это гост 89 года. Я привел цитату из Вильямс В., Основы земледелия, 1948, стр. 72.
1947 год время когда и было принято решение пахать на зябь в СССР
23:58 20 Февраль 2020
Svetlena
Старожил
сообщений 3835
652
scanira пишет:
Сказка та. Илья на печи сидел. Прозябал ли? Ну если понимать с иронией “вёл растительный образ жизни, лишенный духовности и тыды”, то может он внутренне зрел?
Да, конечно. Ещё вспомнила сказку “По щучьему велению”. Емеля тоже на печи сидел, и, не сходя с печи), поймал щуку, которая исполнила все его желания. Но он, как Илья Муромец, уж точно не “прозябал”, а внутренне рос (прорастал).
23:58 20 Февраль 2020
Azerat
Старожил
сообщений 5837
653
scanira пишет:
В данном случае мы обсуждали слово “прозябать” в значении “прорастать”, которое применил Василий Валентин относительно семя Камня. Речь в алхимическом трактате о Камне философов, это понятно. Отрывок-сноска, которую я привела выше, поясняет, что этот камень - “твердое и сухое вещество, способное быть уменьшаемо и дробимо, подобно камню. Кроме того, после разрушения его формы (которая есть зловонная Сера, требующая изъятия) … ».
эх, жаль цитата не закончена…
Вот более полный текст:
Глава 17. Последнее правило волшебника. … Последняя, седьмая глава, “О затвердении”, оказалась снабжена подзаголовком: “Concidentia oppositorum” – “Соединение противоположностей”. Она же занимала и меньше всего страниц, вдвое меньше по сравнению с первой. Гравюра перед главой также отличалась малыми размерами. Квадратная по форме, точнее, ограниченная квадратом, в который вписан круг, она изображала удивительнейшее существо. Николай долго вглядывался, пытаясь определить, что же не так в этой, на первый взгляд, вполне человеческой, фигуре. Не сразу до него дошло, что на гравюре изображен гермафродит. Человек на рисунке состоял из двух частей: левой – женской, и правой – мужской. Соединялись они точно посередине, так, что половинка лица оказалась с бородой, а другая – с длинными волосами. Одежда у разнополых половин различалась не очень. На общей голове покоилась пятизубчатая корона, по зубцам вольно вилась виноградная лоза. За спиной гермафродита плескались крылья, более всего похожие на нетопыриные. Женская половина держала в руке чашу, мужская – меч.
Вдоволь наглядевшись на чудо природы (природы?), прорисованное столь хитро, что с первого взгляда и не догадаешься, в чем тут смысл, Николай углубился в текст. Начиналась глава с патетического призыва: “Вселенная, внимай голосу моему, земля, отверзнись, все множество вод, откройся предо мною. Распахнись небо, и замолкните ветры, ибо всем сердцем восхваляю того, кто есть всеединый. Воистину великое дело свершилось, коли ты, о прилежный почитатель Искусства нашего, добрался до места сего в объяснениях моих. И значит это, что близок к тому, чтобы понять, что то, что внизу, как и то, что вверху, а то, что вверху, как и то, что внизу, для того, чтобы совершить единство одного и того же.И подобно тому, как все предметы произошли из одного, так и все силы произошли из этого вещества путем его применения. Ибо как говорит об этой удивительной вещи отец Искусства, Гермес Триждывеличайший: “Его отец – Солнце, мать его – Луна, ветер носил его в своем чреве, земля – его кормилица, огонь – отец всякого совершенства. Это вещество поднимается от земли к небесам, и тотчас снова исходит на землю. Оно собирает всю силу верхних и нижних путей. И ты получишь с ним всю славу мира, и всякий страх и нечистота удалятся от тебя”. Воистину прав великий учитель мудрости, ибо, когда засияет Рожденное Солнце, не останется в его ослепительных лучах места для страха. Ибо Камень наш пресуществует в совершенном слиянии трех начал жизни. По происхождению он всеобщее духовное начало мира, воплощенное в девственной почве, первая смесь элементов в первый момент творения. Во всем универсуме естества нет иной открывающей истину нашего Искусства вещи, на коей она бы целиком поместилась. Это ведь и камень, и не камень, камень по подобию, и по тому, что его извлекают из вертепов земных, но не камень, ибо он жив, он действует, он дышит, и, неподобно камням минеральным, не может быть разрушен…”. Описание камня мудрецов продолжалось еще долго, и все в том же высокопарном ключе. Николай даже слегка утомился, и вздохнул с облегчением, когда речь пошла о более понятных и практичных вещах: “И если добрался ты до этого места, то понимание твое весьма велико. Ты постиг внутреннее совершенное Искусство, беспорочное и неизбывное, в котором пребывает жизнь и смерть, разрушение и восстановление. Ищи же вокруг себя, и тогда ты отыщешь все во всем, все, что дважды рождено Меркурием. Обретший по милости Всемогущего Бога некую настойку, ты должен понять, что все вещи содержатся во всех вещах, и этим сказано все“. – На этом месте неожиданная вспышка, подобная молнии, ослепила Николая, на секунду ему показалось, что он вырос, стал огромен, велик, вместил в себя дом, город…. Но видение прошло, перед глазами вновь возник текст: ” Но не знающий, как пользоваться ею, похож на неискусного фехтовальщика. Помни о том, что без золота в качестве закваски наш камень не может действовать, или даже просто выказывать свою тонкую силу. Конечно, он и так, по природе своей, обладает тонкой и проникающей силой, однако замкнутой внутри самого себя. Но, слученный со своим же подобием, и им же питаемый, пребывая в настойке, камень способен входить в любую плоть, и совершать в ней свое действие“.
Здесь пишется о философском краеугольном камне, соединяющем в себе противоположности. А что значит соединить в себе противоположности? Что такое дрожание? Система колеблется (балансирует), если ее вывести из состояния равновесия, так и получаются противоположности. А камень соединяет их в себе, т.е. приводит в систему обратно в стояние покоя, аннулируя дрожание.
Асура пишет :А в значении прорастать имеется в виду прокалывать
0:02 21 Февраль 2020
Azerat
Старожил
сообщений 5837
655
Alto
улыбнись.. тебя снимала скрытая камера.. как быстро твоя шарманка заводится.. один раз пни и тут же играет..))
0:05 21 Февраль 2020
scanira
Модератор
сообщений 5357
656
Acypa пишет:
Подведем итог, исконное значение прозябать - прорастать, но ни как не мерзнуть и не вести малосодержательный образ жизни. А в значении прорастать имеется в виду прокалывать, т.е. прорезать, потому ошибочно и сравнивалось с колом, околеть от холода, столбенеть. И расти - это не дрожать, это прорезать, прорезаться. Когда у ребенка растут зубы, мы до сих пор говорим режутся.
Исследования В.В.Виноградова интересные, выше приводила на них ссылку и цитаты оттуда брала. Но моё личное имхо - прозяб, это сначала разбух/вырос в процессе ЖИЗНИ (которая “дрожь”/вибрация), и прорезался, пророс во вне. Непосредственно к морозу отношения не имеет, но, как следствие, после обморожения овощи, семена становятся мягкими, водянистыми.. потому похожими на те, которые разбухли естественным путём в процессе роста.
Ещё раз - зябля - овражек к грязной застойной водой, зяблые - подверженные порче овощи в результате мороза. Зябь - вспаханная в конце лета, осени почва для напитки влагой.
0:07 21 Февраль 2020
scanira
Модератор
сообщений 5357
657
Aragon пишет:
Сканира. Я сразу прочитал. Это гост 89 года. Я привел цитату из Вильямс В., Основы земледелия, 1948, стр. 72.
А на счёт морозов в августе? не?
1947 год время когда и было принято решение пахать на зябь в СССР
Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР за 1933 г. » №52 » Постановления Совета народных комиссаров:
Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет: 1. Утвердить план зяблевой вспашки на 1933 год в размере 36,5 млн. га, из них: (….)
Москва, Кремль. 11 августа 1933 г. № 1710.
Опубликовано в № 199 Известий ЦИК Союза ССP и ВЦИК от 12 августа 1933 г.
————
0:09 21 Февраль 2020
Svetlena
Старожил
сообщений 3835
658
Acypa пишет:
В данном случае мы обсуждали слово “прозябать” в значении “прорастать”
Пипец, Асура, у тебя простыни. А как то покороче и своими словами можешь? Или соберёшь все ссылки из Вики и инета? Так тут никакого ресурса не хватит.
Рекомендовано к прочтению
0:10 21 Февраль 2020
Azerat
Старожил
сообщений 5837
659
scanira
Ну так зябь и прозябнуть разное действие.. зябь - напитаться влагой.. а прозябнуть - уже дать ростки, прорезаться. Но ты это не примешь, значит пусть будет.
0:12 21 Февраль 2020
Svetlena
Старожил
сообщений 3835
660
Acypa пишет:
Alto
улыбнись.. тебя снимала скрытая камера.. как быстро твоя шарманка заводится.. один раз пни и тут же играет..))