Алиса, я таки перепечатала текст с твоей книги (кста, кому интересно, полные сканы страниц книги Всеволода Миллера “Осетинские этюды” можно почитать/скачать на сайте РГБ - тут )
Очень интересный текст, есть над чем подумать. По первым прочтениям у меня тут же возникли ассоциации и Сивкой Буркой и с Гоголевской Паночкой, с сокровищами вольных “пиратов” … да и из современного… с хаккерами сновидений(ага даже так))). Ну в общем читайте:
———-
У осетин существует поверье, что души некоторых людей во время их сна оставляют тело и предпринимают поездку в таинственную область, из которой привозят счастье, урожай и болезни, особенно кашель. Название области и подробности о ночных путешествиях различны по местам. У дигорцев, по слова г. Туккаева, область эта называется Бурку. Люди, ездящие туда под новый год, как называемые буркудзаута, садятся на лучших, чужих лошадей, которые после поездки начинают кашлять, или на людей, во время их сна, после чего эти люди хворают. Чтобы сохранить своих лошадей от поездки в Бурку, им навязывают цепочки или кусочки железа. Тоже делают и с людьми. Впрочем, буркудзаута ездят также на скамьях, мётлах и вообще на всяких предметах. В местности Бурку находится склад всяких предметов, ради которых принимается поездка. Чем предметы ценнее и блестящее на вид, тем они оказываются вреднее. Неопытные буркудзаута, польстившись на какой нибудь блестящий предмет, привозят домой всякие болезни, особенно кашель; опытные же захватывают такие предметы, из которых для их аула происходят урожай хлебов, хороший приплод скота и т.п.
Гатиев называет Курvс лугом, на котором растут семена различных земных произведений, а так же счастья и несчастья. Он составляет собственность мёртвых. Чтоб охранить себя и свой скот от курысдзаута, каждое осетинское семейство, накануне нового года, приходит к дауару Уацилла, куда сгоняется также скот со всего аула. Здесь старики произносят молитву: о Уацилла! головы наши и скот наш суть твои гости; охраняй нас от лукавых и нечистых людей. Кто из стоящих здесь позволит себе, не боясь твоего гнева, украсть или мальчика, или девочку, или кошку и проч., сесть на них и ехать, тот да погибнет от твоего гнева и т.п. По окончании молитвы к молельщику подводят козла или барана. Помолившись над ним, он делает на его роге знак и отпускает животное к стаду. Такие же знаки делают жители аула на своих домошних вещах.
Явившись на Курыс, опытные души, набрав по горсти дивных семян, летят обратно домой. Неопытные же, почуяв запах разнообразных цветов и плодов, накидываются на них; одна душа срывает красную розу, которая носит в себе болезнь кашель, другая - белую розу, содержащую насморк, третья большое красное яблоко, которое причиняет лихорадку и т.п. Между тем мёртвые бросаются в погоню за курысдзаута и пускают в них стрелы. Отбиваться от мёртвых считается постыдным; поэтому некоторые души получают раны, похожие на чёрные пятна. Средств вылечить от такой раны нет: иногда она проходит сама собою, иногда же раненый, пробудившись ото сна поздно на другой день, начинает стонать и после долгих мучений умирает.
Джантемир Шанаев называет людей, предпринимающих ночные полёты, идущими за снопом, следовательно он считает более правильную форму курiс - сноп, нежели курvс, которую Гатиев считает названием луга. Нам лично Таймуразом Хетагуровым была передана также форма курvс, а не курiс. Нельзя не заметить, что курысма цаун - идти за снопом - согласуется с тем, что по словам Шанаева, цель ночной поездки есть приобретение горсти хлебных зёрен, дающей урожай на следующий год. Шанаев слышал также, что место поездок есть гора Татар-Туп и что на ней божества вступают в ожесточённую битву с духом горы Татар-туп, покровительствующим кабардинцам.
——-

