РАЗОБЛАЧЕНИЕ ТРЮКОВ ВОЛЬФА МЕССИНГА
«Юрий Горный, иллюзионист:
ОН НЕ РАСКУСИЛ МОЙ ОБМАН
- В 1970-х годах, узнав, что Вольф Мессинг дает представления в Семипалатинске, я отправился туда. Но билетов уже не было - полный аншлаг. Случайно в гостинице я столкнулся со звездой. У меня хватило наглости попроситься к нему на концерт, но он сделал вид, что не понял. Я обиделся. Между нами даже произошла небольшая стычка. Но на концерт хотелось! И тогда я обратился к женщине-администратору, соврав, что я их коллега из Барнаульской филармонии. Меня пропустили. И Мессинг меня заметил. А вскоре ко мне подошла администратор и поинтересовалась, чем я занимаюсь в филармонии. Пришлось врать дальше - сказал, что я музыкант, на трубе играю. Я спросил, кто мной интересуется. Администратор сказала, что Мессинг.
На выступлении я заранее договорился с несколькими зрителями, чтобы кто-то из них вышел на сцену и дал задание, которое я заранее разработал. Мессинг, держа испытуемого за руку, должен был спуститься с эстрады в зал, топнуть ногой, показать на люстру, потом взять в одном из рядов портфель и достать из него книгу. На определенной странице был спрятан заклеенный конверт, в котором лежала открытка с «Голубем мира» Пикассо. Мессинг, найдя конверт и не вскрывая его, должен был сказать, что в нём.
Такое задание возникло не случайно. Оно было трёхэтапным. Первый - идеомоторные акты: способность ощущать неосознанный «язык тела», который я хорошо освоил сам. Второй этап должен был продемонстрировать способность Мессинга к логическому мышлению. Третий - тест на телепатию. Как я и ожидал, чуда не произошло. На первом этапе Мессинг показал отличную мышечную чувствительность. Второй этап прошел несколько хуже. Когда Мессинг не знал, что делать, он начинал демонстративно нервничать. Зрители обрушивали гнев на парня: «Почему Мессингу не помогаешь?!»
Третий этап, конечно же, у Мессинга не получился. Но артист вышел из ситуации очень красиво. Он отбросил руку студента и закричал, что это задание прекрасно и его нужно показать в Академии наук. Народ в зале остался в убеждении, что указания выполнены, и восхищенно зааплодировал. А я перевел дух. Подтвердилось, что никакой телепатии не существует и Мессинг - великолепный артист - такими способностями не обладает.
Уже после выступления Мессинг ещё раз прокололся. Заметив меня в толпе, он громко сказал: «Молодой человек! Я вижу, что Вас интересует мое искусство. Прошу Вас, не нужно этим увлекаться. Это не ремесло. Это от Бога! У Вас все будет в жизни замечательно, Вы станете великим музыкантом, продолжайте заниматься своей трубой на здоровье!» И вновь присутствующие были поражены проницательностью мастера телепатии: они же не знали, что про участие в оркестре я наврал.
Михаил Буянов, Президент Московской психотерапевтической академии, врач-психиатр, гипнотерапевт:
К СТАРОСТИ ЕГО ОДОЛЕЛИ ФОБИИ
Мы с Мессингом часто встречались, потому что жили по соседству. Как психиатр я видел, что он обыкновенный фигляр, страдавший клинически выраженной псевдологией (склонность к патологической лживости с целью возвышения собственной личности в глазах окружающих). «Мемуары», сочиненные Хвастуновым, вышли за 9 лет до смерти «мага», и Мессинг мог их исправить, но не делал этого. Значит, упорствовал во вранье. Также у него были компенсаторные фантазии - попытка избавиться от переживаний своей неполноценности. А за год до смерти появились многочисленные фобии. Однажды он позвонил мне, пожаловался, что стал бояться выходить из дома, пугался лифта, страшился, что его раздавят машины, отравят соседи. Я предложил ему полечиться у нас. Но он боялся психиатров и огласки. «Весь мир будет злорадствовать, что я сошел с ума», - объяснил он. Я предлагал ему проверить способности с помощью приборов. Но он отказался. «Что во мне изучать? - удивился он. - Я просто артист».
Юлия Гиппенрейтер, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова:
НАБОР ФОКУСОВ БЫЛ СТАНДАРТНЫЙ
- Круг задач, которые выполнял Мессинг, был ограничен. Он не воспроизводил задуманные тексты, не писал под диктовку, не отгадывал ноты. А что же он брался делать? Для примера приводятся самые выдающиеся случаи его отгадок. Однажды Мессинг отыскал в зале задуманный ряд и место, подошел к зрителю, вынул у него из кармана шахматы, расставил фигуры заданным образом и сделал заданный ход. Или: нашел книгу, в ней - указанную страницу и прочел задуманную строчку.
Анализ подобных задач показывает, что все они имеют «маршрутный» характер, то есть требуют куда-то пойти, где-то остановиться, что-то передвинуть. И вот человек, усиленно думая о нужном движении, сам не замечая, подталкивает Мессинга в нужном направлении и останавливает в нужном месте. Вы скажете: «Ну хорошо, «подтолкнуть» человека к тому, чтобы он сошел со сцены в зал, «провести» его по рядам, «остановить» около нужного места - это возможно. Но как быть с расстановкой шахмат?» Отвечу. Мессингу помогал прием - совершение непрерывных пробующих движений, на каждое из которых он получал сигналы «разрешения» или «запрета».
Александр Китайгородский (1914-1985), доктор физико-математических наук:
ОТ ЧИСТОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ОТКАЗЫВАЛСЯ
- Мессинг во время выступлений предлагал завязывать себе глаза - номер получался. Я же как-то предложил ему завязать глаза «индуктору», которого он держит за руку. Мессинг отклонил предложение. Ему было ясно, что ничего не получится, ибо «индуктор» не будет знать, где пятый ряд, где задуманная дама…».