Футурологический блок материалов в журнале «Государство», подготовленным под редакцией близкого к внутриполитическому блоку политтехнолога Андрея Полосина более интересен прежде всего диапазоном возможных сценариев развития ситуации.
Здесь стоит выделить статью политолога С. Володенкова «Алгоритмы власти: идеологии и технологии цифровой децентрализации как вызов государственному суверенитету». В ней автор предсказывает возрастающий набор децентрализованных вызовов для современных государств, в том числе и России.
Криптовалюты с алгоритмической эмиссией (например, Bitcoin) защищают сбережения от печатания денег правительствами. DAO (децентрализованные автономные организации) заменяют иерархии на горизонтальные сети и незыблемая приватность бросают, в перспективе ближайших 20-30 лет, очень серьезный вызов государствам.
Футурологический блок выпуска остается без каких-либо навяываемых выводов, что повышает ценность проведенной работы. Складывается впечатление, что редакторы ставили своей задачей обрисовать возможные варианты («меню») развития ситуации для руководства страны, но не пытались склонять или предлагать ни один из них.
Базовая рекомендация руководству страны лишь в том, что нужно управлять технологическими изменениями и быть в авангарде технологических новаций. При этом эти технологические новации значительно влияют на социальные отношения и тут правящей верхушке предстоит выбирать одну из возможных моделей.
Редколлегия журнала, с помощью ИИ, составила несколько моделей, входящих в футурологическое меню будущего развития России.
Среди них:
1.Алгократия – управление алгоритмами. Государством управляют не люди, а сложные самообучающиеся алгоритмы, принимающие решения на основе больших данных и машинного обучения.
2.Децентрализованная сетевая демократия. Государства существуют как распределенная сеть на блокчейне, где граждане голосуют за каждое решение через смарт-контракты.
3.ИИ-монархия (неофеодализм с ИИ-сюзереном). Власть принадлежит сверхразумному ИИ, который управляет обществом как «мудрый король», а люди делятся на касты в зависимости от полезности системе.
4.Технократическая иерархия. ИИ назначает управляющих (людей или других ИИ). Безусловный базовый доход (ББД). Люди получают ресурсы, но не имеют реального участия в управлении государством.
5.Постгосударственные корпоратократии (власть ИИ-корпораций). Традиционные государства исчезают, а их заменяют мегакорпорации с собственными ИИ-правительствами.
Авторы прогнозируют наступление эпохи гибридных режимом в ближайшие 20-30 лет. Сохраняется привычные формы правления (демократия, авторитаризм), но ИИ становится «теневым правителем». После 2050+ возможен переход к алгократии или DAO-государствам, если ИИ превзойдет человеческий интеллект. Наихудший тут сценарий – технодиктатура (корпоративная или машинная). До 2050 г. будут расцветать цифровой авторитаризм, характерный использованием ИИ для тотального контроля (как в Китае), но с нейтросетевым подавлением инакомыслия.