donbraun пишет:
Субстанция это только к материи применимо понятие - субстрат, почва.
Субстанция, от лат. substantia – сущность, существо, суть; то, что лежит в основе, нечто относительно устойчивое: то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого; от лат. substo – быть в наличии, существовать.
Дух – это субстанция (независимая сущность). Но кто сказал, что субстанцией может быть только материя? У материи должна быть и есть основа, и она (о, боже мой) нематериальна, и этой основой, благодаря которой материя существует, и является дух – единственно живой, единственно чувствующий.
Есть такое понятие как пульс жизни. Т.е. исходя из твоих предыдущих утверждений жизнь - это пульс Духа. Т.е. жизнь вторична по отношению к Духу по твоему?
Естественно. Жизнь – это процесс – дыхание жизни, а дух – это основа этого процесса. Это так же как ум и мышление – разные вещи, хотя неразрывно связанные между собой. Но тем не менее, ум может безмолвствовать, он не обязан мыслить (производить мысли). Не мысли порождают ум, а ум порождает мысли. Здесь вопрос стоит о первичности. Сегодня ум логичен – производит логичный мыслепоток, завтра выдал нечто несуразное, неподдающееся анализу, но ум при это один и тот же, а не каждый раз разный. Так как судить о том какой ум, если мыслить он может по-разному? Сегодня он мудрец, а завтра он глупец, а после завтра вообще замолчал.
Вопрос в другом, сколько человек может не мыслить? И сколько безмолвствовать может сам ум? Человек по отношению к уму – это материя, форма существования, а любая форма (мысль) способна существовать лишь бесконечно короткий миг. Если ум замолчит, то человеческая форма начнет достаточно быстро разрушаться, поэтому не мыслить (не дышать) человек не может, физически не может. А когда ум (иже дух) покидает тело, тело начинает разрушаться – гнить, разлагаться… а дух в этот момент может безмолвствовать, ибо ему нет нужды питать тело, которое он покинул. Сам по себе дух вовсе не обязан дышать (мыслить), он может молчать. Поэтому движение духа не стоит отождествлять с самим духом, так же как и мышление с умом – они отличаются тем, что первый (ум или дух) порождает движение, но сам существует независимо от него, поэтому может копать, а может и не копать, может двигать (думать), а может молчать (бездействовать).