Malikorn пишет:
Чешский сериал “Арабела” (1979). - На съёмках фильма пан Майер находит волшебный колокольчик, на звон которого появляется Румбурак, готовый исполнить любое желание. Однако, Румбурак не так прост, как кажется: устав за годы службы от роли слуги колокольчика, Румбурак теперь хочет сам стать королём Страны Сказок и взять в жёны прекрасную принцессу Арабелу. Чтобы победить главного злодея Страны Сказок Арабеле и её друзьям приходится искать помощь в самых неожиданных местах. Наградой за победу над Румбураком станет свадьба с её возлюбленным из мира людей — Петром Майером.(с)
Если посмотреть на слово “Бурак“, как производное от “бур“, то сюда же - буря, бурить..
bohr «сверло» или нидерл. boor, шв. borr, диал. bōr, далее из прагерм. формы *buron, от которой в числе прочего произошли: др.-англ. borian и англ. bore, др.-сканд. bora, шведск. borra, др.-в.-нем. boron, ср.-нидерл. boren, нем. bohren и т. п., восходит к праиндоевр. *bher-.
Подумалось… bora - сильный и порывистый сев.ветер.
Итак, бур - крутящийся спиралеобразный стержень, проникающий сквозь материю/землю. Вихрь.
Если исходить из моего предположения, что Бурак, это составное “существо” тетраморф, да ещё куда-то переносящий хозяина, “колесница” четырёхколёсая.
Кстати, Алиса, “огнями” я обозначила четыре стихии, поэтому в кавычки взяла, ну по аналогии с “огнями стихий” в Пятом элементе (фильм). Здесь я образно представляю ромб, а даже лучше(понятнее будет) - свастику четырёхэлементную, как у буддистов. Аллегорически воссоединение стихий изображают в виде модифицированных животных - тетраморфов, они и служат “движком” для вознесения человека (к примеру). Но что такое стихии внутри человека? Огни? Ветра? Духи? Ну вот, как бы нет чёткого определения, отсюда много вариантов их “изображения” от сватики до икон и Бурака))))
Итак, Румбурак
Румб, что-то морское (подумалось мне). Глянула)))
Румб (от греч. — юла, волчок, круговое движение) — в морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера.
16-лучевая роза румбов и роза румбов на 32 делениия, соответственно:
Румбы как направления имеют собственные названия.
Четыре основных румба:
North — Север
East — Восток
South — Юг
West — Запад
Четыре румба, производных от основных:
North-West — Северо-запад
North-East — Северо-восток
South-East — Юго-восток
South-West — Юго-запад
О как! Значит и БУР - крутится и РУМБ тоже.. Рум-Бур - ассоциация туда-сюда (тик-так, динь-дон)). РумБурак - два взаимодействующий между собой, движущийхся в противоположных направлениях “элемента” (это имхо).
Колокольчик, коло-кол (юбка-язык, чаша-пестик), др.-инд. kalakalas «шум, крик», см. родственные - “глагол”, “колдовать”, др.-в.-нем. hellan «звучать», греч. kaleō «зову».
БУР-РУБ, а РУБ арабск. - четверть. (Кстати, рубль - четвёртая часть гривны, отрубленная).
Посмотрела что такое РУМ..
Румелия (тур. Rumeli — страна (el) румов (rum), ромеев; болг. Румелия, серб. Румелија, макед. Румелија, алб. Rumelia, греч. ῥόμβος) — историческое название Балкан. Этимология слова происходит от арабского названия Восточной Римской империи (Византия) — Рум (Рим).
Ага, рим-мир
Рум - понятие древне-тибетской (добуддийской) религии.
Свою покорность Тенгри-хану степняки подчеркивали, используя древнейший символ, знак равностороннего креста - «аджи»: его наносили на лоб краской либо в виде татуировки. Он символизировал понятие рум - мир, откуда берет все начало и куда все возвращается. Там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями. Рум плавает в безбрежном океане на спине огромной рыбы или черепахи, придавленной для большей устойчивости горой. У основания горы покоится змей Бегша. Время от времени в рУме вспыхивает, словно молния, крестообразная ваджра - «алмаз» (озарение?), по аналогии с буддизмом символ неуничтожимости. (рум - р-Ум? разум?)
А это уже интереснее.. алмаз какой-то, крест на лбу (вспоминаем что такое крес - сверкать, оживлять, воспламенять, солнцеворот)…
Почитание стихий в тенгрианстве
В тюркской религии было много культовых обрядов. В китайской летописи сказано: «Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимн земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его Богом (Тенгре)». Свое почитание солнца они объясняли тем, что «Тенгри и его помощник Кун (Солнце) руководят созданным миром; лучи солнца - нити, посредством которых духи растений сообщаются с солнцем. Тюрки дважды в год приносили жертву солнцу - свету: осенью и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор». Луна не являлась объектом поклонения. Ее почитание возникло значительно позже и входило лишь в число традиций, связанных, по-видимому, с лунным календарем. Культ огня у тюрков, как и монголов, был связан с верой в его могущественную очистительную силу от зла, дарованную Тенгри. Сохранились сведения византийского посла Земарха (568 г.), который, прежде чем был допущен к хану, прошел обряд очищения огнем. С культом огня связан погребальный обряд тюрков - обычай сожжения умерших. Среди глубоко почитаемых объектов природы у тюрков был металл - железо, из которого ковали оружие. Оно встречается во всех легендах, в которых древние тюрки излагали историю своего происхождения. Хунны первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа. «По китайским источникам, развитие металлургии позволило роду Ашина перевооружить свою армию и создать отборные ударные части из латной кавалерии - фули, т.е. бури - волки». «Хунны молились железу и символом его сделали клинок, который римляне назвали мечом Марса. На границе тюркской империи византийские послы в VI веке присутствовали при религиозной церемонии, во время которой им поднесли железо».
ударные части из латной кавалерии - фули, т.е. бури - волки
Так кто же такой РумБурак? Бурак - Сивка-Бурка, волшебный конь, который возил Ивана-дурака за жар-птицей. А вот в другом варианте сказки за жар-птицей Иван-царевич на Сером Волке ездил..
Да тебе на твоем добром коне во веки веков не доскакать бы до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Садись-ка лучше на меня да держись крепче. Загрыз я твоего доброго коня, теперь послужу тебе верой и правдой.
Волк, конечно, ему службу сослужил, но и красть учил))) Только Иван-Царевич на няшки заглядывался, а потому попадался. Цари его пеняли:
“Честного ли витязя это дело? Ты бы пришел ко мне да попросил бы золотогривого коня, я бы в уважение к твоему отцу и так его отдал. А теперь разошлю я гонцов во все государства объявить всем, что царский сын вором оказался. “