Непобедимый и легендарный Шестой флот ВМС США торопливо покинул Средиземное море при приближении к берегам Сирии российской военно-морской группировки. Собственно, сам Шестой флот и его командующий – вице-адмирал Крейг Пандолф никуда не делись – они по-прежнему находятся во вверенной им зоне ответственности, числясь во всех оперативных сводках и финансовых отчетах. На многочисленных средиземноморских базах Шестого флота жизнь тоже течет в привычном режиме – наряды, увольнительные, охрана периметра, покраска заборов, хищения материальных ценностей, неоплаченные счета за электричество, газ и пресную воду.
Другое дело, что из Средиземного моря странным образом исчезли корабли Шестого флота!
Флот есть, а кораблей нет, - наверняка удивитесь вы, - Разве такое возможно?
Да, возможно, если речь идет об американских военно-морских силах. В отличие от структуры ВМФ России, где каждый флот имеет неизменный список приписанных к нему кораблей, в том числе свой флагман (Северный флот - ТАРКР «Петр Великий», Балтийский флот – эсминец «Настойчивый», Черноморский флот – ГРКР «Москва», Тихоокеанский – РКР «Варяг»), понятие «флот» для ВМФ США – не более чем сфера ответственности. Невозможно дать конкретный ответ на просьбу: «Покажите корабли Шестого флота» - состав флота меняется практически ежедневно. Вот такая квантовая механика!
Например, любой авианосной ударной группировке, которая прошла Гибралтарский пролив, автоматически присваивается обозначение Task Force 60 (Оперативное Соединение 60) и АУГ превращается в главную ударную силу Шестого флота. А командир авианосной группировки, соответственно, получает должность командующего Оперативным Соединением 60, и теперь непосредственно отвечает за ситуацию в Средиземном море.
Следуя этой логике, каждый вошедший в воды Средиземноморья десантный вертолетоносец и его эскорт получают обозначение Task Force 61. Теперь они – главные амфибийные силы Шестого флота.
Любая эскадра эсминцев в Средиземном море превращается в DESRON SIX ZERO (а попросту – «миноносную эскадру 60»), уйдут эсминцы – «миноносная эскадра 60» расформирована.
Как же американцам удается не запутаться в этом круговороте и случайно не потерять свои шесть десятков эсминцев на просторах Мирового океана? Представьте себе такой разговор в кулуарах Пентагона:
- Где эсминец «Джон Пол Джонс»?
- В прошлом году его видели у побережья Ямайки…
- Блин, он же должен был прибыть в Норфолк еще в сентябре. Куда он пропал?
А «Джон Пол Джонс» тихо ржавеет в гавани Перл-Харбора, в ожидании нового приказа, который, может быть, отправит его к побережью Гренландии.
Избежать подобного бардака помогают три вещи: конкретный порт приписки для каждого корабля (стандартная и обязательная мировая практика), довольно нечеткое разделение на Атлантическое и Тихоокеанское командование, и, самое главное, вне зависимости от номера флота, американские корабли сведены в постоянные дивизионы, боевые группы и авианосные ударные группировки.
Заправка на полном ходу
Любой авианосец обычно на протяжении многих лет имеет неизменный список кораблей своего эскорта и четкий состав авиакрыла с постоянными эскадрильями, которые порой десятилетиями приписаны к данному авианосцу. И никак иначе.
Например, авианосец «Абрахам Линкольн» совместнос ракетным крейсером «Кейп Сент Джордж», четырьмя Иджис-эсминцами («Стеррет», «Хэсли», «Момсен» и «Шоуп»), и рядом вспомогательных кораблей и фрегатов, образуют «боевую авианосную группу №9».
Исходя из данной концепции, каждый из шести американских флотов постоянно имеет в своем составе (т.е. – в зоне своей ответственности) одну или несколько авианосных ударных группировок, амфибийных групп или дивизионов эсминцев, из которых и формируется корабельный состав флота. Корабли приходят и уходят, но их количество всегда остается неизменным.
И вот – заметив на горизонте российскую эскадру, большинство американских кораблей поспешило покинуть зону ответственности Шестого флота, оставив средиземноморские рубежи НАТО, пардон, с голым задом. Говоря по-русски – Шестой флот перестал существовать, оставшись только в виде бумажных инструкций и опустевших причалов средиземноморских баз.
История сия не нова – по похожему сценарию действовали бравые британские моряки, которые, едва получив сведения о выходе в море немецкого линкора «Тирпиц», бросили на произвол судьбы безоружные транспорты конвоя PQ-17 и позорно сбежали на 30-узловом ходу. Показательно, что британская эскадра, как минимум, не уступала немецким кораблям и даже имела преимущество за счет наличия палубной авиации. Гибель конвоя PQ-17 легла позорным пятном на всю историю британского флота.
Так случилось и в этот раз: немолодой ракетный крейсер, пара больший противолодочных кораблей, четыре десантных корабля с полными трюмами «черных бушлатов», маленький фрегат и сторожевик, заложенный еще в далеком 1966 году, отогнали от побережья Сирии все супер-корабли «вероятного противника», сорвав уже подготовленные планы вооруженного вторжения. Американские моряки всерьез боятся ВМФ России – они давно уяснили, что когда кончатся снаряды, наши корабли проломят им борт, как это случилось в Черном море.
В дальнем походе
Давайте ради удовольствия посмотрим, кто противостоял маленькой российской эскадре:
Атомный авианосец «Дуайт Эйзенхауэр» - сгусток боевой материи массой 100 тысяч тонн; непобедимый монстр, способный разить врага на расстоянии в тысячу километров и обследовать за сутки всю поверхность Средиземного моря. Два реактора «Вестингауз», неограниченная автономность по запасам топлива. Водоизмещение огромного корабля – вдвое больше полного водоизмещения всех кораблей российской группировки.
Главный аргумент убойной машины – 70…80 самолетов различного назначения, способных высыпать на головы врагов 1900 тонн боезапаса из необъятных погребов супер-авианосца. Самое современное оборудование, радары и суперкомпьютеры, завод по опреснению забортной воды, катапульты, элеваторы боеприпасов, аэрофинишеры и самолетоподъемники, тяжелое бронирование, уникальные системы пожаротушения, гигантские хранилища и холодильные камеры, почти шесть тысяч человек экипажа.
1 декабря 2012 года «Дуайт Эйзенхауэр» прибыл в восточную часть Средиземного моря. 13 декабря 2012 года непобедимый авианосец «Дуайт Эйзенхауэр» неожиданно попрощался со всеми, и пулей вылетел из Средиземного моря, направившись в родную базу Норфолк.
По официальной версии – корабль увели для разряжения напряженной обстановки в этом регионе. Хм…с чего это американцы испугались «напряженной обстановки»?! По-моему, вся их политика направлена на создание напряженностей по всему миру.
Вслед сбежавшему «Эйзенхауэру» грустно смотрели турецкие политики, которым теперь самостоятельно придется разруливать ситуацию на границе с Сирией.
Универсальный десантный вертолетоносец-док «Иводзима». Огромная баржа, сравнимая по водоизмещению и возможностям с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». На борту «Иводзимы» – тридцать летательных аппаратов: самолеты-штурмовики с вертикальным взлетом, тяжелые транспортные вертолеты и конвертопланы, эскадрилья ударных винтокрылых машин. Внизу под полетной палубой скрыты жилые помещения, рассчитанные на размещение 2000 морских пехотинцев. Еще ниже – палубы для перевозки бронетехники. А на уровне ватерлинии – заполняемая водой док-камера, в которой стоят три готовых десантных корабля на воздушной подушке.
Две недели «Иводзима», перегруженная военным снаряжением, важно бороздила сирийские воды, но едва увидав маленькие российские БДК, бросилась бежать на Запад, переваливаясь и пыхтя на 23-узловом ходу.
Вместе с авианосцем «Эйзенхауэр» сирийские воды покинул его личный стражник - ракетный крейсер «Хюэ Сити» с полными погребами «Томагавков», приготовленных для обстрела сирийских городов. Современнейший корабль, оснащенный всевидящей системой «Иджис» и 122 пусковыми установками для запуска любых типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США. Но никакие современные технологии не спасли американцев от лютого страха перед российской эскадрой. И неспроста – четверть века назад ракетный крейсер «Йорктаун», аналогичный по конструкции «Хюэ Сити», вернулся из черноморского круиза с разрушенным настилом палубы и проломленными бортами. Хотя казалось бы – всего лишь попытался приблизиться к Севастополю… А тут – целая Сирия, русские моряки чего доброго вообще разрубят пополам таранным ударом.
Помимо ракетного крейсера, в свите американского супер-авианосца числились три эсминца УРО типа «Орли Бёрк» - «Макфол», «Кэрни» и «Фаррагут». Все они, естественно, сбежали вместе со своим флагманом. Потрясающие корабли, шедевры мирового кораблестроения, готовые расстрелять врага пятью десятками крылатых «Томагавков» или сразить цель на низкой околоземной орбите. Наконец, иджис-эсминцы типа «Бёрк» - ключевой элемент американской системы противоракетной обороны. Сильные, крепкие и современные эскадренные миноносцы. И что? Много помогло?
Всего на морских подходах к Сирии американцы сконцентрировали группировку из 17 самых мощных и современных кораблей: авианосец и УДК, Иджис-крейсера, эсминцы, фрегаты, корабли комплексного снабжения и суда Командования морских перевозок. А общая численность кораблей Шестого флота достигала 40 единиц! К настоящему моменту, большая часть из них покинули акваторию Средиземного моря, а остальные кораблики затаились в базах.
Один из военных транспортов Командоания морских перевозок (Maritame Sealift Command). Используется для быстрой доставки по всему миру техники, снаряжения и личного состава Армии и Морской пехоты
Американцы – самые скромные и аскетичные люди. В составе Шестого флота постоянно находится всего … один корабль. Специальный командный корабль «Маунт Уитни» - как раз то самое исключение, которое подтверждает общее правило. В отличие от всех остальных кораблей, «Маунт Уитни» редко покидает средиземноморский бассейн и, по факту, является вечным флагманом американской морской группировки в этом регионе.
Идея неплоха – для обеспечения эффективного управления и координации действий сил ВМС и Корпуса морской пехоты было предложено построить специализированный штабной корабль, предельно насыщенный приемно-передающей аппаратурой, с оборудованными комнатами для брифингов и совещаний, комфортными адмиральскими каютами и постами управления войсками. На борту имеется оборудование для приема вертолета. Внешне «Маунт Уитни» отличается плоской просторной палубой, которая буквально усеяна кожухами антенных устройств. В принципе, «Маунт Уитни» трудноотличим от гражданских научно-исследовательских судов или кораблей для связи с космическими аппаратами. Единственное, что выдает, что выдает в нем военных корабль – установленные на носу и в корме шестиствольные автоматические зенитки «Фаланкс».
Командный корабль Шестого флота
В 2008 году «Маунт Уитни», забыв про свои флагманские функции, первым доставил гуманитарный груз в Грузию. Попутно пытался пробраться с «дружеским визитом» в Севастополь, но был освистан и выставлен с позором из Черного моря. В этот раз, почуствовав, что русские полны решимости защищать Сирию, флагманский корабль Шестого флота заперся на своей базе в Гаэте (Италия) и не показывается на глаза нашим морякам.
Кстати, о базах, - Шестой флот располагает в Средиземном море значительным количеством пунктов материально-технического обслуживания. Среди них – объекты в Италии: помимо уже упомянутой ВМБ Гаэта, на побережье этой страны расположена крупная ВМБ Неаполь с береговым высокозащищенным командным пунктом и передовой пункт базирования Ла-Маддалена (база атомных подлодок на о. Сардиния). Кроме того, Шестой флот может использовать итальянские ВМБ Специя, Таранто, Бриндизи, Аугуста (крупный пункт снабжения ГСМ). На побережье Испании расположен еще один крупный объект – ВМБ Рота, используется совместно с ВМС Испании. Также, для размещения базовой патрульной и противолодочной авиации, американский флот может использовать многочисленные авиабазы на территории европейских стран (например, АБ Сигонелла на о. Сицилия).
Въезд на территорию ВМБ Рота, Испания
Содержание всех этих военных объектов ложится тяжким бременем на плечи американских налогоплательщиков. Командующий состав Шестого флота пытается сократить расходы, и иногда это приводит к веселым результатам – в сентябре 2009 года военно-морская база Гаэта осталась на несколько дней без пресной воды: частная итальянская водоснабжающая компания просто отключила воду за неуплату.
Эпилог
Какие бы события не разворачивались на Ближнем Востоке – побережье Сирии ,eltn находится под постоянным контролем со стороны ВМФ России. Этот раунд мы выиграли – американские корабли покинули Средиземное море, а без помощи американских авианосцев, УДК и Иджис-эсминцев, НАТО не имеет явного преимущества на море – европейские недо-авианосцы и фрегаты, лишенные какого-либо серьезного ударного вооружения, не представляют угрозы для российской группировки кораблей Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Будем надеяться, что скоро в район подойдут моряки-североморцы и наш ВМФ сможет провести по-настоящему грандиозные Учения в Средиземном море.
Да, Шестой флот крут и силен, но Эпоха атомного оружия гарантированно «умножает на ноль» все неядерные средства в глобальной войне. А в локальных конфликтах преимущество имеет тот, кто более дерзок и решителен. ВМС США имеет обширный опыт ведения боевых действий на море, но американцы не любят воевать неподготовленными, им требуется время на развертывание и тщательную подготовку. Наши моряки, наоборот, готовы драться в любых условиях – это наш главный и единственный козырь; неожиданные приемы и отчаянная храбрость обесценивают любые «Иджисы» и «Томагавки».
Положение крупных авианосных кораблей ВМС США на 5 декабря 2012 г. У берегов Сирии находятся авианосец “Эйзенхауэр” и УДК “Иводзима”
Положение крупных авианосных кораблей ВМС США на 17 января 2013 г. Все, кроме одного, вернулись на свои базы.