Prostoj пишет:
Не Селена и не Кролик. Просто через них один диагноз говорит. ![](http://2012god.ru/wp-content/plugins/simple-forum/tinymce/plugins/emotions/img/icon_biggrin.gif)
Можно, я внесу свою скромную лепту про диагноз?…
Это беседы Шри Ауробиндо с Павитрой (его учеником). Они беседуют о некой З…, диагноз у которой тот же самый, что и у Селены, и Кролика:
“Что касается письма 3…, которое вы мне дали прочесть. По моему мнению, она находится на той стадии развития, когда человек еще не способен отличать порождения собственного ума от истины. Ее книга слишком безапелляционна; 3… считает себя призванной распространить свои идеи по всему миру, опираясь на авторитет Христа. Далее в письме она, однако, высказывает сомнение относительно своей способности к различению. Как можно придавать столько значения вещам, в которых сам не уверен? Она пишет: “…Сила, которая связана с этим, существует, а так как она существует и я знаю, что это моя Сила (и, если хотите, ваша Сила), Она не может меня обмануть”. На этом спотыкается большинство людей. Они воображают, что раз их опыт со всей очевидностью превосходит обычную ментальность, он представляет собой непреложную истину. Но когда всеобщая Сила проникает в человека, какая-то часть приходит в возбуждение и непременно пытается воспользоваться этой Силой для своих собственных целей и собственной выгоды. Ее книга – это как бы диалог между ее высшим озаренным умом и умом обычным. При этом создается впечатление, что беседа идет между сознательным и высшим существом, другим существом, или Богом.
Но сколько всего проскальзывает сюда из низших областей! Мне это знакомо по личному опыту, ведь я сам долго пребывал в подобном состоянии. Однако я всегда сохранял критическое отношение к своему уму, и бдительность моего наблюдения за двусмысленностью возникающих здесь сочетаний никогда не слабела. Так бывает у всех, и, не имея особого чутья, на начальном периоде различать истину чрезвычайно сложно. Необходимо быть абсолютно искренним; но я имею в виду не обычную ментальную искренность, а нечто более глубокое, некий импульс, который толкает нас вперед и не дает остановиться, прежде чем истина, полная истина, не будет обретена.
Явившись сюда, вы легко отказались от ваших прежних ментальных концепций; но если бы они сочетались с личным парапсихическим опытом, это далось бы вам гораздо труднее.
Когда в нас имеется хоть немного гордыни, даже бессознательной, скрытой под смирением, она заставляет нас преувеличивать нашу личную значимость и мы считаем, будто призваны к чему-то особому. Вот 3… и пишет свою книгу, набирает учеников… Это банальная ловушка.
Будем надеяться, что сомнения, о которых она говорит в письме, помогут ей избавиться от иллюзий.
… Шри Ауробиндо. Ощущаете ли вы себя ментальным существом?
Павитра.: Да, пока пребываю на ментальном уровне. Но когда мне удается подняться над ним, существо, которое я там представляю, не ментального характера. Ментальное существо – это маска, которую одевает мое истинное я.
Я ясно вижу путь. И я знаю, что если бы я полностью и без остатка вверил себя в руки божественной Силе, то она сама вела бы меня по пути Йоги. Я принес ей этот дар в моей душе; мой ум согласился с ним, но в витальном существе имеются отдельные моменты, которые мешают совершенствованию этого дара и время от времени совлекают меня вниз. Но сейчас я рассматриваю эти несовершенства беспристрастным взором и преподношу их божественной Силе наравне с добрыми побуждениями, ведь в процессе участвуют и те и другие. Раньше я легко выходил из равновесия, теперь я более спокоен.
Шри Ауробиндо. Вот и хорошо. Продолжайте. Что еще? Что вы собираетесь ответить 3…?
Павитра.: Что ожидаю телеграммы о ее приезде и буду встречать на вокзале. Вовсе не обязательно ехать для этого в Мадрас или Трихинополи.
Шри Ауробиндо. Ясно, что она едет с планом деятельности, деятельности воображаемой. Индия – это не то, что она думает. Индия – это Индия. Всякий проникающий сюда инородный элемент будет рано или поздно поглощен или отброшен. Здесь жизнь не та, что в Европе. В Индии идеи о необходимости такого рода свершений выступают не индивидуальным, а всеобщим достоянием. Ментальный же человек вдохновляет себя к подобной работе сам: часть его ума воспаряет ввысь и, нисходя, принимает характер откровения. Ум хочет что-нибудь свершить и ищет себе какое-то великое и нужное дело. Но любая работа, даже самая незначительная, имеет большое значение, если ее действительно нужно выполнить. За ней стоит нечто истинное, а именно – необходимость ее выполнения. Такая работа – божественная работа, но предпринять ее способен лишь совершенный человек. Характер деятельности многих людей не требует от них совершенства; они смутно чувствуют какое-то побуждение, ум примешивает к нему собственные мотивы, – и дело делается. Я же говорю о тех, кто должен осуществлять духовные задачи – так вот, для них сфера деятельности обозначается лишь тогда, когда будет готов ее инструмент.
Естественно, подготовкой является любая работа. Ваши друзья X… находятся в том же положении, что и 3… Сами того не подозревая, они побуждаются к своей деятельности собственным умом. Им следует научиться отрешаться от иллюзий, и тогда все, что бы они ни сделали, принесет пользу для их Йоги.
Но я вам не советую обо всем этом писать 3… . Неизвестно, увидит ли она истину благодаря тому, что приедет сюда и поговорит со мной. Возможно, ей следует пройти через этот опыт.
Только жизненный опыт служит пробным камнем: оставаясь на уровне абстракций, мы не имеем критерия истинности той или иной идеи; пытаясь же осуществить свои идеи, мы учимся у опыта. Необходимо, чтобы истину узнало все существо. Откажись 3… от своей идеи, тенденция к ней все равно останется и будет готова проявиться опять, так что в конечном итоге ничего хорошего из этого не получится. Пусть лучше пожинает свой собственный опыт. Чужой опыт будет ей недостаточен.
Вы можете написать ей, что вовлечены в садхану и пока что отказываетесь от какой-либо иной деятельности.
Если она хочет вас увидеть, пусть приезжает сюда. Очень опасно внушать, будто выполняемая работа вдохновлена свыше. Чаще всего это случается с теми, кто очень нетерпелив и слишком жаждет постижения. Они не замечают, что их ум получает откровения от их же ума. Истинная работа носит иные формы, и принцип ее выполнения также совсем иной”. (Павитра “Беседы с Павитрой Шри Ауробиндо”)