За прошедшие пять веков центурии были переведены на десятки мировых языков.
Примеры катренов с интерпретациями
“Год 1999, семь месяцев”
Устойчивая интерпретация катрена X-72, где в прямую указан год события:
L'an mil neuf cens nonante neuf sept mois,
Du ciel viendra vu grand Roy d'effrayeur:
Resusciter le grand Roy d'Angolmois,
Auant apres Mars regner par bonheur.
Этот катрен обычно переводится так:
В 1999 году, через семь месяцев
С неба придет великий король ужаса,
Чтобы воскресить великого короля Ангулемского
До и после Марс будет царствовать счастливо.
Но эта интерпретация у многих исследователей творчества Нострадамуса вызывает сомнение. Так П. Брендамур писал по этому поводу: «Я не смог найти астрономический источник, использованный Нострадамусом». Русский историк А. Пензенский, защитивший кандидатскую диссертацию по Нострадамусу, отмечал, что точных таблиц затмений на 450 лет вперед в XVI веке не было. Но из отсутствия таблиц еще не следует невозможность предсказать затмение на 450 лет вперед. Во-первых, использование сароса – периода повторения затмений, хорошо известного Нострадамусу, - позволяет предсказать время затмения в среднем на 6-7 веков вперед и, во-вторых, были известны и другие периоды повторения затмений. Но проблема возникает из-за того, что затмение 11 августа 1999 года принадлежит серии сароса, начавшейся уже после смерти Нострадамуса (№145, начало в 1639 году).
А. Пензенский предлагает считать, что астролог и не писал в этом катрене о затмении Солнца, просто в издание вкралась опечатка при наборе и вторая строка: «Du ciel viendra vu grand Roy d’effrayeur» должна была выглядеть так: «Du ciel viendra vu grand Roy defrayeur». И Король ужаса превращается в Короля-Искупителя, который воскрешает, по предположению А. Пензенского, Франциска I (12.09.1494 – 31.03.1547) . Но А. Пензенский не пробует объяснить каким образом, следуя какому расчету, появился 1999 год.
В книге “Потерянное наследство и хронология” предложено несколько вариантов расчета затмения августа 1999 года из XVI века, доступных астрологу.
А) Гиппарх, Птолемей и Коперник приводят период повторения затмений в 5458 месяцев. Если исходить из затмения 18 апреля 1558 года, и добавить 5458 лунных месяцев, то сразу получим затмение августа 1999 года. Пожалуй, это самый простой способ получения «Короля ужаса» в седьмом месяце 1999 года, которым мог воспользоваться Нострадамус. Но при этом не получает объяснения выбор точки старта – апрельское затмение 1558 года. В центральной и северной Европе оно было видно только как частное.
B) Анализируя работы Региомонтана (Иоганна Мюллера, 1436 – 1476), автор приходит к мнению, что этому самому знаменитому астроному XV века, последние работы которого не сохранились, скорее всего, был известен период повторения затмений в 939 месяцев. Тогда, стартуя от самого впечатляющего затмения XVI века - 24 января 1544 года, видимого во Франции, Северной Италии, Германии и на Руси как полное, приходим к затмению 11 августа 1999 года.
С) Варианты А) и В) не дают видимой связи затмения августа 1999 года с Франциском I, с вехами жизни которого логично соотнести затмения 1493 и 1547 годов, принадлежащие одному саросу (№135). При предположении, что эта связь все-таки могла существовать, доводы в поддержку которого даны в цитируемой статье А. Пензенского, автор книги показывает, что Региомонтану могла быть известна более общая формула расчета затмений, которая включает все известные на XV век периоды повторения затмений и добавляет новые, в том числе в 939 и в 5587 месяцев. Тогда, если к затмению ноября 1547 года (год смерти Франциска I) добавить период повторения затмений в 5587 месяцев, то на первом шаге сразу получается затмение августа 1999 года. И затмение 1999 года получает интерпретацию, как воскрешающего феникса Франциска I (по мнению астролога), предложенную А. Пензенским.
Этот анализ показывает, что предсказания астрологов эпохи Возрождения, относящиеся к далекому будущему, если они содержат точную дату ожидаемого события, иногда позволяют восстановить утерянные факты из истории астрономии.
Также в этой книге рассмотрен вариант трактовки катрена, как указания на возрождение короля Франциска I в сентябре 1999 года. Одна из причин выбора этого года и месяца - вехи-затмения из 135 серии сароса, очерчивающие года жизни короля, и месяц его рождения. Но не найдена, необходимая для выбора именно 1999 года, вторая причина. Высказано предположение, что выбор связан с общей суммой расчетов и предсказаний, относящихся к “Французскому Геркулесу”, выход которого на политическую арену произойдет “по Нострадамусу” в первой половине XXI века.
Сайт