solarstone2012 пишет:
“Я увидел там семь звезд похожих на огромные пылающие горы, и когда я расспрашивал о них, сказал мне ангел: «Это место – есть конец неба и земли: оно стало темницей для звезд и воинства небесного. И звезды, перекатывающиеся через огонь, это те, что преступили повеление Господа в начале своего восхождения, потому что не предстали в свое назначенное время. И Он разгневался на них, и связал их до времени, когда вина их истечет (даже) на десять тысяч лет».
…вот это ты копнул. У меня нет слов…
Это сложная и даже, можно сказать, запретная тема для открытого форума, оставим её … (сщас Igor-Zah сделает отметку напротив моей фамилии в своём талмуде, посвящённом заборостроителям)))))
Лучше я про полиморфизм ”покровителя человеческих коллективов” напишу.

Почему Симург объединил в себе черты разных животных?
Иранцы с большим уважением относятся к животным, созданным Ахурамаздой, -таким как бык, корова, лошадь, собака и петух (а были ещё животные, созданные Ахриманом -воплощением зла).
Петух, помнится, изображен у ног Зервана –бога Времени. Стережёт некую шишку
но эта картинка, конечно не времен зороастризма, а скорее алхимическая.

Петух у иранцев -птица наиболее уважаемая из всех земных птиц. В Зенд-Авесте про петуха говорится, что он возвышает свой голос при каждой божественной утренней зоре и кричит: «вставайте, люди, прославьте прекраснейшую чистоту, прогоните дэвов».
Бык занимает очень важную роль, так как он фигурирует в мифах о создании мира: он «зародыш всего благого, и его душа живёт на небе».

Самая известное изображение быка, это сцена жертвоприношения быка Митрой,- так повелел ему бог Солнца. Это было и самопожертвование, в том числе, ведь в некоторых ранских мифах, быком был сам Митра. В сцене жертвоприношения учавствует и собака, хотя для меня её роль здесь неизвестна.
Про собаку пишут вот что, - очень много тёплых слов:
Собака пользовалась у зороастрийцев величайшим уважением. В Зенд-Авесте Ахурамазда говорит Заратустре: «Я сотворил собаку с природным одеянием и природною обувью, с острым обонянием и острыми зубами; преданную человеку и кусающую врага в охрану стадам…. Собака не жадна, терпелива и довольствуется малым, как жрец. Она идет впереди и ходит вокруг жилища, как воин; по своей бдительности, она всегда не доспит, как земледелец; дом и пища дороже всего для неё, как для поселянина. И при этом она приветлива, как прелестница, и ласкова, как ребенок. Воистину, не стояли бы жилища прочно на земле Ахурамазды, если бы не было собак, надобных для скота и для деревни».
Зороастрийцу было строго заповедано быть заботливым об освящённой Ахурамаздой собаке, хорошо кормить ее, лечить в случае болезни, охранять от побоев. О беременных суках иранцы заботились, как о беременных женщинах. С трупом собаки поступали так же почтительно, как с телом умершего человека. Убить собаку или хотя бы только ударить её был такой грех, загладить который можно было лишь тяжкими подвигами покаяния и долгим рядом добрых и общеполезных дел. Сострадательность к собаке – добродетель, за которую даётся награда на небесах, жестокость к собаке – грех, наказываемый богом. Перед умирающим человеком держали собаку, чтоб его угасающий взор покоился на ней.
Чем была для зороастрийца собака среди млекопитающих, тем же для него был петух среди птиц. Это на земле. А в небе самой священной птицей был, конечно, Симург. Его никто никогда не видел живьём, о нём только слагали легенды люди и его прославляли иранские поэты.
Облик его, как уже говорилось, был полиморфен , -т.е. он сочетал в себе черты различных существ: орла, летучей мыши, собаки (неудивительно, при таком к ней отношении) и даже рыбы, так как на изображениях встречается и рыбья чешуя.
Вот здесь он очень похож на летучую мышь…ничего величественного…

А это Симург в виде «Небесного Петуха».

Никто его не видел, а только слышал, что его видел кто-то другой….но как бы Симург не выглядел в нюансах, он всё-таки, был Птицей!
Поэты, которые воспевали Симурга, во-первых, как и все поэты, были людьми тонкой душевной организации, во-вторых, все они, в основном, были суфиями, -можно сказать, «Алхимиками Востока». А «птицы» у алхимиков - символ ангелов. Значит и Симург был чем-то вроде Ангела.
Соответственно, и «птичий язык» (т.е. иносказательный, образный) иногда называли «ангельским».
Подобралась к самому основному – к поэме Алишера Навои «Язык птиц».
Уже понятно по названию, что поэма сплошная аллегория. Но в принципе, аллегория понятная, -птицы в ней страдают тем же, чем и люди. Даже не буду описывать чем, – абсолютно тем-же))) а поэма очень длинная.
Только некоторые отрывки приведу, в которых поэт-суфий Алишер Навои расскрывает тайну Симурга. Вернее, в поэме тайны птицам расскрывает Удод.
И он, конечно, неспроста выбран на роль Вестника – с таким-то головным убором (и это тоже “птичий язык” Навои).

”……………………………………….Был Удод удостоен премудрости светом. И увенчан венцом, как корона надетым. Он явился средь сборища, как одержимый, - Мотылек, к жару правды и света движимый.
“эй, невежды, - сказал он, - безумное стадо! Ваше сердце суетам невежества радо. Шах ведь есть! Но не мог его разум ничей описать даже сотнею тысяч речей. Он - властитель пернатых всего мирозданья, Все он знает про вас - вашу жизнь и деянья. Он всегда рядом с вами, незрим и неведом, Вы не с ним - он при вас вездесущим соседом. Пред его совершенством бессилен и разум: Ведь рассудок не может постичь его разом! А владенья Его Каф-горою зовут, а Его -птицей Анкой порою зовут. А Симург - его имя известное всюду, - на земле и под ширью небесною, - всюду! Быть вдали от него - так судьба вам сулила, Он же - тут, возле вас, будто шейная жила….Он вам жизнь буйной силой своею открыл, В поднебесье вспарили вы взмахами крыл. Алой крови поток в ваших венах, - он, знайте! И душа в вашем теле и членах ,- он, знайте! Даже ближе души он для вашего тела, близок так, что уж ближе и нету предела…
Но найти его запросто, вдруг, - невозможно. Без труда, без терпенья, без мук, - невозможно.
…жить без отдыха надо в парении смелом, и тогда вам бессмертие будет уделом…
Миллионы пернатых, покинув свой кров, бились крыльями в небо десятки веков…
Коль ста тысячам душ благо смерти дано, смерть - во благо: ведь каждой бессмертье дано!”
………..
В общем, поэма очень длинная и птицы в поиске пределов Симурга, то теряют надежду, то вновь приобретают… их ряды редеют в пути…Но у Удода не иссякают силы их поддерживать. Баснями))) Притчи он им рассказывает всё время. Ждёт, когда поумнеют.
Ну и в один прекрасный момент, наступает развязка.
……..
Удод обращается к птицам:
“…Если ведаешь ты, чьей являешься тенью, -мощь и сила даны твоему разуменью. Тот, кто тень эту ищет, а света лишен, знай: Симургову тень не изведает он!
А желал бы Симург быть неведомой тайной, Тень его не была бы такою бескрайней…
Знай: любовь — это светоч над миром нетленный! Нет, не светоч, а пламень над всею вселенной! Лишь одну саламандру не губит огонь! Бескорыстным в любви каландаром быть надо, Саламандрой, охваченной жаром, быть надо. Одержимым любовью даровано пламя, -им дано над свечою порхать мотыльками. Недоступно для бабочки быть мотыльком. …Любо ль им, как дервишам, в одежде посконной мотыльками лететь на светильник зажженный? Пусть у бабочек ярко одежд их пятно, мотыльками гореть им в огне не дано…”
Души речью его обогрело им снова, стало легким тяжелое дело им снова.
Им и верность и преданность дружбу дарили, с их исканьями два этих свойства дружили.
То ли ветер садов единенья пахнул, то ль Мессия священным дыханьем дохнул,- распахнулось сокрытых завес покрывало, и раскрыло все то, что собою скрывало.
Боль ушла из сердец, обездоленных прежде, - в единенье дано было сбыться надежде.
В каждой розе в саду проявилось зерцало - где ни глянь - их сиянье повсюду мерцало…
И взглянули как будто бы в зеркало птицы, и смотрели в мерцанье прозрачной водицы, и открылась их взорам вся суть постиженья - им явилось в зерцале воды отраженье…
Тридцать птиц так лелеяли эту мечту, столько мук испытав и познав маету, что Симург им свой лик явит в благо и в милость, чтобы им в отрешении вечность открылась. А узрели себя ,- нет пред взором иного!
О аллах, это слово - чудесное слово! Тридцать птиц на «Симурга» стремились взглянуть… и в себе увидали Симургову суть… Слово “СИ” значит “тридцать” в персидских созвучьях, словом “МУРГ” персы птиц называют летучих.
Стала явною тайна, что в знаньях таится, и жемчужница в жемчуг смогла превратиться.
Это слово, о сердце, - на птичьем наречьи, на подвластном сокрытым отличьям наречьи. И хотя в этом слове загадка видна, и с трудом лишь отгадку находит она, -одолеет преграды душевная сила, …если спесь и гордыню в себе подавила. Человеку даны и величье и честь, чтоб злонравье в себе благодатью известь! Если вдруг притеснитель лишится подвластных,- нет и свойств у него, кроме самых прекрасных…
Тот, кто был вознесен к Единению разом, тайн Единого бога достиг его разум.
Блеск лучей единенья даст свет его взгляду, меж “тобою” и “мною” разрушит преграду…
***
Смысл потайный, что стал для меня достижим, «птичьей речью» хотел я поведать другим.
Только пусть кто поймет - не проронит ни слова, - как бы с речью его не случилось дурного. За слова эти каюсь я, боже, вполне, если ж что не сказал - ты прибежище мне.
Не в моей голове сих рассказов основа, -я про тайны Аттара слагал это слово.
***
Аттар - «аромат», «запах», «благовоние» , «эфирное масло», дорогостоящее, редкое вещество