…выборка из Рене Генона к осмыслению Краеугольного камня:
Символика “краеугольного камня” основывается на следующем тексте:“Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла”. Эта символика чаще всего плохо понимается, вследствие смешения между “краеугольным камнем” и “основополагающим “, к которому относится другой текст: “Ты — Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”. Это смешение странно, потому что равнозначно смешению Петра с самим Христом, который и обозначается самим Павлом как “краеугольный камень”: «….имея Самого Иисуса Христа “краеугольным камнем” (summo angulari lapide), на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм ….»
Эта ошибка встречается уже во времена, когда ее невозможно приписать невежеству в символике. Следовательно, можно задать вопрос, а не шла ли речь с самого начала о преднамеренном «замещении», объяснимом ролью Петра как «наместника» Христа (по латыни vicarius, что соответствует арабскому Халиф). Если это так, то подобный способ «сокрытия» символики “краеугольного камня”, указывал бы, что он рассматривался как заключающий в себе нечто таинственное…
В этом отождествлении двух камней есть нечто невозможное, -ведь “Основополагающим камнем” является тот, что кладется первым… как же мог он быть отброшен в ходе строительства? “Краеугольный камень”, напротив, должен быть таким, что ещё не нашёл своего места; и может обрести его лишь в момент завершения всего здания целиком, и таким образом, реально стать “главой угла”.
… «Закладной камень» (foundation-stone) конечно, может быть назван “краеугольным камнем” (corner-stone), потому что он полагается в «угол» (corner) здания. Но он не является единственным, т. к. здание имеет четыре угла; и тогда “первый камень” ничем не будет отличаться от закладных камней других углов. А форма “краеугольного камня” должна иметь особую и единственную форму, отличающую его от всех остальных, и он не только не может обрести своего места в ходе строительства, но даже и сами строители не могут понять, каково же его предназначение… Если бы они его понимали, то очевидно, не отбросили бы.
Назначение этого камня может быть понято другой категорией строителей, которые на этом этапе работы еще не вмешиваются: это те, кто прошел от “угольника к циркулю”, и что указывает на различие геометрических форм, начертаемых с помощью этих инструментов.

Т. е. форм квадрата и круга, которые символизируют землю и небо; здесь квадратная форма соответствует нижней части здания, а круглая верхней , которая образована посредством купола.
В самом деле, “краеугольный камень” в действительности является “замком свода” в купольном храме, и символ “арки массонов” демонстрирует такой храм в разрезе.
(
ничего кроме Пантеона не нашла для примера разреза купольного здания, но самое смешное, что в нём-то как раз и нет этого замкового камня… в куполе в этом месте волшебная дыра, в которую дождевая вода не затекает…возможно, в символическом плане, в этом отверстии есть глубокий смысл, ведь Пантеон это изначально языческий храм )

Ананда Кумарасвами говорит, что для выявления истинного значения выражения “сделался главою угла” … этот камень — как по форме, так и по положению — действительно является единственным во всем здании, каковым он и должен быть, чтобы символизировать Принцип (закон), от которого зависит все.
Постройка олицетворяет проявление, в котором Принцип, первоначало, выявляется лишь как конечное свершение. И в силу этой аналогии “первый” или “закладной камень” может рассматриваться как отражение “последнего камня”, который и есть подлинный “краеугольный”.
А. Кумарасвами отмечает, что в различных языках слова, означающие «угол», часто находятся в связи со словами, имеющими смысл «голова» . Кефалон (kephale), «голова», в греческом языке, и «капитель» (capitulum, уменьшительное от caput) в архитектуре прилагается к вершине.
Древнееврейское слово pinnah, обозначает «угол», а выражение eben pinnah, “краеугольный камень”, и rosh pinnah, “глава угла”. Особенно примечательно то, что в метафорическом смысле это же слово, пиннах, употребляется для обозначения «вождя»….«Вождь» (”chef”) этимологически есть «голова» (caput), a pinnah через корень слова связывается с pne, что означает лицо…
Мы находим и интересное значение арабского слова rukn: «угол» или «закоулок». Это слово означает удалённую скрытую часть и иногда приобретает смысл «секрета» или «тайны». Его форма множественного числа, аркан (arkan), сближена с латинским арканум (arcanum), …по крайней мере, употребляемый в языке герметистов термин аркан, несомненно, находился под влиянием арабского слова, о котором идет речь. Кроме того, rukn имеет и смысл «основания» , что возвращает нас к corner-stone, понимаемому как “закладной камень”: в алхимической терминологии слово эль-аркан (el-arkan) обозначает четыре элемента, т. е. субстанциальные «основания» нашего мира, которые уподобляются закладным камням четырех углов здания, потому что на них, в некотором роде, созидается весь телесный мир (также олицетворяемый квадратной формой). На самом деле, существуют не только эти четыре аркана, или «базовых» элемента, но есть также и пятый rukn, пятый элемент, или «квинтэссенция» (т. е. эфир, el-athir); Этот элемент не пребывает на том же плане, что и остальные четыре, потому что он есть сам Принцип этого мира.Он будет олицетворяться пятым «углом» здания, его вершиной. И этому «пятому», который в действительности является «Первым», собственно, и подобает наименование высшего угла, потому что именно в нем множественность других углов приводится к единству.
(что-то вспомнился Пётр Петрый))
Отметим, что геометрической фигурой, получаемой посредством соединения этих пяти углов, является пирамида с четырехугольным основанием: боковые грани пирамиды эманируют из ее вершины, И по этим граням, в силу «солярного» характера точки, из которой они исходят, “краеугольный камень” вершины «отражается» в каждом из четырёх “закладных камней”

Здесь есть связь между символикой алхимической и символикой архитектурной, объяснимую, впрочем, их общим «космологическим» характером. Capstone, следовательно, является «вождем» (”шефом”) здания или «творения». И в силу своей особой формы, для вытачивания которой требуются особые знания, одновременно является «шедевром» (игра слов: chef d'auvre — прим. пер.) Им и доводится здание до своего “совершенства”.
Что же до термина copestone, то слово «соре» выражает идею «покрытия»; и этот камень помещается таким образом, чтобы закрыть отверстие вершины, т. е. «глаз» купола.
Подлинное истолкование “краеугольного камня” как “камня вершины”, похоже, было широко известно в средневековье, как это показывает иллюстрация из Speculum Humanae Salvationis

Это произведение было очень распространено, потому что существуют еще сотни его рукописных воспроизведений; и на рисунке мы видим двух каменщиков, держащих мастерки в одной руке, а в другой — поддерживающих камень, который они готовятся возложить на вершину здания, чтобы замкнуть свод. Тем самым он некоторым образом олицетворяет “камень, сошедший с неба”, выражение, которое подобает Христу, но также напоминает и о камне Грааля (lapis exillis Вольфрама фон Эшенбаха, который может толковаться как lapis ex coelis).
(2014 год графство Эссекс)

Сверх того, есть и еще один важный момент: г-н Эр-вин Пановски отметил, что эта иллюстрация показывает камень как предмет, имеющий форму бриллианта (что еще раз сближает его с камнем Грааля, поскольку последний также описывается как граненый);
(в 2014-ом в Эссексе два “камня” было, ещё этот)

“Камень вершины” может не обязательно во всех случаях быть “замком свода”, он является таковым лишь в конструкции купола; Но он может играть такую же роль, что и “замок свода” в случае «пирамидиона», который есть частный случай “краеугольного камня” в его особой форме, присущей древним Египтянам;

Но следует понимать, что в символике средневековых строителей, которая опирается на иудео-христианскую традицию, это здание связано со своим «прототипом» - Храмом Соломона, который совершенно точно не являлся пирамидой.
Сказав это, мы можем вернуться к изображению “краеугольного камня” в форме бриллианта ( к примеру, нем. Eckstein означает как «краеугольный камень, так и «бриллиант») что напомнит нам символические значения ваджры. Идея «неразрушимости» или «неделимости» подобает камню, который олицетворяет единый принцип здания (поскольку подлинное единство по сути своей неделимо). Идея «устойчивости», на архитектурном уровне прилагается так же и к столпу, который соответствует этому же самому камню, рассматриваемому как капитель “осевого столпа”, символизирующего “ось мира”.

Ось мира Платон описывает как “алмазную ось”, с другой стороны, она является также и “столбом света” (как символ Агни и как “солнечный луч”); это последнее качество приложимо к ее «венцу», который олицетворяет сам Источник, откуда она эманирует как световой луч. В индуистской и буддийской символике всё, имеющее «центральное» или «осевое» значение, уподобляется алмазу (например ваджрасана- “алмазный трон”); легко понять, что все эти ассоциации составляют часть традиции, которую можно назвать поистине универсальной.
Также, можно было бы сказать , что этот камень — в той мере, в какой он олицетворяет “свершение” или “исполнение” — в языке индуистской традиции есть ЧИНТАМАНИ, что равнозначно алхимическому западному выражению “Философский камень”. И очень показательно в этом отношении, что христианские герметисты часто говорят о Христе как об истинном “философском камне”…(Рене Генон)
Чинтамани - камень из созвездия Ориона -любимая тема Рерихов.
Святослав Рерих ”Священный ларец”

…Немало на свете таинственных предметов. Один из самых удивительных — легендарный посланник Космоса, дар Ориона, - камень Чинтамани, что в переводе с санскрита значит «драгоценный камень мысли»…
Июнь 2014 пиктограммы на Юго-Востоке от Southend Airport графства Essex


