Крокодилы Земли Обетованной и Святой Руси
На иллюстрации: старинный русский лубок (1760-е гг.) на распространенный в русском фольклоре сюжет: “Битва бабы-яги с коркодилом”. Корокодил изображен как некто с человеческой головой и длинной бородой, правда, в чешуе и с длинным хвостом.
У России и Израиля часто находят много общего. Россия — страна исхода не только большей части отцов-основателей еврейского государства, но и многих его современных жителей; роднит нас и полное нежелание и неумение правящих элит отстаивать национальные интересы страны, и засилье бюрократии… Однако, сходство есть и в более неожиданных вещах: оказывается, и историческая и доисторическая Родины российского еврейства вполне могут претендовать на титул «любимая родина крокодилов». Точнее, являлись таковыми в совсем недавнем прошлом.
Крокодилы Земли Обетованной
Что касается Исторической Родины, то, как известно, границы Земли Израиля постираются от Нила (точнее, от его дельты) и до Евфрата. А самый крупный вид крокодилов именуется «нильский крокодил», по реке своего основного обитания. Впрочем, сейчас крокодилов в Египте повывели, в Ниле они сохранилась лишь в Судане и Эфиопии. Однако наши, еврейские крокодилы, водились и в Израиле в его современных границах, причем во времена совсем недавние — вплоть до 60-х годов 20-го века.
Античные историки Страбон и Плиний упоминают о многочисленных крокодилах, обитавших в наших Палестинах. Страбон называет даже город Крокодилиополис, его развалины действительно имеются в отрогах Кармеля, в районе современной Хайфы. Средневековые путешественники, особенно времен крестоносцев, тоже часто поминают здешних крокодилов.
Вообще, ранее животный мир Израиля был несравненно богаче: страна была покрыта густыми лесами, и рек и водных источников было больше — соответственно, больше и разнообразнее была и водившаяся живность. Однако кочевники-арабы, завоевав Страну, стали разводить в больших количествах коз и овец, и те в течение короткого времени уничтожили травянистый покров и подлесок. Еврейский закон, записанный в Талмуде, кстати говоря, предписывает разводить мелкий рогатый скот в специальных местах, не выпуская его свободно в леса и поля — именно из-за угрозы необратимых изменений окружающей среды. Пришельцы-арабы не заботились о местной экологии — и, как закономерный результат, леса были сведены, уменьшилось и количество водных источников, катастрофически обеднел животный мир.
Однако на севере, в районе Кармеля и Кейсарии, крокодилы сохранились вплоть до недавних времен. В районе Кармеля имеется нахаль (водный источник, речка) который так называется Нахаль Таниним — крокодилий нахаль, именно в нем крокодилы сохранились дольше, чем в других местах. Немецкому консулу в Хайфе Шумахеру удалось подстрелить крокодила в районе Тантуры (Дора), недалеко от нахаль Таниним, еще в 1887 голу. Это была самка длиной три метра, и одно из найденных в ней яиц выставлено и сейчас в музее г. Франкфурта, в Германии. Британский исследователей Тристам пишет, что видел у местных арабов в 1884 году скелет крокодила длиной три с половиной метра, и что эти рептилии нападают на коз, спускавшихся к водопою.
Кости крокодилов, добытых охотниками в чуть более поздние времена, вплоть до самого конца 19 века, находятся в музеях Тель-Авива и Иерусалима. Свидетельства о наличии крокодилов в нахаль Таниним имеются вплоть до первой мировой войны. Однако после войны их более не наблюдали, лишь в 1961 году там же, в районе нахаль Таниним, было найдено несколько «свежих» крокодильих зубов, от недавно умершей рептилии.
Антисемиты могут сказать, что крокодилы исчезли с началом массовой алии евреев на землю предков, мол, не выдержали конкуренции за воду, но это будет явной клеветой — как всем известно, сейчас крокодилов в Израиле разводят в неволе — на кожу.
Русский крокодил — младший брат еврейского крокодила
«Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился».
Это — отрывок из книги «Записки о России» англичанина Джерома Горсея (Джером Горсей, Записки о России. XVI — начало XVII в. М, из-дво МГУ, 1990).
«Записки» считаются одним из самых авторитетных источников знаний о Московском царстве XVI века. Джером Горсей был агентом английской торговой компании, неоднократно бывал в Московии и прекрасно знал страну. В 1589 году он в очередной раз ехал в Россию — и вот нарвался. Что же до крокодилов — то англичанам они были уже прекрасно известны. Эпоха великих географических открытий шла полными ходом, как минимум, изображения рептилии Горсей не мог не видеть, и вряд ли мог перепутать рептилию с какой-нибудь дохлой щукой. Тем более, что, судя по описанию («мои люди разорвали брюхо копьями»), размеров чудище было преизрядных.
От одиночного свидетельства можно было бы спокойно отмахнуться — ну, выпил человек лишку, еще и не такое привидится.
Однако вот еще свидетельство — на этот раз немца:
«Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено».
Взято это сообщение из “Записок о Московии” австрийского посла в России Сигизмунда Герберштейна, бывавшего в России в 1517 и в 1526 годах, из раздела о Литве. (Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московитских делах. СПб., 1908, с. 178). Тоже очень авторитетный источник, прочие, приводимые в нем сведения весьма верны и точны.
Опять галлюцинация?
Но если открыть тридцатый том Полного собрания русских летописей, там можно найти удивительную запись в Псковской летописи, датируемую 1582 годом:
«В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день». (Издано также в: Псковские летописи. М., 1955, т. II, с. 262.)
При этом дело происходило под Новгородом. Может, летописец просто приврал для «красного словца»? Но летопись того времени — официальный документ, к ее содержанию относились не менее серьезно, чем к тому, что печаталось в газете «Правда» во времена усатого генералиссимуса. Тем более что о крокодилах в районе Новгорода повествует и другая летопись, излагая, впрочем, не наблюдения, как в вышеприведенном случае, а древние легенды.
В Мазуринском летописце, носящем название “Книга, глаголемая летописец великия земли Росиския, великого языка словенскаго, от коле и в кои лета начаша княжити”, читаем, что
“Великий князь Словен поставил град Словенеск, ныне называемый Великий Новгород. С того времени новопришельцы скифы начали называться словенами и реку, в озеро Ильмень, впадающую назвали по имени жены Словена Шелони. Именем же его младшего сына Волховца назвали Оборотню протоку, которая истекает из Волхова и ниже впадает в него вновь. Больший же сын Словена был бесоугодник и чародей и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя крокодила, залегал в реке Волхове путь водный и непокоряющихся ему которых пожирал, которых опрокидывал и топил…”
Кроме того, ещё в IV-Х веках новгородские славяне поклонялись загадочному богу-ящеру в образе “каркодила”. Культ “князя Волхова”, имеющего облик “лютого зверя коркодела” (крокодила) существовал, в том числе, и в древнем Новгороде. “Отголоски архаичного культа ящера сохранились в Новгороде, где святилищу Перуна, созданному Добрыней в 983 г., предшествовало святилище какого-то “коркодила”. (Б.А. Рыбаков, «Язычество древней Руси”, - М, “София”-”Гелиос”, 2001, стр. 144).
Образ ящера многократно встречается среди памятников культуры и археологии Новгородских и Псковских земель. Богу воды ящеру крупнейший исследователей славянского язычества академик Б. А. Рыбаков в своей книге “Язычество Древней Руси” посвятил отдельную главу. Академик Рыбаков считает, что факт существования “русского крокодила” не вызывает сомнений, поскольку они оставили свои следы в топонимах многих рек и озёр Северо-Запада России. Только в окрестностях Москвы это — река Ящер, озеро Ящино, населённые пункты Ящера, Малая Ящера, а недалеко от Клина был даже Спасо-Крокодильный (!) монастырь (ныне это село Спас-Крокодилино).
Наконец, вот документ уж совсем официальный, он содержится в архивах города Арзамаса:
«Лета 1719 июня 4 дня в уезде буря великая, и смерчь, и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божиим гневом опаленный, и смердел отвратительно. И помня Указ Божией милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 17180 Куншткамере и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым. Согласно описанию, зловонный монстр, упавший с неба, имел короткие лапы и огромную пасть, полную острых зубов. Что стало с «арзамасским монструзом» дальше — неизвестно, среди экспонатов Кунсткамеры он не значится, Но, несомненно, падение крокодила имело место — за недостоверные сведения Петр первый мог и голову снести, чиновники в шуточки с царем не играли.
И как все это понимать, спросит читатель?
В опубликованном Московским Университетом академическом издании «Записок» Горсея комментарием снабжается почти каждое слово, — но насчет крокодила ученые молчат. Типа «крокодил под Варшавой — эка невидаль, об этом и так все знают»!
Впрочем, действительно, что тут скажешь? «Физические доказательства» существования крокодилов в русских болотах найти нереально — климат не тот, кости гниют быстро. Да и кости рептилии — это ведь не бивни мамонта! Кто обратит внимание на пару полусгнивших косточек, кто их, копая огород, отличит от костей коровы?
Однако и отмахнуться от многочисленных летописных свидетельств нельзя. Существование «северного варианта» слона (мамонта) или «северного варианта» тигра (саблезубый тигр) зоологи принимают как доказанный факт. Так что можно допустить, что там мог сохраниться доселе неизвестный науке вид — «северный вариант» крокодила. Условия для обитания земноводных в тех краях имелись. Это непроходимые болота на границе Псковской и Новгородской земель, площадь которых составляет свыше 200 тыс. гектаров и которые до сих пор почти не исследованы. Пищи в полноводных русских реках и болотах было достаточно, а зимой, как и все пресмыкающиеся и земноводные, «русские крокодилы» могут впадать в спячку.
Допустить-то можно — доказать или опровергнуть нельзя. Патовая ситуация. Вот и приходится ученым мужам отмалчиваться.
Нам же стоит лишний раз намотать на ус, что, хоть «наука и умеет много гитик», господство человека над сотворенным Всевышним миром — кажущееся. В нем все еще очень много такого, что и не снилась нашим мудрецам. Океан неизведанного по-прежнему безбрежен.
Что же до древних крокодилов и прочих исчезнувших чудес прошлого… Прошлое редко уходит бесследно и безвозвратно. Так что, отправляясь гулять где-нибудь в районе новгородских болот или израильской северной границы, стоит помнить: «Иногда они возвращаются».
http://www.apn.ru/publications/article11717.htm