Зухра, вот что говорит Верховная Личность Кришна своему преданому Арджуне (выдержк из Гитамриты)
Арджуна: Ты – Верховный Господь, и Твоя воля выражена в священных писаниях. Люди слышали, что если они не будут покорны Тебе, то попадут в ад. Почему же они нарушают Твою волю?
Кришна: Даже тот, кто знает писания, вынужден, как и все остальные, действовать в соответствии с наклонностями, которые он получил от трех гун материальной природы. Идя на поводу у своих чувств, люди нарушают законы религии точно так же, как они нарушают законы государства. Даже если человек знает, к каким последствиям приводят греховные поступки, он все равно совершает их, подчиняясь своей природе. Из-за этого его жизнь полна тревог, а после смерти он и правда может попасть в ад.
Арджуна: Так что же ему делать?
Кришна: Он должен не подавлять свои материальные желания, а действовать так, чтобы очиститься от них. Многого ли добьешься, подавляя свою природу? Надо посвящать свою деятельность Всевышнему. Однако те, чье сердце очень загрязнено, неспособны трудиться во имя Господа или хотя бы приносить Ему в жертву плоды своего труда. Таких людей трудно перевоспитать, хотя они и могут измениться к лучшему, если будут общаться с чистыми преданными, такими как Нарада Муни.
Арджуна: Если люди все равно вынуждены подчиняться своей природе, получается, что от религиозных предписаний нет никакой пользы.
Кришна: Даже если человек пока не может следовать этим предписаниям, он должен стремиться к этому, а не потворствовать своим чувствам, которые подобны разбойникам с большой дороги. Из-за того, что люди с незапамятных времен занимаются материальной деятельностью, они к ней очень привязаны, и эта привязанность не дает им посвятить себя служению Богу. Но если человек пытается вести благочестивый образ жизни, у него развивается привязанность к духовному и постепенно все мирское перестает его привлекать. Вот почему наставления, которые даны в шастрах, совсем не бесполезны.
Арджуна: Ты сказал, что, если человек пытается вести благочестивый образ жизни, его сердце постепенно очистится. Так не лучше ли мне жить, как брахман?
Кришна: Ты – кшатрий, Арджуна, и твой долг – сражаться. Не ищи себе другую дхарму. Так же, как увидеть что-то человек может только с помощью глаз, а не остальных органов чувств, понять, в чем состоит его религиозный долг, он может только с помощью Вед. Те наставления, которые даны в Ведах в повелительном наклонении, - это и есть дхарма. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем заниматься деятельностью, которая предписана кому-то другому. Если человек выполняет не свою дхарму, это в конце концов приведет его к падению. Не пытайся подражать Парашураме и Вишвамитре, они слишком могущественны. Дроначарья – тоже не пример для подражания: он согласился участвовать в битве, хотя, будучи брахманом, не должен был этого делать.
Арджуна: Кришна, почему человек, даже вопреки своему желанию, поступает греховно, словно его принуждает к этому какая-то сила?
Кришна: Эта сила – вожделение. Оно возникает из-за соприкосновения души с гуной страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение – всепожирающий греховный враг этого мира. Подобно тому, как огонь окутан дымом, зеркало покрыто пылью, а зародыш живого существа окружен чревом его матери, душа в той или иной степени покрыта вожделением. Чистое сознание души обволакивает ее извечный враг – вожделение, пылающее как пожар и ненасытное. Вожделение находится в органах чувств, уме и рассудке. Действуя через них, оно затмевает присущее душе знание и вводит ее в заблуждение. Вожделение очень греховно, оно заставляет людей совершать самые отвратительные поступки, поэтому надо победить его во что бы то ни стало.
Арджуна: Но как это сделать?
Кришна: Сначала, о лучший из потомков Бхараты, подчини своей власти чувства. Чувства обуздать легче всего: человек может держать их в подчинении, хотя его ум по-прежнему ищет мирских удовольствий. Способность управлять умом приходит позже. Органы чувств занимают более высокое положение, чем безжизненная материя; ум - выше органов чувств, рассудок – выше ума, а душа – выше рассудка. Зная, что такое истинное «я» выше материальных чувств, ума и рассудка, прояви духовную мудрость и успокой свой ум, ибо только духовной силой можно одолеть этого грозного врага, вожделение.