Посмотрим, как доносят значение символа Единорога шесть гобеленов (шпалер) из серии «Дама с единорогом», что находится в музее Клюни в Париже. Кажется, лучшего пособия не придумать…
Гобелены (или шпалеры) носят названия: «Вкус»; «Обоняние»; «Слух»; «Зрение»; «Осязание» и … «По моему единственному желанию».
Как видим, речь идет о 5 человеческих чувствах , только в не совсем привычном понимании… Основные участники сюжетов – Дама, Лев и Единорог (есть еще служанка, разнообразные животные, птицы, растения).
Чтобы solarstone не подозревал меня во вредности,
я должна сказать, что поясняющий символику гобеленов текст, – не мое измышление, а подборка из нескольких статей. Но я с этими пояснениями полностью согласна. Поэтому, Стоун, можешь называть эту “Даму с единорогом”одушевленной материей, но…как поется в «Изиде под покрывалом»: «Какой меня видишь, такой к тебе выйду…».
А я вместе с авторами статей буду называть ее Душой:
«Лев в геральдике представлял материю или материальную силу, а Дама в символической иконографии всегда олицетворяла Душу — как одного человека, так и anima mundi, то есть мировую душу. Дама (душа), находится между львом-материей и единорогом-духом. Рассматривая гобелены, мы можем узнать интересные подробности о том пути, который должна пройти душа, прежде чем она научится властвовать над материей - Львом, с помощью духа - Единорога.»
Каждый гобелен изображает последовательность шагов, которые должна сделать душа при поднятии от материального к духовному…Судя по прическе Дамы
, правильно было бы расположить шпалеры в таком порядке (в музее Клюни они висят несколько иначе):
“ВКУС”

На руке Дамы специальная перчатка, на которой сидит прирученный сокол. Другую руку она запустила в чашу (грааля?) которую держит служанка(возможно, она олицетворяет сознание). В чаше, похоже, чемчуг (но пишут, что желуди). Лев и Единорог взвились на дыбы.

«Дама пробует приучить птицу разума (сокола) наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми “сокол” питался до сих пор.»
(Понимаете о каком «вкусе» идет речь? Что «вкушает» «Дама»? Речь не о еде…)
В сцене еще присутствуют – собачка, обезьянка, кролики и др. Но качество репродукции не очень хорошее, чтобы увидеть, чем они там занимаются… Эх, вот бы в Париж -рассмотреть все в деталях
«ОБОНЯНИЕ»

Лев и Единорог чуть присмирели… Дама плетет венок из цветов, но на ней мы его так и не увидим.
Слева от Дамы, в корзине нюхает цветы обезьянка. Возможно, это символ интуиции (?)

«Обезьянка наводит нас на мысль о Ханумане, персонаже индийского эпоса «Рамаяна». Царь обезьян Хануман помог Раме освободить Ситу (также символ души) из рук Раваны, который представляет материю.»
«ЗРЕНИЕ»

Лев не смотрит на Даму, Дама не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на Единорога, а тот отражается в зеркале… И снова, это «зрение» совсем «не то» “зрение”, так же, как был совсем «не тот» “вкус”… Единорога не увидеть обычным зрением…его можно «увидеть» только «в отображении». ( “спокойно-равнодушно” наблюдаем происходящие вокруг события и делаем выводы
(минздрав предупреждает -курение здесь для выразительности!)
Что-то лицо у нее не очень довольное…но на этой шпалере прическа Дамы впервые принимает форму языков пламени…

«СЛУХ»

И здесь ее прическа напоминает языки пламени…Струны на музыкальном инструменте натянуты «между львом и единорогом». Служанка (сознание?) качает меха.

«Слух»: гармония духа. Лев и единорог без щитов и без церемониальных плащей, держат собственные знамена. Они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах — решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку сфер.»
В общем, слушаем в оба уха, не пропускаем ни слова,ни звука…
«ОСЯЗАНИЕ»

На этом гобелене Дама правой рукой держит четырехугольное знамя Льва, а левой –рог Единорога.

«Рог единорога указывает на силу, которая устремляет Душу к высшему. Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости обрести власть над материей, несмотря на то что Лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. В такие же цепи закованы животные, изображенные на этом гобелене. Все, кроме птиц.
Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты»
Последнее сражение…
Наиболее загадочной остается шестая, самая большая из шпалер:
«А mon seul dеsir» – «По моему единственному желанию».
Этот девиз начертан на вершине шатра.

Здесь Дама снимает с себя все материальные ценности и складывает их в ларец. Прическа служанки (сознание) тоже теперь в виде язычка пламени.

«Все желания материи преодолены, у души остается единственное желание — достичь Мудрости и соединиться с Духом. Весь шатер украшен многочисленными изображениями золотых язычков пламени. Там, в шатре — а это символ все преобразующей алхимической печи, атанора, — осуществится ее окончательное преображение. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, их знамена опять поменялись местами, но они обнажены и у них уже нет щитов — они не сражаются и открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои превращения.»
Собачка, может олицетворять подчиненные разуму инстинкты.(?)
«Жорж Санд утверждала, что гобеленов было не шесть, а восемь. По ее словам, на седьмом гобелене Дама была изображена сидящей на богато украшенном троне, а на восьмом — ласкающей двух белых единорогов. Дама- душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию - Мудрость. В Даме, которая была изображена на восьмом гобелене сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, мы могли бы увидеть символ преодоления двойственности и объединения души с Высшим «Я» — цель длинного пути души, ведомой духом к ее небесным истокам.
Дама-душа - главная героиня конфликта между материей и духом. Поэтому ее различные прически и головные уборы, а также разные платья и атрибуты имеют явное символическое значение, которое нелегко раскрыть, но можно связать с разными состояниями души, с этапами алхимического делания. Дама-душа — это еще и двойственность нашего разума: практического, конкретного разума и чистого разума.»
Что за три полумесяца изображены на знаменах Льва и Единорога?
Вот одна цитата из которой понятно, что это что-то связанное с алхимией
:
«…великолепный ковёр из музея Клюни в Париже с его мотивом прикосновения, увы, имеющем для толпы воспитанных на банальном экзотеризме школяров значение пошло-скабрёзное и кощунственное, вздымает вверх боевое копьё (lance de joute), на которое надето плывущее в пространстве знамя с перевязью цвета небесной лазури, украшенное тремя полумесяцами, столь любезными Диане де Пуатье (Diane de Poitiers). Кабалистически имя этой знаменитой дамы можно понимать как луна в треть веса (la lune de poids tiers): в конце первой операции заранее подготовленная меркуриальная компонента весит примерно одну треть от первоначальной массы.
Красный лев, на плечевой перевязи которого также три растущих полумесяца, - знак светлого духа, огненного сульфура, серы, минеральной спермы, озаряющей и оплодотворяющей меркуриальную материю, сущностно очищенную в три стадии обработки солью и огнём…»
“В христианском толковании единорог символизирует Христа, рог единорога воплощает силу и божественное единство, девственница – Деву Марию- anima mundi. Очищающая сила рога – также весьма распространенная католическая аллегория слова Божия. Именно душа определяет моральный выбор человека, учится контролировать чувства, связывающие ее с материей, чтобы получить возможность постичь свободу духа.”
У этой Дамы Единорог пока еще ма-аленький и серенький, но вырастет, раз уже приручен…

