Это да… изумрудные орехи на деревьях не растут И где она их берёт…?
Кедр продоносит шишками один раз в четыре года.
Если изумрудные орехи обозначают пищу для души, для творчества или для практически полезных знаний, то деревья жизни не могут приносить плоды ежегодно.
Однако, приходя три года подряд к одному и тому же “дереву”, можно пропустить именно тот год, тот момент, когда орешки там были, но кто-то их собрал, а вам не досталось.
3:26 26 Октябрь 2016
antihrist
Участник
сообщений 367
482
как в рассказе у Катаева про старый пень, который давно уже обобрали:
ПЕНЬ
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась
пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились
пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и
побрел дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
- Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась,
пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не
прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый
главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной
осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу,
ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а
обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя
опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.
1945
4:34 26 Октябрь 2016
Alin
Старожил
сообщений 2545
483
ну скорее всего в первой сказке речь шла о русском севере. Ему же 18 лет было. А может в первой сказке и острова никакого не было. У него просто сказано :” У Лукоморья дуб зелёный”. Хотя , откуда на севере дубы? Взял то, что хорошо срифмовалось.
сильная логика))
от скорее всего до откуда на севере дубы
в средней полосе, доступной оку поэта, дубов было, как грязи : что видел, то и пел.
Почему ты Лукоморье на севере разместила? Потому что под Питером ныне построен коттеджный поселок с таким именем? Так вроде и там дубы растут
PS Вот нашла: дуб черешчатый , ареал доходит до Финляндии, вики
8:04 26 Октябрь 2016
Lubava
Старожил
сообщений 5606
484
Белка считалась священным животным Тора, бога огня и грома.
Древние славяне думали, что тучи, закрывающие небо во время грозы, есть не что иное, как огромное ореховое дерево, а сверкающая молния — быстроногая белка, пробегающая по этому дереву в поисках орехов. Орехи гигантского дерева не простые, они блестят, как чистое золото. Славяне посвящали орешник богу грома и молнии Перуну. Старый славянский миф повествует, будто во время грозы Перун обрывает небесные орехи и грызет их своими острыми зубами.
Белка, Рататоск
Сначала прочитала как крататоск… потом вспомнила, а ведь орех кракатук тоже скорее всего был золотым.
А может действительно Пушкин свою белочку описал одно из новогодних европейских поверий ?Средневековые европейцы гадали на орехах в ночь перед Рождеством. Приемы “деревенской” мантики, как и сами сельские жители, были незатейливы. Глава семьи наугад доставал откуда-нибудь орех и раскалывал его. Пустой орех предвещал семье голодный год, болезни и несчастья; полный, соответственно, — богатый урожай, отменное здоровье и полное всестороннее благополучие.
И ещё славяне осыпали орехами счастливых новобрачных, чтобы брак их стал плодотворным, а незамужние девушки складывали орехи в свои сундучки, чтобы наколдовать накопление приданого.
А в ирландской мифологии роль библейского Древа Познания добра и зла играл орешник, росший над священным ручьем и ронявший свои драгоценные плоды в его прозрачные воды. Мифическому герою Мак-Кумхейллу, вкусившему тех орехов, открылись все тайны мироздания.
Перефразирую Раздорского
Орешек знанья твёрд, но всё же
отступать не привыкли мы! Нам расколоть его поможет
ветка “Тайные символы”!
10:41 26 Октябрь 2016
ivan135
Старожил
сообщений 2611
485
Давайте уже другую сказку расшифровывать…
11:49 26 Октябрь 2016
Lubava
Старожил
сообщений 5606
486
ivan135 пишет:
Давайте уже другую сказку расшифровывать…
понравилось? видишь как интересно
11:49 26 Октябрь 2016
oratora
Гуру
сообщений 22913
487
Alin пишет:
Вот нашла: дуб черешчатый , ареал доходит до Финляндии, вики
Нет уж, русский север - это Беломорье, какие в Питере коттеджные посёлки знать не знаю. А вот на Беломорье нет дубов , тока апельсины и те в мультиках. Это же от 60-ой широты и выше. Я сама выросла на шестидесятых широтах и в школьный гульбарий листья дуба от бабушки из Куйбышева привозила. Да и кабанов чё-то я не припомню. Волки, медведи, лисы, зайцы, рыси , белки - хоть пруд пруди, а кабаны южнее, там где дубы имеются.
11:55 26 Октябрь 2016
tri_O
Старожил
сообщений 2285
488
firegate пишет:
a_str_a пишет:
Это да… изумрудные орехи на деревьях не растут И где она их берёт…?
Кедр продоносит шишками один раз в четыре года.
Если изумрудные орехи обозначают пищу для души, для творчества или для практически полезных знаний, то деревья жизни не могут приносить плоды ежегодно.
Однако, приходя три года подряд к одному и тому же “дереву”, можно пропустить именно тот год, тот момент, когда орешки там были, но кто-то их собрал, а вам не досталось.
Так белка питается не только с кедрового дерева, с других тоже. Про неё вполне можно сказать - она всеядна.
Но речь идёт не о моей “белке”, а о пушкинской )))
Альф как-то употребил фразу “растекается белкой по дереву”.
firegate, как ты её понимаешь? И не эту ли “белку” имел ввиду Пушкин?
11:58 26 Октябрь 2016
oratora
Гуру
сообщений 22913
489
Давайте представим себе, что Пушкин живёт прямо сейчас. О чём были бы его сказки? Что рассказывала бы ему Арина Родионовна долгими зимними вечерами, когда из-за пурги оборвались провода электропередачи? “Смешались в кучу кони, люди…”(с) Что вспомнила, то и рассказала и связала вместе : север и юг, запад и восток. Чего только не вплетёшь в рассказ, чтобы дитя не плакало ….
Ну давайте тяперяче сказку о золотом петушке расшифровывать. 2017 год - аккурат год золотого петушка
12:07 26 Октябрь 2016
tri_O
Старожил
сообщений 2285
490
Alin “Почему ты Лукоморье на севере разместила?”
…
Есть версия, что Лукоморьем в древности называли обширную часть Западной Сибири. Расположена она на территории современной Томской области. Этот факт подтверждают многочисленные средневековые карты. Казалось бы, какое отношение имеет Александр Пушкин к томской земле? Прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал, сын эфиопского князя, любимец Петра, после смерти императора был сослан как раз в Томск и коротал здесь время до 1730 года. Кроме того, когда великий поэт работал над “Историей Петра I”, он использовал материалы сосланного в Сибирь шведского капитана. Его дневники и карты, скорее всего, подсказали Пушкину название сказочной земли – Лукоморье.
Любопытно, что об этой земле, так называемом Ивановом царстве, ходили слухи как о настоящей стране чудес. Одной из главных его достопримечательностей был фонтан с живой водой, который находился якобы возле дворца правителя Ивана. Если трижды отпить из этого фонтана, предварительно попостившись, можно было из старца превратиться в тридцатилетнего крепыша. Загадочную страну описывали путники в своих дорожниках – путевых дневниках. “Вверх тоя ж рекы великия Оби есть люди ходят попод землею иною рекою день да нощь, с огни. И выходят на озеро. И над тем озером свет пречюден. И град велик, а посаду нет у него. В всякых дворех ясти и пити всего много и товару всякого. Кому что надобе”.
Историки предполагают, что обитатели этого загадочного Лукоморья ушли жить под землю, либо в карстовые пещеры, либо в искусственно созданный подземный город. И тут возникает вопрос. Почему томская земля названа именно Лукоморьем? Ведь это слово означает наличие морского берега, а моря-то как раз возле Томска и нет. Некоторые этнографы предполагают, что название Лукоморье принесли в Приобье народы, переселившиеся в Сибирь “с теплого моря”, с Дона и из-за Дона. А возможно, когда-то воды северного океана просто находились гораздо южнее, чем это есть сейчас.
Сегодня город Томск находится на месте Лукоморья и его древней столицы, получившей название Грасионы. В двухтысячном году томский краевед заявил, что под городом найдены сооружения трехтысячелетней сказочной столицы – подземные ходы, обустроенные кирпичными сводами, брусчаткой, вентиляционными колодцами и железными воротами.
12:10 26 Октябрь 2016
Ayurveda
Завсегдатай
сообщений 1853
491
oratora
Ничего бы она ему сейчас и не рассказала бы.. включила бы мультики аля-Дисней, а сама бы, в компе, жарилась в диспутах по поводу смыслов символов
И не вырастет Пушкин, разве что, вырастет Тушкин, в современных условиях
12:29 26 Октябрь 2016
oratora
Гуру
сообщений 22913
492
Ayurveda, а ты ещё раз мой пост прочти. Деревня, пурга, электроэнергии нет, соответственно и тырнета нет с мультиками.
12:31 26 Октябрь 2016
oratora
Гуру
сообщений 22913
493
a_str_a, дааа, сказочников полно на Руси. Встречала я одного сибиряка, который утверждал, что и Троя в Сибири располагалась вместе с Древней Грецией. А он там самим Зевесом жил - не тужил….
Рекомендовано к прочтению
12:34 26 Октябрь 2016
tri_O
Старожил
сообщений 2285
494
Есть и такая версия про Лукоморье -
О Лукоморье мы узнаем из пролога к первому большому произведению Александра Пушкина, поэме «Руслан и Людмила». У Пушкина Лукоморье описывается как некое условно-сказочное место «где Русью пахнет», где стоит памятный каждому дуб со златой цепью и ходящим по ней ученым котом. Важно, что пролог был написан уже ко второму изданию поэмы, которое было опубликовано через 8 лет после первого издания — в 1828 году. Это многое может прояснить в происхождении пушкинского Лукоморья. К этому времени Пушкин уже побывал в южной ссылке, где вместе с Раевскими побывал и в Приазовье, и в Крыму. Генерал Раевский из Горочеводска восторженно писал дочери Елене: «Тут Днепр только что перешел свои пороги, посреди его — каменные острова с лесом, весьма возвышенные, берега также местами лесные; словом, виды необыкновенно живописные, я мало видал в моем путешествии, кои бы мог сравнить с оными». На человека военного эти пейзажи произвели неизгладимое впечатление. На поэта Пушкина они просто не могли не повлиять.
А что же Лукоморье?
Однако пейзажи пейзажами, но что с Лукоморьем? Откуда у Пушкина мог выкристаллизоваться этот образ, который войдет не только в историю русской литературы, но и в подсознание каждого русского человека?
Источник первый: Арина Родионовна.
Как известно, сюжеты нескольких пушкинских сказок были навеяны поэту его няней. Историк литературы пушкиновед Павел Анненков писал, что многие эпизоды из сказок Арины Родионовны по-своему излагаются Пушкиным и переносятся из произведения в произведение. Вот отрывок из «Сказки о царе Салтане», как он рассказан Анненковым: «Так, у ней был кот: «У моря-лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет». Как мы видим, кот ходит у няни Пушкина вверх-вниз, то есть мы имеем дело с типичным для финно-угорской традиции описанием мирового древа. Кот здесь является одновременно и хранителем границы между мирами, и медиатором между ними.
Источник второй: «Слово о полку Игореве».
Ещё в лицейские годы Пушкина А. И. Мусиным-Пушкиным было издано «Слово о полку Игореве». О Лукоморье в «Слове» сказано: «А поганого Кобяка изъ луку моря от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ яко вихръ, выторже: и падеся Кобякъ въ градѣ Киевѣ, в гридницѣ Святъславли». В летописи сообщалось, что русские постоянно сталкивались с кочевниками в южной степи: «юкоже преже в луцѣ морА быю хусА с ними крѣпко». Обитателями Лукоморья по летописям были половцы, с которыми киевские князья постоянно враждовали. Лукоморьем же называлась территория Северного Приазовья. Это мнение, как полагает С. А. Плетнева, подтверждается тем, что «можно проследить лукоморских половцев и по каменным статуям (идолам), обнаруженным в районе нижнего Днепра. Они относятся к развитому периоду половецкой скульптуры, ко второй половине XII—началу XIII веков». Таким образом можно сказать, что Лукоморьем (которое воспел Пушкин) называлась излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем. В топонимике Приазовья и сегодня можно встретить отзвуки этой исторической памяти: две степных реки Большой и Малый Утлюк. «Утлюк» — «Отлук» — «Лука» переводится с тюркского как «выгон, луг».
Что за дуб?
Небезынтересно понять также, что за дуб описывал Пушкин: «И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый». Путешествуя по Приднепровско-Азовской степи во время южной ссылки, Пушкин мог от старожил услышать легенду о знаменитом Запорожском дубе, который рос на острове Хортица. О нем писал еще византийский император Константин Багрянородный: «Пройдя это место, руссы достигают острова святого Григория (остров Хортица) и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай». Уже в 70-х годах XIX века запорожский историк-краевед Я. П. Новицкий также упомянул об этом дубе: «Лет пять тому назад на острове Хортице засох священный дуб.Он был ветвист и колоссальной толщины, стоял в стапятидесяти саженях от Остров-Хортицкой колонии».
Где ещё искать Лукоморье?
Лукоморье встречается не только в летописях, «Слове о полку Игореве» и поэме Пушкина, но ещё и в русском фольклоре. Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отметил, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба. Карамзин также писал, что слово Лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют. Так или иначе, в фольклорном восприятии Лукоморье - это некая условная земля на границе ойкумены, чаще всего располагающаяся на севере.