Важно проявлять искусность в применении разнообразных духовных практик и не впадать в крайности, применяя ту или иную технику. Например, если в нас чрезмерно развито чувство собственной важности, если мы напыщенны и чересчур высокомерны из-за своих мнимых или реальных достоинств и достижений, то тогда противоядием будет углубленное размышление о страдании, собственных проблемах и исполненной страдания природе бытия. Это поможет несколько снизить нашу завышенную самооценку, поможет спуститься с небес на землю.
Если же, размышляя об исполненной страдания природе бытия, о мучениях и боли, мы переживаем это слишком остро, то перед нами возникает опасность впасть в другую крайность — в уныние, депрессию, ощущение собственной беспомощности. В результате мы можем начать думать: «Я ни на что не гожусь, я ни на что не способен». Эта крайность также представляет опасность. В этом случае необходимо поднять себе дух, вспомнив о своих достижениях, о том прогрессе, которого нам удалось достичь на настоящий момент, о своих положительных качествах, и так выйти из подавленного, депрессивного состояния ума. Так что нам необходим сбалансированный и искусный подход.
В качестве аналогии здесь можно привести росток, пробившийся из семечка. На начальном этапе нужно проявлять искусность и осторожность: излишняя влага может погубить росток, чрезмерный солнечный свет может его иссушить. Нужно создать для него сбалансированную среду, и тогда он вырастет сильным и здоровым. Подобным образом здесь мы стремимся к здоровому эмоциональному и психологическому росту, а потому нам также нужно проявлять искусность и осторожность, в противном случае есть опасность впасть в ту или иную крайность.
Другими словами, настоящую духовную практику в каком-то смысле можно сравнить со стабилизатором напряжения. Когда происходит скачок напряжения, функция стабилизатора в том, чтобы обеспечить постоянную и бесперебойную подачу электроэнергии.
18:32 1 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
197
Наш настоящий враг ― отрицательные эмоции ― на самом деле прячется в нас самих. Это так осложняет нам жизнь! Если бы враг находился где-то там, снаружи, то мы могли бы убежать или спрятаться от него. А иногда мы могли бы пойти на хитрость и его обмануть. Но если враг кроется в нас самих, то очень трудно понять, что же нам делать. Поэтому главный вопрос, который встает перед духовным практиком ― возможно ли вообще победить этого внутреннего врага. Одержать победу над ним ― наша главная, пусть и очень трудная задача.
19:00 1 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
198
Существуют разные уровни явления: открытые и очевидные, а также частично скрытые, постичь которые мы можем при помощи размышлений и логических умозаключений.
Все мы стремимся к удовольствию и не хотим страданий, основная причина боли, которую мы сами себе причиняем, неведение. Поэтому нам необходимо его преодолеть. В наших силах достичь свободы и избавления от страданий, для этого нужно накапливать знания, постигать абсолютную природу вещей. Мы обладаем способностью к познанию и пониманию, так как природа нашего ума – это ясность и способность к познанию.
Все вещи взаимозависимы; ничто не проявляется само по себе, независимо. Все вещи существуют лишь в силу зависимости от других факторов.
Из семи миллиардов людей, населяющих нашу планету, ни один человек не хочет проблем. Почему же тогда мы все время сталкиваемся с проблемами? У нас нет целостного взгляда на мир, наш взгляд сильно ограничен. Следует исходить из фактов, только так можно преодолеть трудности, с которыми мы сталкиваемся.
Если для вас важно благо других, – вы всегда будете людьми нравственными и порядочными. Даже если возникнет искушение обмануть или ввести кого-то в заблуждение, вы себя вовремя остановите. Мы очень тесно связаны с другими, и в наших интересах не причинять вреда другим.
Забывая о собственном счастье ради блага и процветания других, бодхисаттвы тем самым мудро обеспечивают и собственное благополучие. Почему нужно быть нравственными? Потому, что мы все стремимся к счастью. Если мы порядочные люди, нам можно доверять. Доверие рождает дружбу. Но только будучи честными, прямыми и открытыми, мы можем заработать доверие. Вот почему быть нравственными в наших собственных интересах.
Из семи миллиардов людей, живущих сегодня на земле, около одного миллиарда называют себя неверующими. Однако, огромное множество верующих людей на самом деле обманывают и себя, и других. В Индии в большинстве своем люди очень религиозны, но, несмотря на это, процветает коррупция. Ни одна религия не учит обижать, обманывать и эксплуатировать других, поэтому те, кто поступают подобным образом, не могут быть истинно религиозными людьми. В действительности нам нужно стремиться искренними последователями Будды или любого другого религиозного учителя, в которого мы верим. Развитие сострадания, душевной теплоты совершенно необходимо, чтобы вести нравственную жизнь.
19:11 4 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
199
Представьте себе трех человек: человека, который причинил вам вред в этой жизни, врага; человека, который принес вам явную пользу, друга; и незнакомца. Рассмотрим машинальную реакцию, которую вызывают в нас эти люди. Стоит нам представить себе недруга, как в нашем уме сразу же рождается мысль: «Это мой враг». Мы начинаем испытывать раздражение, возмущение и злобу. Когда мы думаем о друге, наш ум расслабляется, нам становится хорошо и уютно. По отношению к незнакомцу мы не чувствуем ни раздражения, ни радости.
Следующий шаг ‒ попытаться выявить причины этих реакций. Причины эти неглубоки, и в их основе узкий и себялюбивый взгляд на вещи. Мы привязаны к друзьям и родственникам из-за той временной пользы, которую они принесли нам в этой жизни. Мы ненавидим врагов из-за того зла, что они нам причинили. Но люди не были нашими друзьями от рождения, они стали ими в силу обстоятельств. И наши враги тоже не родились на свет переполненными злобой. Отношения между людьми ненадежны. На протяжении одной жизни наш сегодняшний закадычный друг может завтра превратиться в лютого врага. А враг, которого мы так ненавидим, может стать нашим самым надежным другом. Вот почему наша враждебность к недругам и привязанность к друзьям свидетельствует лишь о нашем узком взгляде на вещи, который позволяет видеть только временные и недолговечные преимущества. Если же мы посмотрим на вещи шире и проявим дальновидность, то в нашем уме начнет зарождаться равностное отношение ко всем, и с его помощью мы сумеем увидеть всю бесполезность враждебности и цепкого желания, привязанности.
10:12 11 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
200
Осознание неизбежности смерти и понимание, что время ее прихода неизвестно, служит хорошим стимулом. Это как если бы друг постоянно напоминал нам: «Будь осмотрителен, прояви усердие — еще один день проходит».
19:50 13 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
201
Самый нежелательный способ решения проблем — применение силы. Во-первых, насилие непредсказуемо. Хотя вначале вы можете руководствоваться намерением применять силу в ограниченных масштабах, но стоит вам встать на путь насилия, как дальнейший ход событий становятся непредсказуемым. Насилие всегда влечет за собой непредвиденные сложности и ответную жестокость. Насилие в целом — ошибочный метод, в особенности в современную эпоху.
14:13 20 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
202
Если и можно купить счастье, то это будет именно то счастье, какое могут предложить нам деньги, ‒ связанное с материальными предметами и чувственным восприятием. А все это, как мы знаем, легко превращается в источник страдания. Материальные приобретения сами по себе нередко усложняют нам жизнь, вместо того чтобы ее облегчить. Машина ломается, деньги пропадают, самое драгоценное оказывается в руках воров, а дом ‒ в языках пламени. Или мы проводим дни в треволнениях, как бы этого ни случилось.
Проблема тут не в самом материализме, но в нашем базовом мировоззрении, заставляющем думать, будто услада чувств может принести нам полное счастье. Но ведь мы ‒ не животные, чьи поиски счастья ограничиваются стремлением к выживанию и удовлетворению потребностей тела. Мы ‒ люди и способны переживать счастье глубже. Как только этот глубокий уровень счастья открывается нам, то любые болезненные и неприятные переживания перестают нас беспокоить.
17:20 21 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
203
В буддизме любая мысль, чувство или состояние ума, которые лишают нас покоя, ‒ все отрицательные мысли и эмоции, такие как гнев, гордыня, вожделение, жадность и зависть, ‒ считаются “омрачениями”.
Мы склонны полагать, будто эти отрицательные мысли и эмоции ‒ неотъемлемая часть нашего ума и как-то повлиять на них не в нашей власти. Мы не только не можем увидеть их разрушительную силу и бросить им вызов, но нередко сами же пестуем их и лелеем. Однако в их природе заложено разрушение и ничего иного. Из-за них совершаются безнравственные поступки, вспыхивают конфликты. Ими объясняются беспокойство, депрессия, запутанность и стресс, ставшие визитной карточкой современного общества.
12:43 22 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
204
Счастье не может родиться из ненависти и гнева. Ни один человек ни скажет вам: “Сегодня я счастлив, потому что утром был зол”. Наоборот, от гнева людям становится не по себе, они расстраиваются. Нередко услышишь: “У меня плохое настроение, потому что утром я вышел из себя”. Только доброта в отношениях между людьми, сообществами и государствами, а также взаимопонимание и взаимное уважение помогут нам обрести покой, глубокую удовлетворенность и счастье.
20:13 28 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
205
Бессчетные встречи с людьми из всех частей света и слоев общества служат мне напоминанием о том, что, по сути, мы одинаковы. Чем больше я узнаю о нашем мире, тем яснее становится, что как бы ни сложилась наша жизнь ‒ богаты мы или бедны, образованны или нет, к какой бы расе, полу или религии мы ни принадлежали, ‒ все мы стремимся быть счастливыми и избегать страданий. Любое действие, совершенное нами осознанно, да и, пожалуй, вся наша жизнь ‒ то, как мы решаемся выстраивать ее в рамках ограничений, налагаемых обстоятельствами, ‒ служит ответом на великий вопрос, стоящий перед каждым из нас: как стать счастливым?
20:14 28 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
206
Ненависть ‒ величайший камень преткновения на пути развития сострадания и обретения счастья. Если мы научимся проявлять терпение в отношениях со своими врагами, то все станет намного проще ‒ сострадание ко всем остальным потечет рекой, не встречая препятствий.
20:14 28 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
207
Когда другие существа, особенно те, что таят на тебя злобу, станут из зависти обижать тебя или причинять иное зло, не оставляй их, но окружи их величайшим состраданием и заботой.
20:15 28 Март 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
208
Помнить о том, что мы умрем, очень полезно. Почему? Если мы не задумываемся о смерти, то будем легкомысленно относиться к духовным практикам. Мы растратим свою жизнь впустую, не анализируя, какие мысли и поступки продлевают страдание, а какие приносят счастье. Не задумываясь о том, что мы можем вскоре умереть, мы легко попадем в ловушку кажущегося постоянства, убеждая себя: «Я умру, но это будет когда-нибудь потом, не скоро». А когда приблизится смерть, даже если мы захотим сделать что-то полезное, у нас на то не окажется сил…
Рекомендовано к прочтению
15:45 18 Апрель 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
209
Мы оперируем отжившими понятиями. В прошлом государства существовали более или менее независимо, и сообщества людей, даже если речь шла об одной деревне, были по большей части самодостаточными. В таких условиях войны и подготовка к ним были вполне оправданы: если одна сторона одерживала победу, то другая — терпела поражение. Но сейчас положение дел полностью изменилось. Не только деревни, но и государства и даже континенты оказались в жесткой зависимости друг от друга, в особенности в экономическом отношении. В этих условиях уничтожить соседа все равно, что уничтожить самого себя. Поэтому можно сказать, что прежний образ мышления и политика, которую он влечет за собой, устарели.
15:46 18 Апрель 2013
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
210
Поскольку – такова уж реальность, ‒ мы относимся к живым существам, ведущим коллективный образ жизни, и вынуждены находиться в тесной зависимости друг от друга, нам нужно воспитывать в себе любовь к другим людям и заботу о них, если мы действительно хотим мира и счастья.
Взгляните на диких зверей и птиц: они путешествуют вместе, сбиваются в стаи, помогают друг другу. У пчел нет ни законодательст…ва, ни духовной практики, но в стремлении раздобыть пропитание и выжить, они опираются друг на друга, ‒ такой образ жизни предписан им природой.
И хотя мы, люди, ‒ существа разумные, и по логике должны жить друг с другом в тесном сотрудничестве, мы порой используем свой разум во вред и ищем возможность нажиться на других. Это идет вразрез с самой природой человека. Очень важно, чтобы те из нас, в ком есть вера и решимость следовать духовной практике, помогали друг другу, взращивали в своих сердцах любовь. В этом залог человеческого счастья.