Если мы тщательно проанализируем интенсивные отрицательные эмоции (гнев, привязанность и зависть), то обнаружим в самой сердцевине вызывающих их причинных процессов сильное чувство «я». В основе нашего эмоционального переживания оказываются мысли следующего порядка: «Я этого не хочу», «Меня это отталкивает», или: «Меня это привлекает». Как же быть с этим сильным чувством «я»? Как нам справиться с
ним? Первый шаг ― это анализ. Второй шаг в борьбе с омрачениями ― попытаться снизить интенсивность нашего цепляния за четко очерченные грани объекта, вызывающего в нас эмоции.
Рассмотрим, например, свое отношение к ценному имуществу: к машине или часам. Если в вас присутствует сильная привязанность к часам, попытайтесь вспомнить, как вы относились к этим часам до того, как их приобрели (когда они еще были в магазине, на полке) и сравните те ощущения со своими чувствами теперь, когда вы их купили. Теперь часы стали «вашими», и они прочно связаны с эгоистическим самосознанием, с чувством «я». В магазине вы, безусловно, испытывали к ним влечение, однако в этом влечении было меньше связи с вашим эгоистическим самосознанием, поскольку они вам не «принадлежали». Так мы можем наблюдать, как меняется наше отношение к одному и тому же объекту…
16:14 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
62
Сердце, исполненное сострадания, по всей видимости наделяет человека мужеством и решимостью. Почему так происходит? На мой взгляд, потому что сострадание не дает нам уйти с головой в собственные конфликты и стрессы. Под влиянием сострадания мы склонны уделять больше внимания страданию и благополучию других существ, и нам легче, оттолкнувшись от собственного опыта, понять чужое страдание. В результ
ате происходит некоторое смещение перспективы, и в некоторых случаях мы начинаем иначе воспринимать и те страдания, боль и проблемы, которые выпадают на нашу долю. То, что прежде было просто невыносимым, теперь представляется менее значимым ― даже ничтожным. Таким образом, у человека альтруистичного и сострадательного непременно возникает чувство, что его собственные проблемы и конфликты вполне можно выдержать. Неприятностям и трудностям гораздо сложнее нарушить покой его ума.
16:15 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
63
Состояние нашего ума в данный момент: испытываем мы счастье, раздражение или иные эмоции, зависит от многих факторов, включая и состояние нашего тела ― изможденное оно или отдохнувшее. Однако многие из наших мыслительных процессов не находятся в прямой зависимости от физиологических факторов. Поэтому в конечном итоге только внутренняя трансформация способна повлиять на состояние нашего ума, изменив его в нужную нам сторону.
16:15 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
64
Когда мы говорим об уме, или сознании, мы не должны представлять себе его как нечто монолитное. Как существует множество различных видов материи, так же есть и много разных видов сознания, в совокупности составляющих наш внутренний мир; нам присущи разные наклонности, психические состояния, мыслительные процессы и так далее. Взаимодействуя с внешними, материальными объектами, мы выделяем среди них…
полезные и вредные и, опираясь на различающую способность, избегаем соприкосновения с вредными веществами и применяем полезные, стараясь раскрыть их потенциал. Подобным образом, если мы возьмем для рассмотрения мир внутренний, то и здесь из широкого разнообразия психических состояний мы можем выбрать те, что позволят нам не только почувствовать умиротворение прямо сейчас, но и в будущем сохранять более счастливый, благостный и спокойный внутренний настрой. Мы способны усилить и развить такие состояния ума.
16:16 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
65
Современная наука, в частности квантовая физика, стала склоняться к такому пониманию природы бытия, где само понятие объективной реальности оказывается все менее и менее обоснованным. Эти научные взгляды сформировались независимо от буддизма. Ученые, работающие в этой области, делали выводы, исходя из собственных научных предпосылок, и постепенно подошли к той черте, где были вынуждены обсуждать н…
есубстанциональность вещей и событий. В буддийских текстах вы найдете множество обоснований, доводов и диспутов, которые демонстрируют несубстанциональность вещей и событий. В противовес этому, не найдется ни одного довода, который бы обосновывал веру в то, что вещи и события обладают объективным и независимым бытием.
16:16 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
66
Упражняя свой ум, мы можем воспитать в себе такие качества, как сострадание, любовь и мудрость. Приучая свой ум к этим качествам, мы можем полностью раскрыть в себе их потенциал. Хотя поначалу на это будет уходить много усилий, но как только мы перейдем определенную черту, их развитие станет спонтанным, естественным и самостоятельным. Не потребуется прилагать дальнейших усилий. Вот почему утвержда
ется, что эти качества можно развивать до бесконечности.
Если мы сделаем перерыв в спортивных тренировках, то для того чтобы вернуться к прежнему уровню владения тем или иным навыком, нам придется начинать все сначала. А если, развивая определенное качество ума, мы достигаем уровня его спонтанного проявления, то затем, пусть даже мы не применяем его в течение долгого времени ― стоит нам лишь слегка обратиться к нему, как оно тотчас же вернется на прежний уровень. Различие между этими двумя качествами в том, что у них разная основа: в первом случае ― телесная, а во втором ― психическая.
16:17 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
67
Люди нередко путают сострадание с жалостью и несколько свысока смотрят на человека, вызывающего сострадание. Я думаю, это неправильно. Подлинное сострадание должно рождаться из осознания того, что все существа, как и мы сами, желают счастья и не хотят страданий. Если мы осознаем это, то, становясь свидетелями страданий других существ, сумеем испытать искреннее сочувствие и сопричастность. Таково и
стинное сострадание, побуждающее нас брать на себя ответственность за других и проявлять искреннюю заботу об их благополучии. В его основе, таким образом, лежит признание того, что по сути своей все мы равны, и неподдельное уважение к присущему другим существам естественному стремлению к счастью и устранению страданий. Мы признаем их право на то, чтобы эти стремления стали реальностью.
16:17 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
68
Альтруизм неразрывно связан с любовью и состраданием. Это чувство, которое поднимается из самых глубин вашего сердца и не позволяет спокойно переносить страдания других, ничего не предпринимая, чтобы их облегчить. Чем сильнее сострадание, тем тверже намерение посвятить себя благу всех существ, пусть даже вам придется действовать в одиночку. С такой мотивацией вы сможете служить другим без предубежденности, не беспокоясь о том, как они ответят на вашу заботу.
16:18 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
69
Если мы будем размышлять об отрицательных свойствах гнева и положительных свойствах любви, то обретем уверенность в силе любви, и наша склонность проявлять любовь будет становиться все сильнее и сильнее. Такова природа вещей, и важно отдавать в ней отчет. Не знаю, насколько этот буддийский взгляд на природу вещей способен удовлетворить всех и каждого, но он, безусловно, дает ответы на очень многие вопросы.
16:19 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
70
Если человеку приговоренному к смерти, заменят смертную казнь отсечением рук, то он испытает колоссальное облегчение. Подобным образом если нам выпадает шанс избавить себя от огромных страданий, проявив терпение пред лицом малых невзгод, то мы не должны его упускать. Если, не сумев вынести обиду, мы поддадимся гневу, то лишь навлечем на себя еще большие страдания в будущем. Как бы трудно ни было, постараетесь взглянуть на ход вещей с более широкой перспективы и не отвечать злом на причиненное зло.
16:19 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
71
Прежде чем взяться за какое-либо дело, мы должны сначала спросить себя, сумеем ли мы выполнить его должным образом и довести до конца. И если ответ будет отрицательным, то лучше и вовсе не браться. Ведь если мы будем бросать начатые дела, то это войдет у нас в привычку. Поэтому, если мы уж беремся за какое-то дело, то должны быть уверены, что уже не отступим от своего решения.
16:22 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
72
Размышляя о том, какие действия и состояния ума нужно усиливать, а какие ― необходимо отбросить, мы должны разумно подойти к этому выбору, к выполнению этой задачи. Способность, которая отвечает за осуществление такого выбора, называется различающей мудростью. В действительности, это одна из отличительных черт человеческого существа. Хотя все живые существа равны в своем инстинктивном стремлении к
счастью и преодолению страданий, в людях гораздо сильнее развиты способности к оценке долгосрочных и краткосрочных последствий тех или иных действий. Из-за этого у людей гораздо лучше развито воображение, и потому у них гораздо больше возможностей осуществить свои стремления и на самом деле достичь счастья и избежать страданий.
16:22 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
73
Во всех мировых религиях, с их упором на любовь, сострадание, терпение, терпимость и умение прощать, заложен потенциал развития внутренних ценностей, который они успешно реализуют. Но реалии современного мира более не позволяют нам полагаться лишь на религию в вопросах воспитания нравственности. Вот почему я все более утверждаюсь в мысли о том, что пришла пора научиться выходить за пределы религий, размышляя о духовности и этике.
Рекомендовано к прочтению
16:23 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
74
Куда бы мы ни отправились, давайте будем сохранять смирение, избегать шума и излишней назидательности. Давайте не будем ранить чувства других людей и вынуждать их совершать дурные поступки. Лучше станем встречать каждого с дружелюбием и добрыми помыслами, побуждая их творить благие дела.
16:24 22 Сентябрь 2012
AlesTem
Завсегдатай
сообщений 834
75
Мы вправе утверждать, что философы Востока в целом уделяли больше внимания постижению природы внутреннего мира. Это особенно верно для буддийской традиции. Западная научная мысль, по всей видимости, делала гораздо больший упор на исследовании внешнего мира. В силу этого мы можем говорить о Востоке и Западе как о двух разных традициях интеллектуального постижения с разной расстановкой акцентов: Вос…
ток усердствовал в изучении внутреннего мира, а Запад ― внешнего. Людям же, естественно, необходимы оба вида знаний.
Конечно, и на Востоке есть место научно-техническому развитию, однако пока это лишь его самые начальные этапы. Так же и на Западе существует множество психологических дисциплин, но поскольку интеллектуальная традиция там в первую очередь направлена на исследование внешнего мира, то и психология пока делает лишь первые шаги.