Вести с пивовановской родины:
Крик о помощи - именно так можно назвать обращение в редакцию 80-летней жительницы Николаева с просьбой помочь ей спасти молодую семью ее внуков: Игоря (здесь и далее все имена по этическим соображениям изменены), двух малолетних правнуков и их матери Люси, попавшей в крепкие сети новой секты.
То, что рассказала Елизавета Дмитриевна, просто не укладывается в голове: как может прежде заботливая и любящая мать превратиться в злую мачеху, разрушать еще недавно дружную семью, выгонять из дома старшего сынишку вместе с мужем, не согласным с ее решением принять новую веру, и со спокойным сердцем готовиться вместе с младшим сыном к какому-то обряду «вознесения»?
Невероятным, абсурдным казалось и то, что нашлось в Интернете об этой организации, пришедшей к нам из России. Достаточно сказать, что ее руководитель причисляет себя и своих сторонников к «людям-богам», «славянам-ариям», называет себя ни много ни мало - «Богом Отцом Абсолютом», свою ближайшую помощницу - «Матерью Мира», отрицает века существующую Библию как устаревшую, создал свою, якобы продиктованную ему свыше. Ну что же, попробуем разобраться во всем по порядку, познакомимся с главными участниками семейной драмы.
Елизавета Дмитриевна, бабушка
Ее письмо, а это почти полностью исписанная школьная тетрадь, не только крик о помощи, но и глубокие раздумья о жизни и любви мудрого, много повидавшего и пережившего человека. «Люблю всех, хочу спасти семью. Возможно, публикация не изменит того, что произошло в нашей жизни. Допускаем ошибки из-за чрезмерной, неразумной любви к детям, внукам и сами потом страдаем. Хочется мне других уберечь от промахов, когда, забывая о себе, отдаешь без остатка свою любовь, время, силу, да что там - саму судьбу свою детям, а на старости лет остаешься один на один со своей немощью, болезнями, болью в сердце. И все же любишь всей душой, всем сердцем и веришь в то, что это наваждение, затмение пройдет…», - пишет Елизавета Дмитриевна.
Чего только не передумала она длинными, бессонными ночами. Война оставила горькую память о летящих над головой снарядах, о тревоге за ушедших на фронт и оставшихся в тылу врага, о голоде, холоде (вода в ведре замерзала зимой), супе из лебеды, редкого лакомства в виде кусочка макухи. И о соломе: ею укрывали хаты и глиняные полы, топили печи. Когда пришло ей время рожать, соломой накрыли печь, именно на соломе, при свете старой, без стекла керосиновой лампы акушерка и принимала ее сына Павла.
Да, было трудно, порой страшно, но тогда все казалось объяснимым, понятным - война, разруха, тяжелые послевоенные годы, неурожай, но ведь пережили, работали, отстраивались, духом не падали, радовались каждой перемене к лучшему.
«Отец мой погиб на войне. Без отцовской ласки, заботы вырос и мой сын (в свое время ошиблась в выборе спутника жизни), так он никого и не называл папой, а так хотелось, чтобы он был», - с горечью написала она.
Павел вырос работящим, добрым, жену нашел себе под стать. На двух работах работал, жена его тоже без дела не сидела. В детях, двух девочках, Оле и Люсе, души не чаяли. Елизавета Дмитриевна нарадоваться не могла и всем, чем могла, охотно помогала.
Беда пришла, откуда не ждали. Болезни унесли жизни невестки и старшей внучки Оли. Похоронив жену и дочь, Павел пытался заглушить боль утраты хмельным. Елизавета Дмитриевна, столько времени самоотверженно ухаживавшая за больной внучкой, старалась помочь сыну и его младшей дочери. Любовь к дочери, забота матери помогли Павлу справиться с бедой.
Надо ли говорить, как берегли, любили и лелеяли отец и бабушка Люсю, как радовались ее счастью, выбору спутника жизни. Узнав получше Игоря, полюбили и его как родного. Елизавета Дмитриевна называет его своим внуком, так что поначалу трудно было понять, кто же ей родной по крови: Игорь или Люся? Когда же они подарили деду и прабабушке одного за другим двух чудесных мальчиков, старшие посоветовались и решили оставить молодым двухкомнатную квартиру. Павел перебрался жить к матери в ее небольшую однокомнатную, к тесноте приспособились, говорят - были бы дети счастливы.
То, что произошло дальше, ударило Елизавету Дмитриевну в самое сердце, но она, больная, не выходящая из дома в последние годы, не хотела, не могла по натуре своей сдаться так просто и стала звонить, писать тем, кто, по ее мнению, мог помочь, подсказать, как спасти семью Люси, а главное, уберечь от беды детей, они же еще маленькие (одному четыре, второму два года), не могут постоять за себя.
Игорь и Люся
Поженились по большой любви, которая, казалось, выдержит любое испытание и станет еще крепче. Малыши буквально купались в отцовской любви. Когда заметил перемены в жене в отношениях к нему, к детям, решил поначалу, что это от усталости - он на работе, а на ее руках двое мальчишек. Старался во всех домашних делах помогать жене, чтобы она имела время для себя.
Люся действительно устала от обыденной жизни, все чаще отправлялась «гулять по Интернету» - в нем же можно найти развлечение и общение на любой вкус. Там она и натолкнулась на сайт организации, обещающей своим приверженцам «свободу и истинную любовь». Видимо, решила, что знакомство это ее ни к чему не обязывает, в любой момент сможет бросить общение, и отозвалась на приглашение некоей Ирины из Севастополя. Отозвалась и… попала в крепкие силки. Люся - человек неопытный в подобных делах, самостоятельно не сориентированный, доверилась Ирине, постепенно выложив ответы на все ее вопросы о себе, Игоре, близких, материальном положении и т. д. И даже не заметила, как и когда стала полностью подконтрольна абсолютно чужому ей человеку, жестко и безапелляционно навязывающему ей свою волю. Установки получила вполне конкретные: с мужем не жить, развестись, квартиру продать, а о ее дальнейшей судьбе «люди-боги» сами позаботятся.
И Люся стала жить по правилам, продиктованным ей Ириной, а Игорь искал ответ, почему жена из милой, нежной, заботливой превращается в злую мегеру и чахнет на глазах. Пытался поговорить - раскричалась, хотел успокоить, обнять - чуть глаза не выцарапала, принес в подарок красивую дорогую цепочку - назад швырнула, затем отобрала со словами: «Ее же продать можно!»
Раньше денежный вопрос в такой форме в их семье не звучал: Игорь прилично зарабатывал, кроме того, в ее полном распоряжении были «детские» - муж никогда не интересовался, как и на что Люся их тратит, она же хозяйка и мать, лучше знает, что необходимо детям. Игорь стал более внимательным и вскоре заметил, что жена не только много времени проводит в Интернете, но и постоянно что-то записывает в тетрадках. Открыл записи и глазам своим не поверил: Люся записывала диалоги с «людьми-богами» какой-то неизвестной ему секты, переписывала распространяемые ими тексты для самообразования, описывающие «методику входа в сверхсознание», и т. п. Здесь же нашел и рекомендуемый распорядок дня, в котором предписывалось читать в день не менее пяти глав «откровений» лидера секты, от трех до пяти часов в день проводить за чтением текстов на страницах этой организации в Интернете и ежедневно писать «диктовки» (так адепты секты называют свои диалоги с «абсолютом»). Добрался до переписок жены в Интернете и ужаснулся тому, что прочел: она отчитывалась перед Ириной о каждом своем шаге, получая в ответ все более и более жесткие установки и настраиваясь на «вознесение», которое, якобы, «вернет ее душу в небесный дом».
Выяснилось, что новое учение создано неким Леонидом Масловым, прежде успешным мирским человеком, доктором технических наук. Уже несколько лет он записывает «диктовки», издает их в многотомнике «Откровения людям нового века», представляя это как «новую Библию», вместе со своими сторонниками намерен создать царство справедливости и всеобщего благоденствия «Божественная монархия Святая Русь». У его религиозного движения несколько названий, Люсе оно попалось на глаза в сети Интернет как «Движение Бога Отца Абсолютного», проповедующее «свет и любовь».
Пошел посоветоваться с бабушкой, та посмотрела записи и за голову схватилась: да неужели же этому можно верить? Ее что, загипнотизировали, закодировали? Постаралась спокойно, ласково поговорить с внучкой, и не выдержала, заплакала. Люсю, видимо, удивили и испугали бабушкины слезы, ведь Елизавета Дмитриевна стойко держалась сама и поддерживала других в трудные минуты. Внучка пообещала порвать с сектантами, но слова своего не сдержала.
Узнав о том, что происходящее перестало быть тайной для семьи Люси, Ирина повела наступление на свою подопечную активнее, грубее, мол, кого она слушает, муж у нее просто тряпка и дурак, отец - алкаш, а бабушка старая… (далее шло грязное ругательство), - «люди-боги» в выражениях не стесняются. В переписке Ирина выступает как своего рода ретранслятор воли «Отца Абсолюта». Люсю хвалили за скандалы с мужем, призывали порвать с родственниками.
Возникающие сомнения пресекались резко: «Мне Богу Отцу вашему надобно от вас поддержка материальная. Именно мне и никому больше. Ты ведь не самостоятельна и надеешься только на Бога. Дак ведь вопросы решать не я за вас буду. Квартиру надо продать, и с теми деньгами можешь хоть завтра приезжать к нам. Снимем на них жилье до вознесения. Вот и размышляй. А удрать, не глядя, с планеты не получится». Люсе постоянно напоминали, чтобы была внимательна, следила за своими родственниками, рассказывала обо всех их шагах и реакции на происходящее, учили: «Ты хоть понимаешь, что уже совершеннолетняя и сама собой можешь распоряжаться? И своим жилищем? Что никакая бабка и даже отец тебе не указ? А уж тем более муж… Первый твой шаг таки развод. У юриста узнать, документы на квартиру показать, кто может ею распоряжаться. Понятно?».
Разговоры, убеждения Елизаветы Дмитриевны и Игоря вновь порождали в Люсе сомнения. «Даже если у меня получится развестись, но я не смогу продать квартиру, я вам нужна буду? Не хочу вызвать жалость, просто говорю как есть, ведь мне тоже не просто все сделать так, как вы бы от меня хотели, в моей жизненной ситуации», - пишет она Ирине. Ответ приходит жесткий: «Вот и получила уроки жизни. Вот и рассмотрела своих «близких». Бабка самодурка. Муж - конченый дурак… Стой на своем. Делай, как сказал. Не пропадем. Будь стойкой, чадушко любимое. Свет и любовь».
Этой фразой - свет и любовь - заканчиваются все послания «абсолюта» и его сторонников, о чем бы ни шла в них речь. Какой свет и какую любовь несет своим адептам это верование, судите сами. Выбирая между любовью, заботой близких и «светом и любовью» нового учения, Люся решение приняла страшное. Она сама подала заявление на развод, сама разделила детей: старшего сына отдала мужу, младшего оставила себе.
В реальность такого поворота Елизавета Дмитриевна отказывалась верить до тех пор, пока четырехлетний правнук не расплакался у нее дома, рассказав, что мама гонит его и папу из дома. Малыш уговаривал маму сжалиться, не понимая, в чем их с папой вина, гладил ее по волосам, целовал, пытался обнять, удержать. Но своего решения Люся не изменила.
Елизавета Дмитриевна рассказывает, как направляла Игоря за помощью в милицию, вот только там ответили, что не их это случай. Такой же ответ прозвучал и в больнице, куда обратилась семья, надеясь на помощь психолога или психиатра. Не тронула судьба двух малышей и опекунскую службу, куда Елизавета Дмитриевна дозвонилась по телефону. Дело семейное, родители между собою сами разберутся, решили там. Надежду подарила встреча Игоря с человеком знающим, по роду своей деятельности имеющим опыт в подобных случаях. Встречей Игорь вроде остался доволен: от него не отмахнулись, выслушали, взялись изучить переписку жены. Но на следующую встречу он почему-то не решился. Возможно, не готов пока к тому большому труду и терпению, о которых говорил ему новый знакомый. Быть может, более привлекательными показались ему пути покороче и полегче. Кто-то посоветовал поставить свечу в храме к определенной иконе - поставил. Другой расхвалил бабку-шептуху, она, мол, отшепчет и как рукой все беды снимет. Подался к бабке, та отшептала, отработала полученный гонорар. Возвратился домой, а там примирением и не пахнет. Правда, видя действия мужа, Люся немного притихла, стала менее агрессивной. Затаилась, скрывает свои намерения, так ее в секте учат, считает Елизавета Дмитриевна.
Суд быстро развел молодых родителей, на заседании не прозвучал вопрос о детях, а ведь Игорь мог его поднять, настаивать, но промолчал. Бабушка, любя, пытается оправдать его: скромный, застенчивый…
Узнав, что внучка гонит из дома Игоря и ребенка, Елизавета Дмитриевна предложила им поселиться у нее, авось и Люся в скором времени поймет, что она теряет. Но Игорь решил иначе. Он ушел с работы и решил уехать к родным вместе со старшим сынишкой. Надеется, что жена когда-нибудь одумается и переедет к нему. А как же младший сын? Какая судьба ожидает его?
Елизавета Дмитриевна мучительно ищет ответы на вопросы: почему Люся так бездушно разрушает семью, не считается с близкими? И сама же отвечает: да легко ей все давалось, привыкла получать то, что хотелось. К слову, у Елизаветы Дмитриевны трудовой стаж 35 лет, у ее сына, продолжающего работать, 33 года, а у 27-летней внучки ни единого дня. Вот и готова она продать квартиру, деньги отдать тем «богам», ведь досталась она ей легко, не то что ее родителям или ей, Елизавете Дмитриевне.
Уедет Игорь, но Елизавета Дмитриевна не перестанет бороться за младшего правнука, не отталкивает и никогда не оттолкнет и внучку. Не отрекаются, любя! Не отрекаются! А любовь ведь не только нежные объятия, поцелуи и наслаждение общения друг с другом. Любовь - это еще и нелегкий труд, опора в сложных жизненных обстоятельствах. Да, Люся больно ранила ее сердце. Но кто-то же должен помочь ей возвратиться к нормальной жизни.
Самое важное - общение, терпение и знания
Наш собеседник - Владимир Николаевич РОГАТИН, член-корреспондент Европейской федерации центров исследования сект, специалист истории, магистр государственного управления.
- Вы знакомы с «откровениями» Маслова: на первый взгляд они кажутся бессвязным набором слов, тем не менее человека это зацепило…
- Данное движение, по сути, является сектой. Классический пример: создано на новом «откровении», предполагает определенный контроль за последователями, обладает рядом деструктивных практик, приводит к разрушению семей и психической дезориентации людей. Можно назвать ее тоталитарной, так как она ставит под контроль все аспекты жизни человека, даже те, которые регламентируют его семейный уклад и образ жизни.
Читая книги Маслова, нормальный человек удивляется, как в это можно верить. Ведь даже текст хаотичен: предложения логически разорваны, абзацы «скачут», изложенные в одном абзаце мысли взаимоисключают друг друга. В то же время подобные течения, основанные на «новых откровениях», которые получают из «космоса», от гуру, из небытия, предлагают обычному человеку сразу стать высшим планетарным звеном в мироздании. Это как минимум, а как максимум, тот же Маслов предлагает своим последователям стать богами на земле.
Жертвами сект обычно становятся люди малообразованные в духовном плане, не имеющие достаточного религиозного опыта. Если у человека есть определенный религиозный опыт, он знаком с традиционной религиозной конфессией, то и более защищен от манипуляций на религиозных чувствах и не так увлекается новыми парарелигиозными идеями.
В секты попадают люди, удрученные работой и жизненными обстоятельствами, когда человек психологически нестабилен, когда не может полностью отдавать отчет своим действиям или находится на каком-то переломном моменте своей жизни. Либо те, кто не имеет возможности на самореализацию, но интересуется чем-то высоким. Учение Маслова «ловит» тем, что предлагает универсальную формулу: мы несем свет и любовь, только позитив, ничего плохого. Но чем дальше люди будут погружаться в это учение, тем более им будут открываться иные его стороны.
В частности, это будет и расизм, который истекает из взглядов Маслова и его последователей о славяноариях как избранной расы, а всех остальных - как более низкой расе, которую уничтожит «абсолют». Есть у него и антисемистские, экстремистские воззрения. Здесь даже не столько религия, сколько порой присутствует политика. Знакомясь с учением Маслова, может показаться, что он придерживается шовинистической позиции, заявляя, что Россия - страна будущего, но если вникать внимательнее в его учение, то становится понятным, что он выступает и против того строя, который существует в России, и где бы то ни было еще. И предполагает организацию цветных революций по устройству нового, своего строя, по которому будут жить его последователи и весь мир, устроенный согласно его личным откровениям.
Секта Маслова предусматривает постепенное вовлечение. Пройдя начальную стадию, уверовав в истинность «откровений» Маслова, человек будет погружаться в это учение в течение примерно двух лет. В дальнейшем он должен проявить готовность следовать за «абсолютом» безоговорочно и будет включен в структурированные ячейки этой секты. Срабатывает своего рода маркетинговый ход, когда человеку предлагают самое лучшее: саморазвитие, самопознание, а заканчивается все банальными мошенническими схемами.
- Что можно посоветовать тем, кто искренне хочет помочь близким, попавшим в сектантские сети?
- Всегда необходим взвешенный и профессиональный подход. К сожалению, людей, которые могут работать с вовлеченными в секту, в Украине мало. Этим на достаточно высоком уровне занимаются психолог Владимир Эдуардович Петухов (Комитет по защите семьи и личности), отец Александр Мирошниченко (Запорожье) и отец Хризостом Грищенко (Киев), глава Киевского апологетического Центра во имя святителя Иоанна Златоуста (Зверинецкий монастырь). Всегда есть возможность и самообучения - по книге эксперта по культам и профессионального консультанта-психотерапевта Стивена Хассена «Освобождение от психологического насилия». Также рекомендую ознакомиться с советами психологов, к примеру, Алины Виноградовой «Как не надо себя вести с адептом тоталитарной секты», где буквально пошагово расписано, как поступать в подобных случаях и каких ошибок следует избегать. Самое главное - это должна быть совместная работа всей семьи, направленная на то, чтобы человек осознал, что его используют в секте.
- А конкретно в этом случае, с этой семьей, есть шанс помочь человеку?
- Гарантий здесь не может быть никаких. Есть поразительные случаи, когда человек, просто пообщавшись со священником, понимает, что действительно сектанты его обманули. Но для этого надо работать уже с семьей. Данный случай не видится мне крайне тяжелым, но если его пустить на самотек - зайдет в тупик. Здесь большой сигнал для тревоги в том, что женщина сама готова разрушить семью. Если человек с легкостью рвет социальные связи с кровными родственниками, - с детьми, что свидетельствует о психологической несамостоятельности, то здесь уже нужна помощь психолога.
- А есть ли вариант, когда можно все же попытаться заставить секту оставить человека в покое? И насколько опасным может быть открытое противостояние секте членов семьи?
- Надо понимать, что секты специализируются на разных психологических манипуляциях. Они обработали таким образом не одного человека, и моральных границ у них нет, они стерты. Сектанты будут добрыми по отношению к своим, и то, только до тех пор, пока человек придерживается их учения. И могут решиться на беспрецедентные шаги противодействия против тех, кого считают врагами. Есть секты, которые даже устраивали террор и нападения на оппонентов. Но обычно, как правило, секта откидывает такого последователя, который создает ей слишком много проблем.
Я бы советовал обращаться с заявлениями в правоохранительные органы, только грамотно составленными, обосновывая то, что это мошенничество, и бороться с ними, как с мошенниками. Мое мнение: существующие законодательные меры достаточны, чтобы помочь в таких ситуациях. То, что их не используют, - другое дело. В данном случае явные мошеннические действия, когда у человека, манипулируя религиозными чувствами, пытаются отобрать квартиру. Без обращений граждан в милицию для правоохранительных органов эта секта остается незаметной, ведь жалоб от пострадавших или от их близких людей нет.
Если же взять европейский опыт, например, французский, то там есть такое определение в законодательстве, как «воспользоваться слабостью человека». И нет разницы, то ли это вовлечение в секту, то ли выманивание денег: человек попал в безвыходное положение, поэтому включается определенный законодательный механизм, предусматривающий и меру ответственности за подобные деяния.
- Вам часто приходится сталкиваться с новыми сектами и течениями?
- Да, практически каждый день происходит новое «открытие», причем мы сегодня переживаем своего рода ренессанс, когда старые секты, подтягиваясь под новые потребности общества, меняют свое вероучение, и мы, по сути, сталкиваемся с новой их «реинкарнацией».
Дробятся старые секты и исчезают, из этой среды появляются новые - своего рода процесс брожения. Для сдерживания этого процесса нужно определенное специально принятое законодательство и его соблюдение, примером могут служить рекомендации в резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы: ни при каких обстоятельствах не финансировать деятельность сект из государственного бюджета, не давать им возможность паразитировать за счет государства. Большой преградой на пути сект, по европейским представлениям, должны стать культурные и религиозные традиции страны. Необходимо определенное религиозное образование со школы, чтобы человек имел знания и понимал, что такое религия, ее спектр и ту опасность, которую несет манипуляция религиозными чувствами.
* * *
Очень хочется, чтобы у участников семейной драмы все закончилось хорошо. Вообще же, знание о сектах можно сравнить с прививкой от болезни. Знала бы Люся, куда могут завести ее новые знакомые, с ней, вероятнее всего, не случилось бы того, что произошло.
Валентина СЕВЕРНОВСКАЯ.
Газета “Южная правда” № 73 (23399)