Реинкарнация является одним из базисных постулатов в религиях Индии, Буддизме, Джайнизме, а также в египетском и греческом политеизме, но упоминание об реинкарнации можно обнаружить даже в семиотических религиях: иудаизме, христианстве и исламе, хотя идея перевоплощения не находит в них официального признания. Для христиан первых поколений концепция реинкарнации существовала наряду с другими. Ее разделяли такие отцы церкви, как Климент Аликсандрийский (ок. 150 — ок. 215) , Григорий Нисский (ок. 335 — после 394), Арнобий Старший (ок. 240 - ок. 330) и святой Иероним (342 - 419), святой Иеремия (ок. 645 до н.э. - ок. 580 до н.э.), святой Августин (354–430). Идея реинкарнации была тесно связана с именем Оригена (ок. 185 – ок. 254) – одного из выдающихся богословов раннего христианства. Однако через 300 лет после кончины Оригена его идеи, в том числе реинкарнация, были осуждены V Вселенским Собором как иеретические, правда объективность решения собора вызывает у теологов большие сомнения. Собор был созван в силу политических причин и собрав в одну вязанку гностицизм, учение Оригена, реинкарнацию и многообразные ереси того времени разом наложил на все табу. Есть версии, что предания анафеме на самом деле не было. Известно, что римский Папа Виргилий, несогласный с происходящим, не видел оснований для суда над Оригеном. Согласно католической энциклопедии учение Оригена имеет много общего с платонизмом, иудейским мистицизмом и учением ведических мудрецов.
“Тайны ведической цивилизации”, “Реинкарнация”, студия Премананда, Россия, 2005.
Реинкарнация и раннее христианство
Современное христианство отвергает доктрину реинкарнации. Его апологеты утверждают, что в Библии ничего не говорится о переселении душ, и рассматривают реинкарнацию как нечто привносимое в библейскую традицию извне.
Вряд ли такое утверждение соответствует действительности. Христианское вероучение складывалось на основе идей мессианских сект, признававших Иисуса Христа Мессией. Вполне закономерно, что на его формирование оказывало влияние наследие, оставленное античными мыслителями, хотя бы потому, что место зарождения христианства, как и вектор его распространения тесно были связаны с
Римом и Грецией. Неслучайно поэтому гностики (II век н. э.), являвшиеся первохристианами, соединяли христианскую теологию с представлениями пифагореизма и неоплатонизма, краеугольным камнем которых, как отмечалось, являлось учение о
реинкарнации. Так идея о переселении души вошла в гностическую доктрину раннеапостольской христианской традиции.
Родоначальники христианской церкви (II — III век н. э.): Климент Александрийский, Юстиниан Мученик, а также святой Григорий Нисский (III — IV век н. э.) и святой Иероним (IV — V век н. э.) неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации. Сам Блаженный Августин (354-430 гг.), выдающийся христианский богослов и философ, разделял идеи неоплатонизма и размышлял о закреплении доктрины реинкарнации в христианском вероучении. В своей «Исповеди» он записал: «Был ли у меня некий период жизни, предшествовавший младенчеству? Был ли это тот период, что я провел в лоне матери, или какой-то иной?… А что было до этой жизни, о Господь моей радости, пребывал ли я где-либо или в каком-либо теле?»
Ориген говорил, что реинкарнация предсказуема
Наиболее откровенно по поводу реинкарнации высказывался Ориген (185-254гг.), которого «Британская энциклопедия» среди отцов церкви ставит на второе место по значимости после Августина Блаженного. Каковы же были суждения Оригена, этого влиятельного и высокообразованного христианского мыслителя, относительно реинкарнации? Согласно «Католической энциклопедии», учение Оригена во многом повторяло идеи реинкарнации, которые прослеживаются в учениях платоников, иудейских мистиков, в религиозных писаниях индуистов.
Вот некоторые из высказываний Оригена: «Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человеку срок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительного существования. Следуя обратным путем, они возвышаются и вновь обретают Царствие Небесное»; «…несомненно, физические тела имеют второстепенное значение; они совершенствуются лишь по мере того, как меняются мыслящие существа». Учение о
реинкарнации представлялось Оригену столь убедительным, что он не мог скрыть своего раздражения по поводу веры ортодоксов в Судный день и последующее воскресение из мертвых. «Как можно восстановить мертвые тела, каждая частица коих перешла во множество иных тел? — вопрошал Ориген. — Которому из тел принадлежат эти молекулы? Вот так люди погружаются в трясину несуразиц и хватаются за благочестивое утверждение о том, что для Бога нет невозможного».
Реинкарнация отменяется
Однако воззрения Оригена, хотя и разделялись приверженцами христианства, но в вероучении христианской церкви не утвердились. Более того, после его смерти на учение о реинкарнации начались гонения. И причины тому были, как ни странно, скорее политические, нежели теологические. Во времена византийского императора Юстиниана (VI век н. э.) среди христиан преобладали оригенисты, гностики и представители других христианских направлений, признававших реинкарнацию. Честолюбивые устремления Юстиниана подсказывали ему вредность этой веры, укоренившейся среди его подданных. Если люди уверены в том, что у них в запасе еще много жизней, в течение которых они смогут развиваться и исправлять совершенные когда-либо ошибки, то станут ли они проявлять должное рвение, как того хотелось императору, в своей теперешней жизни?
Ответ напрашивался отрицательный, и Юстиниан решил использовать христианскую веру в качестве политического орудия. Он рассудил: если людям внушить, что в их распоряжении имеется только одна жизнь, это повысит их ответственность в исполнении долга перед императором и государством. С помощью священства император пожелал «даровать» своим подданным одну-единственную жизнь, после которой те, кто зарекомендовал себя хорошо, отправились бы в рай, кто плохо — в ад. Так, манипулируя религиозными убеждениями, Юстиниан стремился укрепить могущество своей мирской власти.
Немаловажную роль при этом сыграла жена Юстиниана. Императрица, согласно историку Прокопиусу, была совсем не знатного происхождения: родилась она в семье охранника амфитеатра и до замужества была куртизанкой. Став императрицей, она, чтобы стереть следы своего позорного прошлого, приказала пытать и казнить всех своих бывших подруг-куртизанок. Их было — ни много, ни мало — около пятисот. Императрица опасалась возмездия за свой поступок. Насчет отпущения грехов со стороны духовенства в теперешней своей жизни она не сомневалась, так высоко было занимаемое ею положение. Однако ее повергало в ужас будущее: что, если придется родиться снова и жить в неком новом теле сообразно совершенным ранее деяниям? По-видимому, в тревоге за свое будущее она пришла к заключению, что, если «божественный приказ» со стороны духовенства отменит доктрину реинкарнации, то ей не придется рождаться вновь и пожинать плоды своей греховности.
Император Юстиниан отправил патриарху Константинопольскому послание, в котором Ориген представлялся как злостный еретик. Затем, в 543 году, в Константинополе по распоряжению Юстиниана собралась церковная ассамблея. С ее одобрения императором был вынесен эдикт, в котором перечислялись и осуждались ошибки, якобы допущенные Оригеном. Далее события развивались по сценарию политической борьбы.
Папа Виргилий выразил недовольство вмешательством Юстиниана в теологическую дискуссию. Он отверг императорский эдикт и даже поссорился с патриархом Константинопольским, поддерживавшим Юстиниана. Но давление на верховное духовенство со стороны государственной власти продолжало нарастать, и через некоторое время Папа всё же издал указ, в котором предавал анафеме учение Оригена, запрещенное императорским эдиктом. Папский указ гласил: «Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме». Однако этот указ вызвал сильнейшее недовольство со стороны авторитетных епископов Галлии, Северной Африки и ряда других провинций, и в 550 году Папа Виргилий был вынужден отменить его.
Заслуги Оригена в деле становления христианской религии нельзя было оспорить, и хотя ко времени, когда разворачивались описываемые события, уже прошло около 300 лет со дня его кончины, авторитет Оригена как теолога среди священства оставался велик.
Честолюбивый Юстиниан продолжил борьбу. У него в руках были все рычаги власти, а опыта в политических интригах занимать ему не приходилось. И вот 5 мая 553 года состоялся Второй Константинопольский собор, на котором председательствовал патриарх Константинопольский. Едва ли собор можно было назвать «Вселенским», поскольку на нем присутствовали в основном приспешники Юстиниана, желавшие видеть его во главе восточной части церкви. (Видимо, амбиции императора простирались не только на мирскую власть!) Итак, на соборе присутствовало 165 восточных (православных) епископов, выходцев из земель, находившихся в феодальном подчинении у Византии, и около дюжины западных епископов. Остальные представители западного епископата отказались принимать участие в соборе.
Собравшиеся представители должны были путем голосования решить: является ли оригенизм (так называли доктрину реинкарнации) приемлемым для христиан. Император Юстиниан контролировал всю процедуру голосования. Исторические документы свидетельствуют, что был подготовлен сговор, имевший целью фальсифицировать подписи западных представителей церкви, большая часть из которых разделяла взгляды Оригена. Видя, что на соборе ведется недостойная игра, Папа Виргилий, несмотря на то, что находился в это время в Константинополе, в знак протеста в соборе не участвовал и при вынесении окончательного вердикта не присутствовал.
Так постановлением Второго Константинопольского собора христианам, начиная с 553 года, разрешалось верить в вечную жизнь, как и прежде, но повелевалось забыть о ее родной сестре — реинкарнации. Постановлялось считать, что вечность начинается с рождения. Однако бесконечным, или вечным, можно считать лишь то, что не только не имеет конца, но не имеет и начала, не так ли? Затем, можно ли считать правомерной отмену теологической доктрины под силовым давлением мирской власти? Правомерно ли забвение учения Оригена лишь потому, что его носитель не был канонизирован, а в дальнейшем подвергся ожесточенным нападкам со стороны императорской власти? Наконец, не пора ли вернуть христианам сокровенные истины, открытые одним из влиятельнейших отцов христианства? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми.
Даже святой Августин не отрицал реинкарнации !
В своих “Исповедях” он говорил: “Неужели до моего младенчества я не существовал и не умер до этого? Провел ли я время во чреве? Что же было до этого? О Господь, радость моего сердца, существовал ли я когда либо и в каком либо теле?”
“Реинкарнация”, студия Премананда, Россия, 2005.
Ветхий завет, источник иудейского вероучения, прямо не говорит о реинкарнации, хотя во многих библейских эпизодах она так или иначе подразумевается. Например, в одной из книг Ветхого завета (Иеремия 1:4-5) пророк Иеремия свидетельствует: «И было ко мне слово Господне: 'Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя'».
Из приведенной цитаты следует, что Господь знал Иеремию еще до того, как тот был зачат во чреве матери, причем знал настолько, что еще до рождения Иеремии поставил его пророчествовать среди людей. Таким образом, Господь наделил Иеремию столь высокой миссией не случайно, а руководствуясь тем, что уже знал о его качествах, способностях, склонностях совершать те или иные поступки и тому подобных особенностях. Современные психологи назвали бы эту совокупность данных психологическим портретом личности. Всё это означает, что личность, о которой идет речь, уже в достаточной степени проявила себя до рождения Иеремии, так как существовала до того, как он появился на свет.
Итак, не родившись еще, Иеремия получил божественное благословение стать пророком, потому что Господь уже знал его как личность, обладающую всеми необходимыми для этой миссии качествами. Разве не является это доказательством предсуществования Иеремии в какое-то другое время и, возможно, под другим именем? Родившись теперь, он уже не помнил о своих способностях в несении служения Господу, и, испугавшись, взмолился: «О, Господи, Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь сказал ему: «Не бойся… ибо я с тобою, чтобы избавлять тебя» (Иеремия 1:6,8).
Есть и другие места в Ветхом завете, которые трудно понять, не соотнеся их с учением о реинкарнации. Например, Соломон в «Екклесиасте» говорит: «О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми». Как видно, Соломон обращается к безбожникам и говорит им, что они понесут наказание не прямо сейчас, а когда родятся снова, и, именно родившись вновь, они будут прокляты. Соломон говорит ни о чем ином, как о воздаянии за совершенные безбожниками грехи и о том, что это воздаяние настигнет их в следующей жизни. Трудно не согласиться с прямой аналогией между сказанным Соломоном и тем, что в Восточных вероучениях стоит за понятиями карма как воздаяние и реинкарнация как рождение вновь.
Иудейские историки и философы, как правило, оставляют эти понятия вне поля зрения и в основном сосредотачиваются на том, что имеет непосредственное отношение к этому миру, его морали и этике. Погружаясь в глубины психологии и духовности, они концентрируют внимание на этом мире и на том, как следует вести себя в нем. Само по себе это не случайно, поскольку в иудейском мышлении особое значение придается миру, в котором мы живем и который в теологии иудаизма называется хаолам хазес («этот мир»). Тайны же постжизненных превращений характеризуются в нем довольно неопределенными и размытыми понятиями — хаолам хаба («последующий мир») и атид лаво («то, что должно наступить»). Так что реинкарнация в иудейской теологии, как и все темы, имеющие отношение к «последующему миру», представляется как некая тайна, даже как абстракция, к которой человек в этой жизни не допускается.
И всё же упоминания о реинкарнации довольно часто встречаются в иудейской литературе. Так, иудейский историк Иосиф Флавий (I веке н. э.) пишет: «Созданные из непрочного материала, тела людей действительно смертны, в то время как душа всегда бессмертна и является частицей Божественного, которое населяет наши тела… Разве вы не знаете, что те, кто уходит из жизни, соблюдая законы природы, наслаждаются вечной славой; что их потомки и дома в безопасности; что их души чисты и покорны и получают самое священное место на небесах, откуда на переломе эпох их снова посылают в тела».
Реинкарнация в Древней Греции и Христианстве
«Бог ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий. Одним из таких предметов является геенна… Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби - тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил»
Преп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. (Новооткрытые тексты). Москва. 1998. Беседа 39. C. 200-201. Там же. Беседа. 41. С.216.
«Бог бесконечно милостив, и Его милость превыше наказания, и потому страдания грешников после смерти не могут быть бесконечными»
Цит. по: свящ. Георгий Зяблинцев. Богословие преп. Исаака Сирина. // Журнал Московской Патриархии. 1993.№3, с. 42.
«Грех, геенна и смерть вообще не существуют у Бога, так как они являются действиями, но не сущностями. Грех есть плод свободной воли. Было время, когда грех не существовал, и настанет время, когда он перестанет существовать. Геенна есть плод греха. В какой-то момент она начала существовать, но конец ее неизвестен… Смерть будет царствовать только короткое время над природой; потом она будет полностью упразднена»
Слово 26 в сирийском оригинале. См.: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa. Ed. P. Bedjan. Leipzig, 1909. P. 189.
Апокатастасис
О Душе и Духовном мире
* “Есть тела небесные и есть тела земные, но иная слава небесных, а иная земных” (40).
* “Сеется тело природное, воскресает тело духовное. Есть тело природное и есть тело духовное”.(44).
* “Теперь я, Павел, скажу вам братья, что злато и серебро не могут наследовать Царство Бога, так же, как и тление не наследует нетления”. (50).
1. Послание Коринфянам.
- Здесь ясно говорится, что человек имеет как материальное тело, так и духовное, а затем рождается в духовном теле, что полностью согласуется с учением древних Вед”.
* “Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое, ибо, то что видимо - невидимо, но то, что невидимо - видимо”.
2. Послание Коринфянам 4.18.
- Этот текст показывает, что видимый Материальный мир - временен, в то время как невидимый, Духовный мир - вечен. Аналогично, тела, которые мы видим, временны, а невидимая жизненная сила (душа) вечна.
* Ибо знаем мы, что когда наш дом земной, эта хижина, разрушается, то мы будем иметь на небесах дом от Бога вечный и нерукотворный”. (1).
* Ибо в этом доме мы страждем, стремясь обрести наше небесное жилище”.(2).
* Поэтому мы твердо знаем, что, будучи в доме тела, мы вне Бога”. (6).
* Я говорю, что мы тверды, желая быть не в теле, а быть с Господом (8).
2. Послание Коринфянам, 5 гл.
Ясно, что, будучи в этом материальном теле, мы страдаем и желаем обрести свое духовное тело, и что благодаря духовному знанию мы понимаем, что материальное тело отделено от Бога.
О переселении душ (реинкарнации)
В Библии содержатся убедительные указания на реинкарнацию - переселение душ.
В 9-м веке до н.э. жил еврейский пророк Илия. 4 века спустя Малахия записал такое пророчество в конце Ветхого Завета:
“Вот я пошлю вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного”.
Первая книга Нового Завета от Матфея 3 раза ссылается на это пророчество, а другие Евангелия говорят о нем 7 раз. Из реплик учеников Иисуса становится ясно, что среди евреев существовало множество слухов и широко распространенных мнений, касающихся возвращения не только Илии, но и других древних пророков.
* “Однажды, когда Он молился в уединенном месте и вместе с ним были ученики, Он спросил их: “За кого почитает меня народ?” Они сказали в ответ: “За Иоанна Крестителя, а иные за Илию, другие же говорят, что один из древних пророков воскресе”.
”От Луки” Гл.9:18,19.
Разве ученики ответили бы так, если бы не принимали и не верили в реинкарнацию?
В Евангелии от Матфея (16:13-14) приводится аналогичный ответ Иисуса и далее там описывается:
“И когда они сходили с горы, Иисус запретил им, говоря: “Никому не сказывайте о сиим видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.” И спросили ученики Его: Почему же книжники говорят, что Илия должен прийти прежде? Иисус сказал: Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все. Но говорю Я вам, что Илия уже пришел и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Так и Сын Человеческий пострадал от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил об Иоанне Крестителе (которого уже обезглавил Ирод)”.
“От Матфея”: 9-13.
“Когда они пошли, Иисус стал говорить народу об Иоанне… Ибо он тот, о котором написано: вот посылаю своего посланника, перед вашим миром, чтобы приготовил он путь перед тобой … И если примите, то это - Илия, которому должно прийти. Имеющий уши да услышит”.
”От Матфея” 11:7-15.
Другая ссылка содержится в Евангелии от Луки: 9:7-9:
“Услышал Ирод четверовластник о всем, что делал Иисус и недоумевал: ибо одни говорят, что это Иоанн восстал из мертвых, другие, что явился Илия, а иные, что воскрес один из древних пророков” И сказал Ирод: “Иоанна я обезглавил, кто же это, о ком я слышу такое?”
Об этом же случае рассказывается в Евангелии от Марка: 6:14-16.
Перерождение спасителей и пророков достаточно очевидно из христианского учения, но как насчет обычных людей? Возвращаются ли они? То, что ученики Иисуса считали это вполне возможным видно из их вопроса о человеке, рожденном слепым. Они спросили: “Кто совершил грех: он ли сам, или его родители, что он родился слепым?” Неизбежен вывод, что если человек слеп от рождения, то он не может совершить грех в этой жизни. Иисус ответил, что это было предопределено и что Он вернет ему зрение с тем, чтобы “деяния Бога проявились в нем”.
То, что смотреть на прошлую жизнь, как на причину благостных и дурных качеств человека вполне законно, ясно из комментариев Св. Павла на Иакова и Исаю. Он говорит, что Господь любил одного и ненавидел другого до того, как они родились. (Римлянам 9: 10-13, Малахия 1:2-3) Как можно любить и ненавидеть того, кто не существует?
Другая иллюстрация, предостережение Христа о том, что все взявшие меч, мечом погибнут (Матфея 26:52). Оно может быть универсально справедливым, каким и должны быть все утверждения спасителя в том случае, если реакции приходят к нам более чем в одной жизни, ибо множество наемных солдат мирно умирают в своих постелях. Это полностью согласуется с 3-м законом Ньютона - “на каждое действие имеется равное и противоположно направленное противодействие”. А также с законом Кармы, приводимом в Ведической литературе.
Аналогичная ссылка есть в Евангелии от Марка 10: 28-31, где перечисляются награды едва достижимые в одной жизни: Петр говорит Иисусу:
“Вот мы оставили все и последовали за Тобой”. Иисус отвечал: ” Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом или братьев, сестер, отца, мать, жену или детей или землю ради меня и не получил бы во сто крат более домов, братьев , сестер, отца, матерей, детей, земель в веке грядущем, жизни вещей. И многие мертвые станут последними. А последние станут первыми”.
Разумеется, перечисленные награды нельзя получить в одном воплощении.
Насколько поразительно сходятся по своей сути такие священные писания, как Библия и Веды, можно увидеть из приведенных ниже цитат и выдержек из Библии (”Ветхий и Новый Заветы”) и “Бхагавад-Гиты” (квинтэссенции ведического знания).
БИБЛИЯ
Душа и тело
* “И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, который дал его”.
* “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует - все суета”
Книга Екклесиаста
Любовь, служение и предание себя Господу, как наивысшая цель
* “Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь”.
Ев. От Матфея гл.22:36-40
* “Отче! В руки Твои предаю дух Мой”.
Ев. От Луки гл.23:46
*”Отче Мой! … да будет воля Твоя”
Ев. От Матфея г. 28:42
*”Предай Господу путь твой и уповай на Него и Он совершит”
Псалтырь 36:5
*”Сердце чистое сотвори во Мне, Боже и Дух праведный обнови внутри меня”
Псалтырь 50:12
*”Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его”.
Псалтырь 102:2
*”- Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его, ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
- Любящим Меня я люблю, а ищущие Меня найдут меня.
- Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его”.
- Сын Мой! Отдай сердце твое Мне и глаза твои да наблюдают пути Мои”
Книга Притчей Соломоновых.
*”Хвалите Бога во святыне Его: хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его: хвалите Его по могуществу величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтыри и гуслях. Хвалите Его с фимиамами и ликами, хвалите Его на струнах и органе, на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа. Аллилуя!”
Ветхий Завет, Псалом 150