Одна из главных тайн первого этапа специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины – это то, какими мотивами руководствовался Генштаб ВС РФ, отдавая приказ о начале героического десанта под Гостомелем, а впоследствии – о выводе всех российских войск с Севера Украины. Мнения по этому поводу высказываются диаметрально противоположные, поэтому попробуем их обобщить и найти истину. Заодно зададимся вопросом, могло ли что-то на Восточном и Южном фронте сегодня идти иначе, будь тогда в Стамбуле озвучены иные решения?
Удар с Севера
Если посмотреть на карту Украины, то удар с территории соседней Белоруссии по Киеву явно напрашивается сам собой. Взятие столицы противника в рамках традиционных представлений о ведении боевых действий предполагает либо его капитуляцию, как в Берлине в мае 1945-го, либо развал всей системы управления и обороны, деморализацию населения и Вооруженных сил, что также является залогом победы. Однако выделенных для стремительного марш-броска на Киев 30-40 тысяч российских военных объективно было недостаточно ни для взятия огромного многомиллионного мегаполиса со 100-тысячным гарнизоном, ни даже для его надежного блокирования. Эти странности в условиях глухого молчания Минобороны РФ по данному поводу и породили различные предположения, пытающиеся объяснить произошедшее.
Итак, пройдемся по основным гипотезам «от народа» и независимых военных экспертов.
Версия 1. Военный путч.
Первым в медийное пространство версию о попытке Кремля устроить в Киеве верхушечный переворот ввел, кажется, популярный украинско-российский видеоблогер Юрий Подоляка. Ее немедленно все подхватили, поскольку она может объяснить многие странности. Действительно, в желании сменить прозападного ставленника Зеленского на какого-то условно пророссийского, типа Медведчука, сделав это малой кровью, имеется рациональное зерно. Публичные призывы президента Путина к украинскими военным брать власть в свои руки тоже, как говорится, «в кассу». Проблема в том, что с той стороны не дети малые сидят.
«Джеймсы Бонды» быстро упаковали Медведчука «на подвал». Ходят упорные слухи, что в первые дни и часы после начала спецоперации украинские спецслужбы и нацисты последовательно отстреливали всех потенциальных союзников Москвы в высоких чинах. Известно, что многие украинские силовики предпочли быстро скрыться за границей, опасаясь, видимо, не столько российских военных, сколько своих же. В общем, версия вполне годная именно из-за содержащегося в ней рационального зерна.
Версия 2. Конспирологическая.
О том, почему именно аэропорт Гостомеля стал целью номер один в СВО, мы подробно рассказывали ранее. Некоторое время назад известный российский экономист Михаил Хазин со ссылкой на свои собственные источники в разведке ДНР сообщил, что на борту сверхтяжелого грузового самолета «Мрия», стоявшего на площадке предприятия «Антонов» под Киевом, могли находиться несколько ядерных взрывных устройств, переданных британскими спецслужбами для совершения ударов ВСУ по российским городам Белгороду или Ростову-на-Дону. Учитывая аморальный облик реальных «Бондов», удивляться особо нечему.
Исключать подобный сценарий никак нельзя. Скоропалительная отставка премьер-министра Бориса Джонсона может служить косвенным подтверждением этой версии. Чуть более вменяемые англосаксонские элиты таким образом могли показать Борису, что он был совсем не прав, передавая «ядрен батон» каким-то там вороватым «туземцам».
Версия 3. Отвлекающий маневр.
Эта точка зрения весьма популярна в околовоенных кругах, и она тоже имеет свое рациональное зерно. Дело в том, что ВС РФ приходится действовать на огромной территории против численно многократно превосходящего противника. Российские войска зашли на Украину с Севера, с Востока и с Юга. В первые же дни после начала спецоперации была успешно занята стратегически важная для обороны и снабжения Крыма Херсонская область, началось наступление на позиции ВСУ на Донбассе. Атака на Киев со стороны Белоруссии, вернее, ее имитация, должна была сковать значительные силы ВСУ именно для обороны столицы, упростив задачу для Генштаба ВС РФ на других направлениях.
Данная версия многое может объяснить, однако она не отвечает однозначно и исчерпывающе на вопрос, почему потом российские войска были полностью с Северной Украины выведены. Попробуем разобраться и с этим.
Почему вывели?
Официальная версия вывода всех российских войск из Киевской области была дана пресс-секретарем президента РФ Дмитрием Песковым в интервью очередному западному изданию:
Чтобы создать благоприятные условия для переговоров, мы хотели сделать жест доброй воли. Мы можем принять серьезные решения во время переговоров, поэтому президент Путин дал приказ нашим войскам уйти из региона.
Как известно, иногда лучше жевать, чем говорить. Подобные «жесты доброй воли» у большинства россиян, которые опасаются условного «Минска-3», ничего, кроме негатива, не вызывают. Однако есть и более рациональные объяснения.
Так, например, вполне разумно звучит то, что на дворе уже была весна, и вот-вот должна была пойти «зеленка», используя которую, знакомые с местностью ВСУ и Нацгвардия могли бы превратить в сущий кошмар нахождение ВС РФ под Киевом и их регулярное снабжение. Просто так стоять под украинской столицей, не имея возможности взять ее силой, при этом неся постоянные тяжелые потери, было бы неправильным решением. То есть, стоять где-то в поле в окружении лесных массивов просто опасно. С другой стороны, именно тогда ВСУ перекрыли водоснабжение ДНР и ЛНР, поставив их на грань гуманитарной катастрофы. Учитывая низкий уровень боеспособности мобилизованных «милиционеров», нужно было срочно перебрасывать на Донбасс регулярную российскую армию с тяжелыми вооружениями.
Тем не менее, некоторое чувство недосказанности все же остается. Несмотря на то, что ВС РФ полностью выведены с Севера Украины и переброшены на Донбасс, они до сих пор не задействованы в боевых действиях целиком, что могло бы ускорить разгром ВСУ. Мало того, что украинские нацисты устроили «резню в Буче», они еще и получили возможность обстреливать приграничные российские регионы, чем занимаются на регулярной основе уже несколько месяцев. Вопрос о том, надо ли было отходить из-под Киева даже не стоит, но вот надо ли было вообще уходить с Севера Украины?
Давайте представим, что было бы, если б российские войска получили приказ отойти к границе и создать вдоль нее пояс безопасности, выстроив мощный укрепрайон. Также предположим, что вместо блокирования Чернигова и Сум они получили приказ их взять. Был бы это второй «Мариуполь»?
Не факт. С Мариуполем все получилось так тяжко по двум причинам: там окопались самые упоротые идейные нацисты, а сам город годами готовился к обороне и был перенасыщен новейшими западными вооружениями, которые накапливались для широкомасштабного наступления на территорию ДНР и ЛНР. Было ли все это в Сумах или Чернигове? Нет. Получи российские войска приказ не блокировать, а взять эти областные центры, скорее всего, дело пошло бы по сценарию Северодонецка и Лисичанска, когда гарнизон предпочел бы выйти по предоставленному ему коридору. И что бы нам дало освобождение двух таких крупных городов на Севере Украины, а также создание пояса безопасности вдоль границы?
На самом деле, очень многое. Имея такую нависающую с севера перманентную угрозу своей столице, ВСУ были бы вынуждены держать огромные силы именно под Киевом. Более того, по идеологическим причинам им пришлось бы непрерывно их атаковать, пытаясь выбить. Учитывая колоссальное превосходство ВС РФ в артиллерии и оперативное доминирование в воздухе, Север Украины мог бы стать местом, где на регулярной основе «перемалывались» бы самые боеспособные силы противника. Давление на ДНР и ЛНР закономерно ослабло бы, и ВСУ не представляли бы такой угрозы Херсонской и Запорожской области.
В сегодняшней ситуации, когда речь идет о наступлении на Херсон, создание угрозы Киеву с северного направления с целью распылить его силы может вновь иметь смысл.
Автор: Сергей Маржецкий