Форму, которую ты видишь своими трансцендентными глазами, нельзя постичь, просто изучая Веды, раздавая пожертвования, совершая суровые аскезы или обряды поклонения. Все это не поможет человеку /живому существу; тебе/ увидеть Меня таким как Я есть.
КОММЕНТАРИЙ: Сначала Кришна появился перед Своими родителями, Деваки и Васудевой, в четырехрукой форме, а затем принял двурукую форму. Атеистам, а также тем, кто не занимается преданным служением, трудно проникнуть в смысл этого таинства. Ученым, которые исследуют особенности языка ведических произведений или испытывают к ним чисто академический интерес, никогда не постичь Кришну. Его не смогут постичь и те, кто ходит в храм лишь формально, чтобы участвовать в обрядах поклонения. Они регулярно приходят в храм, но не знают, кто такой Кришна. Постичь Кришну можно лишь идя путем преданного служения, как /о чем/ Кришна Сам говорит в следующем стихе.
бхактйа тв ананйайа шакйаахам эвам-видхо ‘рджуна
джнатум драштум ча таттвенаправештум ча парантапа
Мой дорогой Арджуна, постичь Меня таким как Я есть и увидеть Меня в той форме, в которой Я сейчас стою перед тобой, можно лишь в процессе чистого преданного служения. Только так можно проникнуть в тайну /-ы/ Моего бытия.
КОММЕНТАРИЙ: Постичь Кришну можно только в процессе чистого преданного служения. Он со всей ясностью говорит об этом в данном стихе с тем, чтобы самозванные комментаторы, который пытаются понять “Бхагавад-гиту” посредством философских спекуляций, знали, что они лишь напрасно теряют время. Ни один из них /ни одно живое существо/ не может постичь Кришну, равно как и то, каким образом Он предстал перед Своими родителями в четырехрукой форме и тотчас же принял Свою двурукую форму /сменил ее на/. Тем, кто изучает Веды или идет философским путем познания, чрезвычайно трудно понять все это. Поэтому здесь сказано однозначно: никто не в силах увидеть Господа или проникнуть в суть того, что связано с ним /этих предметов; вещей/. Однако те, кто тщательно изучил Веды, могут почерпнуть оттуда самые разнообразные сведения о Господе. В Ведах собрано множество правил и предписаний, и тот, кто действительно хочет постичь Кришну, должен следовать принципам, изложенным в авторитетных священных писаниях. Он может совершать аскезы в соответствии с этими принципами. Так, для того, чтобы совершать строгие аскезы, нужно держать пост на Джанмаштами, день явления Кришны, и дважды в месяц в дни Экадашей (на одиннадцатый день убывающей и прибывающей луны). Что касается совершения пожертвований, то в писаниях сказано ясно: пожертвования следует давать преданным Кришны, которые занимаются преданным служением и распространяют философию Кришны, философию сознания Кришны, по всему миру. Сознание Кришны-благословенный дар всему человечеству. Рупа Госвами назвал Господа Чайтанью самым щедрым благодетелем, ибо Он щедро дарил людям любовь к Кришне, обрести которую очень и очень трудно. Поэтому тот, кто жертвует людям, занимающимся проповедью сознания Кришны, давая деньги на распространение сознания Кришны, совершает величайшее пожертвование. А тот, кто, как предписано, занимается храмовым поклонением (в во всех храмах Индии установлены Божества, чаще всего Вишну или Кришны) имеет возможность духовно совершенствоваться, поклоняясь Верховному Господу и выражая Ему свою почтение. Для неофитов в преданном служении Господу храмовое поклонение является обязательным, что подтверждают Веды (”Шветашватара Упанишад” 6.23):
йасйа деве пара бхактирйатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхахпракашанте махатманах
Тот, кто безраздельно предан Верховному Господу, кто служит Ему под руководством духовного учителя, который также обладает непоколебимой верой, может увидеть Верховную Личность Бога в результате /в минуту/ богооткровения. Кришну нельзя постичь силой собственного интеллекта. Тот, кто не прошел подготовку под руководством истинного духовного учителя, не может /лишен возможности/ даже вступить на путь познания Бога. Слово ту употреблено здесь специально для того, чтобы подчеркнуть, что ни один другой метод не может быть использован, рекомендован или эффективен для постижения Кришны.
Личностные формы Кришны, Его двурукая и четырехрукая формы, совершенно отличны от временной /временносуществующей/ вселенской формы, которую Господь явил Арджуне. Четырехрукая форма Нараяны и двурукая форма Кришны являются вечными и трансцендентными, в отличие от преходящей вселенской формы, которую увидел Арджуна. Само слово судуридаршам, “трудно увидеть” предполагает, что никто прежде не видел вселенскую форму Господа. Оно также указывает на то, что Господу нет необходимости являть ее преданным. Выполняя просьбу Арджуны, Кришна предстал перед ним в этой форме, чтобы в будущем, люди, столкнувшись с теми, кто выдает себя за воплощение Бога, могли потребовать у /от/ них показать им свою вселенскую форму.
Слово на, несколько раз повторенное /употребленное/ в предыдущем стихе, указывает на то, что человек не должен гордиться академическим знанием Вед. Он должен заниматься преданным служением Кришне. Только тогда он может попытаться составить /написать/ комментарий к “Бхагавад-гите”.
Явив Арджуне Свою вселенскую форму, Кришна сменил ее на форму четырехрукого Нараяны, а затем предстал перед Арджуной в Своей изначальной форме с двумя руками. Это свидетельствует о том, что четырехрукая, а также другие формы Господа, о которых говорится в Ведах, являются эманациями /производными от/ изначальной, двурукой формы Кришны /изначальной формы двурукого Кришны/. Он -источник всех эманаций. Кришна отличен даже от этих форм, не говоря уже о безличном аспекте Абсолютной Истины. Что касается четырехруких форм Кришны, то в Ведах ясно сказано, что даже самая близкая Кришне четырехрукая форма (Маха-Вишну, который возлежит на водах космического океана и, вдыхая и выдыхая, поглощает и производит на свет бесчисленное множество вселенных), даже эта форма также является экспансией Верховного Господа. Как сказано в “Брахма-самхите” (5.48):
йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-вила-джа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
“Маха-Вишну, дыхание которого поглощает и вновь производит на свет бесчисленное множество вселенных, является полной экспансией Кришны. Поэтому Я поклоняюсь Говинде, Кришне, причине всех причин”. Таким образом, мы должны поклоняться исключительно личностной форме Кришны, форме Верховной Личности Бога, исполненной знания и блаженства. Кришна является источником всех Вишну-форм, источником всех воплощений Бога, а также изначальной Верховной Личностью, что подтверждает “Бхагавад-гита”.
В ведических писаниях (”Гопала-тапани Упанишад”) мы находим следующее утверждение:
сач-чид-ананда-рупайакришнайаклишта-карине
намо веданта-ведйайагураве буддхи-сакшине
“Я в глубоком почтении склоняюсь перед Кришной, чья вечная трансцендентная форма исполнена блаженства и знания. Я выражаю Ему свое почтение, ибо постичь Его значит постичь Веды, и потому Его называют верховным духовным учителем”. Далее там говорится: кришно ваи парамам даиватам. “Кришна -это Верховная Личность Бога” (”Гопала-тапани” 1.3) Эко ваши сарва-гах кришна идйах: “Этот Кришна является Верховной Личностью Бога и еодинственным объектом поклонения”. Эко ‘пи сан бахудха йо ‘вабхати: “Кришна один, но Он распространяет Себя в бесчисленной количество форм и воплощений” (”Гопала-тапани” 1.21).
В “Брахма-самхите” (5.1) сказано:
ишварах парамах кришнахсач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндахсарва-карана-каранам
“Верховная Личность Бога это Кришна, тело которого исполнено вечности, знания и блаженства. У Него нет начала, ибо Он Сам является началом всего сущего. Он -причина всех причин”.
Сказано также: йатраватирнам кришнакхам парам брахма наракрти. “Верховная Абсолютная Истина это личность, которую зовут Кришна, и Он время от времени нисходит на землю”. Точно также, в “Шрмад-Бхагаватам” мы найдем описания всех воплощений Верховной Личности Бога, и в этом перечне также упомянуто имя Кришны. Однако затем там сказано, что Кришна не относится к числу воплощений; Он -Сама Верховная Личность Бога (эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам).
Кроме того, в “Бхагавад-гите” Господь говорит: маттах паратарам нанйат. “Нет формы, которая превосходила бы Мою форму Личности Бога Кришны”. В другом стихе “Бхагавад-гиты” Кришна говорит: ахам адир хи деванам. “Я -источник всех полубогов”. И, получив от Кришны мудрость “Бхагавад-гиты”, Арджуна подтверждает это в следующих словах: парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван. “Теперь я до конца осознал, что Ты -Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина и прибежище всего сущего”. Таким образом, вселенская форма, которую Кришна явил Арджуне, не является изначальной формой Бога. Его изначальная форма-это форма Кришны. Господь явил Свою вселенскую форму с многими тысячами голов и рук только для того, чтобы привлечь к Себе внимание тех, кто лишен любви к Богу. Эта форма не является Его изначальной формой.
Вселенская форма Господа не привлекает сердца чистых преданных, которые выражают свою любовь к Богу в различных типах трансцендентных взаимоотношений. Верховная Личность Бога обменивается со Своими преданными трансцендентными любовными чувствами /трансцендентной любви/ в Своей изначальной форме, форме Кришны. Поэтому Арджуна, связанный с Кришной отношениями близкой дружбы, не испытывал удовольствия, созерцая вселенскую форму Господа, более того, она внушала ему страх и ужас. Будучи неразлучным другом /постоянным спутником Кришны, Арджуна конечно же обладал трансцендентным видением; он не был обыкновенным человеком. Поэтому вселенская форма Господа не пленила его /не захватила его чувств/. Эта форма может казаться чудесной людям, которые занимаются кармической деятельностью, тем же, кто идет путем преданного служения, дороже всего двурукая форма Кришны.
55
мат-карма-крн мат-парамомад-бхактах санга-вариджитах
нирваирах сарва-бхутешуйах са мам эти пандава
мат-карма-крт-кто трудится для Меня; мат-парамах-кто считает Меня Всевышним; мат-бхактах-служит Мне с любовью и преданностью; санга-вариджитах-не оскверненное стремлением к кармической деятельности и философским спекуляциям; нирваирах-не имея врагов; сарва-бхутешу-среди всех живых существ; йах-тот, кто; сах-он; мам-ко Мне; эти-вернется; пандава-о сын Панду.
Мой дорогой Арджуна, тот, кто занимается чистым преданным служением, не оскверненном стремлением к кармической деятельности и философским спекуляциям, кто посвящает Мне свой труд, считает Меня высшей целью своей жизни и дружелюбно относится к каждому живому существу, непременно вернется в Мою обитель.
КОММЕНТАРИЙ: Каждый, кто хочет достичь Верховного Господа, пребывающего на планете Кришналока в духовном небе, и вступить в общение с Верховной Личностью Бога, Кришной, должен воспользоваться наставлением, которое Сам Господь дает в этом стихе. Поэтому данный стих считается квинтэссенцией “Бхагавад-гиты”. “Бхагавад-гита”-это книга, предназначенная для обусловленных душ, которые, находясь в материальном мире, стремятся утвердить свое господство над материальной природой /ищут материальных удовольствий/ и ничего не знают об истинной, духовной жизни. “Бхагавад-гита” призвана помочь живым существам постичь свое духовное бытие, свои вечные взаимоотношения с верховной духовной личностью и указать им путь, ведущий домой, к Богу. В данном стихе /с исчерпывающей ясностью/ изложен метод, позволяющий достичь духовного совершенства; этим методом является преданное служение Господу.
Что касается нашей деятельности, то всю свою энергию мы должны использовать преданном служении Кришне. Как сказано в “Бхакти-расамрита-синдху” (2.255):
анасактасйа вишайанйатхархам упайунджатах
нирбандхах Кришна -самбандхейуктам ваирагйам учйате
Любая деятельность каждого из нас должна быть связана с Кришной. Такую деятельность называют Кришна -кармой. Занимаясь различными видами деятельности, мы не должны привязываться к плодам своего труда; все что мы делаем, мы должны делать для Кришны. К примеру, бизнесмен может действовать в сознании Кришны, если будет заниматься бизнесом для Кришны. Если хозяином этого бизнеса является Кришна, то получать доходы от него должен тоже Кришна. Если на счету у бизнесмена тысячи долларов, он в случчае необходимости может отдать все их Кришне. Вот что значит действовать /трудиться/ для Кришны. Вместо того, чтобы возводить огромный особняк ради удовлетворения собственных чувств, он может построить для Кришны красивый храм, установить там Божество Кришны и проводить богослужения в соответствии с предписаниями авторитетных священных писаний. Все это относится к категории Кришна -кармы. Не испытывая привязанности к результатом своего труда, человек должен предлагать их Кришне, а сам довольствоваться прасадом, остатками предложенных Господу подношений. Тому, кто построил для Кришны просторный /огромный/ храм и установил там Божество Кришны, отнюдь не возбраняется жить в нем, однако он всегда должен помнить о том, что хозяином /владельцем/ этого здания является Кришна. Вот что такое сознание Кришны /Вот что значит действовать в сознании Кришны/. Тот, кто не в состоянии построить для Кришны храм, может помогать убирать Его храм; это тоже Кришна -карма. Он может работать в саду. Тот, у кого есть земля (по крайней мере в Индии у каждого бедняка есть клочок земли) может испльзовать ее для Кришны, выращивая на ней цветы и предлагая их Господу. Он может посадить там деревца туласи, поскольку листья туласи имеют играют важную роль в обрядах поклонения Кришне, о чем Кришна Сам говорит в “Бхагавад-гите”. Патрам пушпам пхалам тойам. Кришна говорит, что преданный может предложить Ему лист, цветок, плод или немного воды, и Он будет удовлетворен этим подношением. Здесь Господь прежде всего имеет в виду лист туласи. Поэтому мы можем посадить деревце туласи и поливать его водой. Таким образом, даже последний бедняк может заниматься служением Кришне. Вот несколько примеров того, как можно трудиться для Кришны.
Слово мат-парамах относится к тому, для кого высшая цель жизни заключается в том, чтобы вступить в общение с Кришной в Его высшей /верховной? обители. Такой человек не стремится достичь высших планет, таких как луна, солнце, райские планеты или даже высшая планета вселенной, Брахмалока. Его не привлекает подобная перспектива. Он хочет только одного-перенестись в духовное небо. И, даже достигнув духовного неба, он не желает погружаться в ослепительное сияние брахмана, ибо его мечта-подняться на высшую планету духовного мира, Кришналоку, Голоку Вриндавана. Он знает все об этой планете, и его не привлекает ничто другое. Слово мад-бхактах указывает на то, что он полностью поглощен преданным служением, а именно следующими девятью видами деятельности: слушание, повторение, памятование, поклонение, служение лотосным стопам Господа, вознесение молитв, исполнение приказов Господа, дружба с Ним и полное вручение себя Ему. Преданный может заниматься всеми девятью, восьмью, семью или даже одинм видом деятельности в преданном служении, и он несомненно достигнет духовного совершенства.
Очень важным является употребленный здесь термин санга-вариджитах. Мы не должны общаться с людьми, которые враждебно относится к Кришне /выступают против Кришны/. К ним относятся не только атеисты, но и те, кто поглощены кармической деятельности и философскими спекуляциями. Поэтому чистое преданное служение описано /определено/ в “Бхакти-расамрита-синдху” (1.1.11) следующим образом:
анйабхилашита-шунйамджнана-кармадй-анавртам
анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама
В этом стихе Шрила Рупа Госвами говорит ясно, что тот, кто хочет подняться на уровень чистого преданного служения, должен очитсться от всей материальной скверны. Он не должен общаться с теми, кто привязан к кармической деятельности и философским спекуляциям. Прекратив неблагоприятное общение и очистившись от скверны материальных желаний, человек постепенно обретает /позитивное?/ знание о Кришне; вот что такое чистое преданное служение /вот что значит заниматься чистым преданным служением/. Анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа вариджанам (”Хари-бхакти-виласа” 11.676). Человек должен думать о Кришне и трудиться для Него с любовью, а не с неприязнью. К примеру, Камса был врагом Кришны. С того самого момента, как Кришна появился на свте, Камса все время замышлял убить Его, и поскольку все его попытки заканчивались неудачно, он все время не переставая думал о Кришне. Что бы он ни делал-работал, ел или спал, он всегда находился в полном сознании Кришны, но его сознание Кришны носило неблагоприятный /негативный/ характер, поэтому несмотря на то, что он всегда, двадцать четыре часа в сутки думал о Кришне, он был /считался; его считали/ демоном, и Кришна в конце концов убил его /он считался демоном и был в конце концов убит Кришной/. Разумеется, каждый, кто погибает от руки Кришны, немедленно получает освобождение, но чистый преданный преследует другую цель. Он даже не помышляет об освобождении. Он не стремится попасть даже на высшую планету духовного мира, Голоку Вриндавана. Его единственная цель и желание -где бы он ни находился, служить Кришне.
Преданный Кришны дружелюбно относится к каждому живому существу. Поэтому здесь сказано, что у него нет врагов (нирваирах). Как это становится возможным /Почему/? Преданный, обладающий сознанием Кришны, знает, что только преданное служение Господу может помочь человеку разрешить все жизненные проблемы. Он убедился в этом на собственном опыте и потому хочет распространить сознание Кришны среди людей. История знает много примеров, когда преданные Господа рискуя жизнью, проповедовали послание Бога. Всем известен пример Господа Иисуса Христа. Он был распят непреданными и пожертвовал жизнью ради распространения сознания Бога. Безусловно, было бы ошибкой думать, что им удалось убить его. Немало подобных примеров было и в истории Индии, среди них пример Тхакура Харидасы и Прахлады Махараджи. Зачем же они подвергали себя такому риску? Потому что хотели распространить сознание Кришны, а это-нелегкая задача. Человек, сознающий Кришну знает, что причиной страданий людей является забвение ими своих взаимоотношений с Кришной. Поэтому самое большое благо, которое он может принести человечеству-это освободить своих ближних /своего ближнего/ от проблем материальной жизни. Таким образом чистый преданный служит Господу. Только представьте себе, как милостив Кришна к тем, кто служит Ему, рискуя ради Него всем. Поэтому такие люди, оставив тело, несомненно отправятся на высшую планету духовного мира.
В заключении необходимо сказать, что Кришна предстал перед Арджуной в Своей вселенской форме, являющейся лишь временным проявлением, а также в форме всепоглощающего времени и даже в форме четырехрукого Вишну. Таким образом, Кришна является источником всех этих форм. Не следует думать, будто Кришна -проявление /экспансия/ вишва-рупы или Вишну. Кришна -источник всех остальных форм. Существуют сотни и тысячи форм Вишну, но для преданного все они менее значительны, нежели изначальная двурукая форма Кришны, форма Шьямасундары. В “Брахма-самхите” сказано, что те, кто отдает свою любовь и преданность Кришне в форме Шьмасундары, всегда созерцают Его в своем сердце, и не видят ничего другого. Поэтому нам необходимо уяснить, что главной и высшей формой Бога является форма Кришны. Таков смысл одиннадцатой главы.