О чем на самом деле рассказывают сказки?
Сотни лет или даже тысячелетия эти истории передавались из уст в уста, сюжеты блуждали от народа к народу, из сказки в сказку. Почему они так популярны во все времена? Потому что в них есть скрытые послания, без которых личность не станет зрелой.
В сказках идет речь о вечных проблемах, стоящих перед человечеством, в том числе тех, которые занимают ребенка больше всего и способствуют его развитию, — поясняет автор книги «О пользе волшебства», американский психолог и психиатр Бруно Беттельгейм. — Я неоднократно сталкивался с тем, что любимое чтение детей любого уровня развития, как здоровых, так и болеющих, — это народные волшебные сказки. Почему?»
Автор, будучи психоаналитиком, предлагает свою версию: сказки отображают внутренний конфликт ребенка, но через героев. В них есть сознательные и бессознательные компоненты нашего «Я», там встречаются и борются Эго, Ид (Оно) и Супер-Эго.
В них описано простым и образным языком, как можно удовлетворить наши истинные потребности, не вступая в противоречие с требованиями «Я» и «Сверх-Я». Они адресованы всем уровням человеческой личности, а стилистика изложения понятна как дошкольнику, так и взрослому.
«Взрослея, ребенок преодолевает многочисленные психологические трудности: нарциссические разочарования, эдиповы комплексы, соперничество с братьями и сестрами. Он перестает зависеть от взрослых, приобретает чувство «самости» и самоценности, а также моральные обязательства. Для этого ребенку надо понимать, что происходит в его сознательном «Я», и тем самым он сможет совладать с тем, что происходит в его бессознательном».
Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас
Детей занимают сказочные сюжеты, в воображении они их разворачивают по-своему, рисуя собственные образы героев. Через сказки ребенок может проживать то, что вытесняется им, запрещается взрослым миром. Он сталкивается со злом и насилием, но часто это пугает родителей, и они стараются уберечь детей от знакомства с этой темной стороной жизни.
Но именно волшебные сказки «в гомеопатических дозах» дают ребенку понимание того, как на самом устроен мир. Они сталкивают его лицом к лицу с основными проблемами человеческой жизни, с которыми он очень скоро встретится в реальности. Экзистенциальные вопросы в сказках формулируются кратко и заостренно. Добро и зло там разделено между разными персонажами.
Это уже позднее, взрослея, человек обнаруживает, что в реальном мире все по-другому. Что один и тот же человек может проявлять себя и так, и эдак. Но в черно-белом детском мире такая информация пока избыточна. И именно в такой «упаковке» ребенок усвоит сложный материал сейчас.
Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас. Даже авторские истории — «Гадкий утенок», «Маленький Принц» «Стойкий оловянный солдатик» — соответствуют этому принципу.
«ТРИ ПОРОСЕНКА»
Домики, возводимые поросятами, символизируют исторический прогресс: хижину с односкатной крышей в конце сменяет кирпичный дом. Это и процесс развития самой личности — от беспечного малыша, придерживающегося принципа удовольствия, к тому, кто живет по принципу реальности.
«Когда ребенок слушает сказку (при этом его фактически приглашают отождествить себя с кем-то из героев), он не только обретает надежду», — поясняет психоаналитик. Он узнает, что, развивая свой ум, сможет одолеть врага, даже более сильного физически.
Волк хочет разрушать, он готов убить поросят. Маленький ребенок различает в себе нечто подобное и понимает, что бывает, если позволить разрушительному началу взять верх.
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Есть множество ее вариантов, наиболее известный записан братьями Гримм, где съеденные волком бабушка и внучка возрождаются к жизни. А вариант Шарля Перро скорее напоминал морализаторскую страшилку, чего автор и не скрывал: он считал, что лучше запугать ребенка, чем развеять его тревоги.
В привычном нам варианте этого нет, а вот у Перро в финале написано стихотворение, суть которого такова: хорошеньким девушкам не следует слушать всех подряд. Что до волков, то они появляются в самых разных обличиях, и опаснее всего — вежливые волки, особенно те, кто следует за юными девами и заходят к ним в дом.
«В основе этой сказки лежит опасность быть съеденным. Красная Шапочка — это пример девочки-подростка, уже столкнувшейся с проблемами пубертата, когда нужно выбирать между «хочу» и «обязан». Она нюхает по наставлению волка цветы, оглядываясь на красивый лес, но потом вспоминает про бабушку. Она задает мнимой бабушке вопросы про большие уши и глаза, ее удивляют большие руки и ужасная пасть. Перед нами перечисление четырех чувств: слуха, зрения, осязания. И вкуса, — уверен автор книги. — Используя их, подросток познает мир».
Женские роли (матери и бабушки) минимальны. Зато мужское начало принципиально важно. Оно расщеплено. Мужчина может быть опасным соблазнителем, который превращается в убийцу. И охотником — это отцовская фигура, спаситель, силач, на которого можно положиться. Наивность девочки подкупает читателя, но оставаться наивным всю жизнь опасно.
В варианте братьев Гримм у сказки появляется и еще один важный момент: из брюха волка Красная Шапочка выходит изменившейся, это своего рода трансформация, инициация. Умирает наивная девочка и появляется поумневшая девушка, которая теперь знает, что нужно быть осторожной с мужчинами.
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»
И снова адресаты — подростки и их родители. В отличие от героических сказок, эта обращает внимание на необходимость длительного сосредоточения в тиши на самом себе. В начале пубертата многие подростки, и девочки, и мальчики, становятся инертными, кажутся сонными, погружены в себя. В периоды сильных изменений — а пубертат именно такой период — требуются не только активность, но и покой.
Сказка помогает подростку не пугаться собственного бездействия, он узнает, что развитие идет своим чередом. Инертность обычно наблюдается в раннем пубертате (до первой менструации у девочек, в сказке это — кровь от укола веретеном, которого она испугалась до смерти) и сменяется потом бурной, почти необузданной деятельностью.
Иногда подростки, демонстрируя свою пробудившуюся мужественность или женственность, пускаются в самые опасные приключения. Не все принцы выживают в борьбе за принцессу, только самый терпеливый. Спящая красавица просыпается тогда, когда она готова эмоционально и физически к любви, браку, сексу.
Сказка говорит нам: не бойтесь бездействия и покоя, развитие часто идет незаметно. Не торопите события, всему свое время.
«ЗОЛУШКА»
Самая любимая и известная сказка на свете для современных читателей — метафора сиблинговой борьбы, буллинга и детской ревности. И даже соперничества с собственной матерью. Может, поэтому в сказке родные сестры подменяются сводными, ведь разве могут так себя вести дети в семье (мы-то знаем, что могут, да еще как). Именно этой борьбе, страданиям маленького ребенка в муках соперничества с братьями и сестрами посвящена «Золушка».
Но переживания — скорее внутренние, даже если внешне братья и сестры ведут себя вполне дружелюбно. Тема отвержения матерью, которая превращена в сказке в мачеху (ведь не бывает же, чтобы мать не любила собственное дитя, говорит социум, но на деле мы знаем примеры обратного).
Даже если у ребенка нет братьев и сестер, он в чем-то проигрывает другим детям — классу, двору. Его всегда с кем-то сравнивают — если не мачеха и сестры, то он сам.
Иногда дети верят, что они сами, как и Золушка, получат заслуженную награду, ведь и у них есть тайные желания. Например, победить сестер и мать, быть избранными, особенными.
«Вы можете обращаться со мной как с замарашкой, но в душе вы завидуете мне, ведь я гораздо лучше вас. Пусть даже и собственный отец выбрал мачеху и ее дочерей». И таких смысловых пластов в сказках много.
В книге разбирается немало сказочных сюжетов. Без сказок в детстве наша психика рискует остаться незрелой. Если ребенку рассказывают только правдивые истории, то он не разрешит свои внутренние конфликты и, став подростком и взрослым, возненавидит мир, где властвует рациональность.
Поэтому крепко задумайтесь, когда захотите выдернуть сборник сказок из детских рук и заменить его шедевром реализма из обязательной школьной программы. Всему свое время — помните историю «Спящей Красавицы»?
“Я неоднократно сталкивался с тем, что любимое чтение детей любого уровня развития, как здоровых, так и болеющих, — это народные волшебные сказки. Почему?
ЦитироватьАвтор, будучи психоаналитиком, предлагает свою версию: сказки отображают внутренний конфликт ребенка, но через героев. В них есть сознательные и бессознательные компоненты нашего «Я», там встречаются и борются Эго, Ид (Оно) и Супер-Эго.»
… … …
Почему сказки любимое чтение детей? Потому что все сказки хорошо заканчиваются
А вот это “…«Я», там встречаются и борются Эго, Ид (Оно) и Супер-Эго.» детям и на … не надо.
ЦитироватьА дети и не сознают формирования бессознательного эго,супер-эго, пока не сформируется некая часть личности)
ЦитироватьПо #1 Согл
Цитировать“Три поросёнка”. Волк не хочет разрушать, волк хочет есть . А вот почему, он разрушив два первых домика не успел сожрать поросят, это уже другой вопрос. А вывод : жить захочешь - ещё не так побежишь.
Цитировать“Красная шапочка”. В сказке только один очень страшный персонаж - мама. Это ж надо было отправить ребёнка одной в лес. Волк - не питон, он не заглатывает пищу, а убивает её и ест по-кускам. Вообще сказка далека от реальной жизни. Волки нападают на людей только тогда, когда они очень голодны. А этот волк совсем не голоден, иначе бы он прямо в лесу сожрал бы девочку. А сама сказка говорит о том, что болтун - находка для шпиона. Выболтала волку все секреты.
“Спящая красавица”. Ну тут всё просто. А вот не фиг жадничать и не приглашать на ДР. И уж коли не хватает на всех золотых тарелок , то ставь всем серебряные. Может она потому такая злая, что её вечно на балы забывали позвать. Ну прЫнцам надо быть осторожнее с поцелуями . Пришлось жениться на столетней старухе, хорошо хоть в приданном королевство оказалось.
“Золушка ” - утопия. Ну хотя бы там не скрывается, что действие происходит в сказочном королевстве. В обычном лесников с семейством на бал во дворец не приглашают. Да и охрана непонятно чем занята. По идее Золушку должны были не пустить во дворец , приглашения-то у неё не было. Да и вообще - вредная сказка. Забивают девчонкам головы о прЫнцах , чем соседний лесоруб хуже? Как раз для Золушки. Что ей делать во дворце? Там слуг полно.
А вот ещё момент улыбнул по карлику носу ))) Честно говоря это же надо для детей такое написать)))
Отрывок:
К герцогу в гости приезжает князь, известный лакомка. Герой успешно справляется со сложными кушаньями, пока наконец с него не требуют незнакомый ему пирог. Он тут же расстраивается, но гусыня припоминает рецепт. Князь говорит, что пирог не такой вкусный, как он привык, потому что в нём не хватает какой-то травы. Герцог на это обещает украсить стену дворца головой карлика, если завтра же пирог не удовлетворит гостя, и герой убегает к гусыне снова. Гусыня говорит, что помнит, но им надо идти искать вместе. Когда они находят нужную траву, Нос вспоминает, что это та же трава, которую он нюхал во сне, и нюхает её. Колдовство рассеивается, и он, уже в перевернутой, садистической позиции по отношению к герцогу (до этого ему угрожают расправой, а теперь он сам “наказывает”), сбегает вместе с гусыней и частью заработанных денег к её отцу. Её отец расколдовал дочь-гусыню и “дал Якобу много денег и подарков”. Герой, вместо того, чтобы сыграть ожидаемую читателем свадьбу, “немедля вернулся в свой родной город. Отец и мать с радостью встретили его - он ведь стал такой красивый и привез столько денег!”
Elfen Lied , а вот это как раз правильно и жизненно. Сын простолюдина не может жениться на принцессе, это был бы мезальянс. Да и жизни бы нормальной у них не было. Он не воспитан принцем и не понимает, почему принцесса не умеет выращивать и продавать овощи.
ЦитироватьДа действительно. Да и тем более,судя по тексту: в тех герцогских инстанциях у них только одно на уме - волшебные пироги
ЦитироватьДа уж, детские сказочки. Зигмунд Яковлевич одобряЭ.
Цитировать“Красная шапочка”. В сказке только один очень страшный персонаж - мама. Это ж надо было отправить ребёнка одной в лес.
Цитировать… …
Нормальная мать. Страшна та, которая не отправит “ребёнка в лес одного”, а всю жизнь будет его держать возле своей юбки.
Люба, а ты в настоящем лесу когда-нибудь была? В том, по которому Йода один ходит? Где полно зверья : волки, лисы, медведи, рыси? Или думаешь, что волк в той сказке случайно мимо пробегал? Даже за грибами взрослые группой ходят, а не по одному. Это Йода у нас - экстримал.
ЦитироватьЗор Русс, Оратора, Вполне. Подходящий лес. Для Беззаботных прогулок. девочки. Он весь цивилизованный. В котором волков никогда раньше не видели Скорее, очень давно не видели. Ну Иначе бы мать её никогда не пустила сквозь такой лес к бабушке идти. Это волку, не повезло волку. Да, ему не повезло, что Сунулся. рылом в калашный ряд. В этот лес.
ЦитироватьВ том лесу даже хвороста нет, весь сушняк собирают. Крестьяне и тащат. В дом. Какие, чтоб нафиг густые заросли? Подобные. Русская тайге или даже русскому лесу в средней полосе.
Цитироватьmiara-pikran, раз есть волки, причём сытые, значит есть и зайцы, и олени. Это же не современная Европа, где и волка-то, поди, днём с огнём не встретишь. Истребили они всех волков, а леса повырубили. Лесорубы, мля.
Цитировать