Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2020 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

О чем на самом деле рассказывают сказки?

Автор Elfen Lied - 25 июля, 2020  |  Просмотров: 868
О чем на самом деле рассказывают сказки?

Сотни лет или даже тысячелетия эти истории передавались из уст в уста, сюжеты блуждали от народа к народу, из сказки в сказку. Почему они так популярны во все времена? Потому что в них есть скрытые послания, без которых личность не станет зрелой.

В сказках идет речь о вечных проблемах, стоящих перед человечеством, в том числе тех, которые занимают ребенка больше всего и способствуют его развитию, — поясняет автор книги «О пользе волшебства», американский психолог и психиатр Бруно Беттельгейм. — Я неоднократно сталкивался с тем, что любимое чтение детей любого уровня развития, как здоровых, так и болеющих, — это народные волшебные сказки. Почему?»

Автор, будучи психоаналитиком, предлагает свою версию: сказки отображают внутренний конфликт ребенка, но через героев. В них есть сознательные и бессознательные компоненты нашего «Я», там встречаются и борются Эго, Ид (Оно) и Супер-Эго.

В них описано простым и образным языком, как можно удовлетворить наши истинные потребности, не вступая в противоречие с требованиями «Я» и «Сверх-Я». Они адресованы всем уровням человеческой личности, а стилистика изложения понятна как дошкольнику, так и взрослому.

«Взрослея, ребенок преодолевает многочисленные психологические трудности: нарциссические разочарования, эдиповы комплексы, соперничество с братьями и сестрами. Он перестает зависеть от взрослых, приобретает чувство «самости» и самоценности, а также моральные обязательства. Для этого ребенку надо понимать, что происходит в его сознательном «Я», и тем самым он сможет совладать с тем, что происходит в его бессознательном».

Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас

Детей занимают сказочные сюжеты, в воображении они их разворачивают по-своему, рисуя собственные образы героев. Через сказки ребенок может проживать то, что вытесняется им, запрещается взрослым миром. Он сталкивается со злом и насилием, но часто это пугает родителей, и они стараются уберечь детей от знакомства с этой темной стороной жизни.

Но именно волшебные сказки «в гомеопатических дозах» дают ребенку понимание того, как на самом устроен мир. Они сталкивают его лицом к лицу с основными проблемами человеческой жизни, с которыми он очень скоро встретится в реальности. Экзистенциальные вопросы в сказках формулируются кратко и заостренно. Добро и зло там разделено между разными персонажами.

Это уже позднее, взрослея, человек обнаруживает, что в реальном мире все по-другому. Что один и тот же человек может проявлять себя и так, и эдак. Но в черно-белом детском мире такая информация пока избыточна. И именно в такой «упаковке» ребенок усвоит сложный материал сейчас.

Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас. Даже авторские истории — «Гадкий утенок», «Маленький Принц» «Стойкий оловянный солдатик» — соответствуют этому принципу.

«ТРИ ПОРОСЕНКА»

Домики, возводимые поросятами, символизируют исторический прогресс: хижину с односкатной крышей в конце сменяет кирпичный дом. Это и процесс развития самой личности — от беспечного малыша, придерживающегося принципа удовольствия, к тому, кто живет по принципу реальности.

«Когда ребенок слушает сказку (при этом его фактически приглашают отождествить себя с кем-то из героев), он не только обретает надежду», — поясняет психоаналитик. Он узнает, что, развивая свой ум, сможет одолеть врага, даже более сильного физически.

Волк хочет разрушать, он готов убить поросят. Маленький ребенок различает в себе нечто подобное и понимает, что бывает, если позволить разрушительному началу взять верх.

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Есть множество ее вариантов, наиболее известный записан братьями Гримм, где съеденные волком бабушка и внучка возрождаются к жизни. А вариант Шарля Перро скорее напоминал морализаторскую страшилку, чего автор и не скрывал: он считал, что лучше запугать ребенка, чем развеять его тревоги.

В привычном нам варианте этого нет, а вот у Перро в финале написано стихотворение, суть которого такова: хорошеньким девушкам не следует слушать всех подряд. Что до волков, то они появляются в самых разных обличиях, и опаснее всего — вежливые волки, особенно те, кто следует за юными девами и заходят к ним в дом.

«В основе этой сказки лежит опасность быть съеденным. Красная Шапочка — это пример девочки-подростка, уже столкнувшейся с проблемами пубертата, когда нужно выбирать между «хочу» и «обязан». Она нюхает по наставлению волка цветы, оглядываясь на красивый лес, но потом вспоминает про бабушку. Она задает мнимой бабушке вопросы про большие уши и глаза, ее удивляют большие руки и ужасная пасть. Перед нами перечисление четырех чувств: слуха, зрения, осязания. И вкуса, — уверен автор книги. — Используя их, подросток познает мир».

Женские роли (матери и бабушки) минимальны. Зато мужское начало принципиально важно. Оно расщеплено. Мужчина может быть опасным соблазнителем, который превращается в убийцу. И охотником — это отцовская фигура, спаситель, силач, на которого можно положиться. Наивность девочки подкупает читателя, но оставаться наивным всю жизнь опасно.

В варианте братьев Гримм у сказки появляется и еще один важный момент: из брюха волка Красная Шапочка выходит изменившейся, это своего рода трансформация, инициация. Умирает наивная девочка и появляется поумневшая девушка, которая теперь знает, что нужно быть осторожной с мужчинами.

«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

И снова адресаты — подростки и их родители. В отличие от героических сказок, эта обращает внимание на необходимость длительного сосредоточения в тиши на самом себе. В начале пубертата многие подростки, и девочки, и мальчики, становятся инертными, кажутся сонными, погружены в себя. В периоды сильных изменений — а пубертат именно такой период — требуются не только активность, но и покой.

Сказка помогает подростку не пугаться собственного бездействия, он узнает, что развитие идет своим чередом. Инертность обычно наблюдается в раннем пубертате (до первой менструации у девочек, в сказке это — кровь от укола веретеном, которого она испугалась до смерти) и сменяется потом бурной, почти необузданной деятельностью.

Иногда подростки, демонстрируя свою пробудившуюся мужественность или женственность, пускаются в самые опасные приключения. Не все принцы выживают в борьбе за принцессу, только самый терпеливый. Спящая красавица просыпается тогда, когда она готова эмоционально и физически к любви, браку, сексу.

Сказка говорит нам: не бойтесь бездействия и покоя, развитие часто идет незаметно. Не торопите события, всему свое время.

«ЗОЛУШКА»

Самая любимая и известная сказка на свете для современных читателей — метафора сиблинговой борьбы, буллинга и детской ревности. И даже соперничества с собственной матерью. Может, поэтому в сказке родные сестры подменяются сводными, ведь разве могут так себя вести дети в семье (мы-то знаем, что могут, да еще как). Именно этой борьбе, страданиям маленького ребенка в муках соперничества с братьями и сестрами посвящена «Золушка».

Но переживания — скорее внутренние, даже если внешне братья и сестры ведут себя вполне дружелюбно. Тема отвержения матерью, которая превращена в сказке в мачеху (ведь не бывает же, чтобы мать не любила собственное дитя, говорит социум, но на деле мы знаем примеры обратного).

Даже если у ребенка нет братьев и сестер, он в чем-то проигрывает другим детям — классу, двору. Его всегда с кем-то сравнивают — если не мачеха и сестры, то он сам.

Иногда дети верят, что они сами, как и Золушка, получат заслуженную награду, ведь и у них есть тайные желания. Например, победить сестер и мать, быть избранными, особенными.

«Вы можете обращаться со мной как с замарашкой, но в душе вы завидуете мне, ведь я гораздо лучше вас. Пусть даже и собственный отец выбрал мачеху и ее дочерей». И таких смысловых пластов в сказках много.

В книге разбирается немало сказочных сюжетов. Без сказок в детстве наша психика рискует остаться незрелой. Если ребенку рассказывают только правдивые истории, то он не разрешит свои внутренние конфликты и, став подростком и взрослым, возненавидит мир, где властвует рациональность.

Поэтому крепко задумайтесь, когда захотите выдернуть сборник сказок из детских рук и заменить его шедевром реализма из обязательной школьной программы. Всему свое время — помните историю «Спящей Красавицы»?

Источник


142 комментария к записи “О чем на самом деле рассказывают сказки?”

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 [8] 9 10 »

  1. Фелд, это золотайя классика. Ильф и Петров. Стыдно не знать. Хотя…если рюзке изык неродной, то простительно.
    :D

    Цитировать
  2. Не читала извЕни )))

    Цитировать
  3. Извеняю.
    О, сколько нам открытий чудных…
    :D

    Цитировать
  4. даа.. Пушкин гений) без вопросов)

    Цитировать
  5. Ай да сукин сын!
    :D

    Цитировать
  6. По поводу неродного русского тоже предполагала… Вроде ответа не было.

    Цитировать
  7. Под грозные речи небес
    Рыдают косматые волны,
    А в чаще, презрения полный,
    Хохочет над бурею бес.

    Цитировать
  8. А что именно в Пушкине вы считаете гением?

    И кроме Пушкина, кого вы ещё считаете гением?

    Цитировать
  9. ой, просто вспомнила стих классный Иннокентия Анненского ))

    Цитировать
  10. Под грозные речи небес
    Рыдают косматые волны,
    А в чаще, презрения полный,
    Хохочет над бурею бес.

    Но утро зажжет небеса,
    Волна золотится и плещет,
    А в чаще холодной роса
    Слезою завистливой блещет.

    2

    Золотя заката розы,
    Клонит солнце лик усталый,
    И глядятся туберозы
    В позлащенные кристаллы.

    Но не надо сердцу алых,-
    Сердце просит роз поблеклых,
    Гиацинтов небывалых,
    Лилий, плачущих на стеклах.

    Цитировать
  11. В худой котомк поклав ржаное хлебо,
    Я ухожу туда, где птичья звон,
    И вижу над собою синий небо,
    Лохматый облак и широкий крон.
    Я дома здесь, я здесь пришёл не в гости,
    Снимаю кепк, одетый набекрень,
    Весёлый птичк, помахивая хвостик,
    Насвистывает мой стихотворень.
    Зелёный травк ложится под ногами,
    И сам к бумаге тянется рука,
    И я шепчу дрожащими губами:
    “Велик могучий русский языка!”
    Вспыхает небо, разбужая ветер,
    Проснувший гомон птичьих голосов.
    Проклинывая всё на белом свете,
    Я вновь брежу в нетоптанность лесов.
    Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
    Приветливыми лапками маша:
    Я среди тут пробуду целый вечер,
    Бессмертные творения пиша.
    Но, выползя на миг из тины зыбкой,
    Болотная зеленовая тварь
    Совает мне с заботливой улыбкой
    Большой Орфографический словарь.

    Цитировать
  12. Желтый пар петербургской зимы,
    Желтый снег, облипающий плиты…
    Я не знаю, где вы и где мы,
    Только знаю, что крепко мы слиты.

    Сочинил ли нас царский указ?
    Потопить ли нас шведы забыли?
    Вместо сказки в прошедшем у нас
    Только камни да страшные были.

    Только камни нам дал чародей,
    Да Неву буро-желтого цвета,
    Да пустыни немых площадей,
    Где казнили людей до рассвета.

    А что было у нас на земле,
    Чем вознесся орел наш двуглавый,
    В темных лаврах гигант на скале, —
    Завтра станет ребячьей забавой.

    Уж на что был он грозен и смел,
    Да скакун его бешеный выдал,
    Царь змеи раздавить не сумел,
    И прижатая стала наш идол.

    Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
    Ни миражей, ни слез, ни улыбки…
    Только камни из мерзлых пустынь
    Да сознанье проклятой ошибки.

    Даже в мае, когда разлиты
    Белой ночи над волнами тени,
    Там не чары весенней мечты,
    Там отрава бесплодных хотений.

    Цитировать
  13. Не, сёдня у меня не лиричекский настрой. Скорее такой:
    Служил Гаврила почтальоном.
    Гаврила почту разносил…
    :D

    Цитировать
  14. Вздрагивает огонек лампадки,
    В полутемной детской тихо, жутко,
    В кружевной и розовой кроватке
    Притаилась робкая малютка.
    Что там? Будто кашель домового?
    Там живет он, маленький и лысый…
    Горе! Из-за шкафа платяного
    Медленно выходит злая крыса.
    В красноватом отблеске лампадки,
    Поводя колючими усами,
    Смотрит, есть ли девочка в кроватке,
    Девочка с огромными глазами.
    - Мама, мама!- Но у мамы гости,
    В кухне хохот няни Василисы,
    И горят от радости и злости,
    Словно уголечки, глазки крысы.
    Страшно ждать, но встать еще страшнее.
    Где он, где он, ангел светлокрылый?
    - Милый ангел, приходи скорее,
    Защити от крысы и помилуй!,

    Цитировать

Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 [8] 9 10 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: О чем на самом деле рассказывают сказки?