Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2020 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

О чем на самом деле рассказывают сказки?

Автор Elfen Lied - 25 июля, 2020  |  Просмотров: 868
О чем на самом деле рассказывают сказки?

Сотни лет или даже тысячелетия эти истории передавались из уст в уста, сюжеты блуждали от народа к народу, из сказки в сказку. Почему они так популярны во все времена? Потому что в них есть скрытые послания, без которых личность не станет зрелой.

В сказках идет речь о вечных проблемах, стоящих перед человечеством, в том числе тех, которые занимают ребенка больше всего и способствуют его развитию, — поясняет автор книги «О пользе волшебства», американский психолог и психиатр Бруно Беттельгейм. — Я неоднократно сталкивался с тем, что любимое чтение детей любого уровня развития, как здоровых, так и болеющих, — это народные волшебные сказки. Почему?»

Автор, будучи психоаналитиком, предлагает свою версию: сказки отображают внутренний конфликт ребенка, но через героев. В них есть сознательные и бессознательные компоненты нашего «Я», там встречаются и борются Эго, Ид (Оно) и Супер-Эго.

В них описано простым и образным языком, как можно удовлетворить наши истинные потребности, не вступая в противоречие с требованиями «Я» и «Сверх-Я». Они адресованы всем уровням человеческой личности, а стилистика изложения понятна как дошкольнику, так и взрослому.

«Взрослея, ребенок преодолевает многочисленные психологические трудности: нарциссические разочарования, эдиповы комплексы, соперничество с братьями и сестрами. Он перестает зависеть от взрослых, приобретает чувство «самости» и самоценности, а также моральные обязательства. Для этого ребенку надо понимать, что происходит в его сознательном «Я», и тем самым он сможет совладать с тем, что происходит в его бессознательном».

Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас

Детей занимают сказочные сюжеты, в воображении они их разворачивают по-своему, рисуя собственные образы героев. Через сказки ребенок может проживать то, что вытесняется им, запрещается взрослым миром. Он сталкивается со злом и насилием, но часто это пугает родителей, и они стараются уберечь детей от знакомства с этой темной стороной жизни.

Но именно волшебные сказки «в гомеопатических дозах» дают ребенку понимание того, как на самом устроен мир. Они сталкивают его лицом к лицу с основными проблемами человеческой жизни, с которыми он очень скоро встретится в реальности. Экзистенциальные вопросы в сказках формулируются кратко и заостренно. Добро и зло там разделено между разными персонажами.

Это уже позднее, взрослея, человек обнаруживает, что в реальном мире все по-другому. Что один и тот же человек может проявлять себя и так, и эдак. Но в черно-белом детском мире такая информация пока избыточна. И именно в такой «упаковке» ребенок усвоит сложный материал сейчас.

Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас. Даже авторские истории — «Гадкий утенок», «Маленький Принц» «Стойкий оловянный солдатик» — соответствуют этому принципу.

«ТРИ ПОРОСЕНКА»

Домики, возводимые поросятами, символизируют исторический прогресс: хижину с односкатной крышей в конце сменяет кирпичный дом. Это и процесс развития самой личности — от беспечного малыша, придерживающегося принципа удовольствия, к тому, кто живет по принципу реальности.

«Когда ребенок слушает сказку (при этом его фактически приглашают отождествить себя с кем-то из героев), он не только обретает надежду», — поясняет психоаналитик. Он узнает, что, развивая свой ум, сможет одолеть врага, даже более сильного физически.

Волк хочет разрушать, он готов убить поросят. Маленький ребенок различает в себе нечто подобное и понимает, что бывает, если позволить разрушительному началу взять верх.

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Есть множество ее вариантов, наиболее известный записан братьями Гримм, где съеденные волком бабушка и внучка возрождаются к жизни. А вариант Шарля Перро скорее напоминал морализаторскую страшилку, чего автор и не скрывал: он считал, что лучше запугать ребенка, чем развеять его тревоги.

В привычном нам варианте этого нет, а вот у Перро в финале написано стихотворение, суть которого такова: хорошеньким девушкам не следует слушать всех подряд. Что до волков, то они появляются в самых разных обличиях, и опаснее всего — вежливые волки, особенно те, кто следует за юными девами и заходят к ним в дом.

«В основе этой сказки лежит опасность быть съеденным. Красная Шапочка — это пример девочки-подростка, уже столкнувшейся с проблемами пубертата, когда нужно выбирать между «хочу» и «обязан». Она нюхает по наставлению волка цветы, оглядываясь на красивый лес, но потом вспоминает про бабушку. Она задает мнимой бабушке вопросы про большие уши и глаза, ее удивляют большие руки и ужасная пасть. Перед нами перечисление четырех чувств: слуха, зрения, осязания. И вкуса, — уверен автор книги. — Используя их, подросток познает мир».

Женские роли (матери и бабушки) минимальны. Зато мужское начало принципиально важно. Оно расщеплено. Мужчина может быть опасным соблазнителем, который превращается в убийцу. И охотником — это отцовская фигура, спаситель, силач, на которого можно положиться. Наивность девочки подкупает читателя, но оставаться наивным всю жизнь опасно.

В варианте братьев Гримм у сказки появляется и еще один важный момент: из брюха волка Красная Шапочка выходит изменившейся, это своего рода трансформация, инициация. Умирает наивная девочка и появляется поумневшая девушка, которая теперь знает, что нужно быть осторожной с мужчинами.

«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

И снова адресаты — подростки и их родители. В отличие от героических сказок, эта обращает внимание на необходимость длительного сосредоточения в тиши на самом себе. В начале пубертата многие подростки, и девочки, и мальчики, становятся инертными, кажутся сонными, погружены в себя. В периоды сильных изменений — а пубертат именно такой период — требуются не только активность, но и покой.

Сказка помогает подростку не пугаться собственного бездействия, он узнает, что развитие идет своим чередом. Инертность обычно наблюдается в раннем пубертате (до первой менструации у девочек, в сказке это — кровь от укола веретеном, которого она испугалась до смерти) и сменяется потом бурной, почти необузданной деятельностью.

Иногда подростки, демонстрируя свою пробудившуюся мужественность или женственность, пускаются в самые опасные приключения. Не все принцы выживают в борьбе за принцессу, только самый терпеливый. Спящая красавица просыпается тогда, когда она готова эмоционально и физически к любви, браку, сексу.

Сказка говорит нам: не бойтесь бездействия и покоя, развитие часто идет незаметно. Не торопите события, всему свое время.

«ЗОЛУШКА»

Самая любимая и известная сказка на свете для современных читателей — метафора сиблинговой борьбы, буллинга и детской ревности. И даже соперничества с собственной матерью. Может, поэтому в сказке родные сестры подменяются сводными, ведь разве могут так себя вести дети в семье (мы-то знаем, что могут, да еще как). Именно этой борьбе, страданиям маленького ребенка в муках соперничества с братьями и сестрами посвящена «Золушка».

Но переживания — скорее внутренние, даже если внешне братья и сестры ведут себя вполне дружелюбно. Тема отвержения матерью, которая превращена в сказке в мачеху (ведь не бывает же, чтобы мать не любила собственное дитя, говорит социум, но на деле мы знаем примеры обратного).

Даже если у ребенка нет братьев и сестер, он в чем-то проигрывает другим детям — классу, двору. Его всегда с кем-то сравнивают — если не мачеха и сестры, то он сам.

Иногда дети верят, что они сами, как и Золушка, получат заслуженную награду, ведь и у них есть тайные желания. Например, победить сестер и мать, быть избранными, особенными.

«Вы можете обращаться со мной как с замарашкой, но в душе вы завидуете мне, ведь я гораздо лучше вас. Пусть даже и собственный отец выбрал мачеху и ее дочерей». И таких смысловых пластов в сказках много.

В книге разбирается немало сказочных сюжетов. Без сказок в детстве наша психика рискует остаться незрелой. Если ребенку рассказывают только правдивые истории, то он не разрешит свои внутренние конфликты и, став подростком и взрослым, возненавидит мир, где властвует рациональность.

Поэтому крепко задумайтесь, когда захотите выдернуть сборник сказок из детских рук и заменить его шедевром реализма из обязательной школьной программы. Всему свое время — помните историю «Спящей Красавицы»?

Источник


142 комментария к записи “О чем на самом деле рассказывают сказки?”

Страницы: « 1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 »

  1. *если не докопался т.е. :haha:

    Цитировать
  2. Ну или вот взять картофель. Через какое дерьмо плоду приходится проходить чтобы оказаться на столе. А люди бы и не стали есть это, поскольку непонятно что это грязное такое и как его есть, пока изготовитель не показал как нужно очищать и готовить.

    Вот и Фрейдовское по началу не знали как очищать и есть, не показали как готовить и оформлять на столе.

    Всё новое в мире похоже на этап зарождения картофеля.

    Цитировать
  3. Ну хотя картошку и с кожей жрут. Ладно с картошкой не очень до конца детальный пример, но главное в образе яснo:

    Всё новое в мире всегда проходит этап дерьмового непринятия. Так было всегда. Стимулирует к росту, собственно как и картофель ага. И по существу как бы банально это не звучало: время, как и время в процессе созревания плода, определяет действительность надлежащего качества.

    Цитировать
  4. Автор записи блога - Elfen Lied (28 июля 2020 г. в 22:27)
    … что значит “кокаиновый” анализ ?
    … … …
    Познакомься/узнай, как непосредственно проводил Фрейд свои “опыты-анализы”.
    И история кончины Фрейда весьма интересна/поучительна…

    Цитировать
  5. И да, что говорить о новшестве в мире, когда нужно начинать с малого - с одного человека, с самого себя - каждый сам должен за себя осознавать уровень своего непринятия, уровень своей объективности, уровень своей осведомленности о том или ином - и на этом делать какие либо ума заключения.

    Слово “причина” - всегда должна быть у человека главным вопросом по любым обстоятельствам.

    Вот человек, например, хочет обозвать другого человека дураком, но предварительно не проводит собственный психоанализ: на основе чего, какова причина моего возмущения, объективно ли я называю человека дятлом, или же, моё возмущение субъективно и не до конца отображает реальное положение действительности?? За каждым таким психоанализом ты в результате в процессе реального или виртуального диалога уделяешь деталям большее внимание и приходишь к одному простому выводу: если я назову человека дятлом не выявив предварительно причину, то я сам окажусь в полной мере придурком.

    И вот, как раз данное положение - является стимулом к подавлению бессознательных возмущений, которые проявляются на уровне реакций - скрытых инстинктов. - Механизмы твоего воспитания, которые утвердились раньше в твоей личности, чем ты мог бы это осознать. Если проще сказать.

    Цитировать
  6. Zorr, оо честно говоря не хочу в это вникать, просто потому что его труды/плоды имеют зёрна фактически по основным положениям “психоанализа”, а что он там ещё в какую степь заходил - это мне не интересно)) ну может если я зайду в эту степь то как и ты не смогу воспринимать Фрейда. Логично ;)

    Хотя может и смогу, поскольку сначала уже изучаю плоды, а ни то время, когда они только созревали в какашках :D

    Цитировать
  7. Аватарка у автора какая то сопливая :crazy:

    Цитировать
  8. Ха-ха Джем))) действительно :lol:

    Цитировать
  9. Сказки ложь…. Да в них намек… Добрым молодцам урок… И девицам…
    Типа некая информация дающая понимание своего личностного бытия… Отличать добра от зла…

    Цитировать
  10. Автор записи блога - Elfen Lied (29 июля 2020 г. в 0:37)
    Zorr, оо честно говоря не хочу в это вникать, просто потому что его труды/плоды имеют зёрна фактически по основным положениям “психоанализа”, а что он там ещё в какую степь заходил - это мне не интересно)) ну может если я зайду в эту степь то как и ты не смогу воспринимать Фрейда.
    … … …
    Правильно делаешь: в лес ходить опасно - можно заблудиться, да и волки там живут :crazy: :haha:

    Цитировать
  11. Подумалось вдруг… с сегодняшней “высоты” :haha:
    А может путешествие в “страшный лес”, полный “волков” да ещё и без “мамы” это путешествие внутрь себя? Может об этом сказка про Красную Шапочку? :eem: :D

    Цитировать
  12. Zorr, тёмные дела в тёмном лесу Фрейда? Зачем мне туда идти? Меж деревьев в лесу так же просвечивается дневной свет - вот туда ходи )) Бери от Фрейда лучшее и всё))

    Цитировать
  13. New-Wladimer, да именно так, детям проще в начале воспринимать “черное и белое” а так же и то, что ни всё белое на первый взгляд является белым как в случае волка в сказке о красной шапки

    Цитировать
  14. #56 красная шапка из наивной девочки превратилась в умную, где она поняла,что жизнь может испытывать тебя всяким разным полчищем волков в самом разном обличье

    Ну если совсем честно< сказку просто написали по Христу из темы “волк в овечьей шкуре”

    Слишком очевидно.

    Цитировать
  15. #56 красная шапка

    Это кто так написал? Вообще то,сказка называется”Красная Шапочка”. :eem:

    Цитировать

Страницы: « 1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: О чем на самом деле рассказывают сказки?