Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2020 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

О чем на самом деле рассказывают сказки?

Автор Elfen Lied - 25 июля, 2020  |  Просмотров: 868
О чем на самом деле рассказывают сказки?

Сотни лет или даже тысячелетия эти истории передавались из уст в уста, сюжеты блуждали от народа к народу, из сказки в сказку. Почему они так популярны во все времена? Потому что в них есть скрытые послания, без которых личность не станет зрелой.

В сказках идет речь о вечных проблемах, стоящих перед человечеством, в том числе тех, которые занимают ребенка больше всего и способствуют его развитию, — поясняет автор книги «О пользе волшебства», американский психолог и психиатр Бруно Беттельгейм. — Я неоднократно сталкивался с тем, что любимое чтение детей любого уровня развития, как здоровых, так и болеющих, — это народные волшебные сказки. Почему?»

Автор, будучи психоаналитиком, предлагает свою версию: сказки отображают внутренний конфликт ребенка, но через героев. В них есть сознательные и бессознательные компоненты нашего «Я», там встречаются и борются Эго, Ид (Оно) и Супер-Эго.

В них описано простым и образным языком, как можно удовлетворить наши истинные потребности, не вступая в противоречие с требованиями «Я» и «Сверх-Я». Они адресованы всем уровням человеческой личности, а стилистика изложения понятна как дошкольнику, так и взрослому.

«Взрослея, ребенок преодолевает многочисленные психологические трудности: нарциссические разочарования, эдиповы комплексы, соперничество с братьями и сестрами. Он перестает зависеть от взрослых, приобретает чувство «самости» и самоценности, а также моральные обязательства. Для этого ребенку надо понимать, что происходит в его сознательном «Я», и тем самым он сможет совладать с тем, что происходит в его бессознательном».

Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас

Детей занимают сказочные сюжеты, в воображении они их разворачивают по-своему, рисуя собственные образы героев. Через сказки ребенок может проживать то, что вытесняется им, запрещается взрослым миром. Он сталкивается со злом и насилием, но часто это пугает родителей, и они стараются уберечь детей от знакомства с этой темной стороной жизни.

Но именно волшебные сказки «в гомеопатических дозах» дают ребенку понимание того, как на самом устроен мир. Они сталкивают его лицом к лицу с основными проблемами человеческой жизни, с которыми он очень скоро встретится в реальности. Экзистенциальные вопросы в сказках формулируются кратко и заостренно. Добро и зло там разделено между разными персонажами.

Это уже позднее, взрослея, человек обнаруживает, что в реальном мире все по-другому. Что один и тот же человек может проявлять себя и так, и эдак. Но в черно-белом детском мире такая информация пока избыточна. И именно в такой «упаковке» ребенок усвоит сложный материал сейчас.

Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас. Даже авторские истории — «Гадкий утенок», «Маленький Принц» «Стойкий оловянный солдатик» — соответствуют этому принципу.

«ТРИ ПОРОСЕНКА»

Домики, возводимые поросятами, символизируют исторический прогресс: хижину с односкатной крышей в конце сменяет кирпичный дом. Это и процесс развития самой личности — от беспечного малыша, придерживающегося принципа удовольствия, к тому, кто живет по принципу реальности.

«Когда ребенок слушает сказку (при этом его фактически приглашают отождествить себя с кем-то из героев), он не только обретает надежду», — поясняет психоаналитик. Он узнает, что, развивая свой ум, сможет одолеть врага, даже более сильного физически.

Волк хочет разрушать, он готов убить поросят. Маленький ребенок различает в себе нечто подобное и понимает, что бывает, если позволить разрушительному началу взять верх.

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Есть множество ее вариантов, наиболее известный записан братьями Гримм, где съеденные волком бабушка и внучка возрождаются к жизни. А вариант Шарля Перро скорее напоминал морализаторскую страшилку, чего автор и не скрывал: он считал, что лучше запугать ребенка, чем развеять его тревоги.

В привычном нам варианте этого нет, а вот у Перро в финале написано стихотворение, суть которого такова: хорошеньким девушкам не следует слушать всех подряд. Что до волков, то они появляются в самых разных обличиях, и опаснее всего — вежливые волки, особенно те, кто следует за юными девами и заходят к ним в дом.

«В основе этой сказки лежит опасность быть съеденным. Красная Шапочка — это пример девочки-подростка, уже столкнувшейся с проблемами пубертата, когда нужно выбирать между «хочу» и «обязан». Она нюхает по наставлению волка цветы, оглядываясь на красивый лес, но потом вспоминает про бабушку. Она задает мнимой бабушке вопросы про большие уши и глаза, ее удивляют большие руки и ужасная пасть. Перед нами перечисление четырех чувств: слуха, зрения, осязания. И вкуса, — уверен автор книги. — Используя их, подросток познает мир».

Женские роли (матери и бабушки) минимальны. Зато мужское начало принципиально важно. Оно расщеплено. Мужчина может быть опасным соблазнителем, который превращается в убийцу. И охотником — это отцовская фигура, спаситель, силач, на которого можно положиться. Наивность девочки подкупает читателя, но оставаться наивным всю жизнь опасно.

В варианте братьев Гримм у сказки появляется и еще один важный момент: из брюха волка Красная Шапочка выходит изменившейся, это своего рода трансформация, инициация. Умирает наивная девочка и появляется поумневшая девушка, которая теперь знает, что нужно быть осторожной с мужчинами.

«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

И снова адресаты — подростки и их родители. В отличие от героических сказок, эта обращает внимание на необходимость длительного сосредоточения в тиши на самом себе. В начале пубертата многие подростки, и девочки, и мальчики, становятся инертными, кажутся сонными, погружены в себя. В периоды сильных изменений — а пубертат именно такой период — требуются не только активность, но и покой.

Сказка помогает подростку не пугаться собственного бездействия, он узнает, что развитие идет своим чередом. Инертность обычно наблюдается в раннем пубертате (до первой менструации у девочек, в сказке это — кровь от укола веретеном, которого она испугалась до смерти) и сменяется потом бурной, почти необузданной деятельностью.

Иногда подростки, демонстрируя свою пробудившуюся мужественность или женственность, пускаются в самые опасные приключения. Не все принцы выживают в борьбе за принцессу, только самый терпеливый. Спящая красавица просыпается тогда, когда она готова эмоционально и физически к любви, браку, сексу.

Сказка говорит нам: не бойтесь бездействия и покоя, развитие часто идет незаметно. Не торопите события, всему свое время.

«ЗОЛУШКА»

Самая любимая и известная сказка на свете для современных читателей — метафора сиблинговой борьбы, буллинга и детской ревности. И даже соперничества с собственной матерью. Может, поэтому в сказке родные сестры подменяются сводными, ведь разве могут так себя вести дети в семье (мы-то знаем, что могут, да еще как). Именно этой борьбе, страданиям маленького ребенка в муках соперничества с братьями и сестрами посвящена «Золушка».

Но переживания — скорее внутренние, даже если внешне братья и сестры ведут себя вполне дружелюбно. Тема отвержения матерью, которая превращена в сказке в мачеху (ведь не бывает же, чтобы мать не любила собственное дитя, говорит социум, но на деле мы знаем примеры обратного).

Даже если у ребенка нет братьев и сестер, он в чем-то проигрывает другим детям — классу, двору. Его всегда с кем-то сравнивают — если не мачеха и сестры, то он сам.

Иногда дети верят, что они сами, как и Золушка, получат заслуженную награду, ведь и у них есть тайные желания. Например, победить сестер и мать, быть избранными, особенными.

«Вы можете обращаться со мной как с замарашкой, но в душе вы завидуете мне, ведь я гораздо лучше вас. Пусть даже и собственный отец выбрал мачеху и ее дочерей». И таких смысловых пластов в сказках много.

В книге разбирается немало сказочных сюжетов. Без сказок в детстве наша психика рискует остаться незрелой. Если ребенку рассказывают только правдивые истории, то он не разрешит свои внутренние конфликты и, став подростком и взрослым, возненавидит мир, где властвует рациональность.

Поэтому крепко задумайтесь, когда захотите выдернуть сборник сказок из детских рук и заменить его шедевром реализма из обязательной школьной программы. Всему свое время — помните историю «Спящей Красавицы»?

Источник


142 комментария к записи “О чем на самом деле рассказывают сказки?”

Страницы: « 1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 »

  1. Оратора, так оно и было и есть, вообразите себе, современный лес. Центральной Европы. Германия конкретно, но это не лес в русском понимании, а типа парка. Да, там все так чисто. Все между деревьями далеко видать. И никаких там. Уютных местечек, укромных местечек. Где? Можно устроить логово волчье? Не встретишь уже. Точка. Ну вот. Допустим. Когда это сказка? Сложилось. Да, допустим, в позднее средневековье. Да, тогда были волки, но разве мать могла бы? Зная, что. В лесу между их жильём и Домом бабушки обитает вся эта агрессивная к человеку фауна послать туда дочку? да ни за что! Ни за что, нет, нет, нет. Так в чем, собственно, дело-то, почему в этом лесу оказался волк? Да потому, что он голодный. Голодный, голодный, голодный, злой. Мигрировал туда. Из Руси из России. А тут такие непуганные идиоты. Что он? Всю свою браваду задействовал. Для того, чтобы поиздеваться. Над ребёнком. Перед тем, как его сожрать. :mygod: Ну, нарвался ;) На охотников, которым палец в рот не клади. :bomb:

    Цитировать
  2. miara-pikran, девочка была одета в платьице, туфельки и шапочку. Значит время было летнее. С чего бы волку быть голодным? В лесу полно дичи, чай не зима. Да и был бы он голодным, то сразу бы её сожрал и всё. И чего волку бежать из русских лесов? Не, наши санитары леса как жили у нас , так и живут. И поесть есть что и есть , где логово организовать.
    Девочке от силы лет семь было. Мамаша явно безголовая. И без волков вполне можно заблудиться. Вспомни, детки ходили в ближайший от деревни лесок, но обязательно гурьбой и со старшими детьми.

    Цитировать
  3. Оратора, на мой взгляд, туфельки - это лакировка действительности О действительность была Более сурова. Вместо туфелек на девочке были деревянные башмаки. Лаптей у них в германских. Княжествах всяких мелких не плели. Вместо лаптей. Делали деревянные башмаки - Аналог японских гэта. Однозначно такого бурелома, такого. Это беспорядка, захламленности. Всякими упавшими стволами. Как в русских лесах в Германских лесах. В то время уже не было, так как плотность населения была такова, что Ни 1 палки крестьяне не оставляли в лесу весь хворост валежник тащили на дрова.

    Аратора, мне кажется, у вас несколько превратное. Представление о немецких лесах, ну, давайте. Возьмём такой знаменитый лес, как Шварцвальд. Допустим. Да, он большой, да, может быть, в нем. Даже сейчас, при желании сильном желании можно заблудиться слегка чуть-чуть? Ну. В остальных. Которые даже нельзя назвать лесами в привычном нам русским смысле заблудиться, прямо скажем. Невозможно в принципе. Девочка, да. Не просто. Пёрло буром по лесу. Кстати, буром - это значит медведем. Это наше русское название медведя. Нет. Не Иносказательное, а настоящая. То есть из-за его цвета шкуры. А немцы Его называют Бэр.Так вот, девочка шла по тропинке. Естественно. Или по дорожке. Ну конечно.

    Цитировать
  4. miara-pikran, лес не германский , а французский, сказка Шарля Перо. Но что германский лес, что французский, но никакого хвороста брать из леса низзя было. Феодальная собственность запрещала. Каки -таки тропки? В те времена ещё и волков полно было в лесах, а разбойников ещё больше. Из чего были туфельки - фиг знает. Во Франции из шкур животных шили (на Золушке как раз такие меховые были, а потом неправильно перевод сделали и в русском варианте они хрустальными стали). Но дерево или мех - не важно, а важно, что в одном платье на морозе не побегаешь. Значит лето было.
    ПС. кстати о Золушке. Заставить бы того переводчика самого в хрустальной обуви походить, посмотреть, через сколько минут он взвоет. Тоже мне инквизитор- женоненавистник

    Цитировать
  5. Она боялась высоты и не смотрела вниз,
    Её неяркие лучи не разрывали тьму.
    Она мечтала о любви. Какой смешной каприз -
    Став незаметной для других светить лишь одному…
    А на Земле была зима, звенел хрустальный лес…
    С улыбкой грустной у окна, усталый чародей
    Курил, и сказки сочинял про маленьких принцесс,
    И эти сказки (иногда) сбывались у людей.
    Он был не то, что одинок… Он ничего не ждал,
    И в сердце отзывалась боль едва заживших ран -
    Их не хотелось бередить. Уж он-то точно знал,
    Что в глупых сказках правды нет. И что любовь – обман.
    Заметив первую звезду, он ей шепнул: «Привет,
    Ты светишь только для меня, небесный светлячок?»
    И был ужасно удивлён, услышав «Да» в ответ –
    «Тебе свечу» - шептал с небес дрожащий голосок.
    Она боялась высоты… Он не хотел любить…
    У каждого – своя судьба и свой дурацкий страх.
    И, вроде не о чем мечтать, и нечего делить -
    Лишь отражение лучей в задумчивых глазах.
    Её закрыли облака, а он улёгся спать,
    Одновременно свет погас и в небе и в окне.
    Ему приснилось в эту ночь, что он умел летать…
    Она училась падать вниз в своём нестрашном сне…
    А утром всё пошло не так – он стал о ней грустить.
    И, как назло, погожий день разлился синевой,
    Но он смотрел в слепящий мир, пытаясь различить:
    Плывёт ли чудо-огонёк сейчас над головой?..
    Ты видишь свет её любви, печальный Менестрель?
    Ты понял, что всю жизнь писал лишь для неё одной.
    Как долго длилась здесь зима, и вот пришел апрель,
    Когда ты сердце уколол о лучик золотой.
    Теперь ей страшно без тебя. Ты этого не знал?
    Она зажглась лишь потому, что есть на свете ты.
    Она всегда была твоей, кого б ты ни терял,
    Не замечая этот взгляд с небесной высоты.
    Но жизнь по-своему мудра, в ней неизменна суть -
    Любовь как сказку для двоих ничем не отменить.
    Не запрещайте сердцу ждать, чтобы когда-нибудь,
    Найти того, кому звездой захочется светить.

    © Copyright: Неждана Юрьева, 2008

    Цитировать
  6. “…И чего волку бежать из русских лесов? Не, наши санитары леса как жили у нас , так и живут. И поесть есть что и есть , где логово организовать.
    Девочке от силы лет семь было. Мамаша явно безголовая. И без волков вполне можно заблудиться. Вспомни, детки ходили в ближайший от деревни лесок, но обязательно гурьбой и со старшими детьми.”
    … … …
    Сказку “Красная шапочка” написал Шарль Перро. Насколько мне известно он был нерусским.
    Мама, дочка, лес , волк, бабушка и прочие персонажи это всего лишь аллегории. Лес в денной сказке символизирует общество в целом. Я так считаю/воспринимаю :)

    Цитировать
  7. zor-russ (28 июля 2020 г. в 11:39)
    Мама, дочка, лес , волк, бабушка и прочие персонажи это всего лишь аллегории. Лес в денной сказке символизирует общество в целом. Я так считаю/воспринимаю

    Интересно, а детям это(выше) мнение об аллегориях надо? Или может так:

    zor-russ (26 июля 2020 г. в 0:13)
    А вот это “…«Я», там встречаются и борются Эго, Ид (Оно) и Супер-Эго.» детям и на … не надо.

    :D

    Цитировать
  8. Гримми со своими сказочками про отрезанные пальцы Золушкиных сестер и поющих с могилки матери птичках хороши в извращениях)) вообще было мнение, что некоторые сказки типа завуалированной эротики, не для детей короч.

    Цитировать
  9. zor-russ, сказки-то детские. Дети тока-тока начали познавать мир. Для них не существует аллегории. Если ты говоришь ребёнку - лес, то он либо понимает , что ты о лесе говоришь, либо, если он ещё не знает, что такое лес, то воспринимает выдуманную тобой аллегорию как понятие леса. Ребёнок уверен, что мама - хорошая и все поступки её хорошие (плохие мамы и сказок не читают). Что останется в голове ребёнка? Одному в лес ходить можно, надо просто с волками там не разговаривать.
    Да и не надо мои комменты здесь столь серьёзно воспринимать, я просто шутила. Ну а в каждой шутке ….
    Кстати, в русских народных сказках тоже страшилок полно и не только страшилок, но и аморального поведения. Вона главный герой Иван-дурак постоянно у кого-то что-то воровал :haha:

    Цитировать
  10. scanira Интересно, а детям это(выше) мнение об аллегориях надо? Или может так …
    … … …
    Нинада ни то, ни другое. :D Дети воспринимают сказки на другом уровне нежели взрослые. Причём, по-разному мальчики и девочки. Моя реакция была такой потому что я до сих пор не знаю про что это - «Я», там встречаются и борются Эго, Ид (Оно) и Супер-Эго. :xz: :haha:

    Цитировать
  11. Zor,

    Эго является, наряду с Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я), одной из трёх психологических сущностей, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Эго, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.альтруизму.

    По мере развития любого индивида происходит дифференциация Эго и развитие Супер-Эго. Супер-Эго включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, таким образом, возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. Эго играет роль посредника между Супер-Эго и Ид путём бессознательного создания защитных механизмов: отрицания, замещения, проекции, рационализации, реактивной формации, регрессии, подавления, сублимации и др. При осознании одного защитного механизма, он уступает место другим. Есть мнение, что по мере использования, сила Эго снижается.

    Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности эго. Это важное качество было названо Фрейдом «силой эго». Человеку с «сильным эго» свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С другой стороны, индивид со «слабым Эго» более схож с ребёнком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.

    Цитировать
  12. «Это комплекс данных, конструированный прежде всего общей осведомленностью относительно своего тела, своего существования и затем данными памяти; у человека есть определённая идея о его прошлом бытии, определённые наборы (серии) памяти. Эти две составляющие и есть главные конституэнты Эго. Поэтому можно назвать Эго комплексом психических факторов. Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения, как магнит; он притягивает содержания из бессознательного, из этой темной неведомой области; он также притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с Эго, то осознаются.» — Карл Юнг, «Тэвистокские лекции»

    После Зигмунда Фрейда и Карла Юнга понятие эго раскрывали и другие учёные.

    Эго рассматривается как «источник поведения и связующий центр личности в её человеческом окружении» (Metzger, Psychologie, 1941).

    Эго в процессе развития человека выделяется из единого изначального сознания, которое охватывает «внешний мир» и собственную личность в нераздельном единстве. Оно постоянно сопровождается сознанием «с-самим-собой-идентичного-бытия»; таким образом, если человек отчётливо познаёт свои телесные и душевно-духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он «в своей основе» (то есть в глубине своего Эго) всегда остаётся одним и тем же. К наглядной сфере Эго относятся тело и всё, что может служить расширению этой сферы (являющемуся предметом постоянного стремления): одежда, украшения, а также имущество, в которое Эго может «врастать». Часто в Эго видят творческое единство; действительность приобретает смысл только будучи соотнесена с ним;

    наиболее чётко это выражено у Фихте: «Эго требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности».

    Ницше, наоборот, в отношении Эго говорит: «Эго — это множество личных (personenarten) сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план».

    Цитировать
  13. Нормальная мать. Страшна та, которая не отправит “ребёнка в лес одного”, а всю жизнь будет его держать возле своей юбки.
    ____________________________________________________

    Нормальная мать - это та, которая даст своему ребенку свободу выбора и свободу передвижения, а не отправит его на съедение волку.

    Кстати, если в отношении сына это еще как-то оправдано, то по отношению к дочери - это - преступление

    Цитировать
  14. “Нормальная мать - это та, которая даст своему ребенку свободу выбора и свободу передвижения, а не отправит его на съедение волку.”
    … … …
    Под ” всю жизнь будет его держать возле своей юбки ” и имелось в виду ограничение свобод: выбора,передвижения, принятия решения и тыды. А вот об отправке “на съедение волку” речь не шла. Через лес надо было идти, чтобы отнести пирожки бабушке, насколько я помню сказку :D

    Цитировать
  15. “Кстати, если в отношении сына это еще как-то оправдано, то по отношению к дочери - это - преступление.”
    … … …
    По отношению к дочери это более актуально, чем в отношении сына. :)

    Цитировать

Страницы: « 1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: О чем на самом деле рассказывают сказки?