О чем на самом деле рассказывают сказки?
Сотни лет или даже тысячелетия эти истории передавались из уст в уста, сюжеты блуждали от народа к народу, из сказки в сказку. Почему они так популярны во все времена? Потому что в них есть скрытые послания, без которых личность не станет зрелой.
В сказках идет речь о вечных проблемах, стоящих перед человечеством, в том числе тех, которые занимают ребенка больше всего и способствуют его развитию, — поясняет автор книги «О пользе волшебства», американский психолог и психиатр Бруно Беттельгейм. — Я неоднократно сталкивался с тем, что любимое чтение детей любого уровня развития, как здоровых, так и болеющих, — это народные волшебные сказки. Почему?»
Автор, будучи психоаналитиком, предлагает свою версию: сказки отображают внутренний конфликт ребенка, но через героев. В них есть сознательные и бессознательные компоненты нашего «Я», там встречаются и борются Эго, Ид (Оно) и Супер-Эго.
В них описано простым и образным языком, как можно удовлетворить наши истинные потребности, не вступая в противоречие с требованиями «Я» и «Сверх-Я». Они адресованы всем уровням человеческой личности, а стилистика изложения понятна как дошкольнику, так и взрослому.
«Взрослея, ребенок преодолевает многочисленные психологические трудности: нарциссические разочарования, эдиповы комплексы, соперничество с братьями и сестрами. Он перестает зависеть от взрослых, приобретает чувство «самости» и самоценности, а также моральные обязательства. Для этого ребенку надо понимать, что происходит в его сознательном «Я», и тем самым он сможет совладать с тем, что происходит в его бессознательном».
Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас
Детей занимают сказочные сюжеты, в воображении они их разворачивают по-своему, рисуя собственные образы героев. Через сказки ребенок может проживать то, что вытесняется им, запрещается взрослым миром. Он сталкивается со злом и насилием, но часто это пугает родителей, и они стараются уберечь детей от знакомства с этой темной стороной жизни.
Но именно волшебные сказки «в гомеопатических дозах» дают ребенку понимание того, как на самом устроен мир. Они сталкивают его лицом к лицу с основными проблемами человеческой жизни, с которыми он очень скоро встретится в реальности. Экзистенциальные вопросы в сказках формулируются кратко и заостренно. Добро и зло там разделено между разными персонажами.
Это уже позднее, взрослея, человек обнаруживает, что в реальном мире все по-другому. Что один и тот же человек может проявлять себя и так, и эдак. Но в черно-белом детском мире такая информация пока избыточна. И именно в такой «упаковке» ребенок усвоит сложный материал сейчас.
Сказки ясно дают понять, что в них говорится о самых обыкновенных людях, весьма похожих на нас. Даже авторские истории — «Гадкий утенок», «Маленький Принц» «Стойкий оловянный солдатик» — соответствуют этому принципу.
«ТРИ ПОРОСЕНКА»
Домики, возводимые поросятами, символизируют исторический прогресс: хижину с односкатной крышей в конце сменяет кирпичный дом. Это и процесс развития самой личности — от беспечного малыша, придерживающегося принципа удовольствия, к тому, кто живет по принципу реальности.
«Когда ребенок слушает сказку (при этом его фактически приглашают отождествить себя с кем-то из героев), он не только обретает надежду», — поясняет психоаналитик. Он узнает, что, развивая свой ум, сможет одолеть врага, даже более сильного физически.
Волк хочет разрушать, он готов убить поросят. Маленький ребенок различает в себе нечто подобное и понимает, что бывает, если позволить разрушительному началу взять верх.
«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Есть множество ее вариантов, наиболее известный записан братьями Гримм, где съеденные волком бабушка и внучка возрождаются к жизни. А вариант Шарля Перро скорее напоминал морализаторскую страшилку, чего автор и не скрывал: он считал, что лучше запугать ребенка, чем развеять его тревоги.
В привычном нам варианте этого нет, а вот у Перро в финале написано стихотворение, суть которого такова: хорошеньким девушкам не следует слушать всех подряд. Что до волков, то они появляются в самых разных обличиях, и опаснее всего — вежливые волки, особенно те, кто следует за юными девами и заходят к ним в дом.
«В основе этой сказки лежит опасность быть съеденным. Красная Шапочка — это пример девочки-подростка, уже столкнувшейся с проблемами пубертата, когда нужно выбирать между «хочу» и «обязан». Она нюхает по наставлению волка цветы, оглядываясь на красивый лес, но потом вспоминает про бабушку. Она задает мнимой бабушке вопросы про большие уши и глаза, ее удивляют большие руки и ужасная пасть. Перед нами перечисление четырех чувств: слуха, зрения, осязания. И вкуса, — уверен автор книги. — Используя их, подросток познает мир».
Женские роли (матери и бабушки) минимальны. Зато мужское начало принципиально важно. Оно расщеплено. Мужчина может быть опасным соблазнителем, который превращается в убийцу. И охотником — это отцовская фигура, спаситель, силач, на которого можно положиться. Наивность девочки подкупает читателя, но оставаться наивным всю жизнь опасно.
В варианте братьев Гримм у сказки появляется и еще один важный момент: из брюха волка Красная Шапочка выходит изменившейся, это своего рода трансформация, инициация. Умирает наивная девочка и появляется поумневшая девушка, которая теперь знает, что нужно быть осторожной с мужчинами.
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»
И снова адресаты — подростки и их родители. В отличие от героических сказок, эта обращает внимание на необходимость длительного сосредоточения в тиши на самом себе. В начале пубертата многие подростки, и девочки, и мальчики, становятся инертными, кажутся сонными, погружены в себя. В периоды сильных изменений — а пубертат именно такой период — требуются не только активность, но и покой.
Сказка помогает подростку не пугаться собственного бездействия, он узнает, что развитие идет своим чередом. Инертность обычно наблюдается в раннем пубертате (до первой менструации у девочек, в сказке это — кровь от укола веретеном, которого она испугалась до смерти) и сменяется потом бурной, почти необузданной деятельностью.
Иногда подростки, демонстрируя свою пробудившуюся мужественность или женственность, пускаются в самые опасные приключения. Не все принцы выживают в борьбе за принцессу, только самый терпеливый. Спящая красавица просыпается тогда, когда она готова эмоционально и физически к любви, браку, сексу.
Сказка говорит нам: не бойтесь бездействия и покоя, развитие часто идет незаметно. Не торопите события, всему свое время.
«ЗОЛУШКА»
Самая любимая и известная сказка на свете для современных читателей — метафора сиблинговой борьбы, буллинга и детской ревности. И даже соперничества с собственной матерью. Может, поэтому в сказке родные сестры подменяются сводными, ведь разве могут так себя вести дети в семье (мы-то знаем, что могут, да еще как). Именно этой борьбе, страданиям маленького ребенка в муках соперничества с братьями и сестрами посвящена «Золушка».
Но переживания — скорее внутренние, даже если внешне братья и сестры ведут себя вполне дружелюбно. Тема отвержения матерью, которая превращена в сказке в мачеху (ведь не бывает же, чтобы мать не любила собственное дитя, говорит социум, но на деле мы знаем примеры обратного).
Даже если у ребенка нет братьев и сестер, он в чем-то проигрывает другим детям — классу, двору. Его всегда с кем-то сравнивают — если не мачеха и сестры, то он сам.
Иногда дети верят, что они сами, как и Золушка, получат заслуженную награду, ведь и у них есть тайные желания. Например, победить сестер и мать, быть избранными, особенными.
«Вы можете обращаться со мной как с замарашкой, но в душе вы завидуете мне, ведь я гораздо лучше вас. Пусть даже и собственный отец выбрал мачеху и ее дочерей». И таких смысловых пластов в сказках много.
В книге разбирается немало сказочных сюжетов. Без сказок в детстве наша психика рискует остаться незрелой. Если ребенку рассказывают только правдивые истории, то он не разрешит свои внутренние конфликты и, став подростком и взрослым, возненавидит мир, где властвует рациональность.
Поэтому крепко задумайтесь, когда захотите выдернуть сборник сказок из детских рук и заменить его шедевром реализма из обязательной школьной программы. Всему свое время — помните историю «Спящей Красавицы»?
Красные шапки были у красных дьяволят.
ЦитироватьАвтор записи блога - Elfen Lied (29 июля 2020 г. в 14:01)
ЦитироватьZorr, тёмные дела в тёмном лесу Фрейда? Зачем мне туда идти? Меж деревьев в лесу так же просвечивается дневной свет - вот туда ходи )) Бери от Фрейда лучшее и всё))
… … …
В тёмном лесу Фрейда у меня не “просвечивает” Просто интересно понять кто и каким образом взрастил/вырастил такой лес. Личность Фрейда, как таковую хочется понять
Эльфен Лид подразумевал или Эльфийская Песня подразумевала? Не сказку, а мультик под названием красная шапка. Вышедший на экраны 9 лет назад. А?
«Красная Шапка против зла» (англ. Hoodwinked Too! Hood vs. Evil) — комедийный полнометражный мультипликационный фильм режиссёра Майкла Д’Иса-Хогана, продолжение мультфильма «Правдивая история Красной Шапки».
Красная Шапка обучается в школе «Хитрый дятел», и после её возвращения по вызову агентства, по приказу главы агентства ЖДС она теперь должна работать в паре с Волком и Дергунчиком и расследовать вместе с ними таинственное похищение Гензеля и Гретель и Бабули злой ведьмой. После допроса Джимми Арфы в клубе Громилы Красная Шапочка ссорится с Волком и Дергунчиком, и Волк уходит из агентства, оставляя Красную Шапочку одну. Когда Шапочка сама пытается пробраться в замок ведьмы в сказочном городе, её хватают свиньи ведьмы. В это же время свиньи нападают на Волка с Дергунчиком в лесу, уничтожив дом волка и разгромив агентство «Живи долго и счастливо». Волк решает вернуться и помочь Красной шапочке, он выручает её вместе с Дергунчиком из плена свиней, и, взяв с собой дровосека с «командой», они спасают бабулю. Выясняется, что ведьма — бывшая одноклассница Бабули по ордену «Алого плаща». Бабуля спасает её от смерти, и она переходит на сторону добра. В конце фильма оказывается, что детишки Гензель и Гретель являются главными злодеями, но Красная шапочка с друзьями побеждает их. В машине агентства говорит рация, и Волк с Красной Шапочкой едут на новое задание.
ЦитироватьСказка Красная Шапочка была написана мнооого раньше Фрейда
Цитироватьmiara-pikran (29 июля 2020 г. в 15:59)
Цитировать…и Волк с Красной Шапочкой едут на новое задание.
К мультику это наблюдение относится в гораздо большей степени, чем к сказке про красную шапочку. Вот там нет полчищ Волков, но там её собственная бабушка - злая ведьма, а волк помогает, он настоящий надёжный товарищ.
ЦитироватьЗор Русс, так ведь красная шапка с волком. Это ведь напарники, коллеги по работе работают вместе, да они такие, такие друзья Что, ах, убицца о стенки. Волчатника и не встать!
ЦитироватьБлин шапочка это же уменьшительное ласкательное от слова шапка
Вы чего))
Цитироватьmiara-pikran (29 июля 2020 г. в 16:10)
Зор Русс, так ведь красная шапка с волком. Это ведь напарники, коллеги по работе работают вместе….
_________
Краснуха и волчанка?
ЦитироватьЧё-то вспомнилось, что у Панова в серии про “Тайный город” орки-бандюганы , ранее проживавшие в европейских лесах, называются “Красные шапки” и носят на голове красные банданы.
ЦитироватьВермут - это чё, краснуха и волчанка, названия болезней или название ягод? А ягода - это волчье лыко? Краснуха похоже на название грибов. На тут я хотел сказать
Цитировать- убиться об стенку волчатника и не встать! Это. Такая постройка, где держат волков
miara-pikran (29 июля 2020 г. в 16:10)
ЦитироватьЗор Русс, так ведь красная шапка с волком.
… … …
Неа. С бабушкой осталась Красная Шапочка А Волка убили дровосеки, проходящие мимо как бы случайно…
А еще кардиналы - красные шапочки))
ЦитироватьА серые кардиналы - почтишта волки))
ЦитироватьЭльфин Лид. Шапочка, это ведь на маленькой девочке, а ты сказал. Красная шапка. Да такую красную шапку должна носить не маленькая девочка. А Кобыла. Двадцатилетняя кобыла.
Цитировать