Научные основания религии. Космическая философия.
Учение Христа во многих людях возбуждает глубочайшее благоговение и веру. К числу этих людей отношусь и я. Христианское учение решает вопросы жизни и смерти, настоящего и будущего, временного и вечного — именно так, как бы мне это хотелось. Там, где разум бессилен, религия приходит на помощь и разрешает наши недоумения.
Под словами «вера» подразумевается не полная уверенность. У одних она сильнее, у других слабее. Есть люди, которые утверждают, что у них полная вера. Но не обманываются ли они невольно? Полная вера дала бы нечто поразительное, и не даром сказал Христос: если бы у вас была вера величиною с горчичное зерно, то вы могли бы по одному слову двигать горами. Что-то не видно такой силы. А если её нет, то, стало быть, вера наиболее верующих менее горчичного зерна.
В сущности, мы верим настолько, насколько это определяется нашим разумом. Однако, у множества чрезвычайно умных и учёных людей, разум, отвлечённый в сторону жизнью, не работает в этом направлении, и потому нет большой разницы в силе веры между учёными и не учёными. Ограниченная и недолгая и не упорная работа разума даже разрушает веру.
Я много и неустанно размышлял над вопросами веры в связи с научными фактами и нашёл в своём разуме многое, подтверждающее основы веры. Многое в ней осталось для меня неясным, многие вопросы совсем не решены. Но так как разумная вера имеет великую силу и оказалась довольно близка к учению Христа, то я и не думаю, чтобы изложение её оказалось вредным для общества. Пускай существует 2 веры: одна — чистое христианское учение без натяжки и умствования, другая — научная, ограниченная, неполная. Может быть, наступит время, когда обе сойдутся в одно.
В тех случаях, когда разум бессилен или противоречит вере, можно быть скромным, не полагаясь чересчур на наше весьма неполное знание и нашу, без сомнения, узкую и слабую логику. Будем надеяться, что работа умов, с течением времени, рассеет и последние остатки разногласий.
Наука принимает за несомненное, что количество вещества в мире остаётся неизменным, точно также, как и количество энергии. Откуда же они явились? Ум не мирится с существованием вселенной без причины. Существование мира есть чудо, которое никогда не перестанет удивлять размышляющего человека. Ничто вещественное, ничто существующее в мире не может создать ни одного атома материи. Что же за причина создала бесконечную вселенную. Эту сверхъестественную причину мы называем Богом.
Поэтому, кто признает существование причины, тот должен признать и существование Бога, потому что-то и другое означает одну и ту же сверхъестественную сущность.
Если бы мы ещё могли создавать частицы вещества или если бы они создавались как-нибудь миром, то мы могли бы сказать, вселенная сама себя создаёт, ведь этого нет и потому мы должны признать существование особой Силы, явившейся ещё до создания вселенной и бывшей её причиною.
Найдутся люди, которые скажут: «Не лучше ли обойтись без причины; мир существует сам по себе, а до причины нам нет дела, потому что она все равно останется для нас непостижимой; не принять ли в основание всех вещей одну основу — мир! Приняв его причину, вы только одно понятие заменяете другим ещё менее понятным».
Но, во-первых, вселенная и её причина — два предмета совершено различные, во-вторых, приняв в основу мир мы сузим свои понятия и лишимся чрезвычайно интересных выводов. Далее — свойства причины вовсе не так недоступны, как вы думаете: о них можно судить по свойствам вселенной, как по зданию судят об архитекторе и рабочих.
Наконец, громадная часть человеческая не удовлетворится мыслью о мире, как о причине самого себя; даже с научной точки зрения, с точки зрения фактов — это нелепость: мир может быть создан только чем-то высшим, ничего общего с матернею не имеющим. Что человечество не удовлетворяется пантеизмом, это видно из множества религий, в основу каждой из которых положена мысль о высших всемогущих существах, составляющих причину явлений. Эти существа создали, подобно зодчим, море, землю, небеса, человека и животных. Верование наивное, однако, в корне его лежит истина, потому что можно понять развитие мира из туманности, но нельзя понять самостоятельное появление этой туманности, притом заключающей в себе все загадки последующего блеска, роскоши и богатства настоящего мироздания.
Приняв причину, как требование разума или сердца будем судить о её свойствах. Причина эта создала мир, следовательно, она чудодейственна, потому что никто и ничто не может создать ни одной частицы материи, силы или духа.
Выводы отсюда следующие. Так как была Сила, которая когда-то создала целую вселенную, то эта сила и теперь, и прежде, и всегда может делать то же самое, т.е. чудеса: создавать материю, силы и духов.
Она может моментально уничтожить весь мир или часть его, потому что кто создал, тот имеет достаточно силы уничтожить.
Судя по величию и громадности чудесного творения, приходишь невольно к мысли, что едва ли для нашего Творца есть что-нибудь невозможное.
Совершает ли чудеса творец в настоящее время — мы не знаем; совершал ли прежде, об этом каждый пусть судит по-своему: он может верить или не верить свидетельству множества благороднейших людей. Что касается до меня, то я убеждён, что они возможны и думаю, что некоторые из них были действительно. Будет ли совершать причина ещё чудеса — это известно только ей одной.
Из земного шара можно сделать 1 000 миллионов планет по 12 вёрст диаметром каждая. Масса каждой из этих планет в 15 раз больше массы всего человечества.
Наше солнце так велико, что из него можно скатать больше миллиона огненных шаров, величиною с Землю.
Люди в свои слабые инструменты насчитывают не меньше 200 миллионов солнц и многие из них в десятки раз больше нашего солнца.
Есть звезды, из которых можно слепить несколько тысяч солнц, таких как наше.
Вокруг нашего солнца кружится более 400 планет. Сколько же планет насчитаешь вокруг всех солнц вселенной!
По всей вероятности, многие из планет приспособлены для обитания различных существ, хотя, может быть, и весьма своеобразной организацией. Сколько же существ приютилось вокруг солнц видимого нами уголка вселенной? Сколько, наконец, существ прокармливает, одевает и живит вся вселенная — видимая и невидимая!
Все предыдущее, несомненно, указывает на величие Причины и отчасти на благость ее.
Действительно, не назовём ли мы благодетельным человека, прокармливающего своими трудами сотню беспомощных детей. Тем более не можем мы не назвать благим отца вселенной, содержащего в своём доме бесчисленные миллиарды существ.
https://tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/nauchnye-osnovaniya-religii/
Ознакомился с статьями. Почитал и другие материалы, мне не все понятно в терминологии, но основная мысль ученых ясна - поиск возможных условий случайного возникновения сложных структур со способностью к самовоспроизведению. Вот статья наиболее, как мне кажется, понятно описывает современное состояние этого поиска.
https://elementy.ru/novosti_nauki/433815/Ugrozhayu...
ЦитироватьВопрос по своей сути очень интересный, но и очень обширный. Это, по моему разные аспекты человека, я бы еще добавил сюда Разум. Я над этим вопросом давно задумывался. Если совсем кратко, то душа не имеет границ, она больше имеет аналогии с полем с бесконечностью, а тело это сверх плотное энергетическое образование, предназначенное для взаимодействия с объектами физического мира. Тело, это “машина”, имеющее свой собственный разум и назначение, а душа это “водитель” использующий его для выполнения своих задач.(я так представляю)
Дальше, если не приемлем чиннелинг, можно не читать !
Более подробно о взаимодействии души и тела я прочитал у Д.Уолша “Беседы с богом”.
Это несколько цитат, которые, возможно, наведут на дальнейшие размышления:
(Бог объясняет Уолшу)
То, что есть ты, есть Я. Я проявлен как Три-В-Одном. Некоторые из ваших богословов называют это Отцом, Сыном и Святым Духом.
Ваши психологи признали этот триумвират и назвали его сознательным, подсознательным и сверх-сознательным.
Ваши философы называют это личностью, эго и сверх-эго.
Наука называет это энергией, материей и антиматерией.
Поэты говорят о разуме, сердце и душе.
Мыслители Нью Эидж определяют это как тело, разум и дух.
Всю свою жизнь ты думаешь, что ты — это твое тело.
Иногда ты думаешь, что ты — это твой разум.
И только в момент смерти ты узнаешь, Кто Ты Есть в Действительности.
Функция тела — делать. Функция души — быть.
Тело всегда что-то делает. Каждую минуту каждого дня оно чем-то занято.
Оно никогда не останавливается, никогда не отдыхает, оно постоянно производит какие-то действия.
Душа всегда есть. Она есть то, что она есть, независимо от того, что делает тело, а не как следствие того, что оно делает.
Твое тело — это всего лишь инструмент твоей души. Твой разум — это сила, которая приводит в движение твою душу.
И то, что у тебя здесь есть, — это орудие, которое используется в воплощении желания души.
Когда тело, разум и душа творят вместе, в гармонии и в единстве, Бог проявляется во плоти.
Если ты опять выберешь вернуться к той возможности опыта, которую ты называешь жизнью на Земле, твоя,
Цитироватьбожественная сущность снова разделит свои истинные аспекты на то, что ты называешь телом, разумом и душой.
На самом деле ты представляешь собой единую энергию, но с тремя разными характеристиками.
Когда ты решаешь поселиться в новом физическом геле здесь, на Земле, твое эфирное тело (как некоторые из вас его назвали)
снижает свои вибрации — замедляет себя от вибраций настолько быстрых, что их не-возможно увидеть, до скорости, которая производит массу и материю.
Эта реальная материя является созданием чистой мысли — работой твоего разума, высшего ментального аспекта твоего триединого существа.
Эта материя представляет собой соединение триллионов миллиардов миллионов различных частиц энергии в одну большую массу, управляемую разумом…
Твой разум — в самом деле владыка!
Владыка не разум, а душа либо тело. Что-то пересиливает. А разум только инструмент, служащий или телу, или душе. В норме тело абсолютно подчинено душе, как автомобиль - водителю, или конь - всаднику. Но бывают неумелые или неопытные или просто слабые и распущенные ленивые и водители и всадники. Тогда и машина не слушается водителя, и лошадь лучше знает, куда ехать. Если тело пересиливает слабую душу, то тело берёт власть над разумом и разум устраивает жизнь так, чтобы удовлетворять только телесные потребности, это естественно. У тела тоже есть своя воля и свои функции и инстинкты. Но это всё должно подчиняться душе, ибо создано как именно сосуд для души, для существования души в земной материальной биосфере. Ну ещё со скафандром можно сравнить.
ЦитироватьТут правильно написано, что в условиях биосферы и материальной среды все три компонента живого человеческого существа должны в норме работать как одно целое. Но бывают всякие отклонения.
Svetlena (21 мая 2021 г. в 12:39)
Цитировать“… Это ж через какие шоры нужно смотреть на мир, чтобы так видеть?…”
… … …
Там больше не “видение”, а манипуляция/провокация/попытка “развести”, используя набор стандартных фраз - так мне видится. Хочется спросить:”почему наша администрация не банит” оппонентов-Чудовищ типа ЛарО-niogin, развешивающих ярлыки кому попало? Но я знаю ответ на этот вопрос и потому смешно.
Alogizma (21 мая 2021 г. в 21:19)
ЦитироватьВладыка не разум, а душа либо тело. Что-то пересиливает. А разум только инструмент, служащий или телу, или душе.
… … …
Согласна в принципе. Только чуточку уточнила бы: мне кажется душа разумна.
Если читать внимательно, то
Т.е. Разум владыка тела и в процессе его создания и функционирования.
Я не цитировал больше, но дальше следует то, что ты сказала:
В момент смерти мы узнаем, кто в триумвирате «тело — разум — душа» действительно руководит процессом. Тело и разум, вечные слуги души.
ЦитироватьВсю свою жизнь ты думаешь, что ты — это твое тело. Иногда ты думаешь, что ты — это твой разум.
И только в момент смерти ты узнаешь, Кто Ты Есть в Действительности.
Pivovan (22 мая 2021 г. в 3:30)
В момент смерти мы узнаем, кто в триумвирате «тело — разум — душа» действительно руководит процессом. Тело и разум, вечные слуги души.
ЦитироватьВсю свою жизнь ты думаешь, что ты — это твое тело. Иногда ты думаешь, что ты — это твой разум.
И только в момент смерти ты узнаешь, Кто Ты Есть в Действительности.
….
Узнаешь наверняка, но к этому же выводу вполне можно прийти и при жизни: человек - это душа, это его истинное “Я”. Так думаю.
Да она только недавно написала в теме про Россию, что она - сплетница. Пусть поблагодарит нас, что увидела это в себе.
ЦитироватьЕсть ещё такое понятие, как абьюзер. Тоже вполне может быть.)))
Я так думаю, что Душа и Сознание - это Одно. Просто уровни разные. Например, у человека или животного.
ЦитироватьSvetlena (22 мая 2021 г. в 12:19)
Ну так действенные рецепты для общения с ними и имподобными есть: “… можно провести контратаку, перехватив инициативу и постаравшись вывести его из эмоционального равновесия. Обычно после такого абьюзеры предпринимают ещё одну-две попытки, и если атаки отражены их собственным оружием, они отступают.
Другой достаточно эффективный способ противостояния абьюзу заключается в полном игнорировании. Токсичный человек нуждается в чужих негативных эмоциях в качестве реакции на свои действия. Если же реакция отсутствует, он постепенно теряет интерес и отправляется на поиски новой жертвы.”
ЦитироватьА если ты знаешь, что за “чудо” скрывается под этим ником, так вообще нет проблем
Svetlena (22 мая 2021 г. в 12:21)
ЦитироватьЯ так думаю, что Душа и Сознание - это Одно.
… … …
Ну так это всё термины/обозначения/слова, в которые каждый человек вкладывает свой смысл - своё понимание. Наука пока не может определиться с понятие что такое “сознание”. А что такое “душа” тем более.
В моём восприятии понятие “душа” шире/больше/объёмнее, чем понятие “сознание”.
Svetlena (22 мая 2021 г. в 12:21)
Цитировать“…уровни разные. Например, у человека или животного.”
…
У человеков “уровни души” тоже разные Сравни - великодушный и малодушный.
Заглянув в “События в России”и в “Чтобы помнили” не могла продолжить от смеха
ЦитироватьВсе “сплетники”, все “учителя-воспитатели”= все “абьюзеры” на месте. Значит пора ставить точку, ибо здесь больше делать нечего.
ps
Знаковый день был вчера: 22 мая - празднование в честь перенесения мощей святителя и чудотворца Николая
А сегодня 23 мая Православная церковь 23 почитает память апостола Симона Зилота, святителя Симона, чудотворца Печерского, епископа Владимирского и Суздальского, мучеников Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных, мученика Исихия Антиохийского, блаженной Таисии, преподобной Исидоры юродивой. Так же в этот день почитается Киево-Братская икона Божией Матери.
Это информация в основном для верующих “оцерковлённых”…
Нисколько не собираюсь вступать в споры о методах познания, но в научном сообществе это уже давно классифицировано. Религиозный метод познания относится к категории эмперический.
“Метод познания – способ получения новых знаний, основными являются эмпирические и научные. Эмпирические методы имеют непосредственное отношение к изучаемому объекту, основаны на восприятии главными органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), на чувственном познании (ощущение, восприятие, представление).”
Сам же подход - исключение религии из методов познания мира, так думаю, ущербный по определению. Все имеет смысл, если не превращено в абсурд. По этому вопросу я больше придерживаюсь такой точки зрения:
А. Мень отстаивает положение о сверхъестественной природе религии. Религия, с точки зрения А. Меня, есть ответ человека на проявление Божественной сущности. «Слово религия не случайно происходит от латинского глагола religare — что значит связывать. Она есть сила, связующая миры, мост между тварным миром и Духом Божественным» («История религии». В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. М., 1994. С. 16-17). Эта связь, по мнению православного богослова, органически вытекает из естественного стремления человеческой души к родственной ей, но превосходящей Божественной субстанции. «Не естественно ли признать, что подобно тому, как тело связано с объективным миром природы, так и дух тяготеет к родственной ему и в то же время превосходящей реальности» (Там же, С. 81).
Эта связь, считает А. Мень, осуществляется прежде всего посредством особого вида духовного познания — религиозного опыта. Религиозный же опыт, по его словам, можно в самых общих чертах определить как переживание, связанное с чувством реального присутствия в нашей жизни, в бытии всех людей и всей Вселенной некоего Высшего начала, которое направляет и делает осмысленным как существование Вселенной, так и наше собственное существование.
https://studfile.net/preview/7509792/
Цитировать