Школа - вред и польза.
Вред
В школе ребёнок проводит полновесных 11 лет. Поэтому вред, наносимый детям школами, сложно переоценить. Вот основные болезни, которые дети приобретают по окончании школы.
1. Привычка сидеть и слушать
Одна из главных проблем: школа учит детей быть пассивными и подчиняться: сидеть и слушать, а не действовать. В прошлом веке это было нормально. Во-первых, тогда индустриальному обществу были нужны послушные винтики для работы на заводах. Во-вторых, модель «сиди и слушай» была (в силу технических ограничений) основной моделью поведения даже на отдыхе: люди сидели и смотрели кино, сидели и смотрели телевизор, сидели и слушали радио.
Современный ребёнок уже умеет пользоваться компьютером, где он большую часть времени активен: играет в игры или общается в Интернете. Поэтому устаревшая система школьного обучения для него — это настоящая пытка. Что-то вроде принудительного кормления через катетер для человека, который умеет есть самостоятельно.
2. Проблемы с психикой
Школьный класс, по сути своей, это замкнутый коллектив тюремного типа: детей там держат насильно, и они вынуждены «общаться» друг с другом. Положение школьника мало чем отличается от положения солдата или заключённого. Вполне очевидно, что разного рода конфликты, неизбежно возникающие в такой среде, не проходят безболезненно.
3. Поведение раба
Школа учит детей быть рабами: бояться кнута надсмотрщика, подчиняться старшим, уважать авторитеты и беспрекословно выполнять чужие приказы. Хорошо ли это для общества? Скорее плохо, чем хорошо. Хорошо ли это для ребёнка? Очевидно, нет.
4. Отвращение к учёбе
Стандартный урок ребёнку неинтересен. Так как даёт ему информацию или ненужную, или непонятную, или уже известную школьнику. Или даже всё вместе одновременно.
Таким образом, за 11 лет пребывания в школьных стенах у большинства детей вырабатывается сильное отвращение к учёбе. Этот условный рефлекс настолько стоек, что взрослым потом тяжело заставить себя не то что выучить английский, но даже прочесть инструкцию к новому телефону.
5. Логика гопника
В беседах гопники часто ссылаются на авторитеты. В качестве доказательства своей правоты гопник может сказать, что он, например, знаком с каким-нибудь матёрым уголовником.
Ровно так учат детей думать и школьные учителя. Только авторитеты у них другие — учебники, книги. Вместо реплики «Ты Вову Магаданского знаешь?» классический интеллигент спрашивает: «Читали ли Вы Оскара Уайльда?». Подразумевается, что если человек Оскара Уайльда не читал, то и о гомосексуалистах он рассуждать не может.
Реальные знания в школе подменяются на обёртку от знаний. От ребёнка требуют на экзаменах не продемонстрировать знания или навыки, а грамотно растопырить пальцы и перечислить покойных авторитетов, с которыми он знаком. Это называется «владеть материалом».
6. Страх ошибок
Одна из главных болезней учившихся в школе детей — страх ошибок. Детей учат, что главное — это не ошибаться. В школе однозначно лучше написать две контрольных на четыре, чем одну контрольную на пять с плюсом, а вторую — на два.
В реальной жизни всё наоборот. Не ошибаются только беспомощные неудачники, которые ничего не делают. Люди же деятельные ошибаются постоянно. Более того: о масштабе человека можно уверенно судить по калибру его ошибок.
В общем то о вреде все. Перейдем к пользе.
В: Школа учит думать и учит учиться
О: Классический приём шарлатанов: заявить что их магические пассы руками делают что-нибудь непроверяемое. Вот, например, говорит шарлатан, что его чудо-методика чистит чакры. И попробуй опровергни: чакры — не уши, их на приёме у ЛОР’а не видно.
Так и со школьным «учит учиться». Если спросить шарлатана чуть подробнее — в чём же заключается разница между умеющим учиться школьником и не умеющим учиться неучем, он ответить не сможет. Заявит, что это никак не измерить.
В: Школа учит системности и ответственности
О: Школа не учит ни системности, ни ответственности.
Системность — это умение понимать связь между знаниями и видеть картину мира целиком. В школе ничего подобного не требуется и близко. Вместо того, чтобы увидеть лес, дети ползают с черепашьей скоростью от дерева к дереву. Знать, как математика связана с физикой им не нужно: учитель всё объяснит.
Про ответственность и говорить смешно. Какие ответственные решения может принять школьник? Надеть на физкультуру красные кеды вместо синих?
С точки зрения школы, школьник — недочеловек. Все важные решения принимают за него родители и учителя.
В: Школа прививает детям культуру. Не окончивший школу ребёнок вырастет полным дикарём
О: Культура передаётся во время общения: от более культурного человека к менее культурному.
Чтобы поднять культурный уровень детей нужно, чтобы школьные учительницы были более культурны, чем родители учеников. Тогда дети будут тянуться к уровню педагогов. Так, собственно, было в Царской России, когда учителя были уважаемыми и обеспеченными людьми.
Сейчас, однако, благодаря телевизору, все дети говорят на одном языке. Пропасти между детьми из семьи дворников и семьи профессоров больше нет. Если же говорить не про идеальные, а про реальные школы, то культурный уровень педагогов, увы, ниже среднего. «Окультурить» детей они физически не в состоянии.
Единственное исключение — дети гастарбайтеров. Для детей гастарбайтеров современная школа, пожалуй, и в самом деле может стать путёвкой в русскую культуру. Детям же потомственных россиян в плане культуры ловить совершенно нечего: скорее, наоборот, это они могут чему-то научить учителей.
В: Но ведь должен же ребёнок где-то социализироваться? Школа даёт ему базовые навыки общения
О: Да, школа даёт ребёнку опыт жизни в коллективе тюремного типа. В коллективе, откуда нельзя уйти, и в котором действуют традиции содержащейся в зоопарке стаи обезьян.
В призывной армии и в тюрьме такой опыт и в самом деле будет полезен. Если, конечно, закрыть глаза на то обстоятельство, что значительная часть детей получает опыт отрицательный — в коллектив не вписывается. Что бывает с такими детьми в армии или в тюрьме можете почитать в жёлтой прессе.
В: Без школы ребёнок не получит базовых знаний и навыков, необходимых для взрослой жизни
О: Базовых навыков, необходимых для взрослой жизни, существует ровно три: чтение, письмо, и счёт. До революции грамотными были 25% россиян (по некоторым источникам 75%), поэтому школа была ценным источником знаний. Сейчас грамотны практически все взрослые. Если здоровый ребёнок к школе не умеет читать и писать, это значит, что родители просто не нашли времени с ним позаниматься.
В: Человек, который умеет читать, писать, считать и больше ничего — не может считаться полноценным
О: Начнём с того, что некоторые считают, что полноценным не может считаться человек, который не владеет логикой. А ведь люди, которые говорят, что «мало только читать, писать и считать» — с логикой явно не в ладах.
На самом деле, очевидно, есть третий вариант. Научиться базовым навыкам (таким как чтение) и массе других знаний «на выбор». Например, игре на скрипке и физике. Или плаванию и ботанике. Но не всему сразу и одновременно.
Скрипка, физика, плавание и ботаника, хотя и полезны в жизни, базовыми знаниями никак не являются. Это — продвинутые знания. Знания «на выбор», если угодно.
Затем, давайте всё же глядеть в глаза реальности. Большая часть современных выпускников школ не умеет практически ничего за пределами «читать, писать и считать». Собственно, именно поэтому введение ЕГЭ вызывает столько визгов: честный экзамен наглядно демонстрирует реальные возможности классно-урочной системы.
В: Не посещавший школу ребёнок непременно вырастет необразованным неучем
О: Это только в школе учат, что у каждой задачи есть ровно одно решение. Жизнь устроена несколько сложнее.
В: Каждый предмет нужен. Математика, например, учит логически мыслить, а биология поможет выжить в экстремальной ситуации
О: Преподавателя математики, который говорит, что «математика учит мыслить логически», надо гнать пинками из профессии. Так как этот преподаватель, во-первых, не понимает, что математика ценна сама по себе, а во-вторых сам логически мыслить не умеет.
Если мы хотим научить ребёнка логически мыслить — нужно учить его логически мыслить. Если мы хотим научить ребёнка выживать в экстремальных ситуациях — нужно учить его выживать в экстремальных ситуациях. Если мы хотим научить ребёнка водить машину — нужно учить его водить машину.
В противном случае получится удаление гланд через задницу: дорого, долго и неэффективно. Мы же не берём путёвку в Сочи, чтобы помыться? Чтобы помыться есть ванная. В Сочи нужно ехать, чтобы отдохнуть на море. Так и со школой. Математика полезна, так как это язык науки. И интересна, так как вся она пронизана увлекательными головомками. Логика тут совсем не при делах.
В: В школе знания даются по определённой системе, «оптом». Самостоятельно такую насыщенную программу не потянуть
О: Во-первых, таки потянуть. Так школьная программа «насыщена», в основном, мусорной информацией, которую можно безо всякого вреда для понимания материала пропустить. Кроме того, учитель всегда ориентируется на самых слабых. При самостоятельной работе можно изучить эту «насыщенную программу» в разы быстрее.
Во-вторых, набирать про запас всё подряд, в надежде, что «в большом хозяйстве любая дрянь сгодится» — ошибочная тактика. Глупо покупать вилы в городскую квартиру. Они и денег каких-то стоят, и место занимают, и уронить на ногу их случайно можно. Да и заржавеют они на балконе за десять-то лет. Когда поедете в деревню, тогда и купите.
В: Вы хотите лишить ребёнка детства! Когда я учился в школе, там было столько всего интересного
О: Человек — очень выносливое существо. Люди как-то живут и получают удовольствие даже в тюрьме, не говоря уже об армии. Потом разглядывают дембельские альбомы, вспоминают, как прибили сослуживцу сапоги к полу…
Но собственно армия и тюрьма тут не при делах. Жить на свободе было бы гораздо веселее.
Так и со школой. Школьное рабство приходится на один из самых весёлых периодов жизни — на детство и отрочество. Нет ничего удивительного в том, что даже школе не удаётся испортить детям жизнь целиком.
larisa в Советском Союзе .. обезьянок хоть приучали за собой убирать…! и подтирать… иначе никак.., Мы все в детстве были обезьянки…, а вот потом многие стали просто : обезьянами…http://image.112.ua/original/Sep2014/73016.jpg ,а многие…, - И из нас..,- на сайте.., остались людьми
ЦитироватьСо многим согласна, но не со всем. Многон поняла ещё сама учась в средней школе. Поэтому своих детей никогда не заставляла ходить в школу - ходили только тогда, когда хотели. Начиная с первого класса. Школу пропускали четвертями, и был год, когда старшая вообще в школу не ходила, и младшие в 6-7 классах школу не посещали. Учила их дома. а что - программа есть. учебники, книги есть. Дома заниматься эффективнее. Учителя школьные были совсем не против. Так как у меня был закон для детей - ходите когда хотите, но чтоб были и отличные отметки, и отличные знания. И дети поэтому в школу ходили с удовольствием. И дома дополнительно всегда с удовольствием занимались. Правда в старших классах тяжеловато было, так как там всё же нагрузка была большая. Но я с ними в каникулы всегда занималась дополнительно. В результате - медалисты, отличники они у меня, и поступили в те ВУЗы. в которые сами хотели, на бесплатное обучение. Без блата, подготовительных курсов и репетиторов. И без взяток. И учились все трое без взяток. . И сейчас всё, слава богу. в порядке. А кто ругает школу - тот просто сам лентяй. Не нравится школа - да она не идеальна. Но она даёт систему, и многое в ней ребёнку очень полезно. А чтоб не было перегрузок, так занимайтесь сами, сами планируйте режим учёбы и отдыха, сами развивайте детей. А то многие считают, что школа - это камера хранения для детей - отдал, и спокоен. Школа - это только ПОМОЩЬ родителям в воспитании и обучении детей.
ЦитироватьА учить и воспитывать надо САМИМ. Так же как и о своём здоровье надо заботиться САМИМ, а не требовать от врачей спаса ть свою пропитую печень, например.
То есть всё это возможно, потому что проверено на опыте.
===========================
ЦитироватьКажется я зря пропускала посты алогизмы. Эт что-то…
tij
Расскажи нам, как твои дети учились в школе. Чему научились? Что из них выросло?
ЦитироватьКому рассказать?
Цитироватьtij, вы зря смеетесь.. эффективность домашнего обучения намного выше.. здесь есть только один риск, если ребенок не сможет себя сам организовать, но.. если у ребенка не отбита охота учиться, то это ему не грозит. У меня сын до школы ни в какие подготовительные группы не ходил и сам себя подготовил к вступительному конкурсу в одну из самых престижных гимназий города.. то есть сам научился считать, читать и всему остальному.. непосредственно перед тестированием, где-то за месяц, бабушка (моя мать) с ним отработала технику чтения. Далее, когда он пошел в школу, то школьная программа лишь тормозила его учебу, поэтому пришлось выбивать для него экстернат, но такой, как ему был удобен, а не тот, что нам предлагали в образовательном учреждении. Домашнее обучение, или другими словам индивидуальное, отличается от экстерната тем, что ребенок все равно идет в ногу с программой, но весь учебный материал отрабатывает дома со своими родителями, которые берут на себя полную ответственность за его обучение. Школа при этом обязана обеспечивать проведение всех лабораторных, которые в домашних условиях организовать сложно, и в конце каждой четверти проводит контрольные для выяснения полученных знаний у ребенка. Данная форма обучения является официальной у нас в стране. Вы видимо просто не в курсе. Так что я не удивлен, что дети Алогизмы вполне успешно получали образования по этой форме.
ЦитироватьА ты где сейчас? На сайте 2012god.ru
Вот нам и расскажи…
ЦитироватьТак собственно к чему я это спросила – кому рассказать…
Да, верно, это сайт, а на сайте люди. Только они разделились на тех, кто открыт по сути своей, и на тех, кто очень любит вести хитроопые, алогизменные игры провокационного характера…
Делиться своим опытом с первыми – да без проблем.
А вот во втором случаем встает вопрос – а стоит ли оно того… ?
Ну вот, как-то так.. могу продолжить… но как-то не хотелось бы… во всяком случае сегодня..
зы. Не для того, чтобы «укусить»… этого мне совсем не надо…
ЦитироватьЭто всё - чистая правда. Не вижу причины для иронии. Я даю проверенную информацию. Чтобы знали, что такое возможно и совсем не трудно. А вы смеётесь. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. У меня-то всё нормально. Моя система дала прекрасные результаты, а вы продолжайте жаловаться на школу, на врачей, на начальство и так далее, и смейтесь над собой.
ЦитироватьОчевидно, ты именно их тех, кто любит вести хитроопые хитросплетения…
Алогизма никаких хитросплетений не ведет.
А вот ты, девочка моя… иди ка в свою темку … цитаты называется… те там самое место
Ибо кроме цитат и ерствования ты более ни на что не способна…
ЦитироватьВы верите этой бреховке, что у нее дети не ходили по целому году в школе и она их дома обучала? Квантовую физику небось на пальцах объясняла, да?))) В советское время-то? Они что, инвалиды? Да Алогизму бы первую выперли из школы, где она работала, за то, что своим детям прогуливать разрешает. Какими бы талантливыми дети не были, но школа требует в первую очередь дисциплины, а если учитель поощряет прогулы - под зад коленом такого вон.
ЦитироватьА у нас ещ проще было. Мои ушли из шестого класса с нового года, просидели дома (учились. конечно) до нового года следующего. Никаких экзаменов и контрольных не было. Просто мы переехали, дети пошли в другую школу без всяких документов, их посадили в седьмой класс. учителя тоже не дураки. сразу видят по ребёнку, какая у него подготовка. И с первых дней в седьмом классе начали учиться только на отлично. И далее так же с посещаемостью было. Мы ничего не оформляли, Хотели - ходили в школу, не хотели - нет. В школе никто не протестовал. Учителям и лучше, когда меньше народу. Ну контрольные уже писали четвертные. В старших классах дети уже сами старались не пропускать. Учителя в сельской местности в то время, в основном, были сильные, ничего плохого не могу сказать. На уроках было интересно. Дома дополнительно продолжали заниматься. Из сельской школы сразу с первого захода поступили в московские ВУЗЫ младишие - в РУДН и в МИЭТ (Зеленоград), Конкурсы были неслабые. В основном абитуриенты из математических классов и годовых подготовительных платных курсов при том же ВУЗе. . Сейчас оба получают второе высшее (уже, увы, платное). Старшая на медфакультет Новгородского университета. окончила с красным дипломом и с потанинской стипендией. Ещё и работала всё время обучения, так как у нас денег не было её содержать. И младшие тоже работать начали уже со второго курса. Сейчас у всех очень прилично оплачиваемая работа. И что здесь смешного? Я так и не поняла юмора некоторых товарищей. Ну не во всём жизнь моя удалась. Пенсия оставляет желать лучшего. Ну после сорока пяти лет я вообще не могда никуда устроиться по своей специальности, кроме как на голый процент без всяких соцпакетов. Вот и 15 лет стажа псу под хвост, вот и пенсия такая. Ну что-то удаётся, что-то нет. Ну дети помогают, конечно. Иначе не знаю, как жила бы. Ну может надо было мне заниматься своей карьерой, добиваться материального успеха, а детей поручить школе.Но с этой перестройкой какая работа? Всё равно зарплату нигде практически в то время не платили. Только в бизнес удариться. Либо то, либо это. Одновременно вот не смогла. Ну у кого как жизнь складывается. Смеяться-то легко, а вот в моей шкуре бы этот товарищ оказался тогда. я бы на него посмотрела.
ЦитироватьИ опять брешет как дышит)) Вакансии учителей всегда свободны, ибо никто туда не стремится. А она свистит, что 15 лет не могла найти работу, все какие-то % ей предлагали.
ЦитироватьНебось такая учительница, что как в школу приходила устраиваться, так директор сразу понимал, что это клиника ходячая…
DrZhivago???
Ласково просимо… о воспитании своих детей… а не с критикой об опыте других
ЦитироватьЛариса, ну а тебе нравится, когда так нагло брешут и баки заливают? Или она думает, что тут одни идиоты, которые в эту чушь поверят?
Цитировать