Некоторые старые послания федерации Света.О смирении
“..И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.”
Изречения Старцев,преимущественно Египетских,особливо же старцев скита,которых имена не дошли до нас (
69. Брат вопросил старца, говоря: что делать мне, авва, я не делаю ничего доброго в иночестве моем; но пребываю в лености, ем, пью, сплю, утопаю в скверных мыслях и в развлечении, переходя от дела к делу, от помышлений к помышлениям. Старец сказал ему: пребывай в келлии твоей, безмолвствуя и внимая себе, и исправляй по возможности правило твое. Бог благоволит о сем малом делании, совершаемом тобою ныне, также как благоволил о правиле, совершаемом великим Антонием в пустыне. Верую Богу, что пребывающий в пустыне или келлии ради имени Божия, соблюдая свою совесть, и тот будет в месте Отца Антония.
73. Если будешь одержим телесною болезнию: то не малодушествуй по причине этого. Если Господу Богу угодно, чтоб ты немоществовал по телу: то ты - кто, чтоб тебе огорчаться этим? Не Бог ли промышляет о тебе во всем? неужели ты живешь без Него? И потому: переноси болезнь терпеливо, и проси Бога, чтоб Он даровал тебе полезное, то есть, чтоб совершалось над тобою воля Его, а ты безмолвствуй в терпении, питаясь тем, что доставится любовию.
74. Человеческое покровительство уничтожает все духовное достоинство в монахе и соделывает его вполне бесплодным, если он возложит упование свое на это покровительство.
76. Не осуди падшего в любодеяние, если ты чист; потому что, осуждая его, ты подобно ему, преступаешь закон. Сказавший - не прелюбодействуй - сказал также: не осуждай.
78. Если кто живет в каком-либо месте и не приносит плода, свойственного этому месту, то самое место изгонит его вон, как не приносящего плода, требуемого местом .
82. Сказали Отцы: Если подвижник останется на жительство в таком месте, в котором живут нерадивые: то он лишится возможности преуспевать, неприметным образом нисходя к образу жизни, которым окружен. Крепость подвижника заключается в постоянном усилии, чтоб подвиг его не уменьшился. Если же ленивый будет жить с подвижником, то преуспеет; если же не преуспеет, то, по крайней мере, не низойдет к большему нерадению.
99. Пророками написаны книги: после пророков пришли Отцы наши, совершили на деле многое, написанное в пророчествах, и описав деятельность свою, оставили эти писания для наставления наследникам своим. Наступило нынешнее поколение: оно переписало эти писания на бумаге и пергамине и положило на окна без всякого употребления.
120. Не вознеси сердца твоего над братом твоим, что ты выше его, трезвеннее, воздержнее, разумнее; будь покорен благодати Божией в духе нищеты и нелицемерной любви: не будь напыщен духом гордости, чтоб не потерять тебе труда твоего; будь осолен духовною солию во Христе .
По учению Псково-Печерских старцев XX века (
С покаянием неразрывно связано смирение, или, как говорит митрополит Вениамин (Федченков): “… покаяние ведет к смирению”.
Чтобы человек мог достигнуть спасения, он должен, по слову святого Варсануфия Великого, приобрести “великое смирение”. А чтобы приобрести его, надо знать, что такое оно, в чем оно состоит. И о том, и о другом имеется обстоятельное суждение старцев “Богом зданных” пещер.
Когда некий брат спросил одного старца: “Что есть смирение?”, старец ответил: Cмирение есть делание добра тем, которые относятся к нам плохо”. На возражение брата: “А если человек не достиг той веры, чтоб исполнить это, что ему делать?” - старец пояснил: “Да бегает людей (чтоб не согрешать с ними), избрав в свой подвиг молчание. Главу твою держи опущенною, и язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: “Владыко мой! Прости меня!” Предметом же постоянного размышления твоего да будет смерть”. “Сущность смирения - дать Богу жить в себе. Это значит прислушиваться к голосу Божию и исполнять Его святую волю”. Так говорил схиигумен Савва (Остапенко). Смирение - это “совершенство человека”.
Svetlena, Евангелие от Фомы это апокриф. Однако, вездеприсутствие(вездесущие) Божие не надо понимать, как будто он - это предметы. Человек если находится в машине, с тонироваными стёклами и его не видно, это не значит, что он - это машина.
Цитировать