Кин-дза-дза и дивный новый мир
Приспичило пересмотреть Кин-дза-дзу. И вот тут, через 25 уже лет, до меня дошло, о чем, собственно говоря, этот фильм.
То есть Данелия наверняка ничего такого не думал и в виду не имел. Но как-то так вышло.
Вообще интересно смотреть эти предперестроечные фильмы. Полные предчувствия гражданской войны.
Тогда было непонятно, воспринималось как сатира, скорее, на СССР. Хотя смысл в этом случае не вполне складывается, однако тогда была такая ситуация, что можно было разбрасывать уже чистые листочки бумаги - “и так всем все ясно”, раз плохое, значит, про СССР.
А фильм на самом деле пророческий получился.
Ключевая фраза там - фраза пацака Би, “Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели”.
Дядя Вова и Гедеван в то время мне казались обычными людьми, современниками, смешными, убогими совками, хотя и не лишенными благородства.
Сейчас же я вот смотрю на это и понимаю, что они - как пришельцы из светлого будущего. Даже не верится, что такие люди бывают.
Они открытые и красивые. Ведут себя с достоинством. Чтобы заставить их “делать ку”, вести себя внешне как плюкане, требуется жесткое и длительное внушение. Но внутренне они так плюканами и не становятся, до конца ведут себя благородно, страсть плюкан к деньгам дядя Вова открыто высмеивает - но тем не менее не может бросить в беде Би с Уэфом, которые не раз кидали землян.
Они совершенно лишены национализма по отношению друг к другу; “оголтелый расизм” плюкан Гедевана глубоко возмущает. Ведут себя как братья - старший и младший, причем это братство и ответственность друг за друга возникают мгновенно, как только они вдвоем оказываются в беде. Гедеван беспокоится о будущем науки - тырить вещи, конечно, нехорошо, но ведь он не загнать эти вещи на рынке собирается, а передать в ЮНЕСКО!
То есть с нашей сегодняшней точки зрения по сравнению с плюканами советские люди - просто представители Светлого Будущего. А ведь это нормальные, реальные люди того времени. Средние, не лучшие и не худшие.
Би с Уэфом при этом несколько раз, настойчиво - то есть явно не случайно - повторяют: ну и отсталая у вас планета! Дикари! И воду еще на лутц не перевели, и леса еще есть, и порядочные люди. Дикари! И с жаром объясняют смысл своей жизни - про дифференциацию штанов. Это важно!
Мы тогда воспринимали это со смехом, а на самом деле это совершенно точное предсказание будущего.
Уэф: а как у вас определяют, кто кому должен кланяться?
Дядя Вова: Ну это на глаз.
Уэф: Дикари!… вот смотри: тот, у кого много чатлов есть, получает желтые штаны, и ему пацаки должны не один, а два раза кланяться. А тот, у кого очень много чатлов - имеет малиновые штаны, и ему не только пацаки, но и четлане должны кланяться, и эцилопп его не имеет права по ночам бить!
Через несколько лет нам начнут объяснять, что мы дикари. Весь цивилизованный мир, живущий по рыночным законам, знает по совершенно четким признакам, кому надо кланяться - именно тому, у кого много чатлов. А мы все еще на глаз определяем!
И разве мы не слышали - “у нас нет цели, только в рыночном обществе у человека есть цель”?
И у нас появилась “цветовая дифференциация штанов”. Не то, что в советском обществе не было иерархии и требований кому-то “кланяться” - было, герой фильма и не отрицает. Но потом стало все совершенно цивилизованно - те, кому следует кланяться, “у кого много чатлов” - стали отличаться от обычных пацаков людей одеждой, машинами, жилищами, средой обитания, привычками… Общество обрело цель - приобретать и приумножать чатлы.
Заодно постепенно исчезли и другие признаки “дикарства” - интернационализм, дружба, благородство, честь… Здравствуй, Плюк! Кстати, и господин Пе…ну вы поняли… тоже появился.
Теперь самое интересное - насчет материально-технологического уровня галактики Кин-дза-дза.
В то время все это убожество тоже воспринималось как пародия на “наше убожество”. Все эти ободранные стены, вонючие колодцы, ржавые скрипучие механизмы…
Но в этой версии “сатиры на нашу действительность” чего-то не хватало.
Сейчас я понимаю, чего.
Реально цивилизация Кин-Дза-Дза - вовсе не убога. Это постиндустриальное, непредставимо развитое технически общество.
Это такой постпанк. Ржавые болты и сортир с песком - в звездолете, способном преодолеть световые расстояния за секунду.
Сегодня ты нищий артист, а завтра раздобыл спичку - и покупаешь целую планету. Причем планета стоит всего 60 чатлов, а воздух к ней - 90 чатлов.
Парадоксы рынка, вроде нищего с мобильным телефоном.
В принципе любой плюканин мог бы устроить локальный коммунизм, если у него есть немного денег или немного мозгов. Купить воду, залить планету океанами, вырастить леса, перевоспитать идиотов, в общем, создать Альфу 2,0.
Но кому это на хрен надо? Уэф точно выражает высшее желание любого плюканина: “они все будут нам кланяться, а мы будем наслаждаться”. Как господин Пе Же: сидеть в бассейне с водой и дергать за колокольчик своего пацака. Скучно не будет. Вся жизнь плюканина - игра. Сегодня ты в пожизненном эцихе, а завтра - на вершине. Но послезавтра тебя могут трансглюкировать, так что наслаждаться даже самыми убогими радостями будет не скучно.
Здесь Данелия со своим пророчеством перепрыгнул через ступень. Это - логическое продолжение “цивилизованного мира” в будущее. Это идеально развитый, утопический капитализм - он будет выглядеть именно так (при хорошем раскладе, конечно, если люди вообще выживут, и если все эти технологии возникнут!). То же, собственно, предполагают и западные писатели - например, Нил Стивенсон в “Алмазном веке” - безграничные материальные возможности, полная свобода, и неописуемое убожество личности.
Эти полуобезьяны могут по своим техническим возможностям преобразить целый мир, исследовать Вселенную, стать бессмертными…
Но зачем им это нужно? Их смысл жизни - борьба за чатлы, за цвет штанов и высшая идея - “чтобы мне все кланялись”. Их общество не “дикарское”, оно имеет цель и смысл!
А дядя Вова и Гедеван возвращаются назад, в свой обыденный мир, где сын-двоечник, за кооперативную квартиру не плачено, в МГИМО не поступить… В светлый, оказывается - а мы и не знали этого, но все познается в сравнении - прекрасный мир, которому так недолго осталось существовать.
Ку.
Сканира, с таким твоим подходом люди вообще бы до сей поры в шкурах ходили и верили только собственному опыту) Не смею мешать, открывай для себя науку сама, если жизни хватит!
ЦитироватьВадик ,что ты подразумеваешь под душой и постарайся объяснить хоть раз почему ты именно так думаешь .
ЦитироватьAlto,
Цитироватьоткуда ты уверен, что люди в шкурах ходили?
Ты ничего знать не знаешь кроме обзора своей жизни и своего окружения, да и это не факт. Мож ты вообще спишь.
Сканира, ты воинствующая солипсистка?
Цитироватьесть такая штука, как генетическая память. Оспаривать ее нельзя - есть пятилетние дети, играющие на пианино лучше маэстро. Есть люди, фехтующие, хотя их никто не учил. Художники с рождения, логики и т.п. Кроме подобных поверхностных критериев - есть еще критерии глубинные. Это знание, которые ты просто знаешь и все - как пятилетка играет на пианино. Какие угодно могут быть доказательства, но если кто-то не научился постепенно вспоминать, более того, не хочет это делать - это исключительно его проблемы. В целом же, свой талант есть у каждого.
ЦитироватьЯ, кстати, раньше совершенно не понимал что это такое “вспоминать” - злился на тех, кто упоминал это слово, считая фантазией, шизой и недалекостью.
Есть люди, фехтующие, хотя их никто не учил.
Цитировать————————————————-
Нет таких людей как нет пятилетних детей, играющих на пианино лучше маэстро.
Есть те кто способен учится в определённом направлении быстрее большинства.
Alto, не… я сама по себе гуляю
ЦитироватьВот ты уже практически фанатичный борец за ютубовскую инет-агит-”науку” и прочие бумашки
Какая те нафик разница кто предок тваво тела: обезьяна иль свинья, или звезда? Это каким-то образом влияет на твой творческий процесс?
Причем тем, кто вспомнил что-то - доказывать свою правоту ради доказательства правоты, просто нет смысла. Вот эти воспоминания - они самое драгоценное, нежно хранимое и сберегаемое, это озарение и находка и радость. Смысла их описывать нет ради доказательства - это ж просто дать их растоптать. Поэтому те, кто что-то вспомнил - их никак не переубедить. Это как музыканта переубедить играть красиво.
ЦитироватьЯ, например, в подобных дискуссиях участвую не для того, чтобы доказать что-то, а чтобы вместе помечтать и поделиться своим видением мечты. А альтернативой мечте является только стакан и веревка.
Сканира, да ради Бога, не обращайся к бумажкам, не верь никому!) Познавай жизнь только собственным опытом! Такой чудесный творческий процесс!
ЦитироватьСколько лет пареньку на видео?
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedd...
ЦитироватьЧто касается фехтующего мастера, которые помнит отчасти свою прошлую инкарнацию - он есть на этом сайте. На сайте вообще почти все люди неординарные. Только некоторые слишком перекошены в фантазию или наоборот в скепсис.
Мифологическое мировоззрение - основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Вырастает из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Цитироватьspeculum кстати, ты алкоголь употреб’ляешь? В каких количествах и как часто?
Цитироватьволшебно
ЦитироватьКоал, а как проверить, что фехтовальщик вспоминает именно свою прежнюю реинкарнацию, а не является свидетелем чужого опыта?
ЦитироватьПацан волшебный на видео, кстати!!! Обалденно!
Цитировать