Как водится, сначала – цитаты:
«Чермное море (евр. ям суф) - это геогр. название в Библии применяется к Суэцкому заливу (Чис 33:10 и след.), заливу Акаба (3Цар 9:26), а также к озеру, располож. на Суэцком перешейке (Исх 13:18; 15:4,22; см. Исход, V,5): Горьким озерам и оз. Тимсах, к-рые в то время, вероятно, еще соединялись проливами с Красным морем. Только в Септуагинте (Исх 15:4,22), а затем и в НЗ (Деян 7:36; Евр 11:29) вместо ям суф появляется греч. название “Красное море” (греч. эрютра таласса), к-рое географич. не совсем совпадает с евр. обозначением. Во-первых, в небибл. контексте оно не включает в себя озер, располож. на перешейке, во-вторых, для античных географов оно могло включать Индийский океан и даже Персидский залив».
«Исход евреев из Египта – подробно описанное в Пятикнижии событие, которое в еврейском национальном самосознании стало решающим фактором, определившим становление еврейского народа и его религиозных институтов».
Считается, что до исхода евреи жили в Вади-Тумилате. Сегодня их исход ученые пытаются связать с извержением Санторина. Отсюда и 10 казней египетских, включая тьму, язвы и проч. Находиться в недавно затопленной цунами дельте Нила было невозможно, и евреи ушли из этого района в поисках лучшей доли. А может быть, их фараон выгнал, поскольку лишние рты при неурожае ни к чему.
Дальше начинается самое интересное: зачем они пошли в пустыню? К чему им безжизненное Красное море? Объяснений масса, но…
В самих первоисточниках сказано, что они шли ночью на столб огня, а днем – на столб дыма, т.е. на вулкан. А вулканов-то «в окрестностях» - Санторин, Этна, Везувий. Но не в море же они рвались? Их движение было бы оптимальным вдоль морского побережья, но тогда прямо перед ними, хоть и очень далеко – только спящий сегодня Эльбрус. Но он извергался то ли 900 лет назад, то ли в начале новой эры – тут мнения ученых расходятся. Мог и тогда, одновременно с Санторином. В этом случае, хотя бы теоретически, такой ориентир у евреев мог быть. Но как можно, двигаясь на С-В, попасть к Красному морю? Нестыковочка.
Но есть одна зацепка.
«Историки обнаружили относящееся к этим временам повествование о группе из 700 человек, трудившихся в каменоломнях фараонов и отпущенных, поскольку необходимость в их труде отпала. Большую часть группы составляли кочевники племени шасу из пустыни Негев. Они двигались вдоль северного побережья полуострова Синай.
Тутмос вскоре пожалел, что освободил их, и отправил вдогонку египетское войско, которое настигло рабов близ лагуны Ши-Хор (современное название Шамаль-Сина), отделенной от моря узким перешейком.
Рабы находились к югу от лагуны, когда путь им преградил канал. Египтяне рассудили, что до утра невольники никуда не денутся, и предводитель войска повел солдат по перешейку к небольшой крепости Чару».
Дальше первоисточник начинает нести околесицу про еще одно цунами, докатившееся от Греции для того, чтобы смыть крепость вместе с войском фараона, не тронув беглецов. Опустим и попробуем найти более простое объяснение.
Каменотесов зажали в углу между старым каналом и Горькими озерами, которые, как помнит читатель из цитаты, приведенной в начале, считались частью Чёрмного моря.
А что было дальше?
«Затем подул сильный восточный ветер, который начал отгонять воду от берега …» От какого берега мог отгонять воду ВОСТОЧНЫЙ ветер? И Красное море, и Горькие озера вытянуты с севера на юг. А вот старый канал идет с запада на восток. Его ширина в то время была около 30 м, глубина должна быть достаточна для прохода трирем, а их осадка – около 2 м. Но есть сведения, что нильская вода быстро заиливала канал, и проход по нему был возможен только в период разлива Нила. Если мы предположим, что канал к тому времени был в своем «обычном» состоянии, т.е. его глубина была около 2 м или менее, то даже не ураганного, а просто сильного, до 20 м/с восточного ветра было достаточно, чтобы понизить уровень канала до 1,3…1,5 м.
Кто-то из лидеров беглецов заметил это обстоятельство, и каменотесы, собрав вещички, потихоньку рванули вброд на северный берег.
Проснувшиеся поутру воины фараона обнаружили, что пленники исчезли, ветер стих, вода снова прибыла…
Надо полагать, нормы ГТО (по которым надо уметь проплыть хотя бы 50 метров) фараон еще не ввел, и раздосадованное войско осталось на южном берегу. Даже о попытке преследовании здесь говорить не стоит – вода поднимается не настолько быстро, чтобы кто-то не успел преодолеть 30 м и утонул – тем более ВСЁ войско.
А как же евреи? Ну, если египтяне их больше не преследовали – стало быть, войско фараона утонуло! Вот с этой славной вестью они и вернулись домой, после чего их геройская эпопея была вполне органично вписана в анналы «Исхода».
Скажете, не бывает такого? Еще как! Платону те же египтяне поведали об Атлантиде, история которой насчитывает 9000 лет, но добавили, что греки бились с атлантами, и тут всех настигла страшная катастрофа.
Атлан (Гренландия) – метрополия атлантов, и ему тогда было бы 9000 лет, если бы не оледенение. А вот землетрясение и цунами – это гораздо ближе к нашей эре, видимо, при попытке греков захватить Тартесс – материковую столицу Канарской Атлантиды, одного (и может быть, последнего) из 9 царств – колоний Атлана. Катастрофа была аналогична той, в которой позже погибнет Лиссабон, дельта Гвадалквивира опустилась и заболотилась, последняя Атлантида погибла.
А у египетских жрецов вся тысячелетняя история угасания цивилизации атлантов слилась в одну катастрофу.
Так, наверное, было и здесь – два исхода, разделенные сотнями лет, но последний, незначительный по масштабам, ознаменовался «чудом» – вовремя случившимся восточным ветром и находчивостью вождя. Вот и всё…
Никакого форсирования расступившегося моря, никакой лютой погибели армии фараона. Историкам достаточно было просто вспомнить о существовании заиленного старого канала, идущего в восточном направлении, о том, что озера по старой классификации относились к Чёрмному морю, и о восточном ветре – и все встало бы на свои места гораздо раньше.