Религия, от каменого века да наших дней…
Культ «духов» природы, достаточно изучен в современное время, так как он хорошо сохранился у народов находящихся на первобытном уровне своего развития, понятно также, что частично он берет свое начало из снов, которые в той или иной мере пытались воплотить в жизнь. Еще в XVII веке миссионер-иезуит писал об индейцах: «Их вера в сны прямо-таки невероятна. Сны для них – законы и непререкаемые решения, нарушить которые было бы преступлением… Сон для этих бедных людей есть оракул, который они призывают и слушаются, пророк – предсказатель будущих событий.… Нет ничего драгоценного, чем бы они не пожертвовали во имя какого-нибудь сна». Это то, что сегодня называют «реализмом сновидений», жизнь в реальности через связь с иллюзорным миром.
Анимизм – первое проявление примитивной религии, корни этой религии следует искать в первобытных верованиях и культах связанных с охотой – основным промыслом, который поддерживал благополучие племени. К примеру, подготовка к охоте начиналась с ритуальной пляски и абстрактного рисунка зверя нарисованного на земле, в который все дружно втыкали копья. Смысл этого подготовительного магического обряда заключался в том, что каждое изображение непосредственно связано с изображаемым предметом. Эту связь представляли в идее духа непосредственно связывавшего живое и не живое, т.е. то, что происходило с неживым обязательно должно произойти и с живым. Видимо первоначально это был безличностный дух силы (мана или хила), который следовало отобрать, чтобы лишить животного силы и сделать его легкой добычей. Впоследствии этот дух наделили личностными характеристиками, и он перерос в тотемизм – особый культ духов покровителей.
Тотемизм – в качестве тотемов, как правило, выступали животные реже насекомые еще реже растения или другие предметы. В отношении последних, то они проявлялись в тех природных условиях, где охота дает мало добычи и племена вынуждены были обращаться к разным пищевым суррогатам, собиранию насекомых их личинок или растений. Это особенно заметно у австралийских племен, живущих в полупустынных внутренних областях и в среде племен бушменов. Тотем не считается, каким либо высшим божеством, да и обожествление его отсутствует, есть только вера в какое-то «таинственное родство» с ним (в общем, здесь нет ничего таинственного, человек и его пища изначально взаимосвязаны). Общее отношение к тотему выражали такими словами как «это наш друг», «наш старший брат», «наш предок» или более рационально – это «наше мясо». В некоторых племенах, где тотемизм особенно развит, т.е. достиг своего пика почитания, встречаются тотемы не органического происхождения: тотем дождя, горячего ветра, солнца и т.п. Определенные тотемические запреты, связанные с пищей и магические верования возникли уже во времена становления первых религий, и в разных местах они разные, зависит от природных и климатических условий. Когда тотемизм начал формироваться как определенный религиозно-магический культ, возникли определенные священные тотемические центры, обычно это какая ни будь местность в пределах охотничьей территории рода, отмеченная особым знаком: скала, дерево, водоем, ущелье и т.п. как правило, там же находился и тайник, где хранились священные предметы для культовых обрядов. Данная территория была строго табуирована, доступ всех посторонних был запрещен, а в некоторых местах человека нарушавшего этот запрет убивали. В целом это конечно примитивная религия, связанная с верой во взаимную магическую зависимость человека и его тотема. В некоторых племенах верили, к примеру, в то что бы причинить вред врагу достаточно убить его тотем, в итоге это породило примитивные верования во вредоносную магию. В дальнейшем эти верования привели к дифференциации племенных родов – объединения во фратрии. Фратрии племен носили тотемические имена: например клан орла, ворона, волка, рыси и т.п. С началом первичной дифференциации примитивного общества по кастовому признаку, индивидуализации примитивных верований, и появления первых жрецов-шаманов, возникает вера в индивидуального тотема, покровителя или духа. Обычно он бывает только у мужчин, и то не у всех, но чаще всего у колдунов, знахарей, шаманов и вождей.
Аниматизм – представление о сверхъестественном мире, существующем параллельно реальному миру вещей. Первоначальная вера в безличную магическую силу, впоследствии была дифференцирована первыми шаманами, которые насели этот мир различными духами. Именно шаманы сформировали данное религиозное верование, введя в обиход понятие о «духах-покровителях». В первоначальной недифференцированной форме это была вера в безличную магическую силу «мана», от обладания которой зависит успех или сопутствует удача на войне, охоте и прочее. Все «адекватные» рассказы о «мире духов», ввиду их профессиональной деятельности, в целом базируются на древних и современных «откровениях» шаманов путешествовавших по «загробному миру».
Культ «духов-предков» (тотемические «духи-предки»), был распространен в племенах, которые верили в свое происхождение от определенного «духа-тотема», позднее персонифицированного образа «духа» (материального образа бога).
Тотемическое воплощение – инкарнация, вера в то, что человек есть живое воплощение своего тотема. По распространенному мнению в человеке воплощается не само тотемическое животное, а некая сверхъестественная сущность, которая связана с древним преданием о тотемических предках. Собственно в одном из таких мифов рассказывается о неких джункгова – мифических прародительницах, странствовавших по земле и всюду оставлявших тотемы – ратапы, от которых собственно и произошли люди, в данном случае аборигены Австралии. Ратапа это и сверхъестественное существо, и детский зародыш, такие тотемы – ратапы, были оставлены во многих определенных местах мифическими прародительницами. Считается что если молодая замужняя женщина, пройдет около этого места, то ратапа может войти в ее тело и она забеременеет, ребенок, который родится в результате этого, будет принадлежать к тотему связанному с данной местностью. Странно конечно, что миф о «непорочном зачатии» имеет столь глубокие и не совсем понятные корни.
Культ почитания предков, (семейно-родовые формы культа предков), несомненно, является логическим продолжением культа мертвых – заботе об усопшем члене племени, ритуальном сопровождении его «на тот свет». Мертвые могут приходить во снах и чего-либо просить, к примеру, чтобы их не забывали, но такие культы личностные или, же родовые – принадлежат семье умершего, и для того чтобы он стал внутриплеменным, или же внутриклановым, должно было пройти достаточно много времени. Сформироваться ярко выраженные обряды, обычаи и повседневные ритуалы, которые в течение длительного времени передаются из поколения в поколение, от сына к отцу, от семьи к семье и т.д. Своего пика культ почитания достиг в Китае, где он перерос в родовой Храм Предков. По преданию считается, что первоначально в храме помещали куклу или статую умершего, но этот культ никогда не был официальной религией Китая. Но в тоже время современное конфуцианство как раз и есть прямое отражение культа предков, не только в учении, но и учитывая многочисленные персонифицированные храмы с его изображением.
Культ молитв – наиболее архаическая форма индивидуальной религии, характерен для племен занимавшихся охотой – промысловый культ. С молитвами, где излагалась просьба о даровании успеха на промысле, обращались или к явлениям природы (солнцу, луне, звездам, дождю), или же к сверхъестественным существам. К примеру, рассмотрим образцы молитв из религии бушменов: «О Луна! Там, в высоте, помоги мне завтра убить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразить газель, этой стрелой. Дай мне наестся мяса газели. Помоги мне наполнить желудок. О Луна! Там в высоте! Я роюсь в земле, чтобы найти муравьев, дай мне поесть…». Второй образец относится к предмету религиозного культового почитания, которым является насекомое – жирный такой кузнечик – богомол: «Господин, неужели ты меня не любишь? Господин, приведи мне самца гну. Я люблю, когда у меня сытый желудок. Мой старший сын, моя старшая дочь тоже любят быть сытыми. Господин, пошли мне самца гну». (Элленберг В. Трагический конец бушменов с. 264 и с. 251). Образ богомола довольно сложный, вероятно это бывший тотем которого впоследствии наделили качествами Демиурга – Творца земли и людей, с ним связана обширная мифология. Но это, в общем-то, стандартный набор мифов о «культурном герое» и демиурге, где он так, же играет роль шутника-озорника. Видимо здесь впервые проявились признаки взаимосвязи (взаимосмешения) примитивных анимистических и более развитых тотемических верований. С одной стороны богомолу1 приписывали сверхъестественные способности, наблюдая за его поведением в ответ на молитву, как он складывает передние конечности, куда крутит головой – вправо-влево, и из этого судили, будет ли удачным промысел, предприятие, охота или нет. С другой стороны это насекомое связывалось с недифференцированным образом «небесного духа», которого называли Господин или Цагн (приблизительно, учитывая своеобразное произношение бушменского языка), исполнявшего роль Демиурга. В целом исследователи находили у бушменов следы разнообразных верований, это вера во вредоносную магию (по типу австралийской), во сны и приметы, остатки тотемических пищевых запретов, суеверной боязни природных явлений. Бушмены верили в загробную жизнь, у них существовали особые обряды захоронения покойников в землю, и очень боялись умерших. Но культа предков, характерного для более развитых народов Африки, у них не было.
1 «Прорицатель», «предсказатель», или «молящийся mantis» (Mantis religiosa), насекомое класса Mantodea. Верхняя часть изогнутых ног этого насекомого значительно вытянута, а в нижней их части находится канал, вооруженный с каждой стороны сильными подвижными иглами. Прочная голень способна входить в этот канал, при этом его острые зазубренные края смыкаются подобно лезвию перочинного ножа. Подняв голову на удлиненном, полуприподнятом протораксе и раскинув полусогнутые передние конечности в характерном жесте поклонения, насекомое застывает на четырех задних конечностях в ожидании добычи. Или иногда медленно и бесшумно подкрадывается к жертве, и, захватив передними саблевидными конечностями, поглощает ее. Это насекомое глубоко почиталось в Египте и Нубии, греки приписывали ему сверхъестественные силы; арабы, называющие его «марка» или «масгад», утверждали, что оно всегда молится, повернувшись в сторону Мекки.
Солярный культ – и вот на пике тотемизма, появляется солярная религия, непосредственно связанная с культом «белых Учителей», которая содержит знания недоступные даже современным ученым, и я не говорю о культе Неба, который так же был нужен простому обывателю как козе баян. Уровень не тот, этот уровень не идет ни в какое сравнение с нашей цивилизацией, он намного выше. Но, есть одно но, как они умудрились втолковать эти знания, примитивным племенам, как они додумались сохранить их в более или менее целостной системе. Только в том случае если в той среде действовали миссионеры, сегодня, мы знаем что это действительно приносит плоды, правда своеобразные. Но определенных успехов можно достичь, действуя гибкими методами, как например миссионер У. Чеслинг, проповедовавший среди племени юленгор. Он водрузил на видном месте большой крест и объявил удивленным туземцам, что это «Иисус-тотем, самый важный из всех тотемов», и начал рассказывать сказки о его похождениях, теперь понятно откуда в прошлом взялись «культурные герои» напрямую связанные с мифологией Творения. Конечно, они могли привнести цивилизацию, дать образование, но смогли бы они коренным образом изменить суть изначальных, древнейших верований человечества за такой короткий промежуток времени, вряд ли. Вот что пишет крещеный абориген из племени алава: «Да я верю в бога, но я верю и в Землю-мать, Змею-радугу, мой тотем – кенгуру. Они дали нам все что мы имеем: племенную землю, пищу, жен, детей, культуру… И ничто не в силах это изменить. Наследие это, передававшееся со Времени Сновидений из поколения в поколение, – неотъемлемая часть меня самого».
Жрецы – подразумевается появление определенной группы людей в первобытном сообществе зарабатывавших себе на жизнь с помощью интеллектуально-профессионального труда. В первом случае это были знахари использовавшие общедоступные средства народной медицины и хирургии, применявшие различные лекарственные травы, используя, когда нужно припарки, массаж, компрессы, кровопускание, а также умение лечить раны и переломы, удалять больные зубы. Во втором случае это были колдуны (маги), которые кроме обычных средств пользовались различными колдовскими приемами, такими как «высасывание камня боли» из тела больного, или снятия порчи. Кстати они даже в наше просвещенное время пользуются определенным спросом, среди «верующего» населения. Данный контингент врачевателей в первую очередь старался воздействовать на психику пациента, гипнотизируя его взглядом, жестами или магическими амулетами, в случае, когда больной излечивался, это приписывалось магической силе колдуна или амулета. Обычно знахари учились у других знахарей, т. е. знания передавались по наследству, они обобщались и усовершенствовались, достигнув весьма впечатляющих результатов, поскольку роль лабораторных крыс, исполняли сами пациенты. Третья категория «ведунов» или ведьм была более универсальной, она пыталась объяснить со своей точки зрения некоторые основные природные процессы, занималась также толкованием снов, собиранием и составлением природных примет, часто выступали как «делатели дождя», практиковали «природную магию». Шаманы и шаманство в целом как определенная форма религии, появилась в эпоху разложения общинно-родового строя, кроме того что знания также передавались по наследству, от начинающего шамана требовалось также посвящение духами. Для этого начинающий шаман должен был уединиться в определенном, часто священном «месте духов», на определенное время. После того как он получит «откровение духов» он становился настоящим шаманом.
Культ «белых богов» – или «белых Учителей», происхождение культа «белых богов», вообще покрыто сумерками, вот, к примеру, у ацтеков отличавшихся кровавыми культами человеческих жертвоприношений, существовал бог Кетцалькоатль – «оперенный змей». Его образ явно восходит к тотему фратрии, и частью связанный с культом змеи, примитивным религиозным течением, требующим определенных жертвоприношений духам природы. Но образ этот был антропоморфизирован, бог изображался в виде белого старика, с бородой которого иногда называли «белым Учителем». Очевидно, что это божество было заимствовано примитивными племенами ацтеков, от своих предшественников тольтеков. Хотя этот же образ восходит еще к племенам майя. В этом случае образование империи ацтеков можно сравнить с образованием империи Моголов, и те и другие стояли на более примитивном уровне своего развития, чем государства, которые они завоевывали. Поэтому прежняя культура большей своей частью исчезла, а меньшей трансформировалась до неузнаваемости. В результате чего в дальнейшем последовал сильнейший интеллектуальный упадок древней цивилизации, укрепление светской власти жрецами-священниками, пришедшими на смену жрецам-ученым, лишь усугубила ситуацию. Знания были извращены и истолкованы в интересах лишь небольшой правящей прослойки возникшего примитивного государства, на обломках высокоразвитой цивилизации.
Космические культы – в частности «культ Неба» и «солярная религия» являлись в основном закрытыми космологическими учениями доступными только определенной образованной прослойке древнего общества высокоразвитой цивилизации. Остатки этих учений в разное время продолжали развивать закрытые философско-религиозные или мистические сообщества. В настоящее время известно в узких кругах посвященных как «тайная доктрина о Творении».
Культ воды – обряды, связанные с водой ритуальное омовение рук, лица, тела имеет одну цель очистить душу, т.е. тело. Сегодня известно о существовании болезнетворных организмов, кстати, о них было известно и в Древней Греции, где Гигиене уделяли особое внимание. По результатам опросов, проведенным современными учеными среди детей до пяти лет, оказалось, что они охотно верят в существование невидимых бактерий, которые вызывают болезни, а вот идея круглой Земли для них остается непостижимой. У народов Америки бытовало мнение, что всякая болезнь, несчастье, начало или конец важного предприятия требовало ритуального очищения (например, поход в ватерклозет, а чего тоже своего рода культ современных американцев). Среди них было известно три основных способа ритуального очищения. У племен Канады и США, способом очищения служила паровая баня. Основа этой операции вполне банальна, в очень тесной хижине клали раскаленные камни и лили на них воду, а очищаемый сидел или возлежал в этом пару. Сегодня посещение бани в общем-то не вызывает особых эмоций, но аборигены приписывали этому сверхъестественное действие. Кроме этого у племен Центральной Америки, Мексики и Перу ту же роль исполняло кровопускание. А племена Южной Америки, Мексиканского залива и Вест-Индии применяли рвотное. Видимо эти действия имели ранее рациональную основу, как в цивилизованном сообществе, к примеру, рвотное применяли при тяжелых отравлениях, но впоследствии этому придали ритуальное, культовое значение.
Монополизация знаний – не совсем приятное явление, возникавшее в период интеллектуального упадка цивилизаций, исчезновение сильной централизованной власти, и общеобразовательных центров. В целом это проявлялось в наследовании определенных знаний в различной области, по фамилии – наследственные профессии. Но особо негативную окраску это имело со стороны жрецов культа, не только узурпировавших высокотехнологические знание, но и водящих запреты на образование в сфере естественных наук, вплоть до ликвидации письменности в среде простонародья. Образование также стало своего рода наследственным и доступным только власть имущим и жрецам. Нежелание делится знаниями ни теми, ни другими, естественно никак ни помогало дальнейшему возрождению или прогрессу цивилизации. Кстати, очень много фамилий так и унесли свою тайну в могилу – знания в области металлургии, медицины, лакокрасочной и т.п. и я уже не говорю о жрецах, в чьих руках скопились многочисленные знания в области космологии, металлургии и различных естественных наук, разрабатывавшихся погибшей цивилизацией. Но сокрытие знаний не идет, ни в какое сравнение с отвратительными фактами уничтожения знаний, в истории современных мировых религий. Логически необоснованное уничтожение двух Великих Библиотек древности – Пергамской и Александрийской, мусульманами, а ведь в них содержались также и первоисточники современной Торы и Корана, о чем прекрасно были осведомлены те люди, которые отдали такой приказ. Конечно, трактаты религиозного и космогонического характера сравнительно небольшая потеря, а вот в лице исторических трактатов сгорела вся древняя История Египта, и цивилизаций Азии и Европы. Но это еще как-то можно понять, канонический догмат не всегда ладил с апокрифами, попытки поджога библиотеки предпринимались и ранее, христианскими религиозными фанатиками. Но скажите мне, зачем было уничтожать библиотеки американских цивилизаций, ведь европейцы даже не понимали что там написано, да и вряд ли поняли интеллектуальный уровень и способ мышления был не тот. Сегодня мало кому известно, что в древних городах Америки существовали обширные библиотеки с бумажными книгами в кожаном или деревянном переплете. И рука ведь не дрогнула у того ирода который отдал приказ на их уничтожение, в результате древняя История цивилизаций Америки, и их бесценные знания в области космологии полыхнули огнем Инквизиции. В итоге создается такое впечатление, что кто-то явно заметал следы, путем уничтожения всей истории человеческих цивилизаций прошлого, да так хорошо, что о городах Шумера вспомнили только спустя два тысячелетия, только не говорите мне, что я параноик, я и так это знаю, правда, справки еще нет.
Иудаизм – собственно добавить что-то новое к тому, что мы сегодня знаем о возникновении этого течения я не могу. Вначале это было закрытое общество иудейских жрецов-книжников (соферим) получивших свое образование у халдеев Вавилона. Но в целом как видно из книг Торы, здесь отразилось желание приобрести свою независимость, уникальность и непохожесть на все остальные народы (иудеи или евреи – семитическая народность, потомки ассимилированных палестинских (хетто-лувийских) племен, амореями, как говаривал один из пророков « Израиль, Израиль, мать твоя хеттеянка и отец твой аморей»). Первоначально это выражалось в проповедях, на всеобщих сходках во время восстановления Иерусалима, и в сказках об уникальности происхождения племени. И впоследствии переросло в профессиональное жречество по сути своей исповедующее тот же культ почитания предков, но только под эгидой единого бога. Плюсы этого течения в том, что в свое время жрецы собрали действительно достаточно много материала – мифологического, космологического, различного религиозного, законодательного, исторического, и т.п. характера, в основе своей египетского и среднеазиатского происхождения, при этом в общем изложении заметно влияние жрецов сразу двух древних Первозданных Храмов, видимо ранее доминировавших на этой территории. И это если не брать во внимание Книги Пророков, которые в то время являлись частью Персонифицированных Храмов, т.е. говорили они от имени одного бога, но эти боги были весьма разнообразны, заметно влияние как египетских «тайных доктрин» так и месопотамских. Минусы – в дальнейшем этот материал при переводе на иврит, был основательно искажен – происходила коренная переработка и редактирование древних текстов в духе строгого монотеизма, или же истолкован в «интересах нации» в связи с централизацией культа. В целом Тора соответствует крылатому выражению – «сказка всех времен и народов», кстати, включает в себя очень неплохой сборник древнейших мифов и исторических хроник, правда, не датированных и обработанных, что немного снижает их ценность. Конечно, первоначально было дико смешно видеть, как жрецы выводили родословную своего народа от «космических богов» или «тотемических духов», а первых правителей от хеттских царей и египетских фараонов но, в конце концов, это всего лишь издержки истории. В эпоху диаспоры, когда евреи перешагнули через свою религиозную замкнутость и начали приемлемо относится к людям других национальностей и религий, у иудаизма появляется довольно много последователей, из бывших «язычников», впоследствии называемых прозелитами. Эпоха диаспоры (рассеяния иудейский племен за пределы Палестины), началась еще в годы ассирийского и вавилонского завоеваний, но массовый характер она приобрела после разгрома первого и в особенности второго восстания иудеев против римского владычества (первая иудейская война 66-70 гг. вторая 132-135 гг.). Но основное явление эпохи диаспоры, это возникновение в иудаизме целого ряда сект и духовных школ. В среде ортодоксального иерусалимского жречества, образуется секта саддукеев (от имени Садока, легендарного основателя жреческой династии), посвятившая себя в целом изучению и толкованию древнего наследия. Саддукеи были тесно связаны с прежним Храмом, придерживались старых традиций и обрядов, но отрицали загробную жизнь и посмертное воздаяние, а так, же первородность греха (т.е. в мире нет зла, есть только его оболочка), что уже само по себе говорит о многом. После разрушения второго храма, они сошли со сцены, да и кого во время войн интересуют высокие материи. Ближе к массам стояла секта фарисеев, в основе своей это выходцы с состоятельных, правящих классов, в отличие от саддукеев признававшие загробную жизнь. Одним из самых ярких личностей, основоположником иудейского Талмуда и фарисейского течения, являлся Гиллель, ему же принадлежит и классическая фраза, которую как заповедь взяли на вооружение первые христиане, но которую ни когда не соблюдала христианская Церковь. Одному язычнику, который соглашался принять иудейскую веру, но только если рабби, истолкует ему весь Закон буквально в двух словах, он дал такой ответ: «не делай ближнему того, что неприятно тебе – вот суть всей Торы, все прочее лишь комментарии». Фарисеи отличались показной набожностью и демонстративным соблюдением обрядовых предписаний, толковали закон и занимались популяризацией религии в среде верующих. Во время первой Иудейской войны, большая часть их перешла на сторону Римской Империи, в результате заняв целый ряд ключевых постов, т.е. показали свое «истинное лицо эксплуататорского класса». Секта ессеев, состояла главным образом из ремесленников, в те времена в городах, еще можно было получить более или менее приличное образование, которое сводилось к умению читать, писать и считать. И давало кое, какое представление об общем изложении первоначальных книг Торы, толкованием которой занимались фарисеи объяснявшие законы со своей точки зрения и в свою же сторону. Общины ессеев своего рода замкнутые религиозные секты, жившие по религиозному Уставу, изложенному на основе книг Торы, и находящихся под руководством Духовного Учителя, как правило, и толковавшего эту самую Тору, в этом они мало отличались от современных христианских сект, несогласных с каноническими взглядами Церкви. От общин ессеев впоследствии произошли первые раннехристианские общины в Египте и Малой Азии.
Христианство – возникновение христианского течения, по сути череда как бы случайных и не связанных между собой, событий, которые привели к закономерному концу, а становление христианской религии является ярким примером того, как погибают и рождаются Великие Цивилизации. Действительно все началось с Иудеи, как раз перед Первой Иудейской войной, страну охватила волна проповедников, предрекавших скорый приход Царя Иудейского, который освободит Израиль от рук римских оккупантов. Видимо отчасти это было основано и на мифологических текстах, подобно мифу о рождении Самсона «…вот ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей божий, и он начнет спасать Израиля от руки филистимлян» Судей гл. 13. стр.5. А так же на пророческих текстах о приходе «нового Мессии», ожидаемого некоторыми иудейскими сектами, как раз на этот самый период времени. Особенно буйствовала некая «секта назореев», Духовный Учитель, которой прославился непрямыми выступлениями против римского владычества, в которых неявно проступал призыв к открытому восстанию. К тому же он явно вошел в ожесточенный конфликт с первосвященниками, обвиняя их во всех смертных грехах, таких как нарушение древнего религиозного канона, извращение книг Торы, попустительстве захватчикам, и т.д. Семена были посеяны, и в 66 г. вспыхнуло стихийное восстание против римского владычества, которое закончилось в 70 г. взятием Иерусалима, разрушением храма и массовым избиением населения. Это был трагический период в истории еврейского народа, тогда было убито, умерло от голода во время осады и продано в рабство около миллиона жителей Палестины. Особенно досталось закрытым религиозным общинам, жившим по определенному Уставу, римские легионеры устроили на них настоящую охоту, как на возмутителей спокойствия, преследуя по пустыне вплоть до самого Египта, немногим удалось уйти. Несколько десятилетий спустя вспыхнула вторая война, которая закончилась полным разрушением Иерусалима, и массовым бегством евреев из Палестины, которые постепенно рассеялись по всему миру. Видимо после первой иудейской войны, в среде общин ессеев, и начал формироваться первоначальный образ Христа как Учителя и Спасителя еврейского народа, принявшего смерть за Веру, но пока еще очень смутный. Собственно и первых христиан, и христианских проповедников называли не иначе как «последователями назорейской ереси». Так же и в Коране христиане называются «назареями». Насколько же реальной была личность этого человека, ставшего прототипом «христианского бога», действительно «дыма без огня не бывает», и даже в Талмуде упоминается о казни некоего проповедника по имени Иисус бен-Пандира (сына Пандиры). Самое ранее свидетельство в римских источниках относится к 64 г. хотя содержится оно в значительно позднее написанных «Анналах» Тацита (начало II века), где упоминается о жестоких гонениях, которым Нерон подверг первых христиан, обвинив их в поджоге Рима. В книге присутствует такая фраза: «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев». Второе более или менее приемлемое свидетельство, содержится в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (кн. 18, гл. 3, пар.3) где говорится о проповеди, казни и воскресении Иисуса, в годы правления Понтия Пилата в Палестине: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния… То был Христос… и т. д. Но самом деле это неуклюжая перефразировка первоначального текста со вставками «то был Христос» и т. п. и она ни когда не вводила в заблуждение современных исследователей христианской религии, так как резко противоречит всему стилю сочинения Иосифа Флавия. Все считали и считают ее фальшивкой, сделанной одним из поздних церковных переписчиков. На самом деле в подлиннике, сохранившемся до нашего времени в арабском переводе, говорились о неком проповеднике по имени Иисус, который был казнен римскими властями, и описан он там не как божество или чудотворец, а как обыкновенный реально существовавший человек. Первые раннехристианские общины в Малой Азии, состояли из прозелитов – новообращенных в иудейскую веру греческих язычников, священной книгой которых была Септуагинте, но среди них были так, же и секты ессеев, и секты последователей «назорейской ереси». Греческий перевод Септуагинте (Семьдесят толковников) был сделан во времена правления Александра II (III-IV ст. до н. э), оригинал хранился в Александрийской библиотеке, так же содержал еще книги Товита, Юдифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, пророка Варуха, Вторую и Третью Книги Ездры и еще три книги Маккавейские, все это не вошло ни в иудейский канон ни в Ветхий Завет. В Египте действовала, раннехристианская коптская секта гностиков, последователей древней «солярной религии», основные постулаты которой впоследствии, после дополнительной обработки, стали догмами современной христианской Церкви. Так же в то время существовали различные закрытые «религиозно-космологические» сообщества, в частности Орден Гермеса Трисмегиста, космогонические сочинения, которых оказали сильное влияние на формирование современного образа «христианского бога» и христианской Троицы. Становления христианской Церкви началось с уничтожения «языческих богов» и храмов, олицетворявших «языческую религию». Первоначально это были редкие акты вандализма, предпринимавшиеся особо рьяными христианскими последователями в Малой Азии, и направленные против древних храмов, библиотек и учебных заведений, которые собственно олицетворяли ненавистную Римскую Империю, с ее «наукой и религией». Первое упоминание мы находим в переписке Плиния Младшего, который будучи наместником провинции Вифинии в Малой Азии, в своем письме (дат. 113 г.) к императору Траяну, испрашивает указаний как ему поступать с христианами, на которых ему доносили как на членов преступного сообщества, наказывать их за преступления, или же за самую принадлежность к секте. В ответном указании Траян, приказал соблюдать в этом деле умеренность, и наказывать только тех, кто особенно упорствует в своих суевериях. Но особый размах оно приобрело при правлении императора Константина, повелевшего выкинуть из храмов все античные изображения, металлические переплавить, а каменные разбить. «Рубите их топорами, эти храмовые безделушки! Переплавляйте их в монеты, в метал! Все, чем восхищались язычники, – ваше берите и не стесняйтесь», так напутствовали сыновья Константина, – солдат посылаемых на разрушение античных храмов. «Ценный метал, сплавляли в бруски, а бесформенные остатки выкидали на свалку в довершение позора, которому подверглись язычники» – так писал один из современников, первый историк церкви Евсевий в своем «Похвальном слове Константину». Когда император Юлиан (361 – 363 гг.), призвал к сдержанности, было уже поздно, в Риме все что не удалось разбить или переплавить, было сброшено в реку, поэтому запоздалый призыв Юлиана, хотя бы спасти или возродить оставшееся, не нашел отклика. Говорят, что когда он послал своего врача к древней святыне Аполлона в Дельфах, то оракулы ответили врачу: «Передай императору: великое здание повержено в прах, у Феба нет крыши над головой, ни святого лавра. Источник умолк, и говорящий ручей замер». Это было полным крушением, древней религии Первозданных Храмов. А ведь согласно описи, составленной в начале IV века, в Риме находилось в то время, 2 колосса (один из них высотой 34 метра), 22 статуи на конях, 80 золотых фигур, 73 статуи божеств из слоновой кости с позолотой, и 3785 бронзовых статуй, памятников и скульптурных групп. И это не учитывая, что на одном только острове Родос, согласно Плинию, имелось ок. 3000 статуй, в Афинах, Олимпии и Дельфах, я думаю, их было не меньше. В эдиктах от 391года император Феодосий запретил отправлять все языческие культы, и началось массовое уничтожение всех древних храмов на территории, бывшей Римской Империи. Епископ Теофил повелел уничтожить древнейший храм Сераписа, в Александрии, и произведения древнего искусства, находившиеся в нем. Епископ Мартин из Тура прославился уничтожением античных храмов не только на территории Галлии, но и в Северной Африке, куда он выслал отряд вооруженных христианских фанатиков, для уничтожения статуй и древних святилищ. Собственно все это происходило при полном попустительстве или же отсутствии хорошей централизованной власти. Можно было подумать, что ими двигало, религиозное чувство, согласно Ветхому Завету, «сжигайте древние капища, и убивайте языческих жрецов», что в свое время пережила Иудея, но у них это было скорее локальным, если не книжным (вымышленным), а здесь религиозная истерия приобрела массовый характер, с элементами безумного, или даже звериного фанатизма, поощряемого грабежами. Но скорее всего, новый религиозный культ, просто не выдерживал конкуренции со стороны более древних храмов, космологическое учение которых было очень сильно развито. А у первых христиан кроме Торы в подлиннике или же греческого перевода Септуагинты, больше и не было ничего, я, к примеру, не считаю «священными текстами», жизнеописание «апостолов» или личную переписку между отцами первых христианских общин, а также различные «евангелие от апостолов», написанные в период ок. II-III столетия н. э. (явно не «апостолами»), которые вошли в канон Нового завета. Самое главное что авторы, которые «косили под апостолов», вообще плохо знали географию и топологию Иудеи, допустили много исторических ошибок, и в них упоминаются животные и растение, неизвестные на то время в Палестине, или же вообще не существующие в природе, собственно писали «от фонаря», как и я, до ужаса безграмотно. Более ранние не канонические сочинения, хотя первоначально и не отвергались Церковью, но их не считали «боговдохновенными». До нашего времени сохранились лишь небольшая их часть, такие как: Евангелие Никодима, Первоевангелие Иакова-еврея, Книга Иосифа-плотника, апокрифические «Деяния», Пастырь Гермы, «Учение 12 апостолов (Дидахе)» и прочее. Собственно некоторые из них представляют большой интерес, так как написаны они были раньше канонических. Впоследствии большая часть раннехристианских апокрифических текстов гностического толка, отображавших разные ступени развития, христианской религии, было уничтожено самими же «отцами Церкви», которые усмотрели в них ересь. А после окончательной победы христианской Церкви, в «кровопролитной войне», с каменными статуями и безоружными жрецами древних храмов, церковные историки, стали делать задним числом вставки (интерполяции), в сочинения античных авторов, что бы подтвердить этим древность и подлинность поздних евангельских рассказов. Современный же христианский символ распятия появился не ранее чем в VII веке н.э. Для раннехристианского искусства также характерно полное отсутствие собственных творческих идей, они просто перетолковывали на свой лад готовые решения, сделанные античными мастерами. Новую религию лепили буквально с воздуха, культ языческих идолов, быстро заменил культ «святых великомучеников», имена которых просто передрали с названий древних богов, лишь немного изменив их произношение. В Египте, к примеру, первые иконы «великомучеников», изображались по старинке с головой животного. На фундаментах разрушенных античных храмов возводились христианские церкви, для строительства которых использовались целые блоки и колоны древних храмов, нередко для нового культа приспосабливались и древние статуи. К примеру, папа Гонорий I приказал украсить крышу храма святого Петра 630 бронзовыми пластинами, снятыми с храма Венеры и подаренных ему императором Гераклием. А при императоре Константине, статуя матери богов Кибелы, была переделана в фигуру молящейся. Первая храмовая посуда, использовавшееся в качестве дароносиц (кубки, чаши, вазы), также была античного происхождения, в средние века считалось хорошим тоном, найти на древних развалинах какой ни, будь горшок, и поплевать в него, что бы отогнать «нечистую силу». После обильного оплевывания посуда считалась годной к употреблению, возможно, некоторые вещи сохранились, только благодаря подобной стерилизации от дьявола.
Когда была основана новая столица «второй империи» Константинополь, централизованная власть занялась ее украшением, в те времена (ок. 330 г. н. э.), конечно самыми доступными были памятники античного искусства. Они массово вывозились из Рима, Египта, городов Греции и Малой Азии. В то время и в том месте еще придерживались здравого смысла, пусть это и языческие статуи, но пускай и они послужат идее утверждения новой веры. В результате 427 античных статуй украсили собор Ая София, в тоже время и константинопольская аристократия пыталась переплюнуть друг друга в приобретении изделий античного искусства. Из Геликона вывезли знаменитую скульптурную группу, изображавшую муз, из Дельф – Золотой треножник, из Афин картины и статуи известных мастеров, творивших в период ок. V в. до н. э. Во времена «второй империи», вывоз ценностей с территории «первой империи», приобрел необычайный размах, дошло до того что например император Констант II, послав «охотников на ценности» на территорию «первой империи», а они вернулись почти с пустыми руками. Скудной добычей оказалось две позолоченные лошади и бронзовые пластины с крыши Пантеона в Риме, хотя он уже давно считался христианской церковью. О богатстве Константинополя слагались легенды, чего стоит только перечисление его сокровищ приведенных Георгиосом Кедреносом: «Там стояла линдская Афина высотой четыре локтя, выполненная из смарагдового камня, которую изваяли Скиллис и Дипоинос… книдская Афродита из белого мрамора, нагая, работа книдца Праксителя, статуя Геры с Самоса, сработанная Лиссипом. Тут же была аллегорическая статуя Времени, творение Лиссипа, а далее теснились единороги, львы, грифы, жирафы, быкообразные слоны, кентавры и сатиры». И хотя Константинополь неоднократно горел, и много статуй погибло во время Никейского восстания в 672 г., он все же оставался уникальным заповедником античного искусства. Последнюю точку в истории уничтожения античной культуры, поставили крестоносцы, во времена крестовых походов инициированных папским престолом. Во время IV крестового похода (1202-1204 гг.), «святое войско Христово», вместо Египта отправилось на христианский Константинополь. Завоевание столицы Византийской Империи, позднее превозносилось Католической Церковью как величайший подвиг, на самом деле этот поход остается в истории человечества как акт беспримерного вандализма. После падения города началась трехдневная оргия насилия, убийств и грабежей, рыцари мешками тащили золото, серебро и драгоценные камни, католические священники же стаскивали к кораблям «священные реликвии», из разграбленных христианских храмов. Все что не погибло в огне пожарищ, погибло в огне плавильных печей – золотые, серебряные, бронзовые изделия и статуи переплавляли на бруски для монетных дворов. Были переплавлены статуя Елены Прекрасной, Лисиппов колосс Геракла, изображавшего героя после очистки авгиевых конюшен, погибла группа Ромул и Рем с волчицей, и группа, изображающая орла со змеями. Все что не пожрал огонь пожарищ, и плавильных печей, было разрушено «бесчувственными к красоте варварами», были уничтожены все оставшиеся статуи из мрамора, вокруг ипподрома, среди них статуя летящей Ники и Геракла со змеей обвивающей левую руку. Вакханалия разрушений пощадила разве что четырех бронзовых коней, украшавших вход на ипподром, их перевезли в Венецию и установили у входа в собор святого Марка.
Происхождение души – «душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет ее есть, истребится» Левит гл. 17 стр. 14. (комментарий отсутствует).
вопрос к читателям…кто нить че нить новое открыл для себя из этого блога?
Цитироватьнет))
Цитироватьчто всё читала чтоль?
Цитироватьинтересный автор(блога). со своими интересными странностями
Цитироватьчего хочет, сам не знает кого..
Чего хочу… “мира во всем мире”, это мое самое заветное желание А еще одно из разряда фантастических… хочу жить в идельном государстве с идеальным общественным строем…
ЦитироватьИ на последок, я не апелирую к истине в последней инстанции, и не навязываю свое мировозрение, в отличие от некоторых здесь присутствующих… не будем упоминать всуе никнеймы. Вы бы сами определились господин ДОК чего Вы хотите, от сам не знает кого…
ivan135
что всё читала чтоль?
____
ЦитироватьВанечка,ты за кого меня принимаешь? Одного беглого взгляда хватае
Вы бы сами определились господин ДОК чего Вы хотите, от сам не знает кого…
Цитировать————————————————
сегодня ночью сатана задал мне тот же вопрос. (во сне)
на этот раз он предстал в виде маленького человечка. непременный атрибут- шляпа с полями; всегда при нём.
Почему именно такой ник вы выбрали?
вы ж вроде атеист..
Почему именно такой ник вы выбрали?
Цитироватьвы ж вроде атеист..
Цитировать
Не понимаю, а чего в нем плохого? Только и того что Церковь и иже с нею придумали демона с таким именем? Вот поэтому и выбрал что атеист, хотя первоначально выбрал всего лишь из-за игры слов “ваал зе вуал” - “скрывающий свое лицо”, не имея какого либо другого скрытого смысла…
_____сегодня ночью сатана задал мне тот же вопрос. (во сне)____
Сны бывают разные, чаще просто фоновый набор мыслеформ, от приятных до кошмарных… иногда встречаются и пророческие, но не так часто как хотелось бы.
А в Сатану и иже с ним я не верю, поскольку так же само можно верить и в Деда Мороза, и в Гари Поттера… да и в любой другой плод человеческой фантазии. Мы сами поделили этот мир на Добро и Зло, и что бы персонифицировать эти силы придумали себе богов… добреньких - помогающих человечку, и злющих злонамеренно ему вредящих…
Интересный экскурс в историю религии в видении Автора.
ЦитироватьТолько, не понял зачем…