Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Мемуарики - 1. Про гусеницу… и не только…

Автор deleted - 26 мая, 2012  |  Просмотров: 345

Это было - уже когда Серега начал откликаться на имя Лапусик… или Лапух, что для такого толстопузого кота более приемлемо. Он ведь кот! Настоящий. В отличие от некоторых своих собратьев, которых более уместно называть «уже не кот». Или проще – «некот».

* * *

На этом можно бы и закончить очередную сказку. Что ни взбредет праздному читателю – то и было. С некоторыми поправками. Многое было. Лапух не раз успел вылинять и снова повысить лохматость. Моя лохматость, напротив, поредела слегка. Побелела. Изменилось мироощущение, статус, отношение к окружающему миру. Но если будет угодно почтенной читающей публике, я все же расскажу о том, что не вписывается в рамки привычных представлений об этом самом мире. И пусть мой правдивый рассказ начнется такой фразой:

* * *

В стародавние времена, когда еще не было на белом свете…

* * *

…далее я могу начать перечислять, чего не было. А «не было» чего только! Персональных летающих тарелок, например. Или личного «внутреннего волшебника», способного явить для «внешней своей оболочки» любое чудо на заказ. Не было также у людей способностей к телепатии, телепортации, левитации… много не было, как я уже отметил. Вопрос: когда же такое время было? Ответ прост до прозрачности: вчера, например. Или неделю назад. Месяц, год. Или… завтра?

* * *

Завтра… А вот в этом я не уверен. Завтра может произойти даже то, что сегодня видится пока лишь в мечтах и грезах. Но ведь для «сегодня» даже самое ближнее «позже» - такое же далекое будущее, как и «через много-много лет». Поэтому пусть будет так: когда еще по небу не летали комары размером с дирижабль, и на их спинах не катались праздные человеки… Вот, так и начну… * * *

Когда еще по небу не летали комары размером с дирижабль и на их спинах не катались праздные человеки, лежали мы с Лапухом на травке. На моем личном лужке. На даче. Лапух, как всегда, вялил бока. Он только что вернулся из похода по округе: весь такой противоречивый, такой весь парадоксальный - сытый, круглый, ободранный и грязный – и упал рядом со мной. Причем, упал не просто рядом, а именно так, чтобы я это почувствовал. Постоянно напоминает мне: «территория общая, так что я имею такое же право лежать там, где лежишь ты». Он привалился к моему боку, вывернулся – сохранил-таки некоторые черты прежнего Сереги - нежно поцапал меня когтями, куснул легонько - это такое дружеское «все классно, двуногий! Я тут, ты тут, нам хорошо. Я отключусь, а ты…» Остальное я могу додумать и сам: кот не жалует меня четкими инструкциями. Дальше можно о нем забыть на какое-то время.

* * *

Итак: лежал я, не обращая внимания на Лапуха, и с интересом всматривался в микромир. Не в тот, который: «электрон состоит из… протон состоит из… кварки сделаны из…» - этим я более не заморачиваюсь. А вот в этот, который состоит из кузнечиков, мошек, травинок, цветочков. И еще из всего того, что двуногие запросто топчут ногами, выкашивают косами, сдвигают бульдозерами, выкапывают лопатами, экскаваторами и ракетами. Каламбур в каламбуре: «двуногие топчут ногами то, что у них под ногами». А по-другому как сказать? У меня не получается. Я просто смотрю на то, что мы обычно не замечаем. И думаю: вот этот травяной мир - кто на него еще смотрит? Кто его видит? Кому он нужен, если это не касается грибов и ягод? Да и их всяк видит только потому, что на опушке леса не висит объявление:

Ягоды – пять тысяч рублей за килограмм;

Грибы – десять тысяч за килограмм;

Орехи – десять тысяч за килограмм;

Корешки - …

Вершки - …

А если бы висело? Если бы собирательство приравнять к браконьерству? Интересная тема для размышления… Но пока еще «страна дремучих трав» не охвачена пристальным вниманием членов Счетной Палаты и Налоговой Инспекции к радости Хомо Примитивус – Человека Простого.

Вот и я – лежу на животе, смотрю на нижний ярус природного многослойного пирога и откровенно любуюсь этой отнюдь не идиллической картиной. Вот паук пеленает муху. Вот группа муравьев тащит в дом большую белую личинку. Вот стрекоза залетная схватила бабочку, мирно пьющую нектар из лютика. Вот… Вот… Вот… На не вооруженный мелкоскопом и разумом взгляд – даже не по Дарвину все происходит. По Карлсону: «Да ерунда… Дело-то житейское…» Такое вот простое бытие – без загадок, без скрытых и явных намеков. Все кушать хотят. Выживают. А вот… ползет… по стеблю травины… такая вся пухленькая, эластичная…

* * *

Внимание, судари и сударыни! Чудеса начинаются! Настоящие. Истинные. Не придуманные, не нафантазированные. Самые – что ни на есть. И это уже не сказка, хотя… Я уже как-то объяснял моим читателям, что есть в нашей жизни сказки (читайте заумную шутку «Не о нас…»). Явление, о котором пойдет речь далее – самое настоящее Чудо, на которое все смотрят, да никто –практически – не видит, внимания не обращает. А между тем, явление это весьма и весьма показательное в плане познания и мира, окружающего нас в целом, и самих себя. И в этом тоже нет ничего нового: познавая мир – познаешь себя, а познавая себя – познаешь мир. Примете как аксиому? Или желаете опровергнуть? Да пожалуйста: садитесь за комп или берите в руки карандаш – флаг, как говорится, вам… Только не надо пытаться отвергать то, что пока не изучили. Вы дальше читайте – там все будет понятно. А уж если не понятно – тогда вам в другое место надо, например, в подвалы Ватикана. Есть слушок, что именно там сокрыты от нас с вами многие и многие тайны древние в виде фолиантов и свитков. Да только кто ж вас туда пустит? Вот и получается, что выбор не велик: либо меня послушать, либо самим что-то свое услышать… в себе. А я, с вашего позволения, продолжу. И будет мое повествование больше похоже на игру: я вопросы стану задавать, а вы – отвечать на них. Вот и сладится у нас с вами «поиск правды жизни», без домыслов и приукрашиваний. Всё – как есть. Как то, на что смотрим – и начинаем видеть. Сами ведь будете отвечать на вопросы. Как ответите – так и есть (для вас).

* * *

Звонок… Здравствуйте, дети. Садитесь. Начинаем урок. Повторим пройденный материал. Кто что-то помнит – поднимайте руку.

* * *

Я лежу на… чем? Правильно: на траве. Делаю - что? Правильно: наблюдаю. Наблюдаю - за чем? А за тем, что по-научному именуется - биотоп. А что такое биотоп? Кто помнит? Ох, особо одаренные вы мои… Готы, эмо, реперы и клабберы – эти ярлычки знакомы всем. А о биотоп кто-то рискует сломать мозги… Без намеков, чес-слово! Просто такая шутка юмора. Не более.

* * *

Для особо любознательных даю справку из умного источника, претендующего на статус «Сборника доказательных фактов». А для нелюбознательных – простой совет: не впитывайте информацию, которая грузит тяжестью необязательных лично для вас фрагментов того, что изначально называлось «человеческим капиталом» — совокупность знаний, умений, навыков. Это уже позже «Капитал» с подачи К.М. и Ф.Э. объединил в себе некоторые новые определения и формы. Но сюда я тем более советую никому не влезать. Поверьте на слово – запутаетесь так, что забудете свой ник в инете. Конечно, это на любителя, так что «Знать – или не знать?» - личный выбор каждого. А я все же дам справку. Для более объемного и полного понимания темы. А торопыжки – просто пропустите научно-познавательный абзац.

* * *

Итак: честь имею представить - Карл Август Мебиус, немецкий зоолог и ботаник, один из родоначальников экологии, первый директор Музея естествознания в Берлине. Именно он впервые обозначил научным определением то, за чем я наблюдаю, лежа под знойным небом на своей поляне в обществе Лапуха.

* * *

Биотоп — это неорганическая среда, которая является необходимым условием существования биоценоза. Между биоценозом и биотопом существует тесное взаимодействие.

Понятие биоценоза. Живые организмы встречаются на Земле не в любых случайных сочетаниях, как независимые особи, а образуют закономерные комплексы (сообщества). Биоценоз — это исторически сложившаяся группировка растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (участок суши или водоема). Итак, каждый биоценоз состоит из определенной совокупности живых организмов, относящихся к разным видам. Но мы знаем, что особи одного вида объединяются в природные системы, которые называются популяциями. Поэтому биоценоз может быть определен также и как совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания. Он включает ряд структурных единиц, или сообществ (ценозов). Наиболее крупные из них — сообщество растений (фитоценоз), сообщество животных (зооценоз), сообщество грибов (микоценоз) и сообщество микроорганизмов (микроценоз). Главную роль в лесном биоценозе выполняет растительное сообщество, или фитоценоз. Состав, структура и другие особенности фитоценоза в значительной мере определяют видовой состав и численность сообществ других организмов, в том числе зооценоза, значимую часть которого составляют насекомые. Примерами биоценозов являются лиственный, еловый, сосновый или смешанный лес, луг, болото и т.д. Структурно-функциональная единица биоценоза, включающая самостоятельно существующее зеленое растение и все организмы, связанные с ним трофическими, топическими, форическими и фабрическими отношениями, называется консорцией. Самостоятельно существующее, т. е. не нуждающееся в опоре и не поселяющееся на другом виде, автотрофное растение является центром консорции, или детерминантой, по отношению к которой связанные с ним виды именуются консортами. Консортами могут быть паразиты и полупаразиты из мира растений, грибы, эпифиты, лианы, птицы, насекомые и животные-фитофаги, исключая консументов второго порядка, поедающих растительноядных животных. Каждый биоценоз развивается в пределах однородного пространства, которое характеризуется определенным сочетанием абиотических факторов, таких, как количество приходящей солнечной радиации, температура, влажность, химический и механический состав почвы, ее кислотность, рельеф местности и др. Такое однородное пространство (часть абиотической среды), занимаемое биоценозом, называется биотоп. Это может быть какой-либо участок суши или водоема, берег моря или склон горы. А также – добавлю от себя – пространство, огороженное забором и именуемое «мой дачный участок».

* * *

Вот мы уже и приближаемся к пониманию сути процесса моего наблюдения. А наблюдаю я – за кем? Правильно: за ползущей по стеблю травины здоровенной гусеницей. Именно она и будет у нас «напримером» для контакта с Чудом. Собственно, она сама это чудо и явит. Нам останется лишь смотреть и … увидеть. А справка по биотопу и биоценозу – она, в общем, не так и важна для конкретики в данном процессе. Разве что, поможет взглянуть на процесс проявления чуда в более общем, я бы даже сказал – в глобальном масштабе. Как на лес, который любой из нас может увидеть за деревом. Я понятно излагаю? Однако, продолжим урок.

* * *

Принадлежащий мне в качестве собственности биотоп (необработанная часть дачного участка), содержащий совокупность девственных лесного и лугового ценозов, позволил мне с помощью и посредством наблюдения – что? Правильно: увидеть ползущую гусеницу. И эта гусеница ползет по травине не бесцельно. В природе вообще, и в принадлежащем мне биоценозе в частности, нет ничего бесцельного. Все являет собой корреляции фитоценоза, микроценоза и микоценоза. Это определение не содержит в себе ничего сложного, за исключением прояснения роли и статуса в данном пространстве биоценоза на огороженном забором биотопе некоей неуправляемой особи– кота Лапуха. Я потратил какое-то время на его классификацию: является он центром консорции (детерминантой), или же все-таки консортом по отношению к некоей консорции? Наблюдал, наблюдал за его поведением, но… В самый интересный момент он обычно скрывался в зарослях Artemisia. Или вообще прятался в кронах деревьев, что всегда доставляет ему истинное наслаждение типа «Высоко сижу, далеко гляжу! Да еще и песни там по ночам пою!» Птичка, понимаешь!И я решил более не заморачиваться этим вопросом и определил статус Лапуха простым и привычным для всех ярлыком: кот–сам-по-себе. Однако, продолжу.

* * *

Итак, гусеница ползет вверх по травине Artemisia – этого растения на моем биотопе не так, чтобы очень много. Но есть. Вот эта – как одиночный представитель. А чуть поодаль – группа, образующая личное пространство Лапуха. Он туда прячется от жары - в знойный полдень, а от меня – когда украдет со стола мою сосиску. Вообще-то, я сосиски не ем: это - если откровенно - такая бррр… Я так над Лапухом прикалываюсь: уж очень артистически у него получается сосиски со стола воровать! Замрет у края, глаза прищурит и будто спит стоя. А сам – одной глазной щелочкой на меня, другой на сосиску. И стоит только на миг отвернуться – ни Лапуха, ни сосиски. Я так порой развлекаюсь. Но заросли Artemisia все равно не трогаю. Впрочем, я почти ничего не убирал с территории принадлежащего мне биотопа. Тут у меня нечто похожее на заповедный уголок среди соседских грядок. Соседи-мужчины порой заходят в гости и откровенно завидуют: я-то с грядками не вожусь, а у них приезд на дачу – маленькая домашняя каторга. Могу даже перечислить все растения, которые окружают мой домик и осыпают листьями соседей. Есть здесь парочка представителей рутовых: ясенец мохнатоплодный (Dictamnus dasycarpus) и бархат амурский (Phellodendron amurensis), два вида цельнолистника (Haplophillum); полынь – она же ранее упомянутая Artemisia, ольха Максимовича (Alnus maximowiczii), ольха японская (A. japonica). А из мелочи - представители бобовых (Lotus corniculatus — лядвенец рогатый), лютиковых (Ranunculus acris — лютик едкий), розоцветных (Fragaria vesca — земляника лесная), губоцветных (Mentha longifolia — мята длиннолистная) и луковых (Allium schoenoprasum — лук скорода).

* * *

Вопрос: почему я так подробно рассказываю о фитоценозе биоценоза моего биотопа? Отвечаю: во-первых, похвастаться. Не у каждого на даче вместо картошки растут деревья, кустарники и травы. И еще потому, что самке Papilio machaon ussuriensis есть куда откладывать яйца. Весь такой фитоценоз – часть ареала ее обитания. И вот именно этот процесс и позволит нам увидеть и познать настоящее, не придуманное Чудо.

* * *

Итак: лежу я на траве и наблюдаю за гусеницей Papilio machaon ussuriensis. Или иначе – гусеницей будущего махаона. Бабочка такая большая дневная из семейства парусников или кавалеров (Papilionidae). Размах крыльев самцов 64—81 мм, самок — 74—95 мм. Основной (классический для других мест обитания) цвет фона крыльев — интенсивно-жёлтый. Передние крылья с чёрными пятнами и жилками, и с широкой чёрной каймой, с жёлтыми лунообразными пятнами у внешнего края крыла. Задние крылья имеют «хвостики» до 10 мм. Окраска задних крыльев с синими и жёлтыми пятнами, красно-бурый глазок, окруженный чёрным, располагается в углу крыла. Летает повсюду на открытых пространствах — от морских побережий до склонов гор на высоте до 2000 м (Альпы) и даже до 4500 м (Тибет). Кроме того — по лугам, садам, проселочным дорогам, лесным полянам, просекам, а в горах — в лесном поясе. А в биоценозе моего биотопа данный вид имеет черную или очень-темно-синюю окраску. И совсем редко попадаются бледносалатовые экземпляры. Красивые – слов нет! Сейчас июнь, а имаго полетят в июле – августе. И живут они до трех недель. Но это все из категории необязательной информации, так что можете не читать. А далее – основная мысль. Вот она:

* * *

Наблюдая за поведением гусеницы, я обнаружил, что та почти уже и не грызет листья. Так, ползет себе, ползет, будто ищет что-то. А что может искать гусеница, если не еду? А я дам еще одну справку, и тогда вы сами ответите на этот вопрос. Ну, согласитесь, право, что получать знание в готовом, упакованном виде – не такая уж великая радость. Вспомните себя в раннем детстве? Когда старшие объясняют процесс возникновения на поверхности тела неких необязательных образований, маленьким людям эти объяснялки кажутся жутко скучными и непонятными. А вот когда сам влетел голыми ногами в крапиву – ох, как сразу все понятно! Вот и здесь так. Минимум информации «по делу» может оказаться более полезным для познания процесса, нежели долгое и кропотливое объяснение всех нюансов по теме. Итак, Papilio machaon ussuriensis. Информа для размышления:

* * *

Стадия яйца – от шести до семи дней.

Далее – стадия гусеницы. Первое поколение (именно к нему и принадлежит данный экземпляр, судя по календарю) – с мая по июнь. Предпочитает питаться цветками и завязями, реже листьями растений, в том числе и тех, которые растут на моем биотопе. К концу своего развития гусеница почти не питается.

Далее – окукливание. Окукливание происходит на стеблях кормового растения либо на соседних растениях. Стадия летней куколки продолжается 2—3 недели, у зимующих куколок — несколько месяцев. Но зимующие особи нам не нужны. Я ведь наблюдаю за летней гусеницей. Так что – от двух до трех недель.

А уж потом предпоследняя стадия - имаго. То есть, сама бабочка. В данном варианте это и будет Дальневосточный махаон. Но имаго, в отличие от гусеницы, питается иначе. Она уже не «листо-цветогрызущая». Например, соседи мои морковку выращивают, так махаоны там постоянно пасутся. Дополнительное питание махаона отмечается на цветках морковника и цветках змееголовника поникшего (Dracocephalum nutans), змееголовника Рюйша (D. ruyschiana), порезника промежуточного (Libanotis intermedia), душицы обыкновенной (Origanum vulgare), таволги вязолистной (Filipendula ulmaria). Короче, нектар она пьет из цветов. Наверное, вкусно!

* * *

Вот, собственно, и все факты, коих достаточно, чтобы своими «разутыми» глазами увидеть Чудо. Закончим на этом урок? Вопрос хотите задать? Пожалуйста.

- Почему стадия имаго предпоследняя?

- А мозги включить? Последняя стадия – дохлая имаго. Еще вопрос?

- Чудо где?

- А вы так ничего и не увидели? Тогда я на примере конкретной гусеницы поясню, в чем заключается мое открытие. Пусть она ползет себе в то место, где ей суждено перейти в следующую стадию развития – стать куколкой. И вот там мы с вами мысленно окажемся прямо сейчас. И продолжим урок познания Чуда.

* * *

А вот и она, гусеница. Медленно заползает на лист… ага, лист Phellodendron amurensis - бархата амурского. Один из привычных для ее вида «стол и дом». И вот она уже заворачивается в него. Ловко у нее получается. Плотненько. В таком виде она замрет на пятнадцать – двадцать человеческих дней. Еще вопрос? Даже несколько? Давайте-давайте, не стесняйтесь. Я же вам говорил: вы сами все поймете, без моих разъяснений. Разве что задам вектор вашей мысли. Итак, вопрос. Прошу.

- Почему на пятнадцать человеческих дней? Что, есть какие-то другие дни, не человеческие?

- Хороший вопрос! А вы видели у кого-нибудь, кроме человека, на стене календарь? Или часы, показывающие время? Да и время – почему бы нам не принять за рабочую гипотезу такой вариант: время для различных видов и классов живущих на планете существ движется с разной скоростью и в разных направлениях. Человек живет примерно семьдесят лет. Много, мало – это не важно. А вот собака или кошка – в четыре раза меньше. Но за свой срок успевает пройти те же стадии развития, что и человек. Много это, или мало для наших домашних друзей? А эфемероптера, эфемерная мушка, ее еще зовут мотылек-поденка – та вообще сутки живет. И питаться ей не надо, у нее даже рта нет. Все ее видели: летними вечерами кружится такая моль над речкой, а потом так в воду и падает. Но за сутки успевает родиться, развиться до состояния взрослой особи, способной размножаться, делает все дела, откладывает яйца, потом натанцуется вволю в теплом вечернем воздухе и – концы в воду. А там ее уже рыба поджидает. Такая вот «жизнь». А кто знает, как она эту свою жизнь ощущает? Между прочим, поденки – одни из самых древних насекомых. Они ежегодно вылетают «в свет» еще со времен девонского периода. И вид этот сохранился до наших дней. Мало того – распространился по всей планете. Так что же: пожалеть ее, или позавидовать? Вот потому я и дал такое толкование временному периоду окукливания гусеницы махаона - пятнадцать «человеческих» дней. Да ведь и имаго живет две – три человеческих недели. Много это для нее, или мало? Вы, вероятно, уже успели пожалеть и ее: такая короткая жизнь, да? А по ощущениям? Ведь срок ее полетов над лугами и цветами, в полях и лесах, в горах и прочее, прочее – летняя пора. Зимы она не знает. С соседями не воюет. Налоги не платит. В браке у нее свободные отношения. Шуба ей не нужна. Цены на бензин ее не волнуют. Да ее вообще ничего не волнует. Села на цветок морковки, напилась нектара – и в небо: кувыркаться, парить, танцевать… Ага, уже позавидовали? А не надо. Мы ведь не знаем о своем прошлом ничего. Может, когда-то и мы вот так жили-были? Еще вопрос?

- Как и откуда гусеница знает, что надо вот так в лист заворачиваться? И именно в это время?

- Вот! Наконец-то! Мы вплотную подошли к ответу на главный вопрос: что такое Чудо? Давайте-ка я сам буду вам вопросы задавать. Отвечайте так, как понимаете. Рядом все равно никого нет, никто не будет потешаться, если вы чего-то не того скажете.

* * *

Между нами… только никому не говорите… я сам постоянно что-то не то говорю. Не так, как принято. Как правильно. Бывает, смеются, фантазером меня называют. А я не уникаю. Я сам про себя знаю, что я был, есть и останусь Сказочником. Даже если это кого-то смешит или сподвигает отнестись к моему такому бытию с чувством жалости. Поверьте, этот статус – не самый «достойный пожалеть». Напротив, я сам могу пожалеть кого угодно. Да только не буду. Мы все… Впрочем, об этом и речь. Если кто понимает. А нет – ну и ладушки. Обойдусь. Итак, ответ на главный вопрос: где тут Чудо сокрыто? Так вот же Оно. В коконе. Неужели не поняли? Именно этот вот кокон гусеничный – и есть обитель Чуда. Именно в нем и происходит нечто такое, что невозможно определить другими терминами. Сами посудите: гусеница без всяких инструкций, как бы сама по себе, перестает питаться листьями. Далее: заворачивается в лист, образуя из него оболочку кокона. Кто ее этому учил? Далее: в течение определенного времени она замирает в этом коконе. А потом… вот это да!!! – из кокона вылезает… имаго. Бабочка. Да вы сами сравните то, что было прежде, с тем, что появилось сейчас. Бабочка – это лапки, усики, крылья, хоботок. Откуда все это появилось? Далее: питание. Ела, ела листья и цветы – а потом принялась пить нектар. Как можно вот так изменить способ функционирования организма? Попробуйте корову запереть на месяц в стойло без окон и дверей, а потом выпустить на волю. Она, что, сразу примется лягушек есть? А гусеница – вот! Это - не чудо? А давайте проверим определение Чуда обычным способом? По толковым словарям. Поехали в путешествие!

* * *

В.Даль.

ЧУ́ДО - всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. Диво, необычайная вещь или явленье, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное.

Словарь Ефремовой.

1. Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное - по суеверным представлениям - вследствие вмешательства потусторонней силы.

2. Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.

3. Предмет, явление, действие, вызывающее общее удивление своею необычностью.

Словарь Ушакова.

1. В религиозных и мифологических представлениях - явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное вследствие вмешательства потусторонней силы.

Словарь Ожегова.

1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое.

2. Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

Словарь русских синонимов.

Феномен, чудо природы, экстра-класс, изумительный, диво, редкость, игра природы, красота, нет слов, золото, выше всяких похвал, невидальщина, диковинка, невидаль, восьмое чудо света, диво дивное, умереть и не встать, чудеса, прелесть, диковина, чудо чудное, мечта, феникс, сказка, конфетка, клад.

Современной толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

ЧУДО

1. в религиозных и мифологических представлениях - сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы…

2. (Перен.) нечто поразительное, удивляющее своей необычностью.

* * *

Красиво, да? Особенно мне понравилось определение Ефремовой и Ушакова:

1. Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное - по суеверным представлениям - вследствие вмешательства потусторонней силы.

Превращение гусеницы в имаго, как раз, не противоречит явлениям природы. Но – почему, каким образом гусеница знает, что ей надо делать, как выращивать новые органы и включаться в совершенно иную питательную цепочку? Или она – тоже «по суеверным представлениям - вследствие вмешательства потусторонней силы»? Хорошо. А что это за сила «с той стороны»? И с какой это «той» стороны? Улавливаете аналогию? Межпространственное зеркало. Божественная матрица. Порядок явный – порядок неявный. Все состоит из пустоты, а форма – сгущенная пустота. Пространство вариантов. Могу продолжать еще на пару страниц. А надо? Мы только что присутствовали при возникновении явления, существующем в нашем мире, нами наблюдаемом, изучаемом, как-то этак вот объясняемом. И все равно до конца не понимаемом. Хотите откровение «от Сказочника»? Пожалуйста: и не поймем. «Сделать вид» - это запросто. Это мы научились. А вот понять – никогда. Почему? Кто ответит? Кому пятерку поставить? Ого! Лес рук. Умнички. В таком случае, урок окончен. Все свободны. Новых вам знаний…

* * *

А вы чего не уходите? Не поняли? Тогда именно вам я пятерку и поставлю. За честный ответ. Более того, шепну на ушко: я тоже не понял. Невозможно понять то, что понять невозможно. Понимание – это процесс, происходящий в темных недрах нашего разума. А он тоже – якобы продукт биоценоза. Но в отличие от биоценоза настоящего, природой созданного, наш биоценоз – особенный. Человеческий. Мы ведь не относим себя к зооценозу. Мы же не животные. Мы же такие все прям супер особенные. Разумные – преразумные. Знающие. Вот гусеница – она ничего вообще не знает. Она ползет, ползет – а потом закукливается. А потом вылетает. А потом… все. Последняя стадия. А мы – нет! Мы столько вокруг бытия нашего гипотез – теорий – учений наворотили, что сами сейчас не понимаем, которая – о чем. Все в одну кучу, в один … кокон – и ждем, когда же из этого кокона истина вылупится. А не вылупится. Почему? Отвечаю: потому что мы торопимся. Не даем этой истине созреть. Пройти все моменты стадии куколки. Заглядываем в кокон, пытаемся потрогать то, что там находится. И при этом еще и спорим друг с другом: правильно ли проходит процесс? Не следует ли нам его как-то ускорить? Может, надо каких-нибудь реактивов туда подкинуть? Или еще какие условия создать, чтобы побыстрее… Как-то повлиять…

* * *

А теперь возвращаемся к нашей завернутой в кокон гусенице. Допустим, что она в коконе находится – пусть примерно – половину срока. И вот мы решаем путем голосования – у нас ведь так все узаконивается, от научных открытий до духовных канонов – что процесс пора прерывать, ибо слишком уж долго что-то он идет. Как-то не так, как нам бы хотелось. И начинаем ускорять процесс: вскрываем кокон и вытаскиваем оттуда – кого? Правильно: уже не гусеницу, но еще не имаго. И начинаем реанимировать это «ни то - ни это». А представьте теперь, что же мы такое вытащили из кокона? Некое существо. Оно, конечно, насекомое. Но насекомое – недоразвитое как имаго, но переразвитое, как гусеница. Крылья у него уже есть, но в зачаточном состоянии. Так же, как и лапки, усики, хоботок. Все недоразвитое. Пользоваться ими насекомое еще не может. А ножек гусеничных – уже нет. Так что и тут прокол – и ползать, как прежде, оно уже не может. Пищеварительный аппарат уже не принимает листья в качестве пищи, но еще не принимает нектар. И как оно будет себя ощущать? Ладно, с этим проблемы для нас нет: мы же не заморачиваемся по поводу того, что братья наши меньшие (?!?!) какие-то там ощущения могут иметь. Они же – безмозглые, бессердечные, бездушные. Нервных окончаний, как и начал, у них тоже нет. Подумаешь, инстинкты… Да и если и чувствуют что-то – кому они на нас пожалуются? Короче: вылупилось насекомое раньше срока – и одно только ей светит – погибать.

* * *

Я что-то еще должен пояснить? Или уже не надо? Надо, все-таки. Резюмировать. Ну, это как водится у нас, у разумных. Да что резюмировать-то? Все и так проще простого. Аллегориями еще И.А Крылов пользовался. Вот и я.

* * *

Яйцо - гусеница – кокон – имаго: простая цепь различных явлений, связанных одной темой. И тема эта – путь. По жизни. От рождения до ухода. Представим себя такими вот яйцами изначальными. Потом вылупившейся гусеницей. Потом куколкой. Потом бабочкой. Все в природе идет один за другим, строго в очередь. А если вмешиваться в рабочий процесс неумело – в итоге будем иметь «недо – бабочку». Это если бабочкин кокон вскрыть насильно. А если так же вот насильно вскрыть другой кокон? И если в этом коконе ждет своего момента выхода в свет… человеческое существо? Откуда мы знаем, что все «якобы открытия» в области разных наук – не есть такое вот вскрытие наших личных коконов? Знание – сила. С этим не поспоришь. Но ведь, как и всякая другая сила, эта – может быть как созидательной, так и разрушительной. Чего проще, казалось бы, посадить человека за парту и начать его пичкать знаниями, накопленными человечеством за эпохи его существования? Да легко! Вот тебе научные постулаты, вот мистические, вот духовные, эзотерические, житейские… Ты впитывай, запоминай да потом используй как силу мощную для определения себя в обществе!

* * *

Я – Сказочник. Спрос с меня – какой? Да мне и не надо, чтобы меня всерьез принимали. Мне и так комфортно. Но ответьте сами себе, дорогие земляне: почему в мире много таких явлений, которые как бы и не должны быть – а они есть? Вот, например, атрибуты. Образование, должность, статус, наличие всевозможных благ и привилегий, и прочее. А помогают они достичь равновесия и гармонии? Или умиротворения? Или радости бытия? Или любви? Что-то вот, смотрю я по сторонам, и диву даюсь: богатые – плачут, бедные – плачут, знаменитые – плачут, безвестные – плачут. Воины, президенты, сантехники и банкиры – хоть у кого-нибудь проходит жизнь без проблем, без «сучков и задоринок»? Почему в пространстве научно-духовных знаний нет гармонии человека с самим собой?

* * *

Я задавал себе прежде такие вопросы. И не находил ответа. А вот лежу на травке, наблюдаю за гусеницей, чувствую рядом теплый бок Лапуха – и ответ сам рождается где-то внутри меня. Но не в мозгах, не в разуме – это точно. Некое осознание, чувствование. Вот мой личный биотоп - узаконенный и заверенный документом с гербовой печатью. Он, что, правда – мой? А почему тогда никто из «моего» биоценоза не признает мое право собственности? Почему они не спрашивают у меня позволения заселиться на моем биотопе? А я отвечу: да потому что они меня в упор не замечают. Может быть, даже и не видят. Так у них глаза устроены. А ведь, возможно, в этом же пространстве спокойно сосуществуют множество других биотопов со своими биоценозами? Только их присутствие от меня скрыто таким же моим непониманием, как от гусеницы махаона - эмоционально–чувственное восприятия стихов Пушкина… И я задаю себе вопрос: все эти учения и откровения, коих я навпитывал в себя по самую маковку, не дают мне того, чего я от них ожидал – не потому ли, что поторопился я таким вот образом «вскрыть ножом разумных определений кокон своего присутствия на планете»? Ведь все равно все идет так, как идет. И, согласно одной из выученных истин: все будет так, как должно быть, даже если будет иначе. И я вспоминаю некое свое состояние, которое приходит в разные периоды. Состояние – чувствования. И даже разум уже соглашается с тем, что его «знание» само по себе ничего не дает, если не переходит на «осознание», на «чувствование». Это такое тонкое ощущение, которое невозможно описать словами. И, похоже, гусеница в коконе именно так вот и ощущает этапы своего развития. И – это уже чисто жаргонное определение: нефиг лезть в то, чего мы не понимаем. И никогда не поймем. В свой личный кокон – в первую очередь. Ну, и в другие – тоже.

* * *

И вот я лежу на траве, вялюсь вместе с Лапухом на солнышке, вспоминаю некоторые «учения» от некоторых моих «учителей» и… откровенно веселюсь. Кто меня только чему ни пытался научить! Где ни появлюсь – со всех сторон учителя сбегаются. Или… у всех так? Просто раньше я не обращал внимания на такой массовый бум учительства? Даже вот на даче – и то не давали одно время спокойно «просто быть». Продвинутые землепользователи – отдельные индивидуумы – пытались научить меня правильному поведению в отношении разумного использования моего участка. Примерно так: -Ну, что ты все лежишь да загораешь? Грядку бы вскопал, картошки посадил. Вот как все тут, соседи твои… Это прежде было. Сейчас уже не лезут со своими назиданиями. А знаете, почему? А я им всем по очереди свою любимую притчу-анекдот рассказывал. Как бы и без намека. Просто шутка посмеяться. Подействовало. Притча придумана не мной. Я ее вычитал давно в каком-то журнале. И с тех пор она принадлежит к категории моих дежурных определений моего места в моем же мире. Хотите, поделюсь? Так, без всякого умысла. Может, кому-то она еще пригодится в качестве зонта от «ливня заумных назиданий». Вот она:

* * *

Лежит папуас под бананом. Подходит к нему белый бизнесмен и говорит:

- И чего ты тут лежишь просто так? Встань, нарви бананов.

Папуас ему в ответ:

- А зачем?

- Как зачем? Отнесешь бананы на базар, продашь, у тебя деньги будут.

Папуас опять свое:

- А зачем?

Бизнесмен не унимается:

- На эти деньги купишь себе плантацию бананов, наймешь работников.

Папуас: - А зачем?

Бизнесмен:

- Ты что такой тупой? Работники будут работать на тебя, твои бананы собирать, продавать их. А ты будешь в это время под бананом лежать!

Папуас в ответ:

- Так я и так лежу…

* * *

Вот так я отучил соседей учить меня «лежать под бананом». А есть еще один анекдот, про меня-ранешнего. Может, и не только про меня, но про меня-ранешнего – точно. Я таким когда-то был. Когда еще под бананом не лежал. Вот:

* * *

Шел по улице некто Мыкола Абрамович Иванов… нашел кошелек… поднял… открыл… посчитал… Не хватает…

* * *

Что, дорогой? Один ты тут остался. Остальные уже все всё поняли. И разошлись по своим делам. А у тебя что, еще вопросы остались? Спрашивай, попробую ответить.

- А вот… про «под бананом». Ты ведь раньше чем-то занимался. Учился, работал… А как же сейчас? И что теперь делаешь?

- Так я же уже сказал: лежу под бананом. И смотрю по сторонам. И себя-прежнего вспоминаю. И веселюсь от этих воспоминаний. Меня здесь, на «моем» биотопе, «мой» биоценоз мудрости житейской учит. А мудрость - в том, что все приходит в свое время. Без перепрыгиваний через положенные стадии развития. И если мне сейчас куколкой быть надлежит – я не стану из нее вылезать до срока. И другим не дамся меня из кокона насильно вытаскивать. А когда срок придет – про то мне не ведомо. Вот я и не дергаюсь. Кокон – не аллегория. Я сейчас и вправду как в коконе. Прежде вокруг меня постоянно какие-люди были. Приятели. Друзья. Коллеги. И вот однажды такое желание у меня возникло - в монастырь уйти от суеты мирской! Сам не пойму, откуда такое желание пришло. Но ведь пришло? И вот она, келья моя. Мой личный мир. Правда, не за стенами каменными древними, не в окружении попов да схимников, а… вот здесь, на травке. Но вокруг-то уже никого из прежнего окружения нет! Куда-то сами поисчезали. Как-то вот так. И получается, что неведомое мне Некто из Ниоткуда приложило к этому состоянию свое крылышко? Другого объяснения у меня просто нет. И ладушки. Моя «келья» меня вполне устраивает. Да и ощущение есть такое, что в свой срок покину я ее. Но уже не прежней гусеницей, а бабочкой.

- А вот бы и мне так…

- Так – не получится. Все у тебя будет «по-твоему». Как ни у кого нет. Это – даже к бабке не ходи за предсказаниями. Проверено мильёны разов. Я ведь не один такой «под бананом». Будда, например, под деревом сидел. И что? Сравнил себя с ним? А почему бы и нет? Мы ведь все из одного биоценоза, на одном биотопе развиваемся. И стадии развития у нас одинаковые. В сроках только различие. А уж у кого какая скорость проживания – это на примере той же эфемероптеры-поденки можно убедиться. Вот, собственно, и весь совет… Что еще? Опять не понял? А знаешь, друг любезный, дам-ка я тебе один бесплатный неназойливый совет. Он тебя совершенно ни к чему не обяжет, но… возможно, ты сам что-то поймешь про себя. А пойди-ка ты к своему компьютеру, да набери в строке поиска адрес один. Простой. Там и ответы на все свои вопросы найдешь. Я тебе обещаю. Сам там однажды был. И – ох как много про себя узнал!!! Потому и не заморачиваюсь более ничем. Не напрягаюсь, чтобы позже не искать способы и средства расслабляться. Адрес этот- страница. А на ней – басня Сергея Михалкова «Осел и Бобр». Прямо сейчас скопируй ссылку и зайди туда.

Осел и Бобр \ Басня С.Михалкова\ http://pritchi.ru/id_5568

И если уж и эта подсказка тебя ничему не научит, то тогда… извини… Вставай, Лапушок! Пойдем играть в интересную игру «Сосиска на столе»? Тебе – для пользы живота, мне – просто посмеяться. Смех – он ведь тоже чему-то учит. Но только когда не над другими смеешься, а над собой. Над другими не надо. Нельзя. А над собой – сколько угодно! Да почаще и побольше! А я… обожаю над собой прикалываться! Враз весь пафос улетучивается и важность личная обращается в простое Я – Есмь – Присутствие… в нашем общем биоценозе… на общем биотопе…

* * *


4 комментария к записи “Мемуарики - 1. Про гусеницу… и не только…”

  1. Извини брат,в данный момент некогда читать.. , я смотрю комментарии открыты и решил спросить: как у тебя с сайтозависимостью? вылечился? или может и не страдал? :pardon:

    Цитировать
  2. Antiskeptik (26 мая 2012 г. в 19:14)

    Извини брат,в данный момент некогда читать.. , я смотрю комментарии открыты и решил спросить: как у тебя с сайтозависимостью? вылечился? или может и не страдал?

    Antiskeptik, у него всё хорошо. Просто всё хорошо. :)

    Цитировать
  3. Биотоп…биоценоз…био….мдя! О_о

    Цитировать
  4. А может просто жизнью жить?
    Игра ведь может затянуться.
    И не успеешь оглянуться,
    Как старость рядом побежит. :)

    Цитировать

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Мемуарики - 1. Про гусеницу… и не только…