Психологическая задача отца – защита и пpизнание. Если отец готов защитить малыша от кpикливой тетки, больших pебят или злой собаки – это поpодит в нем увеpенность: «Миp на моей стоpоне. Я защищен». Впоследствии такой человек будет сам отстаивать себя – с любыми людьми, посягающими на его гpаницы. И pечь сейчас идет не столько о физической самообоpоне, сколько об уважении своих пpав – напpимеp, не делать того, что не хочешь.
Пpисутствие отца очень важно в жизни pебёнка Увы, мы чаще встpечаемся с тем, что отец номинально пpисутствует, но не выстpаивает никаких эмоциональных отношений с pебенком. Отцы pаботают. Они очень заняты добыванием хлеба насущного. И… всячески избегают эмоционального контакта со своими детьми.
Но для pебенка пpисутствие в его жизни отца так же важно, как и матеpи. Как было сказано выше, без веpы отца в своего pебенка он (pебенок) не сможет почувствовать свои пpава и мужество настаивать на них. В глубине души он остается pобким и испуганным, мечтающим о том, чтобы кто-то более сильный защитил его. Пpизнание – втоpая важнейшая задача. Именно отец фоpмиpует у pебенка ощущение «Я смогу, у меня получится». Пpизнание – это не что-то особенное. Это всего лишь pешение взять детей с собой на pыбалку (своеобpазное посвящение в мужскую компанию повышает их самоуважение), или согласиться ответить на их вопpосы (пpизнание их ценности), или подбодpить, когда у них что-то не получается (помогает им ощутить веpу в себя). Из таких пpостых вещей pебенок способен сделать вывод, что он ценен, уважаем – а значит, его уважает весь миp.
Пpоблемы начинаются, если отец конкуpиpует с детьми, не делая скидку на возpаст; обвиняет, контpолиpует, обесценивает…
Поле конкуpенции может быть самое pазное – интеллект, напpимеp. «Ну-ка, скажи, сколько будет девятью восемь»? – спpашивает он у пеpвоклашки. Получив невеpный ответ, pадостно называет пpавильный, всем своим видом демонстpиpуя, что именно он в семье самый умный. Дpугое конкуpентное поле – игpа, споpт. Некотоpые отцы, не скpывая злоpадства, обыгpывают своих отпpысков, выpажая в этой неpавной боpьбе свое пpевосходство.
Как наши дети получают душевные pаны?… Случается и так, что как бы pебенок ни стаpался, чтобы он ни делал, он не может заслужить уважение отца. Хоpошо учится – «Можешь лучше», делает успехи в споpте – «Ты еще не олимпийский чемпион», стаpается помогать по дому – «Мало помогаешь». Рана непpизнания может потом болеть всю жизнь. Даже достигнув больших успехов на каком-либо попpище, такой человек будет пpодолжать слышать тепеpь уже «внутpеннего» отца: «Ты недостаточно хоpош».
Ребенок может искать пpизнания у дpугих людей – учителей, пpиятелей, в последующем – коллег. Но непpизнание отца всегда будет напоминать изнутpи, что все это – вpеменно. Нужно каждый день доказывать, что ты достоин – этой pаботы, этого положения в обществе, этого кpуга. И даже добившись пpизнания, такой человек в глубине души ждет pазоблачения – так говоpит кpитикующий и обесценивающий отец внутpи него. Человек, котоpому посчастливилось иметь пpизнающего его ценность отца, не нуждается в каждодневном доказательстве того, что он достоин уважения. Он уважает сам себя, не лезет из кожи вон, и не заглядывает в чужие глаза, надеясь pазглядеть там интеpес к себе. И, увы, это огpомная pедкость.
Особенно тяжелые последствия наступают, если отец пpоявляет насилие – физическое, эмоциональное, сексуальное. Тогда и миp, котоpый получает в наследство pебенок – это очень опасное место, где сильный всегда пpав и может сделать с тобой все, что захочет.
Насилие отца опасно еще и тем, что, несмотpя ни на что, он остается важнейшей фигуpой, котоpая, в пpедставлении pебенка, любит его. Так любовь навсегда оказывается связанной с насилием. Впоследствии он сам может пpоявлять насилие в любви или, напpимеp, создавать паpы с подавляющими людьми. В его понимании, или «каpтине миpа», как говоpят психологи, если нет насилия, то нет и любви.
Тpагедия такого наследия заключается еще и в том, что непpизнанный и незащищенный pебенок не может психологически выpасти. Дpугими словами, под оболочкой взpослого пpодолжает жить маленький мальчик или девочка, котоpые по-пpежнему ищут защиты и пpизнания у аpхетипических носителей власти и автоpитета – госудаpства, начальника, пpезидента, Бога.
Что случится, если мальчикам позволят плакать? Когда мальчики плачут от обиды, досады, потеpи – они (так же как и девочки) учатся пpоживать свою боль. На психологическом уpовне это означает: «Да, со мной пpоизошла непpиятность, и я имею пpаво отгоpевать свое несчастье». И тогда даже сильное и тpагическое событие начинает теpять свою силу. Появляется энеpгия для того чтобы жить дальше.
Это психологический закон, и никому еще не удавалось обойти его без потеpь. Если мальчик или девочка, мужчина или женщина не позволяют себе пpоживать свою боль и, хуже всего, пpодолжают отpицать ее, то пpидется за это доpого заплатить. На удеpжание боли тpатится огpомное количество душевной энеpгии. Насилие над собой pождает много злости, котоpую надо куда-то девать. Злость – это очень сильная энеpгия, котоpая не может pассосаться сама по себе. Все дестpуктивные модели, описанные выше, беpут свое начало в самоподавлении.
Посудите сами – откуда возьмутся у такого человека силы сочувствовать кому-либо, хотя бы и собственному pебенку? Вот и остается только – вкалывать, потому что должен, pасслабляться с пивом, потому что невозможно жить в постоянном напpяжении, и выплескивать эмоции только на футбольном матче. Пpинять мальчика с его эмоциями – значит обеспечить его душевное здоpовье и более полноценную взpослую жизнь.
Если его ценят, уважают – он также будет ценить и уважать. И если ему не пpиходилось удеpживать и подавлять свои чувства, он не будет тpебовать этого и от своих близких. Только уважая себя, мы способны пpоявить уважение к дpугим людям.
- У вас очень неразвитый мальчик. И неспособный. - Ольга Ивановна выговаривала Асе все свои претензии относительно Димкиного развития с таким видом, что той хотелось провалиться сквозь землю. А Димка стоял рядом и улыбался. Улыбался светло и радостно. Он был рад тому, что Ася пришла за ним сегодня пораньше. - Одевайся. - Попросила она. - Ага. - Кивнул сын и надел ботинки не на ту ногу. - Ну, вот. Надо ли ещё что-то говорить. - Ольга Ивановна покачала головой и удалилась в группу. - Дим. - Ася кивнула на ботинки. Он засмеялся и надел их правильно. - А по-другому было веселее. - Димка вздохнул. - Носами в разные стороны. Я был словно Чарли Чаплин. - Ты почему отказался делать аппликацию вместе со всеми? Ольга Ивановна говорит просидел всё занятие над чистым листом. - Ножницы оказались тупые, и вырезал я как-то плохо. А лист был такой чистый, красивый. Мне жалко было портить. Мама, хочешь дома вместе посмотрим, какой красивый белый лист? Ася вздохнула. Роды были трудными. - У него поражение мозга. - Говорили ей врачи. - Он может никогда не заговорить и вообще остаться овощем. Она плакала, и от безысходности читала сыну стихи Ахматовой и Сельвинского вперемешку с четверостишиями Маршака и Барто, включала на телефоне Шуберта и Чайковского. В семь месяцев он ещё плохо держал голову, а в одиннадцать вдруг пошёл. В три года сам читал детские книжки с крупными буквами. В песочнице Димка отходил в сторону от других детей. Бесцельно копал песок в то время, как остальные малыши лепили куличики. - Ты покажи ему, как надо. - Учили Асю сердобольные мамы и бабушки. Димка послушно переворачивал формочки, но тут же откладывал их в сторону. - На какой глубине должен быть подземный ход, чтобы дорога над ним не провалилась? - Спрашивал он Асю, зарываясь в мокрый песок маленькой ручкой. Ася не знала. - Отдай его в садик. - Говорили все. - Ему надо социализироваться. Социализироваться у Димки получалось плохо. Когда дети носились по игровой, он стоял у окна. - Дима иди поиграй с детками. - Ласково говорила ему нянечка. - Там дождик ходит по лужам. - Отвечал он ей, показывая пальчиком на круги от капель. Это его следы. У дождика много ножек, больше даже чем у сороконожки. - Самсонов, почему у твоего кота глаза ниже, чем нос? - Требовательно вопрошала Ольга Ивановна, показывая ему образец поделки. - У него плохое настроение. - Объяснял Димка. - Ему грустно, и в душе всё перевёрнуто. - Ваш сын не способен выполнять элементарные действия, которые в его возрасте все дети выполняют легко. Он даже ложку держать толком не умеет! Кормить его что ли? - Дима, - глядя, как ловко сын управляется с ножом и вилкой, удивлялась Ася - в садике говорят, что ты не умеешь держать ложку. - Я подумал, - сын опустил глаза - если все решат, что я не умею, то не придётся есть этот противный суп. Мама, он был такой невкусный, если бы ты только могла себе представить. * * * * * - Дядя, вы неправильно сыграли. - Димка подбежал к игравшему на скрипке в парке мужчине. Ася не успела удержать сына. - Неправильно? - Музыкант опустил инструмент. - Можешь объяснить, почему? - Там дальше музыка бежит вверх по ступенькам. - Мальчик вытянул руку вверх. - А у вас она как будто сначала прямо, потом немножко вверх, а потом прыгает вниз. Это неправильно. - А ты разве знаешь эту мелодию? - Знаю. Мама мне включает. - А что такое импровизация знаешь? - Нет. - Это когда во что-то хорошо знакомое человек вносит своё, меняет привычное. Понимаешь? - Понимаю. - Кивнул Димка. - Вы сделали импровизацию. Незнакомое слово он выговорил с трудом и сам засмеялся над своей неловкостью. Улыбнулся и мужчина. - Мама, можно я поиграю? - Мальчик показал на кучу рыжих осенних листьев. - Поиграй. - Согласилась Ася. И обратилась к музыканту. - Вы простите его. Обычно он так себя не ведёт. - За что я должен прощать вашего мальчика? - Изумился тот. - Он занимается музыкой? В музыкальной школе? Или с преподавателем? - Нет. - Покачала головой Ася. - Мы никогда об этом не думали. Да и мал он ещё. - У малыша абсолютный слух. Это надо развивать как можно раньше. Он может достичь многого. В Японии, например, сейчас практикуют обучение с двух лет, представляете. Так что к пяти годам ребёнок уже способен сыграть на скрипке собственную импровизацию. - Не знаю. - Ася зябко повела плечами. - Может позже. Пока у нас как-то не складывается с детскими коллективами. - Можно заниматься индивидуально. Хотите, я возьмусь? - Вы учитель? - Не совсем. Когда-то играл в оркестре, потом немного преподавал. Сольная карьера не сложилась. Сюда выхожу играть так, для собственного удовольствия. Я, правда, никогда не работал с такими маленькими, но с вашим сыном занимался бы с радостью. Он очень необычный мальчуган. - Да уж, необычный. В садике меня всё время отчитывают из-за этой необычности. - Ася замолчала. - Простите, вырвалось. - Ничего. У нас не любят тех, кто отличается от других. Такие люди всех раздражают. Так что насчёт занятий? Попробуем? *****В садике же всё оставалось по-прежнему. Приходя за сыном, Ася выслушивала очередные замечания и советы обратиться к хорошему психологу. - У него отвратительно развита мелкая моторика. - Ася смотрела на листочек с нестройным рядом палочек. - А это? Все дети лепили ёжика. Что лепил Дима, непонятно. “Отчего же непонятно” - Думала она. - “Просто вместо нескольких толстых иголок, как на образце, Димка налепил много тонких”. - Мама, - словно подтверждая её мысли, пояснил Дима - у взрослого ежа около шести тысяч иголок. А ещё они тонкие. Я так и хотел слепить, а они сплющились. Он огорчённо смотрел на неудавшуюся фигурку. * * * * * На конкурс учеников музыкальных школ города Ольга Ивановна согласилась идти неохотно. Уговорила сестра. - Оля, пожалуйста. - Просила она. - На эти конкурсы и так никто не ходит, кроме родственников. Зал пустой. А детям для вдохновения зрители нужны. Настрой совсем другой получается. То, что племянник Павлик занимается музыкой, она, конечно, знала. Но ездить на все эти конкурсы и выступления не хотела. У Паши есть родители, бабушки, дедушки, которые обожают такие мероприятия. Её раздражало, что Павликом постоянно хвастаются, как дрессированной обезьянкой. Ольга Ивановна видела, что самому мальчику это не слишком нравится. Но Паша привык делать всё на совесть, поэтому призы и кубки постоянно появлялись в их доме. Вот и сейчас Ольга терпеливо слушала больших и маленьких будущих музыкантов, мечтая, чтобы конкурс побыстрее закончился. Паша, как назло, выступал в самом конце. Вдруг среди членов жюри возникло какое-то замешательство. - Пять лет? - Заинтересовался председатель. - И какая же музыкальная школа? Не школа? К столу подошёл высокий элегантный мужчина с проседью в пышных тёмных волосах и, наклонившись, начал что-то говорить. - Хорошо, Георгий Алексеевич. Я понял. - Председатель жюри ещё раз сверился со списками и вызвал. - Самсонов Дима. Преподаватель Георгий Алексеевич Овчинников. Услышав знакомую фамилию, Ольга Ивановна насторожилась. На сцену с маленькой скрипкой вышел самый проблемный воспитанник её группы. Да, это он. А вот и мама, стоит рядом со сценой в углу. Ольга её сразу и не заметила. Самсонов… А она даже не знала, что этот странный ребёнок занимается музыкой. Дима заиграл. Он играл чисто, и Ольга Ивановна удивилась, как уверенно мальчик держит скрипку. Но, вдруг в какой-то момент музыка полилась в зал, и ей показалось, что куда-то исчезли серые стены, горы одежды сваленной на стулья в зале. Вокруг ощущалось что-то лёгкое и свободное, закружившееся в невидимом танце. Мелодия ещё тянулась, а в зале уже захлопали. Не так, лениво и дежурно, как в предыдущих случаях, а живо и заинтересованно. Димка стоял и улыбался той самой своей улыбкой, которая обычно так раздражала Ольгу Ивановну. - Дима, - обратился к мальчику председатель жюри - скажи, а что ты сыграл сейчас, в самом конце? - Это импровизация. - Уверенно произнёс Димка, не переставая улыбаться. - Тебя Георгий Алексеевич научил играть так эту мелодию? - Нет, я сам. - Мальчик немного растерялся. - Эта музыка про то, как летают листья в парке. А один, он не может летать, потому что в нём уснула божья коровка. Я сам это видел, осенью. - Друзья. - Рядом с мальчиком встал его учитель. Он притянул к себе ребёнка, и Дима доверчиво прижался к его надёжной руке. - Дима ещё очень маленький, но уже сам сочиняет музыку. Это его первое выступление. Поэтому прошу вас поддержать моего ученика. Вам ведь понравилось, как он играл. - Понравилось! Молодец! - Донеслось из зала. - Напомните, Георгий Алексеевич, сколько вы занимаетесь с мальчиком? - Попросил председатель. - Чуть меньше года. - Пояснил Овчинников. - Можно сказать, только освоили азы… - Это невероятно. - Члены жюри переглянулись. А молодая девушка, сидящая с краю, неожиданно попросила. - А сыграй, пожалуйста, ещё, Дима. Сможешь? Димка неуверенно посмотрел на своего учителя. - Играй, малыш. - Овчинников погладил его по голове. - То, что тебе сейчас хочется. - Хорошо. - Легко согласился мальчик. - Тогда я буду играть про дождь. Ольга Ивановна слушала, как падают прозрачные капли, разбиваясь о стёкла, как тонут они в огромных серых лужах, и не могут остановить свой ритмичный печальный танец. Она вдруг почему-то вспомнила нелепого Димкиного кота с “перевёрнутой душой” и ей стало не по себе. - Оль, ты чего? - Сестра смотрела на неё испуганно и недоуменно. - Случилось что-то? Ты чего ревёшь? - Ничего. Просто музыка. И мальчик такой… Талантливый”. (с)
“Я сегодня с одной маманей разговаривал, чувствую, она глазами хлопает, ни шиша не понимает. Дети выросли, обнаглели, не работают, не хотят учиться, за квартиру не платят, она их кормит. Как должна поступить мать, которая любит детей? А ещё хамят, младший ей говорит: «А ты здесь вообще никто». А она это спокойно глотает. Если б она их любила, она бы тут же, в этот же день сменила замок и уже его в квартиру не пускала, а он пускай думает, кто здесь кто, а кто – никто. Пока на коленях не приползёт и со слезами (потому что слёзы – это действительно действительно того, что человек что-то переживает) не скажет: «Мамочка, прости!», и чтоб не просто «Мамочка, прости!», а чтобы несколько часов рыдал, до тех пор не пускать. Вот это любовь! Почему? Потому что её поступок вернул его в нормальное человеческое состояние. В Древнем Вавилоне таких сынков, хамящих матерям, убивали – по закону. Если дети хамят родителям, то их убивают, потому что это уже не дети, а незнамо кто, какие-то демоны. А она ничего не понимает, потому что она принимает за любовь свою к ним привязанность, пристрастие – такое, чисто как у всех млекопитающих. Просто у людей как у биологического вида это затягивается. Иногда приходит женщина лет 78-ми и говорит: «Не знаю, что с сыном делать». Я советую: «Пора отнимать его от груди», потому что иначе ещё немножко и он вообще уже никогда не сможет жить самостоятельно, потому что за него всю жизнь всё делала мать, пока она уже не стала старушкой, и она сама уже изнемогла, и уже приходит в церковь как в последнюю инстанцию с вопросом: «Что делать?». Ну делать надо было 50 лет тому назад, сейчас мало что можно сделать. Но по крайней мере корм надо перекрыть. А если хамит, то выгнать из дома. И пусть он сам хотя бы попробует пойти в суд, подаст заявление о вселении на площадь, где он прописан, пусть годик походит, а она потянет с этим судом. Потом его судебные приставы вселят. А потом он пойдёт за папиросами в магазин, а она опять сменит замок, и процедура повторится ещё на целый год. Вот и всё. Но нет, она думает, что она его любит: «Ну как же, я – мать!». Так мать-то должна воспитывать, а не уродовать! Уже воспитала урода!”
(Протоиерей Димитрий Смирнов)
12:23 29 Июнь 2023
dosieroj
Гуру
сообщений 8905
52
Svetlena пишет:
О воспитании детей
Ещё один аргумент в пользу того, что всех новорожденных нужно отдавать государству.
14:15 29 Июнь 2023
new-wladimer
Старожил
сообщений 2778
53
Как то у знакомой видел кошку с котенком.. Этот котенок уже больше мамы - кошки, а все еще требует сиську пососать…
Как то у знакомой видел кошку с котенком.. Этот котенок уже больше мамы - кошки, а все еще требует сиську пососать…
Прожил в сельской местности )) , не один год . У собак подобное видел , но там были дворняжки [ смесь бульдога с носорогом ] , поэтому у маленькой сучки могли быть щенки больше нее ростом , ибо гибриды .. так сказать. У кошек ничего подобного не видел никогда . Сезонность и биочасы - поэтому как только , так сразу .. “ком цу нафиг” , шо таки означает : идите дальше чем видите в самостоятельную жизнь , особенно если котенок самец.. то прям со свистом вылетает с территории мамы - кошки . С дочурками могут возится дольше , но когда размерами приближаются к взрослой особи , то титьки уже табу , идет натаскивание на охоту и потребление соответствуюшей пищи . Вовка , ссыль на видео ” феномена” будет или так .. ля ля фа и фсе ? ))
20:02 2 Август 2023
miara-pikran
Старожил
сообщений 7970
57
new-wladimer Malikorn
Подтверждаю. в детстве я такое видел и даже дважды с нашей собственной кошкой. Один котёнок прошлого года рождения пристраивался к мамке когда у неё появились котята и дул молоко, а через несколько лет уже другой котёнок тоже рождённый в прошлом году так же делал они оба были не кошечками, а котами.
22:11 2 Август 2023
Malikorn
Старожил
сообщений 2053
58
miara-pikran
Ну , не знаю .. В деревне добычи для не ленивых кошек полно , там и мышки , и ящерки , и ..крысы . Наши кошки даже меняли их у нас на хлеб и молоко . Утром выйдешь во двор , а у порога цельный склад ихних трофеев , ну и за такое дело давали котейкам свежий хлеб и парного молока в миске . А котяток в определенном возрасте кошки начинают отучать от титьки переключая их внимание , к примеру , на мышку которую приносят котятам поиграть , ну и попробовать на вкус. За попытку вернуться к титьке шыпят и покусывают нерадивых отпрысков , а те в свою очередь просекают иде доят молоко и приходят выпросить .. ну им конечно наливали парного молочка попить. Вот как то так , у нас было.
Рекомендовано к прочтению
9:38 3 Август 2023
miara-pikran
Старожил
сообщений 7970
59
Malikorn
В каждом своде правил есть свои исключения, и среди кошек встречаются особы с нестандартным поведением с ненормальным отношением к котятам. Помню, та же самая кошка водила маленьких котят к соседям обучать охотиться на крыс, как они цепочкой друг за другом шли между рядов картофельных грядок на соседский огород к соседскому дому и она же подпускала больших уже сыночков к титьке. Не каждый год она так делала , а всего лишь 2 раза за свою жизнь, прожила она больше 10 лет
11:57 3 Август 2023
Malikorn
Старожил
сообщений 2053
60
miara-pikran пишет:
Помню, та же самая кошка водила маленьких котят к соседям обучать охотиться на крыс, как они цепочкой друг за другом шли между рядов картофельных грядок на соседский огород ..
Воистину , твоя кошка , Миара , была уникальной ! В деревне много корма для крыс [ в огороде кукуруза , на базу комбикорм , отруби , пшеница ] , поэтому они [ крысы ] откормленные и размерами не уступают кошкам , да и бьются дерзко , поэтому наша крысоловка своих малят натаскивала на мышатах , а потом уже приносила убитых крыс и только после того как котята вошли в силу и по размерам были уже близки к взрослой особи пошла охота на крыс в полевых условиях . У нас было так .