Версия программиста Лэда Скрэнтона (как впрочем и самого Гриоля) о том, что представлял собою Ого до того, как стал главным персонажем догонской мифологии, –«Бледным Лисом» Земли:
«…яйцо Аммы образовалось до существования света, а его разрушение, (или открытие глаз Аммы) , является причиной возникновения света…
Фрагменты, которые могут иметь отношение к свету и его свойствам, обнаруживаются в «Ого», считающего себя равным Амме и стремящегося создать собственную вселенную. Ого представляется подходящим именем для символа света из-за его лингвистического сходства со словами, относящимися к зрению, — такими, как испанское слово оjо, означающее «глаз», и немецкое Augeс тем же значением».
( есть так же сходство и со словом Око)
Лэд Скрэнтон предполагает, что сестра Ого, которую он так искал, изорвав всю плаценту, – это “Время” :
«Ого можно считать догонской персонификацией света, а его действия — рассматривать как метафору свойств света. Гриоль и Дитерлен пишут об этом в «Бледном лисе»…
На образном уровне мы видим в этом отрывке отношения между светом и электроном. Сам по себе фрагмент касается многих характеристик света: Ого постоянно находится в движении, связан со свойствами электрона, испускается после того, как электрон меняет уровень энергии из-за столкновения. В результате “столкновения Ого и Сене”, Сене теряет два элемента: воду (египетский иероглиф в виде волнистой линии — тот же символ, который современная наука использует при описании электромагнитных сил) и огонь (мифологический символ света и энергии).
Египетский иероглиф слова senk -”лучи света” (возможно связанным со словом Сене), выглядит так:
Другое прочтение этого слова может быть следующим: «связь с электромагнитной орбитой отпускает тебя», где под словом «тебя» имеются в виду «лучи света»: Если наше определение Ого как света верно, то описание его сестры-близнеца в мифе догонов указывает на образ Времени. Мы знаем это потому, что между светом и временем существует связь, о которой говорится в теории относительности.
Хокинг объясняет эту связь в «Краткой истории времени»:
«Теория относительности расширила наше понимание пространства и времени. По теории Ньютона, если пучок света послать из одного места в другое, то различные наблюдатели согласятся между собой в вопросе количества времени, необходимого для преодоления этого пути (поскольку время абсолютно). Однако они необязательно придут к единому мнению относительно расстояния, которое прошел этот свет (поскольку пространство не абсолютно). Скорость света — это пройденное им расстояние, поделенное на время пути. Разные наблюдатели измерят разную скорость света. Однако теория относительности гласит, что все наблюдатели сойдутся во мнении по поводу величины этой скорости. Однако у них нет единого мнения о расстоянии, которое преодолел свет, а следовательно, и о времени, которое это путешествие заняло… Другими словами, теория относительности перечеркивает мысль об абсолютном времени!
Вывод следующий: чем быстрее кто-либо движется, тем медленнее течет время. Значит, независимо от того, как быстро передвигается предмет, он никогда не достигнет скорости света».
В «Бледном лисе» Гриоль и Дитерлен объясняют, как догоны выражают ту же самую идею, связанную с Ого и его женским близнецом, олицетворяющим время:
Ого оторвал от плаценты [квадратный] кусок, где в процессе формирования находился его женский близнец… Он думал, что таким образом сможет взять ее с собой. Однако Амма убрал из плаценты основной духовный принцип созревания… Все стремления Ого теперь будут связаны с поиском и возвращением своего потерянного близнеца… Он никогда ее не найдет.
Упоминание квадратной части плаценты наводит на мысль о наделении квадрата символическим значением пространства. Гриоль и Дитерлен приписывают Ого изначальное создание измерений пространства и времени, а эти научные концепции тесно связаны с образованием света. Еще одной ключевой характеристикой света является его способность преломляться в спектр различных частот. Рефракция происходит, когда свет проходит сквозь различные среды. Любые изменения в среде влияют на частоту и, следовательно, на цвет видимого нами света. Чтобы описать этот феномен, догоны рассказывают о мифическом путешествии Ого.
«Ого начал с востока, путешествуя на юг, затем повернул на запад и на север, в противоположность Амме, который, начав с востока, продолжил путешествие на севере. Отправившись в дорогу в противоположном Амме направлении, Ого в конце концов повернул туда же, что и Амма, завершив второй путь внутри первого, и пересек два ромбовидных контура, один внутри другого… Эти похождения разделили плаценту и самого Ого на полосы, и он носит их до сих пор: три на теле и четыре на лице… Эти полосы таковы:
— на теле: красный, белый, черный;
— на лице: серый, желтый, зеленый, синий».
…человеческий глаз способен видеть лишь часть спектра, которая называется видимым светом. В повседневном употреблении термин «свет» относится лишь к тому участку спектра, который люди могут воспринимать. Ого олицетворяет именно такой свет.
Амма боялся, что Ого сможет сотворить мир точно так же, как и он сам… Раздраженный его успехом, Амма отрезал у него вену языка. Так Ого утратил полную силу своего голоса, а значит, и некоторые звуки, которые мог издавать.
Как уже упоминалось во введении, важность идеи света для догонов подтверждается наличием корня ogo в трех важнейших словах: hogon, Dogon и «Оготеммели». По мнению североафриканского этнолога Хелен Хаган, похожее значение как в египетском языке, так и языке амазиг имеет корень akh. Он появляется в словах ankh(«анх»), aakhu(«наделенный духом»), aakhut(«мудрые учителя») и Aakhu-t (имя Исиды, Сотис или Сириуса)”.