Добро или зло?
Я уже умер? спросил человек.
Угу,- кивнул демиург Шамбамбукли, не отрываясь от изучения толстой внушительной книги.- Умер. Безусловно.
Человек неуверенно переступил с ноги на ногу.
И что теперь?
Демиург бросил на него быстрый взгляд и снова уткнулся в книгу.
Теперь тебе туда,- он, не глядя, указал пальцем на неприметную дверь.-
Или туда,- его палец развернулся в сторону другой, точно такой же,
двери.
А что там?- поинтересовался человек.
Ад,- ответил Шамбамбукли.- Или рай. По обстоятельствам.
Человек постоял в нерешительности, переводя взгляд с одной двери на другую.
Аа… а мне в какую?
А ты сам не знаешь?- демиург слегка приподнял бровь.
Ну-у,- замялся человек.- Мало ли. Куда там мне положено, по моим деяниям…
Хм!- Шамбамбукли заложил книгу пальцем и наконец-то посмотрел прямо на человека.- По деяниям, значит?
Ну да, а как же ещё?
Ну хорошо, хорошо,- Шамбамбукли раскрыл
книгу поближе к началу и стал читать вслух.- Тут написано, что в
возрасте двенадцати лет ты перевёл старушку через дорогу. Было такое?
Было,- кивнул человек.
Это добрый поступок или дурной?
Добрый, конечно!
Сейчас посмотрим…- Шамбамбукли перевернул страницу,- через пять минут
эту старушку на другой улице переехал трамвай. Если бы ты не помог ей,
они бы разминулись, и старушка жила бы еще лет десять. Ну, как?
Человек ошарашенно заморгал.
Или вот,- Шамбамбукли раскрыл книгу в другом месте.- В возрасте
двадцати трёх лет ты с группой товарищей участвовал в зверском избиении
другой группы товарищей.
Они первые полезли!- вскинул голову человек.
У меня здесь написано иначе,- возразил демиург.- И, кстати, состояние
алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. В общем, ты ни
за что ни про что сломал семнадцатилетнему подростку два пальца и нос.
Это хорошо или плохо?
…. Человек промолчал.
После этого парень уже не мог играть на скрипке, а ведь подавал большие надежды. Ты ему загубил карьеру.
Я нечаянно,- пробубнил человек.
Само собой,- кивнул Шамбамбукли.- К слову сказать, мальчик с детства
ненавидел эту скрипку. После вашей встречи он решил заняться боксом,
чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира.
Продолжим?
Шамбамбукли перевернул еще несколько страниц.
Изнасилование хорошо или плохо?
Но я же…
Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Хорошо или плохо?
Ну, наверное…
Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?
Но ведь…
А маньяк-убийца вскоре зарежет беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного! Хорошо? Плохо?
Но…
Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести
бомбу, способную выжечь половину континента. Плохо? Или хорошо?
Но я же не мог всего этого знать!- выкрикнул человек.
Само собой,- согласился демиург.- Или вот, например, на странице 246, ты наступил на бабочку!
А из этого-то что вышло?!
Демиург молча развернул книгу к человеку и показал пальцем. Человек прочел, и волосы зашевелились у него на голове.
Какой кошмар,- прошептал он.
Но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это,- Шамбамбукли
показал пальцем на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.
Выходит… я спас мир?
Да, четыре раза,- подтвердил Шамбамбукли.- Раздавив бабочку, толкнув
старичка, предав товарища и украв у бабушки кошелёк. Каждый раз мир
находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкался.
А-а…- человек на секунду замялся.
А вот на грань этой самой катастрофы… его тоже я?..
Ты, ты, не сомневайся. Дважды. Когда накормил бездомного котёнка и когда спас утопающего.
У человека подкосились колени и он сел на пол.
Ничего не понимаю,- всхлипнул он.
Всё, что я совершил в своей жизни… чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот, наизнанку, всё не то, чем кажется!
Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим,
- наставительно произнёс Шамбамбукли.- Разве что по намерениям… но
тут уж ты сам себе судья.
Он захлопнул книжку и поставил её в шкаф, среди сотни других таких же книг.
В общем, когда решишь, куда тебе, отправляйся в выбранную дверь. А у меня еще дел по горло.
Человек поднял заплаканное лицо.
Но я же не знаю, за какой из них ад, а за какой рай.
А это зависит от того, что ты выберешь,- ответил Шамбамбукли.
Достигая предельной пустоты,
я сохраняю полный покой.
Мириады вещей возникают вместе,
я же взираю на их возвращение.
Из множества вещей
каждая восходит к своему корню.
Возвращение к корню назову умиротворением.
Это то, что зовется возвращением к судьбе.
Возвращение к судьбе назову постоянством.
Познавшего постоянство назову просветленным.
Непознавший постоянства творит зло и коварен.
Тот, кто познал постоянство, - всеобъемлющ.
Всеобъемлющий беспристрастен,
беспристрастный становится государем,
государь единится с Небом, Небо единится с Дао,
Дао единится с вечностью.
Достигший этого не встретит опасностей.
(”Дао де цзин”)
ЦитироватьЗаумно конечно только причем сдесь Вы и Ваша совесть и вера в Бога. Можете хоть тысячу раз передумать о пустотах и возвращениях к корням, только в Вас от этого ниченр не прибавится и не убавится
ЦитироватьИ зачем писать так сложно о простых вещах ума не приложу.
ЦитироватьДействительно, при чём здесь моя совесть и вера в Бога? Нет у меня веры в Бога и “совести” в твоём понимании тоже нет.
ЦитироватьСтарый анекдот.
1.В какой пословице говорится, что избыток красящего пигмента меланина в шерсти самца хищного домашнего животного не позволяет изменить масть вышеупомянутого животного с помощью водных процедур?
2.Чёрного кобеля не отмоешь до бела.
А мне вот первое роднее..)))
ЦитироватьИз фантастики вспомнился роман - названия не припомню. Как люди доносили сами на себя в соответственных автомамах-исповедниках. Главный герой донёс на себя даже когда был невиновным - вроде по “рзумному подозрению”.
Допустим, поверил. И что будет?
Для того надо уточнить: поверить в себя, как во Всё, как в Бога (единого с Богом).
И что в итоге? Полная бесперспективщина это.
Это теоретически. В “реале” - и не подумаю. Слишком благоразумен для этого.
Может, и не к месту, но вот что вспомнилось. Когда в 90-х наши домашние эзотерики упражнялись со словами на всякий лад, как славяне с известной Грамотой, выводили из грузинского слова “рай” или словосочетание “три-четыре” (с соответственными теориями), или близко звучащую фразу “прекрасное дерево”.
ЦитироватьНо - грузинский язык, имеющий очень много общего с шумерским (древний алфавит составлен халдейскими жрецами, и в нем много чего закодировано), имеет много общего и с древним востоком. Так, слово “рай” практически одинаков с состоянием “самадхи“, потому что звучит, как “самотхе“.
А ведь то - одно, а это - совсем другое по понятиям.
Роберт Шекли “Цивилизация статуса” наверно…там это есть, но совесть там не причём.
ЦитироватьТочно, спасибо.
ЦитироватьИ вообще, мне слово Бог не нравится. Мне нравится это называть “Высшее”, “Божественное”, “Дао”. Это дополнение к посту 109.
ЦитироватьРоберта Шекли читал в детстве. И по моему мнению, он превзошел многих на этом сайте. О такой свободе мыслей можно позавидовать. Как он писал о словах одного бога “Вот они(люди), мечтавшие о своём слиянии со мной, слились. Но я их не уничтожил, я только вернул часть себя в себе” Я так, для размышления…
Цитироватьвот я о том и говорю)добро и зло не фиксированные понятия)
ЦитироватьЛадно уж! Черпак добра, кастрюлька зла)) в жизни очень многих людей целый мешок необдуманных поступков, мелких пакостей, по причине “просто так!” или “да делать нефиг было!” Вот к примеру: кнопку под задницу подложить - добро или зло))) По мне, пьяный за рулем однозначное зло, какого бы возможного в будущем Гитлера он не задавил.
ЦитироватьЭта история лишний раз наводит на мысль о том, что критерием плохого или хорошего поступка является то, что находится за пределами нашего восприятия. Только от туда нам могут указать что есть добро и зло. Мы сами не в состоянии определить эти критерии.
ЦитироватьLuckyFlea пишет:
Покажите мне в Коране, где написано, что нужно убивать всех неверных? Настоящие мусульмане никогда не станут убивать иноверцев, а убивают провокаторы, которые есть во всех религиях.Вот здесь это объясняется популярно. А Вы повторяете это понятие распиаренное через западные СМИ.
Идем дальше:
Я бы сказал так, мораль не может быть современной или древней, как и Добро, во все времена были как святые люди в обществе, так и маньяки, которые убивали людей. Как отдельно человек может опуститься до бездны зла, так и целый народ (племя), о чем хорошо видно из нашей истории 20 века.
Кончились средние века, казалось бы наступило «цивилизованное общество», но в 20 веке практический целый народ (немецкий) пошёл войной на весь мир. То, что их к этому подводили, - это тема другого разговора.
Для нормального человека мерилом должно быть внутреннее ощущение, что есть плохо, а что есть хорошо, он должен логикой или интуитивно распознавать Добро или зло.
Но есть люди, маньяки и педофилы, у которых это нарушено в силу их собственных особенностей, воспитания и психического здоровья.
Будем ли мы на них равняться или на индейцев, которые убивают туристов в лесах Новой Гвинеи?
Ведь с вашей логикой, отрицания Добра можно дойти до того, что и фашизм был не преступлением, а просто так Гитлеру захотелось, - это мол его «мораль» такая, как у тех индейцев.
Во что превратиться мир тогда, если будем все так думать? В хаос превратиться и полный беспредел, по сравнению с которым даже средние века покажутся санаторием.
Ещё раз говорю, если мы отрицаем Добро, значит мы и отрицаем все то хорошее, что у нас есть. Любовь к своим детям, любимой женщине, уважение к другу и т.д. и т.п., - это все и есть Добро, в том числе.
Знаете как фашисты себя называли? Они говорили, что находятся «по ту сторону Добра и зла». Понимаете? Т.е. их логика и «философия» была точно такой же, как у многих на этом сайте, о чем я уже многократно писал. Мол нет Добра и зла, мол мы по какую-то другую сторону.
Такая «философия» и доводит до фашизма.
Есть общепринятая мораль, например, что убивать других людей – это плохо, нам это с детства объясняют. Есть законы государств, есть религии с из заповедями, в которых написано не убивай. Есть и внутреннее мерило, но, к сожалению, не у всех, поэтому и попадаются ещё маньяки и убийцы.
Мы же не будем на них равняться?!
Цитировать.”..и “совести” в твоем понимании тоже нет ”
ЦитироватьСвет, мужчины, рассуждая о совести частенько говорят: у меня там, где раньше совесть была “”" вырос А у тебя что