Для чего существует этот мир
А теперь постарайтесь понять эти сутры Патанджали.
Видимое, составленное из элементов и органов чувств, по сути, представляет собой устойчивость, действие и инертность и служит для обеспечения переживания, и, в силу этого, освобождения видящего.
Первое, что надо понять, это то, что мир существует для вашего освобождения. Много раз в вашем уме возникал вопрос: «Зачем существует этот мир? Почему так много страдания? Для чего? Какова цель мира? Ко мне приходят многие люди, они спрашивают: «Вот высший вопрос — для чего мы вообще существуем? И если жизнь — это такое страдание, то в чем же цель жизни? И если существует Бог, то почему он не может уничтожить весь этот хаос? Почему он не может уничтожить всю эту жизнь страдания, этот ад? Почему он постоянно заставляет людей жить в нем?» У йоги есть ответ. Патанджали говорит: «Для обеспечения переживания, и, в силу этого, освобождения видящего».
Это обучение; страдание — это обучение, потому что невозможно стать зрелыми, не страдая. Оно подобно огню: золоту, чтобы очиститься, нужно пройти через него. Если золото спрашивает: «Почему?», то оно остается нечистым, не имеющим ценности. Только пройдя через огонь, все, что не золото, сгорит, и останется только чистейшее золото. Вот что такое освобождение: зрелость; рост так велик, что только чистота, только невинность остается, а все непригодное сгорает.
Нет другого пути, чтобы осознать это. Да и не может быть другого пути, чтобы осознать это. Если вы хотите знать, что такое насыщение, вам придется познать голод. Если вы хотите избегнуть голода, то вы и насыщения также избежите. Если вы хотите знать, каким глубоким может быть такое утоление жажды, вам придется познать жажду, сильную жажду. Если вы говорите: «Я не хочу испытывать жажду», тогда вы упустите прекрасный миг глубокого утоления жажды. Если вы хотите знать, что такое свет, то вам придется пройти через тьму ночи; тьма ночи готовит вас к тому, чтобы понять, что такое свет. Если вы захотели знать, что такое жизнь, то вам придется пройти через смерть; смерть создает в вас чувствительность для того, чтобы знать жизнь. Смерть и жизнь — не противоположности; все дополнительно.
«Этот» мир существует для того, чтобы вы могли знать «тот» мир; «это» существует для того, чтобы знать «то». Материальное существует для того, чтобы знать духовное; ад существует для того, чтобы прийти в рай. В этом и цель. И если вы хотите избежать одно, вы избегаете обоих, потому что они — два аспекта одного и того же. Когда вы понимаете, то страдания нет: вы знаете, что это тренировка, обучение. А обучение должно быть трудным. Оно должно быть трудным, поскольку только тогда из него выходит настоящая зрелость.
Йога говорит, что этот мир существует как школа для обучения, школа для узнавания, не избегайте же ее и не пытайтесь сбежать из нее. Лучше живите ею, и живите ею так полно, чтобы снова вас не нужно было заставлять жить ею. Вот смысл наших слов, когда мы говорим, что просветленный человек никогда не возвращается — не нужно. Он сдал все экзамены, которые составляет жизнь. Ему не нужно возвращаться.
Вас нужно снова и снова загонять в прежний образец жизни, потому что вы не учитесь. Вы все время повторяете пережитое, не учась. Прежний опыт вы повторяете снова и снова — все тот же гнев. Сколько, сколько тысяч раз вы гневались? Посчитайте. Чему вы научились от него? Ничему. Всякий раз, когда будет возникать эта ситуация, вы вновь будете гневаться — все то же самое, словно вы впервые впадаете в гнев. Сколько раз вами овладевала жадность, похоть? Это снова овладеет вами. И снова вы отреагируете по-старому, как будто вы решили не учиться. А быть готовым учиться, значит быть готовым стать йогом. Если вы решили не учиться, если решили остаться с завязанными глазами, если хотите повторять снова и снова все ту же бессмыслицу, тогда придется вас отослать назад, придется послать вас в прежний класс, пока вы не сдадите экзамены.
Не принимайте жизнь как-то иначе. Это огромная школа для обучения, единственный существующий университет. Слово «университет» происходит от слова universum (вселенная). На самом деле, ни один университет не должен называть себя «университет», это слишком громко звучит. Вся вселенная — это всего лишь университет. Но вы создали маленькие университеты и думаете, что когда вы проходите их, то вам присваивается титул, как будто вы стали знатоком. Нет, эти маленькие, рукотворные университеты не подойдут. Вы будете должны проходить этот университет всю свою жизнь.
Патанджали говорит: «Для обеспечения переживания и, в силу этого, освобождения…» Опыт освобождает. Иисус сказал: «Узнайте истину, и истина освободит вас». Когда вы переживаете что-то бдительными, осознанными, внимательно наблюдающими за тем, что происходит, одновременно участвуя и наблюдая, — это и есть освобождение. В тот же миг из этого что-то возникает — опыт, который становится истинным. Вы не заимствовали его из священных книг, вы не заимствовали его у кого-то.
Опыт не может быть заимствованным; лишь теории можно заимствовать. Вот почему все теории грязные, потому что они прошли через такое множество рук, миллионы рук. Они просто похожи на грязные банкноты. Опыт всегда свеж, свеж как роса по утру, свеж как утренняя роза. Опыт всегда невинен и девственен — никто никогда не касался его. Вы приходите к нему в первый раз. Ваш опыт — это ваш опыт, он — не чей-то еще, и никто не может дать вам его.
Будды могут указать путь, но идти вам. Ни один Будда не в силах идти вместо вас; это невозможно. Будда не может дать вам свои глаза, чтобы вы могли смотреть через них. Даже если Будда даст вам глаза, вы измените их, глаза не смогут изменить вас. Когда глаза подойдут вашему организму, он изменит сами глаза, но глаза не могут изменить вас. Они — части; вы — очень большое явление.
Я не могу одолжить вам руку. Даже если я сделаю это, касание будет не моим, оно будет вашим. Когда вы почувствуете что-то — даже через мою руку — именно вы будете чувствовать, а не моя рука. Невозможно заимствовать действительность.
Опыт освобождает. Каждый день я встречаю людей, которые говорят: «Как освободиться от гнева? Как освободиться от секса, от похоти? Как освободиться от чего-то?» И когда я говорю: «Проживите это», они потрясены. Они пришли ко мне в поисках способа, как сдерживать себя. И если бы они пришли к другому гуру в Индии, они нашли бы какой-нибудь способ, чем подавлять себя. Но подавление никогда не может быть освобождением, потому что подавление означает сдерживание переживания. Подавлять, значит отрубить все корни опыта. Подавление никогда не может быть освобождением. Подавление — это величайшее рабство, которое вы можете где-либо найти.
Вы живете в клетке. Как-то на днях один новый санньясин сказал мне: «Я чувствую себя как животное в клетке». Сразу понятно, что он имел в виду, он хотел, чтобы я помог ему убить животное, ведь мы говорим «животное» только когда осуждаем. Само слово несет в себе осуждение. Но когда я сказал санньясину: «Хорошо, я помогу тебе. Я сломаю клетку и полностью освобожу это животное», он был слегка ошарашен, ведь когда вы говорите «животное», вы уже оценили, осудили это — это не простой факт. В самом слове «животное» или «животное побуждение» вы сказали все, что хотели сказать. Вы не принимаете это. Вы не хотите жить этим. Вот почему вы создали клетку.
Клетка — это характер. Все характеры — клетки, заточения, цепи вокруг вас. А человек характера — это заточенный человек. По-настоящему пробужденный человек — не человек характера. Он живой. Он жив в полном смысле этого слова, но у него нет характера, потому что у него нет клетки. Он живет спонтанно, он живет через осознанность, поэтому ничто не может пойти не так; но вокруг него нет клетки для его защиты.
Клетка — это замещение осознанности. Если вы хотите проспать всю жизнь, то вам нужен характер, так характер указывает вам направления. Тогда вам не нужно быть бдительными. Вы собираетесь украсть что-то — характер просто мешает вам: он говорит: «Нет! Это неправильно! Это грех! Вы будете страдать в аду! Вы забыли всю Библию? Вы забыли все наказание, через которое должен пройти человек?» Это характер. Он всего лишь мешает вам. Вы хотите украсть; характер — только препятствие.
Человек осознанности не будет красть, но у него нет и характера; и в этом чудо и красота. У него нет характера, а он не станет красть, потому что он понимает. Не то, чтобы он боится греха, нет никакого греха — в лучшем случае, ошибки, нет никакого греха. Он не боится быть наказанным, так как наказания нет в будущем. На самом деле, не грехи наказываются — грехи и есть наказание. Происходит не так, что вы злитесь сегодня, а завтра или же в следующей жизни вы будете наказаны — это полная чушь. Когда вы сегодня кладете руку в огонь, неужели вы думаете, что она сгорит в следующей жизни? Когда вы сегодня кладете в огонь руку, она сгорает сегодня, тут же и сгорает. Положи руку в огонь, и она сгорает, — все одновременно. Нет даже мгновенного промежутка. Жизнь никогда не верит в будущее, потому что жизнь — это только настоящее.
Не то, чтобы в будущем грехи будут наказаны, грехи и есть наказание. Вот подлинное наказание: вы крадете, и вы наказываетесь. В самой краже вы наказываетесь, потому что вы еще более заточены: вы станете еще больше бояться; вы не сможете открыто смотреть в мир; вы будете постоянно чувствовать вину, вы сделали что-то неправильное, в любой момент вас могут поймать. Вас уже поймали! Может быть, никто никогда не хватает вас, и никакой суд не наказывает вас — нигде нет другого, небесного суда — но вас поймали. Вы поймали самих себя. Как вы забудете это? Как вы простите себя? Как вы уничтожите то, что совершили? Содеянное будет всегда с вами. Оно будет следовать за вами словно тень; оно будет являться вам словно призрак. Содеянное само по себе — наказание.
Характер мешает вам совершать неправильные вещи, но он не мешает вам думать о них. Но украсть или подумать об этом — это одно и то же. По-настоящему совершить убийство или просто подумать о нем — это одно и то же, так как когда вы проявляете интерес к убийству в сознании, вы совершили его, если подумали о нем. Убийство не стало поступком, так как характер помешал вам; если бы характера не было, убийство стало бы поступком. Таким образом, на самом деле, характер, в лучшем случае, поступает следующим образом: он препятствует мысли, он не позволяет ей преобразиться в действие.
Характер хорош для общества, но для вас он ничего хорошего не представляет. Он защищает общество; ваш характер защищает общество. Ваш характер защищает других людей, вот и все. Вот почему каждое общество настаивает на характере, нравственности, на том да этом; но характер не защищает вас.
Вы можете быть защищенными лишь в осознанности. А как же приобрести осознанность? Нет другого пути, кроме как жить жизнью во всей ее полноте, «…для обеспечения переживания и, в силу этого, освобождения видящего».
(Ошо “Йога - сила духа”)
Думаю, что ум лишь вместилище разума, его оболочка в плотном мире, некое клише, на которое падает поток мысли и позволяющие из этого потока выбрать созвучное и на основе выбранного соответственно творить.Правильно говорил Задорнов об органе из двух букв - об уме. Так же, как можно управлять своими эмоциями и своими желаниями, так же можно и настраивать поток мыслей, протекающих через тебя. Так же, как воспитывая свои чувства, свои желания и стремления можно воспитывать и эту структуру, но поскольку она выше их в структуре мира, то и овладевать ею труднее, ведь в нашем мире и желания и наполненность чувств будут зависеть от разумения.Так же и в тонком мире, когда отошедшие сначала теряют своё плотное тело, после тело желаний и чувств и лишь потом покидая мысленный план попадают в девачан. Насчёт греха…наверное лучше говорить о неведении и омрачённости, но это может быть отдельной темой.
ЦитироватьЗамечательно, получайте наслаждение от взаимодействия здесь и сейчас, но когда наступит момент расставания вы должны легко и мгновенно отпустить её. Это и означает непривязанность к объекту. И этот момент может произойти в любую секунду. Если вы сохраните привязанность вы сковываете и себя и животное. Пример… Не зря экстрасенсы говорят - отпустите умерших. Но не только смерть, как пример. Точно так же и высшую любовь можно познать научившись отпускать своего любимого и близкого.
ЦитироватьЭто как ветер в поле. Незачем держаться за старое и отработавшее. На низком уровне ветер в поле слишком легкомысленно движется, не успевает осознать попавшийся на дороге опыт. На высоком уровне он успевает познать и тут же движеться далее, не задерживаясь. Хороший фильм с Эди Мерфи “Святоша”. Главный герой показал себя именно как ветер в поле, непривязываясь ни к чему, он в тоже время гармонизировал окружающие его энергии. Консультантом того фильма однозначно был не обычный человек.
Обычно так не бывает, для большинства любовь, выражающаяся в привязанности к чему-то или кому-то не позволит этого сделать, желания и чувства возобладают, на такую степень отрешённости способны лишь очень немногие, и я сильно сомневаюсь, что таковые есть на этом форуме(никого не хочу обидеть, я и сам такой). Надо иметь некую просветлённость, чтоб понять и почувствовать, что любимое существо не исчезло из твоей жизни, но находится в другом состоянии, и что оно как личность может и растворяется, но как духовная структура продолжает свой путь, и что любовь и привязанность к нему были именно любовью к Богу и Бога, но это уж для каждого по своему.
ЦитироватьДля чего существует этот мир???
ЦитироватьХороший вопрос!
Хорошо отлаженный механизм-существует циклами замкнутого процесса.
Для существования всего ,регресса и прогресса,втянутых и замкнутых друг на друге в вечности сознания бытия.
Тогда это уже не та любовь, о которой пишут просветлённые. Это любовь вздобренная толстым толстым слоем эго. А оно порождает жажду власти, неограниченного обладания, вплоть до насилия. Это нарушает свободу воли предмета обожания и ставит под сомнение само понятие любовь .
Однозначно осознанность должна быть на более высоком уровне.
ЦитироватьДа слепые мы и глухие, и пребываем во тьме. Правильно Иисус Христос говорил.
ЦитироватьХорошо, если человек это понимает и стремится к свету, а то ведь, как ни посмотришь, почти каждый считает себя “воином света”.
ЦитироватьПравильно Ошо говорит, что первый шаг - это понять, что ты спишь.
ЦитироватьМне нравятся вот такие две притчи:
К одному мудрецу пришел человек и сказал: «Что мне следует делать, чтобы стать мудрым?» Учитель ответил: «Выйди и постой там». А на улице шел дождь. И человек удивился: «Ну как это может помочь мне?» Он вышел из дома и стал там, а дождь лил и лил. Человек полностью промок, вода проникла под одежду. Через десять минут он вернулся и сказал: «Я постоял там, что теперь?»
Мудрец ответил: «Что случилось? Когда ты там стоял, дано ли тебе было какое-нибудь открытие?»
Человек ответил: «Открытие? Я просто думал, что выгляжу как глупец!»
Мудрец сказал: «Это великое открытие! Это начало мудрости! Теперь ты можешь начинать. Ты на правильной дороге. Если ты знаешь, что ты глупец, то изменения уже начались»
Я буду тебя учить
Жил когда-то еврейский рабби по имени Нафтали. Был он знаменит, и многие приходили к нему за советом.
Однажды в дверь его дома постучали. На пороге стоял человек средних лет, респектабельный, видный из себя. “О рабби”, - сказал он, - “говорят, вы знаете Тору лучше всех. Возьмите же меня к себе в науку, я хочу изучать святое письмо”.
“Уходи!” - сердито закричал Нафтали. - “Я учу Святому Письму, но не таких, как ты!” - и захлопнул дверь.
Жена его удивилась: “Почему ты отказал ему? Ведь ты учишь многих, а это, сразу видно, порядочный человек”.
“Ему не нужна Тора”, - ответил Нафтали. - “Если я научу его Святому Письму, он спрячется за ним, как мышь в норе, и будет использовать мое знание, чтобы ощущать свое превосходство над другими. Он не готов.”
Через некоторое время в дверь снова постучали. Это был молодой, пылкий юноша благородной внешности.
“Простите, не Вы ли - рабби Нафтали?” - спросил он. - “Я ищу знания, ведь мир так несправедлив. Я хочу изменить его. Возьмите меня в ученики.”
“Вы ошиблись дверью” - ответил рабби. - “Здесь такой не живет. Прошу прощения”.
Жена спросила: “Ну а этот чем тебе не понравился? Ведь он же хочет сделать как лучше.”
“Те, кто пытается изменить мир, не познав его сперва, приносят только вред”, - ответил рабби. - “Не понимая, что творят, они разрушают, но создать не могут. Он не готов.”
И еще через несколько дней в дверь постучали снова - уже немолодой человечек не самой интеллектуальной внешности. Увидев раввина, он взмолился:
“О уважаемый раввин! Не могли бы вы помочь мне в моей беде? Видите ли, я очень глуп, и ничего не понимаю. Есть ли лекарство от этой болезни?”
Обрадовавшись, раввин обнял пришедшего и провел его в свой дом. “Входи”, - сказал он. - “Ты готов: я буду тебя учить”.
Цитировать“Одна из самых важных вещей, которые нужно понять о человеке, состоит в том, что человек спит. Он не просыпается, даже когда думает, что проснулся. Его пробуждение очень хрупко; его пробуждение так крошечно, что его вообще не стоит принимать во внимание. Его бодрствование — только красивое, но совершенно пустое название.
Ты спишь ночью, ты спишь днем — с рождения до смерти ты продолжаешь переходить от одного образца сна к другому, но никогда на самом деле не просыпаешься. Не дурачь себя тем, что просыпаешься, просто открыв глаза. Пока не открылись внутренние глаза — пока ты не стал полным света, пока не научился видеть самого себя, видеть, кто ты такой, — не думай, что бодрствуешь. Это величайшая из иллюзий, в которых живет человек. И если ты предполагаешь, что уже проснулся, не может быть и речи о том, чтобы приложить усилия и действительно проснуться.
Вот первое, что должно глубоко просочиться в ваши сердца, — вы спите, крепко спите. День за днем вы спите и видите сны. Иногда сны снятся с открытыми глазами, иногда — с закрытыми, но вам снятся сны — ты есть сон. Ты еще не реальность”. (Ошо)
ЦитироватьЧто поделать, мы здесь пока так несовершенны, да, большинство живут пока эгоистическими интересами и понятие общего блага многим недоступно, но это тем не менее не преступление перед высшим а тормоз в эволюции, кто-то раньше, кто-то позже, конец соответствующих циклов всех приходящих соберёт в новый поток жизни, а пока да, толстый-толстый слой эго Но взобравшемуся повыше меньше прощается и больше требуется с него, так что тот кто это ясно видит и осознаёт приходится запастись терпением, милосердием и состраданием.
Всё в процессе, человек - это процесс, печально конечно что в мире столько неосознанности, но опять-таки свобода воли не позволяет “тянуть за уши”. Осознание конечно относительно, в соответствии со ступенями эволюции существа имеют свой “коридор”, минимальные и максимальные уровни, например в нашем мире принципиально недоступны уровни сознания выше 6й расы, я не говорю про аватаров.
ЦитироватьХорошие притчи, да люди спят и это утверждают все учителя мудрости, но всё-таки в наш век перемен столько знаков даётся, что многие поневоле просыпаются.Конечно, много перегибов, и некоторые резко проснувшиеся делают невразумительные шаги, но есть надежда, что процесс уже пошёл, запасёмся терпением. Любовь, красота, творчество, духовное подвижничество и многое другое пробуждают человечество.
Цитировать