Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Святоотеческое отношение к болезни

Автор DOK - 6 февраля, 2014  |  Просмотров: 2,147

Смысл болезни

Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.

Нередко смыслом является вразумление человека: «Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою» (2 Мак. 9: 11).

«Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Тогда недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась душа». Преподобный Иоанн Лествичник свидетельствует: «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной».

Нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа». «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших», – писал преподобный Макарий Оптинский. «Болезнь многому доброму учительница; сверх того она – послание Божие взамен и пополнение наших недостаточных подвигов»..

Вспоминая историю праведного Иова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив». И болезнью можно послужить Богу, и через болезнь может Бог прославить Своего верного раба, как видно, например, из слов богослужебного величания святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове».

«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо».

Аскетическое отношение к болезни

В целом для больных дозволяется ослабление аскетических подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий, когда послабление в болезни бывает неполезным.

Аскетический опыт православных подвижников свидетельствует о том, что болезненное состояние может насылаться не только от Бога по одной из вышеуказанных причин, но и от диавола, который делает это для того, чтобы под предлогом болезни монах ослабил свои подвиги. Преподобный Иоанн Пророк так учит различать болезнь от Бога и болезненное состояние, произведенное бесами: «Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает [духовную] брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть».

Поскольку часто болезнь имеет духовные причины, то при ней необходимы усилия со стороны больного для приведения своего душевного устроения в надлежащий порядок: «Когда кто-либо бывает болен, тогда особенно должен внимать свидетельству совести, чтобы освободить душу свою от всякого осуждения».

Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9–12).

Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.

Вот что советует преподобный Варсонофий Великий: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от апостола, который говорит: “Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10: 13)».

Святой Иоанн Кронштадтский показывает высокое значение терпения: «И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение… не падая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя наказующему, – и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик.

Также и святой Нифонт говорит: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов».

Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять терпение отсутствием ропота, но и – прежде всего – благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!»

Многие святые имели болезни, даже неизлечимые, в том числе и апостол Павел. В качестве примера православного отношения к болезни можно привести свидетельство святителя Григория Богослова: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим, Твое слово для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить».

Лечение

Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление (см.: Деян. 19: 12; 28: 9).

Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим делом, согласно Писанию, является и «естественное» врачевание, медицина: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).

Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука, профессию которого апостол Павел сугубо упомянул: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14). Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые лечили людей бесплатно.

Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры. Священное Писание с порицанием отзывается об израильском царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога».

Христианину надлежит помнить, что, исцеляется ли он чудесным образом или же через посредство врачей и лекарств, исцеление в любом случае подается от Господа. Поэтому «в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу». И приоритет при лечении, соответственно, имеют духовные средства: «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой».

Чтобы избежать вышеупомянутой опасности, священномученик Арсений (Жадановский) наставляет: «Болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь. Но ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет».

Обращаться ли за лечением к врачам или же ограничить врачевание молитвами и постом – это волен решать по своему разумению всякий христианин. При этом если он избирает второй путь, то не должен и превозноситься, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: “Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление”. А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь [врачевание] – не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией”.

Некоторые святые отцы говорили, что прибегать к помощи врачей и лекарств могут миряне, но не монахи, которые в болезни должны лечится только теми средствами, которые дает вера. Подробно об этом писал преподобный Макарий Великий, говоря, что Бог «дал врачебные средства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться сими средствами; потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу… должен приобрести новые некие и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь».

Известны святые, которые в болезни так поступали, но при этом известны и такие святые из монахов, которые, однако, пользовались врачебными средствами, и преподобный Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и других. Можно сказать поэтому, что принцип, указанный преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой, которую себе вольны избирать и на которую равняться те монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру, без какого-либо принуждения к ней всех остальных.

Само по себе желание человека выздороветь и избавиться от болезни вполне естественно, и грехом не является: «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху».

Однако «есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье». Поэтому «если врачи не помогают или врач не определил правильно болезни и болезнь не прекращается, то не спеши безрассудно считать причиной безуспешности лечения то или другое обстоятельство и не изыскивай тому других причин, кроме того, что Богу неугодно, чтобы я выздоровел, или же Ему угодно продолжать мою болезнь… И когда [больной] уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь».

Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или неизлечимо больным – обратиться за излечением к колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8: 19).

И святитель Иоанн Златоуст увещевает: «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни – заклинаниями, другие – амулетами, третьи – какими-либо другими чародейными средствами… а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества».

«Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них, то пощадят ли человеческое тело?.. Это – насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи мне, пощадят тело?.. Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога, сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют. Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исцеление, как и люди, то такое попущение бывает для твоего испытания… чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления… Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, нежели для освобождения от болезни впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы… пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай… решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя»

http://www.pravoslavie.ru/put/5729.htm


202 комментария к записи “Святоотеческое отношение к болезни”

Страницы: « 1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 … 14 »

  1. лучше бы болезней и недомаганий небыло!

    Хоть кто-то дельную мысль высказал. Как это- терпеть болезнь и не лечиться7 другое дело, не прибегать к ещё более вредным способам лечения - пересадке органов, переливания крови желательно избегать, колдовства (хотя кто их знает, сегодня у них это колдовство, а завтра они сами этим лечатся).
    В здоровом теле-здоровый дух. А если цирроз от пьянства а диабет от обжорства - терпи и продолжай в том же духхе? Тут, конечно, образ жизни сменить надо, однако этого уже мало. придётся и лечиться дополнительно, может быть. А если ЗППП? И другие заразные болезни? Тоже терпеть и распространять инфекцию? А эпидемии дифтерии. чёрной оспы, полиомиелита? Теперь и не лечить, а молиться и пройдёт после этого? А если младенец заболел? Что-то непродумана у ПЦ эта тема. Такое впечатление, что, в те времена. когда медицина была ещё бессильна, такими словами просто успокаивали население, не имея возможности облегчить страдания другими способами.

    Цитировать
  2. #16

    Alogizma
    (6 февраля 2014 г. в 21:21)

    Как это- терпеть болезнь и не лечиться7

    Да терпят и не лечатся, почему ? да потому что лечиться выше человеческих сил иногда бывает . Вот пример — один парень в семидесятые годы в советском Союзе тяжело заболел какими-то что-то связано с позвоночником но его силы воли хватило на то чтобы заняться восстановлением своего позвоночника при помощи жёсткого режима физических упражнений , спустя какое-то время он встретился с больными со столь же тяжелой формой
    заболевания позвоночника какая была у него и вот он стал рассказывать этим людям о своем методе жёсткого режима каждодневных физических нагрузок для того чтобы привести в норму позвоночник и вот они смотрели удивлялись но потом очень быстро все разошлись никто не стал его слушать почему да потому што для излечения нужна сила воли а не у каждого она есть

    Цитировать
  3. да потому што для излечения нужна сила воли а не у каждого она есть

    Сила воли не поможет никому. Только воля Бога. :)

    Цитировать
  4. Воля Бога - это поток, который спасает и ведёт в нужном направлении, а сила воли - это воля эго, которая ведёт в никуда. :blago:

    Цитировать
  5. Блин , а нельзя было написать просто и кратко .
    Краткость - сестра таланта . Болезнь физическая , отнимает у человека энергию . Если энергию чел тратит на негатив и пустые занятия - это благо , для дурня , пока он в отлежке есть время подумать , к чему может привести житие не правильное .Так сказать отвлечься от дурного , ибо немощен …..При чем тут Бог и каким боком , я без понятия . Это работа Сознания человека ,когда он движется в противоположном от заданного направления . Назвать Сознание индивидуума или даже пусть это Сознание охватывает всю планету Земля - Богом ,лично я бы не рискнула, ибо мелковато будет … :pardon:
    Мазохизм , как лечебное средство , отвергаю полностью . Ибо страдания тела , не обязательно сопряжены с работой духа . А страдать в унынии - дело не благодарное и вредное . :flower:

    Цитировать
  6. naza такое изложение получше, чем “болезни нам во счастье дадены, великая удача поболеть”.
    По своему опыту могу предположить, что человек болеет в трех случаях:
    1. Когда энергии застаиваются, загнивают, нагноение переходит на уровень физики
    2. Когда человек ослабляет информационный контроль, например думает “я готов принять все следствия моих действий” ну или “я готов понести наказание за свои дела”. Данная ситуация наиболее предпочтительна среди причин болезни, так как приводит к тому, что называется “очищение” или “зануление кармы”
    3. Обычная вирусная или бактериальная инфекция.

    Цитировать
  7. Svetlena пишет /.. Сила воли не поможет никому. Только воля Бога. ../……………………………………………………………….. Волю какого Бога, вы имеете ввиду? А то ведь их много. Среди них (Богов) есть даже такие,которые любят брать много имён и скрываться за ними, создавая путаницу в головах и жизни людей. Вот интересно зачем? Я уже не говорю о тех Богах, что приходили сюда в разных воплощениях(аватарах), то же не понятно зачем. Надо полагать исключительно из любви к простым людям ))). Или может быть развлекались они так? ;)

    Цитировать
  8. Блог интересный - комментарии ужасны!

    Вопрос к автору блога: Иисус исцелял больных. Он ведь в этот момент исцелял больное тело, а не душу! Как думаешь, Иерихон, зачем Он это делал?!

    P.S.
    В вопросе подвоха нет. Я на самом деле пытаюсь понять, в чем смысл был - творить все эти чудеса.

    Цитировать
  9. Alogizma (6 февраля 2014 г. в 21:21)

    Алогизма, вы фильм “Остров проклятых” смотрели?! Если нет, советую посмотреть! Хотя.. я думаю, вы все равно не поймете, о чем этот фильм.. или нет, и все же поймете?! У меня такое впечатление, что для вас существует только жизнь тела, а жизнь души вы где потеряли?! Хотя нет, не отвечайте.. это мой долбанутый ум очередную ересь выдумал. Конечно же вы правы! Самое главное, чтоб костюмчик сидел.. а все остальное от лукавого.

    Цитировать
  10. зачем Он это делал?!

    чтобы Вера росла и крепла и в маловерах.
    “Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, но знамений не дастся ему..”

    “Фома, ты поверил потому что увидел.
    - Блажен не видевший и уверовавший”

    (недословно).
    сложно верить простому люду в то чего не видели.
    я поверю в то что ты(условно) волшебник который не от мира сего, если покажешь как ты материализуешь предметы или воскрешаешь мёртвых.

    Цитировать
  11. чтобы Вера росла и крепла и в маловерах.

    Иерихон, это понятно.. но ведь Он был Всевышним, а значит должен был предвидеть, что это не поможет.. разве человек изменился?! Разве сейчас не требует тоже самое, чтоб уверовать?! Так что изменил в сознании человека Иисус своими чудесами?! Ну показал Он тамошним жителям кто Он есть, а дальше что?! Где она Вера?! Разве человек не переврал в последствие учение Христа?! Разве мы имеем нынче истинную христианскую Веру?! Уже не говоря о том, что “блажен не видевший и уверовавший”..

    Цитировать
  12. Азерат.
    Конечно Он всё предвидел.

    разве человек изменился?!

    человек имеет право и волю измениться когда уверует. И примет Христа как спасителя своего.
    На самом деле мы все давно спасены. И не спасён(и не свободен) только тот кто верит(знает, думает полагает..) что это так.
    Вера - определяет положение дел.
    не слепая вера, не формальная, но та которая несёт в себе настоящее знание.
    Такая вера формируется и крепнет. такая вера меняет жизнь.
    Знание о собственной свободе- дарует свободу.
    Такое знание приходит с укреплением веры.
    То что люди думают что не спасены ещё и не свободны(да. Бог то знал..)
    - это их право свободной воли.Это их выбор пребывать в иллюзии несвободы.
    Это их неверие.
    “Уверовавший- на суд не приходит. но перешёл из смерти в жизнь”.
    Поэтому в предыдущем блоге я рассказал (пытался расказать) о том что и священники врут. и все молящиеся формально..
    Которые произносят слова но Богу не верят при этом. Что Он любит, и знает и т.д.
    Почему так всё попущено для людей свыше? - не знаю.
    Замысел Его неизвестен никому. имхо.

    Цитировать
  13. Замысел Его неизвестен никому.

    Я думаю, что известен и, как минимум, Ему самому.. ))) а в целом, то согласен с тобой! И лечить (врачевать) нужно, в первую очередь, душу, а не тело. и современная медицина не умеет лечить, потому как законов души не ведает.

    Кстати, слово врать (не путать со словом лгать) от слова врач в значении врачевать, лечить.. вот и получается, что врач должен не столько тело лечить, сколько душу исцелять. Плох тот врач, что души не ведает и лишь тело лечить пытается. Хороший врач о душе заботится. Болезни тела душе не только не страшны, но и полезны, потому как пока душа страдает - Дух крепнет! А Дух это та самая Душа 9очищенаня от шлаков), что живет вечно, в отличие от бренной, смертной, что умирает вместе с телом. Истинный врач это священник, что помогает душе очиститься.. ;)

    Цитировать
  14. Истинный врач это священник, что помогает душе очиститься.. ;)

    ну ладно.
    уговорил. :haha:
    :pardon:
    я пробовал в своей практике , в беседах с больными говорить о духовном, но делал это только тогда когда после прямого моего вопроса: Бог существует? ,
    мне уверенно отвечали: Да.

    программа 12 шагов в ААА (см. в инете кому интересно что это такое),
    - прямым образом касается шествия к Богу.

    Цитировать

Страницы: « 1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 … 14 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Святоотеческое отношение к болезни