Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Синдром истинно верующего

Автор speculum - 25 ноября, 2013  |  Просмотров: 2,725

“Необходимость верить в фальшивые чудеса иногда превышает не только логику, но, по-видимому, даже здравомыслие.” — Преподобный Уильям В. Рошер

Синдром истинно верующего заслуживает проведения научных исследований. Что же вынуждает человека, несмотря ни на что, верить в невероятное? Как может человек, благоразумный во всех остальных отношениях, оставаться пленником обмана и иллюзий даже после того, как они будут выведены на чистую воду, как он может держаться за них, причем все сильнее и сильнее? — Мартин Ламар Кин

Понятие, введенное М.Ламаром Кином для обозначения мнимого когнитивного расстройства, характеризуемого верой человека в паранормальные или сверхъестественные события, которая не способна пошатнуться даже тогда, когда ему предоставят несомненные доказательства того, что такие события инсценированы и стали результатом обмана. Кин – разоблачитель вымогателей от религии, хотя он не может похвастаться большими успехами. Мнимые ченнелеры, целители, медиумы и проповедники по-прежнему водятся в избытке.

М.Л.Кин считает, что синдром истинноверующего представляет собой самую важную штуку, за которой охотятся мнимые экстрасенсы, поскольку никакая логика не способна пошатнуть веру, сознательно опирающуюся на ложь. Однако сложно поверить в то, что люди, демонстрирующие синдром истинно верующего, обманывают сами себя сознательно. Возможно, человек, которому говорят правду, но который при этом продолжает верить жулику, считает сообщаемую ему информацию недостоверной. Этот тип самообмана не требует того, чтобы человек обманывал самого себя – он всего лишь допускает, что открытая ему информация лжива. Все это кажется логически невозможным. Человек не может верить или не верить тому, что он знает. Как вера, так и неверие влекут за собой возможность ошибки; знание предполагает, что ошибка лежит за пределами разумной вероятности. Меня могло ошеломить разоблачение мошенничества какого-нибудь медиума, тем не менее, я продолжаю верить в его способности. В этом случае я обманываю себя, но не хочу признаться себе в этом.

Возможно, что люди с синдромом истинноверующего попросту не могут поверить в то, что представшее перед ними событие, разоблачающее обман, способно перевесить по значимости все остальные подтверждающие свидетельства, относящиеся к прошлому. Мысли о том, что и подтверждение, и опровержение касаются одного и того же человека, уличенного в обмане, могут подавляться. Всегда остается надежда на то, что, независимо от многих случаев обмана, по крайней мере одно из подтверждений какого-то необычного явления может оказаться настоящим, неподдельным. Никто не в силах доказать, что все чудеса, демонстрируемые людьми со сверхъестественными способностями, фальшивы; следовательно, истинно верующий приверженец может оправдать свое поведение тем, что он попросту не дает умереть своей надежде. Такие рассуждения не так уж нелогичны, хотя и могут показаться патологическими человеку, сознавшемуся в обмане.

По-видимому, не так уж легко объяснить, почему истинно верующий продолжает верить в какого-то чародея, т.е. доверять ему, несмотря на то, что тот уже однажды признал свое мошенничество. Доверять человеку, назвавшему себя лжецом – неразумно, и тот, кто не перестает доверять, может показаться сумасшедшим. У некоторых истинноверующих и в самом деле не все в порядке с головой, но другие все-таки обманывают себя, не исключая возможность, что чудотворец по-настоящему обладает паранормальными способностями, сам о том ничего не ведая. Ведь поскольку есть люди, верящие в свою необыкновенную силу, которой у них в действительности нет, то почему бы не предположить и то, что есть люди со сверхъестественными возможностями, не верящие в наличие у себя особых способностей.

Исследование, проведенное психологами Барри Сингером и Виктором Бенасси в Калифорнийском университете демонстрирует желание верить в сверхъестественные силы перед лицом доказательств противного. Они пригласили мага Крейга Рейнольдса, чтобы тот провел некоторые трюки на четырех вводных курсах по психологии. Двум классам не сказали, что он был маг, который будет выполнять любительские фокусы. Им сказали, что он был аспирантом, имеющим сверхъестественные способности. В этих классах преподаватель психологии прямо заявил, что он не верит, что аспирант имеет экстрасенсорные способности. В двух других классах студентам сказали, что перед ними фокусник. Сингер и Бенасси сообщили, что около двух третей студентов в обеих группах считали, что Крейг был экстрасенсом. Исследователи были удивлены, не обнаружив никаких существенных различий между классами, которым сообщали разные вещи. Затем они провели то же самое представление еще для двух классов, которым были явно сказано, что Крейг не имел сверхъестественных способностей, и что он собирается сделать обычные трюки по чтению мыслей. Тем не менее, более половины студентов сочли Крейга экстрасенсом, увидев его фокусы.

Сингер и Бенасси спросили студентов, могут ли фокусники делать то, что сделал Крейг. Большинство студентов согласились, что могут. Тогда они попросили студентов изменить свои оценки сверхъестественных способностей Крейга в свете негативных данных, которые они им предоставили. Количество верующих в экстрасенсорную силу Крейга снизилось до 55 процентов. Затем студентов попросили оценить, сколько других «экстрасенсов» используют дешевые трюки вместо паранормальных сил. По общему мнению, большинство «экстрасенсов» являются мошенниками. Студентов снова спросили, хотят ли они изменить свою оценку паранормальных сил Крейга. Процент верующих в способности Крейга упал только до 52 процентов.

У многих людей способность критически оценивать аргументы за и против веры время от времени пропадает. Но это не поможет нам понять, почему люди верят в сверхъестественные способности чудотворцев, несмотря на многочисленные случаи их разоблачения. Поскольку люди, страдающие синдромом истинноверующего, преданы своим убеждениям, с ними бесполезно спорить. Факты и логические доказательства ничего для них не значат. Они верят в то, что не соответствует действительности, и ни факты, ни аргументы не способны убедить их в том, что их представления ошибочны.

Виды истинно верующих

В любом случае, есть три вида истинно верующих, хотя они и явно родственны между собой. Об одном из типов как раз упоминал Кин. Это те люди, которые верят в паранормальные явления вопреки реальным фактам. Их вера остается непоколебимой даже после того, как они столкнутся с ошеломляющими доказательствами. Например, люди могут не признать того, что Карлос (известная история с подлогом) был сфабрикован даже после разоблачения этого «чуда». Кин в основном приводит примеры людей, которые до того безрассудно стремятся к общению с умершими, что ни одно подтверждения лжи мнимых медиумов или ченнелеров не способно пошатнуть их веру.

Другой тип истинно верующего представляет собой последователей культа. Эмили Харрисон видела, как умирает ее мать, Дебра Харрисон, а соучредитель Consegrity ® Мэри Линч практикует «целительную энергию», которая не помогает. Они считали, что заболевание Дебры вызвано «плохой энергией», но Линч, доктор медицины, ведь должна была знать, что у Дебры диабет. Вместо должного лечения Линч давала коллеге апельсиновый сок. Дебра Харрисон совместно с Линч учредила Consegrity и не обращалась за медицинской помощью, хотя на момент смерти у нее были все признаки сахарного диабета.

Несмотря на то, что диабет можно лечить, и что врач должна была признать явные признаки заболевания, Мэри Линч и Эмили Харрисон утверждают, что причиной была «отрицательная энергия» членов семьи погибшей Дебры. В итоге Дебра покинула семью и уехала вместе с Линч в другой город практиковать «целительную энергию».

Иррациональные убеждения Линч, несомненно, связаны с ее личными инвестициями в целительную энергию, но решение Эмили Харрисон отказаться от своих родственников и двигаться дальше с доктором Линч является типичным последователей культа. У них есть вера в гуру, которая незыблема. С таким иррациональным мышлением не имеет смысла представлять доказательства, чтобы убедить людей в ошибочности их пути. Их вера основывается не на фактах, а на преданности человеку. Эта преданность может быть настолько велика, что даже самое мерзкое поведение гуру можно рационализировать. * Есть много примеров, когда люди так преданы гуру, что они будут рационализировать или игнорировать крайнее психическое и физическое насилия со стороны их культового лидера (или супруги или друга).

Другой тип истинно верующих описан Эриком Хоффером в книге «Истинноверующий». Такие люди неразумным образом сохраняют верность мотиву, такому как убийство врачей, делающих аборты, или же хранят преданность гуру, вроде Джима Джонса, чьи последователи совершили массовое самоубийство.

Несомненно, если и есть какое-то объяснение синдрома истинноверующего, то им может быть только удовлетворение эмоциональных потребностей. Но почему некоторые люди обладают столь сильной эмоциональной потребностью с одинаковым евангелическим рвением верить в бессмертие, либо в расовое или моральное превосходство, либо в последнюю причуду руководства – на этот вопрос, видимо, нет ответа. Это дело безнадежное. Эрик Хоффер думает аналогичным образом.

“Чем меньше человек готов ценить собственные достоинства, тем больше он готов говорить о преимуществах своей нации, религии, расы, благих побуждений…

Человек, вероятно, думает о собственных делах лишь тогда, когда они достойны размышлений. Когда это не так, он переключается с рассуждений о собственной бессмысленности на мысли о делах других людей…

Фанатик – человек, в своей жизни нецелостный и небезопасный. Он не может достичь уверенности в себе за счет собственных ресурсов, находящихся в его «Я», от которого он отказался, но он находит ее в страстной приверженности тем убеждениям, которые хочет принять. Эта фанатичная привязанность лежит в основе его слепой преданности и религиозности, и человек находит во всем этом источник достоинства и силы… Он видит самого себя в роли приверженца и защитника благого дела, верность которому он хранит, и во имя которого готов пожертвовать собственной жизнью”.

Эрик Хоффер, по-видимому, считает, что синдром истинноверующего имеет нечто общее с желанием снять с себя личную ответственность за свои убеждения и поступки – освободиться от бремени свободы.


287 комментариев к записи “Синдром истинно верующего”

Страницы: « 1 … 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 … 20 »

  1. Раша
    да..про решимость-отдельный разговор. В основном она *подкачивает*, потому как присутствует страх..страх потерять что либо или кого либо из за того, что ты идешь к Творцу. В умах людей идет прямопропорциональная зависимость: чем ближе ты к Богу, тем меньше у тебя каких либо материальных благ и чувственных.

    Цитировать
  2. хотя можно держать себя в иллюзии на этот счет)) вымышленному персу все равно пох)) так что вы это для себя тешитесь))
    :D

    Цитировать
  3. по дефолту люди рождаются атеистами

    Неожиданно!

    :D

    Цитировать
  4. Wermut
    да..мауглей…хавала бананы на пальме :D :D :D
    у меня семья не религиозная (это уже потом батя вдарился в *Закон божий* …но мне на тот момент было лет 15…
    Знания подкрепляются фактами, в то время как вера-..на веру :crazy: :D

    Цитировать
  5. Alf-Dest (25 ноября 2013 г. в 22:15)
    по дефолту люди рождаются атеистами
    Неожиданно!
    :D :D :D
    Факты, интриги, расследования :crazy: :crazy: :crazy:

    Цитировать
  6. нуда - нуда… нужны по зарез эти религиозные костыли, когда человек не считает нужным брать на себя отсветственность за собственную жизнь… ога-ога “волё божьё”

    Цитировать
  7. Вера подкрепляется опытом. Когда преданный практикует и прогрессирует, он видит что знание работает и его вера укрепляется.

    Цитировать
  8. Факты, интриги, расследования

    По дефолту, люди рождаются голенькими. В плане головушки - тоже. Есть биоБИОС, для выполнения функций выживания. Операционку ставят уже позже. Атеизм, по сути - та же вера. Вера - суть базовая функция человеков. Ребенок осваивает мир по рассказам родителей, не иначе как “принимая на веру”. У многих, функция критического восприятия инфы так и не включается… :D

    Цитировать
  9. russia_vp (25 ноября 2013 г. в 21:58)
    Оратора, как с тобой можно говорить на серьёзные темы? Нельзя. Твоё сознание ещё не готово воспринимать серьёзные вещи.
    То есть, если я тебе по секрету скажу, что играла в детстве с Кришной,когда родители-комсомольцы , уложив меня спать, убегали в кинушку, ты мне не поверишь? И хотя имя его никто при мне не произносил, а он сам назвал себя, а о кришнаитах в далёком уральском посёлке в конце пятидесятых слыхом не слыхивали, ты всё равно мне не поверишь? Но играть-то он со мной играл, только о преданности ни разу, ни тогда, ни потом ни разу мне даже не намекнул. И вообще ничего от меня не требовал ни разу. Наверное потому, что сознание моё ещё не готово, а сама я ко всему готова, как бывший пионер, всем рашам пример. :)

    Цитировать
  10. ну как сказать..*религиозные костыли* нужны на первых парах (если у тебя есть цель *связться* с Творцом или прийти к нему), далее эта потребность как таковая отпадает и создается связь Твореи и я. Всё. Далее выстраиваются ваши отношения друг с другом.
    *Воля Божья*… ну это применяют тогда, когда нет понятие что и откуда прилетело. Но причинно-следственную связь (она же *Закон бумеранга*, *Что посеешь-то пожнешь*, один из основопологающих законов бытия\жития) еще никто не отменял. Незнание законов не освоббождает от ответственности, но не запрещает включать мозги и думать о последствиях своих действий\мыслей на несколько шагов вперед.

    Цитировать
  11. Alf-Dest

    не согласна.. атеизм - это не вера в отсутствие веры… вопрос о мистике и сверхъестественном не врожденный и не сообразен инстинктам. Но в процессе развития может быть сформулирован под воздействием непонимания явлений и страха.

    Цитировать
  12. Wermut, просто кому-то уже фетиш в виде какой-то религии не нужен, а кому-то нужен. Каждый играет в свою игру. :)

    Цитировать
  13. У многих, функция критического восприятия инфы так и не включается

    Я верила во всяких фей в детстве лет до шести, я с ними разговаривала… и даже иногда еще в младших классах точно знаю что в зубном кабинете они мне помогали не чувствовать боль. Потом я верила Ленину и Карлу Марксу. Я вообще оказалась очень доверчивая, всем верила :D

    Цитировать
  14. То есть, если я тебе по секрету скажу, что играла в детстве с Кришной,когда родители-комсомольцы , уложив меня спать, убегали в кинушку, ты мне не поверишь?

    с кем только не играют маленькие дети))
    а почему не с курочкой, которая вылазила из под печки и которую, по совету знающих, надо было ударить наотмашь, чтобы показала клад?

    Цитировать
  15. Ребенок осваивает мир по рассказам родителей, не иначе как “принимая на веру”

    Вот и именно… боговерие - установленный в дефолтную структуру психики человека плагин, часто навязанный воспитанием, приемственностью поколений и бла-бла-бла), с целью сздания морально-этических рамок поведения и для наилучшего контроля выполнения задач, не входящих в первостепенные-природосообразные (жрать и размножаццо), в том числе)) :D

    Цитировать

Страницы: « 1 … 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 … 20 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Синдром истинно верующего