Переход в Новую Эру Водолея 2012 - 2024 год :: Эзотерика и Непознанное :: Космос и Вселенная :: Мониторинг Окружающей Среды

Синдром истинно верующего

Автор speculum - 25 ноября, 2013  |  Просмотров: 2,725

“Необходимость верить в фальшивые чудеса иногда превышает не только логику, но, по-видимому, даже здравомыслие.” — Преподобный Уильям В. Рошер

Синдром истинно верующего заслуживает проведения научных исследований. Что же вынуждает человека, несмотря ни на что, верить в невероятное? Как может человек, благоразумный во всех остальных отношениях, оставаться пленником обмана и иллюзий даже после того, как они будут выведены на чистую воду, как он может держаться за них, причем все сильнее и сильнее? — Мартин Ламар Кин

Понятие, введенное М.Ламаром Кином для обозначения мнимого когнитивного расстройства, характеризуемого верой человека в паранормальные или сверхъестественные события, которая не способна пошатнуться даже тогда, когда ему предоставят несомненные доказательства того, что такие события инсценированы и стали результатом обмана. Кин – разоблачитель вымогателей от религии, хотя он не может похвастаться большими успехами. Мнимые ченнелеры, целители, медиумы и проповедники по-прежнему водятся в избытке.

М.Л.Кин считает, что синдром истинноверующего представляет собой самую важную штуку, за которой охотятся мнимые экстрасенсы, поскольку никакая логика не способна пошатнуть веру, сознательно опирающуюся на ложь. Однако сложно поверить в то, что люди, демонстрирующие синдром истинно верующего, обманывают сами себя сознательно. Возможно, человек, которому говорят правду, но который при этом продолжает верить жулику, считает сообщаемую ему информацию недостоверной. Этот тип самообмана не требует того, чтобы человек обманывал самого себя – он всего лишь допускает, что открытая ему информация лжива. Все это кажется логически невозможным. Человек не может верить или не верить тому, что он знает. Как вера, так и неверие влекут за собой возможность ошибки; знание предполагает, что ошибка лежит за пределами разумной вероятности. Меня могло ошеломить разоблачение мошенничества какого-нибудь медиума, тем не менее, я продолжаю верить в его способности. В этом случае я обманываю себя, но не хочу признаться себе в этом.

Возможно, что люди с синдромом истинноверующего попросту не могут поверить в то, что представшее перед ними событие, разоблачающее обман, способно перевесить по значимости все остальные подтверждающие свидетельства, относящиеся к прошлому. Мысли о том, что и подтверждение, и опровержение касаются одного и того же человека, уличенного в обмане, могут подавляться. Всегда остается надежда на то, что, независимо от многих случаев обмана, по крайней мере одно из подтверждений какого-то необычного явления может оказаться настоящим, неподдельным. Никто не в силах доказать, что все чудеса, демонстрируемые людьми со сверхъестественными способностями, фальшивы; следовательно, истинно верующий приверженец может оправдать свое поведение тем, что он попросту не дает умереть своей надежде. Такие рассуждения не так уж нелогичны, хотя и могут показаться патологическими человеку, сознавшемуся в обмане.

По-видимому, не так уж легко объяснить, почему истинно верующий продолжает верить в какого-то чародея, т.е. доверять ему, несмотря на то, что тот уже однажды признал свое мошенничество. Доверять человеку, назвавшему себя лжецом – неразумно, и тот, кто не перестает доверять, может показаться сумасшедшим. У некоторых истинноверующих и в самом деле не все в порядке с головой, но другие все-таки обманывают себя, не исключая возможность, что чудотворец по-настоящему обладает паранормальными способностями, сам о том ничего не ведая. Ведь поскольку есть люди, верящие в свою необыкновенную силу, которой у них в действительности нет, то почему бы не предположить и то, что есть люди со сверхъестественными возможностями, не верящие в наличие у себя особых способностей.

Исследование, проведенное психологами Барри Сингером и Виктором Бенасси в Калифорнийском университете демонстрирует желание верить в сверхъестественные силы перед лицом доказательств противного. Они пригласили мага Крейга Рейнольдса, чтобы тот провел некоторые трюки на четырех вводных курсах по психологии. Двум классам не сказали, что он был маг, который будет выполнять любительские фокусы. Им сказали, что он был аспирантом, имеющим сверхъестественные способности. В этих классах преподаватель психологии прямо заявил, что он не верит, что аспирант имеет экстрасенсорные способности. В двух других классах студентам сказали, что перед ними фокусник. Сингер и Бенасси сообщили, что около двух третей студентов в обеих группах считали, что Крейг был экстрасенсом. Исследователи были удивлены, не обнаружив никаких существенных различий между классами, которым сообщали разные вещи. Затем они провели то же самое представление еще для двух классов, которым были явно сказано, что Крейг не имел сверхъестественных способностей, и что он собирается сделать обычные трюки по чтению мыслей. Тем не менее, более половины студентов сочли Крейга экстрасенсом, увидев его фокусы.

Сингер и Бенасси спросили студентов, могут ли фокусники делать то, что сделал Крейг. Большинство студентов согласились, что могут. Тогда они попросили студентов изменить свои оценки сверхъестественных способностей Крейга в свете негативных данных, которые они им предоставили. Количество верующих в экстрасенсорную силу Крейга снизилось до 55 процентов. Затем студентов попросили оценить, сколько других «экстрасенсов» используют дешевые трюки вместо паранормальных сил. По общему мнению, большинство «экстрасенсов» являются мошенниками. Студентов снова спросили, хотят ли они изменить свою оценку паранормальных сил Крейга. Процент верующих в способности Крейга упал только до 52 процентов.

У многих людей способность критически оценивать аргументы за и против веры время от времени пропадает. Но это не поможет нам понять, почему люди верят в сверхъестественные способности чудотворцев, несмотря на многочисленные случаи их разоблачения. Поскольку люди, страдающие синдромом истинноверующего, преданы своим убеждениям, с ними бесполезно спорить. Факты и логические доказательства ничего для них не значат. Они верят в то, что не соответствует действительности, и ни факты, ни аргументы не способны убедить их в том, что их представления ошибочны.

Виды истинно верующих

В любом случае, есть три вида истинно верующих, хотя они и явно родственны между собой. Об одном из типов как раз упоминал Кин. Это те люди, которые верят в паранормальные явления вопреки реальным фактам. Их вера остается непоколебимой даже после того, как они столкнутся с ошеломляющими доказательствами. Например, люди могут не признать того, что Карлос (известная история с подлогом) был сфабрикован даже после разоблачения этого «чуда». Кин в основном приводит примеры людей, которые до того безрассудно стремятся к общению с умершими, что ни одно подтверждения лжи мнимых медиумов или ченнелеров не способно пошатнуть их веру.

Другой тип истинно верующего представляет собой последователей культа. Эмили Харрисон видела, как умирает ее мать, Дебра Харрисон, а соучредитель Consegrity ® Мэри Линч практикует «целительную энергию», которая не помогает. Они считали, что заболевание Дебры вызвано «плохой энергией», но Линч, доктор медицины, ведь должна была знать, что у Дебры диабет. Вместо должного лечения Линч давала коллеге апельсиновый сок. Дебра Харрисон совместно с Линч учредила Consegrity и не обращалась за медицинской помощью, хотя на момент смерти у нее были все признаки сахарного диабета.

Несмотря на то, что диабет можно лечить, и что врач должна была признать явные признаки заболевания, Мэри Линч и Эмили Харрисон утверждают, что причиной была «отрицательная энергия» членов семьи погибшей Дебры. В итоге Дебра покинула семью и уехала вместе с Линч в другой город практиковать «целительную энергию».

Иррациональные убеждения Линч, несомненно, связаны с ее личными инвестициями в целительную энергию, но решение Эмили Харрисон отказаться от своих родственников и двигаться дальше с доктором Линч является типичным последователей культа. У них есть вера в гуру, которая незыблема. С таким иррациональным мышлением не имеет смысла представлять доказательства, чтобы убедить людей в ошибочности их пути. Их вера основывается не на фактах, а на преданности человеку. Эта преданность может быть настолько велика, что даже самое мерзкое поведение гуру можно рационализировать. * Есть много примеров, когда люди так преданы гуру, что они будут рационализировать или игнорировать крайнее психическое и физическое насилия со стороны их культового лидера (или супруги или друга).

Другой тип истинно верующих описан Эриком Хоффером в книге «Истинноверующий». Такие люди неразумным образом сохраняют верность мотиву, такому как убийство врачей, делающих аборты, или же хранят преданность гуру, вроде Джима Джонса, чьи последователи совершили массовое самоубийство.

Несомненно, если и есть какое-то объяснение синдрома истинноверующего, то им может быть только удовлетворение эмоциональных потребностей. Но почему некоторые люди обладают столь сильной эмоциональной потребностью с одинаковым евангелическим рвением верить в бессмертие, либо в расовое или моральное превосходство, либо в последнюю причуду руководства – на этот вопрос, видимо, нет ответа. Это дело безнадежное. Эрик Хоффер думает аналогичным образом.

“Чем меньше человек готов ценить собственные достоинства, тем больше он готов говорить о преимуществах своей нации, религии, расы, благих побуждений…

Человек, вероятно, думает о собственных делах лишь тогда, когда они достойны размышлений. Когда это не так, он переключается с рассуждений о собственной бессмысленности на мысли о делах других людей…

Фанатик – человек, в своей жизни нецелостный и небезопасный. Он не может достичь уверенности в себе за счет собственных ресурсов, находящихся в его «Я», от которого он отказался, но он находит ее в страстной приверженности тем убеждениям, которые хочет принять. Эта фанатичная привязанность лежит в основе его слепой преданности и религиозности, и человек находит во всем этом источник достоинства и силы… Он видит самого себя в роли приверженца и защитника благого дела, верность которому он хранит, и во имя которого готов пожертвовать собственной жизнью”.

Эрик Хоффер, по-видимому, считает, что синдром истинноверующего имеет нечто общее с желанием снять с себя личную ответственность за свои убеждения и поступки – освободиться от бремени свободы.


287 комментариев к записи “Синдром истинно верующего”

Страницы: « 1 … 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 16 … 20 »

  1. Есть подробное описание того как выглядит Изначальная Личность

    Цитировать
  2. sunbunny , мне белоснежным являлся с лёгким голубоватым или сиреневатым оттенком. Я как-то об этом не задумывалась никогда. И потом свет от него был на столько ярок, что в упор я на него и не смотрела, это уже как бы цвет послесветия. А вот мир, в котором мы играли был кристаллический, сиреневый. Особенно мне нравилось там одно место, туда встаёшь и тебя подбрасывает вверх. И ещё кататься любила по сиреневой радуге. :D

    Цитировать
  3. Вермут, в Шримад Бхагаватам описано как происходит формирование плода человека в чреве матери. В 7 месяцев у ребёнка проявляется осознание своего бытия и он осознает где он находится. Во чреве матери ребёнок молится Богу и обещает Ему, что когда он выйдет наружу, он станет преданным. Но в момент рождения, он попадает под влияние трех гун материальной природы, от болевого шока, он теряет память.

    В утробе матери ребенок корчится от боли, если мать ест слишком острую или соленую пищу. Его обжигает огонь пищеварения.

    Цитировать
  4. а я где-то сказала, что рождается отрицающим??
    просто безбожником…

    Видимо, это я криво понял.

    :D

    Цитировать
  5. russia_vp

    гонево)) родись ты на пару тысяч километров левее и ниже - был бы обрезан и верил бы совсем в другую сказку)) :D

    Цитировать
  6. смысл не просто в наслаждении(удовольствии) как таковом. но его качестве и параметрах..,
    то бишь например кому то нужны известные всем источники удовольствий, как оно бывает сплошь и рядом и почти у всех,
    а кто то и в пещере, зимой, в лесу, один, при лучине и молитве постоянной- тихую, невыразимую человеческим языком радость для себя находил.
    такую радость , с которой рядом не стояли радости например от полёта, власти,денег, славы, необыкновенно приятного вкуса пищи, необыкновенного оргазма, необычайно сильного восторга влюблённости и все иные земные кайфы.

    Но к тому ещё прийти нужно(можно). чтобы уйти от мира , найдя бОльшее.
    В миру это тоже можно найти. И жить так. Познавая себя, обучаясь постоянству и свободе, и всё большей достоверности(чувству реальности, истинности) духовных благ.

    Цитировать
  7. Alf-Dest

    :haha: спасибо за понимание)) могу отчаливать со спокойной душой))

    Цитировать
  8. Во чреве матери ребёнок молится Богу и обещает Ему,

    ну, безусловно!

    Миллионы семимесячых плодов поведали кому-то, чтобы этот кто-то, в дальнейшем поведал это russia_vp, чтобы он в дальнейшем, поведал это нам… :D

    Цитировать
  9. В прошлых жизнях я был мусульманином и христианином и буддистом и много кем. Но непосредственно в прошлой жизни я был кришнаитом, который не достиг успеха и теперь мне предоставилась дальнейшая возможность практиковать. Скорее всего и в этой ничего не достигну, тогда в следующей буду пытаться с того момента с которого закончил в предыдущей

    Цитировать
  10. Wermut, так он и верил, тока в другой инкарнации. Вот никак не пойму, кто из них был Торквемадой, а кто сподвижником - Док или russia_vp :)

    Цитировать
  11. могу отчаливать со спокойной душой

    отчаливай!
    Надеюсь, еще поговорим!

    :D

    Цитировать
  12. ну, безусловно!

    Так написано в Шримад Бхагаватам. Знаешь как в суде говорят: нет оснований не доверять :)

    Цитировать
  13. Так написано в Шримад Бхагаватам.

    Ну, если в самой Шримад Бхагаватам - то базару нет… :D

    В суде говорят разное. О каком именно судействе речь? Если о рассейском, то декларируется состязательность сторон. Что на практике почти не случается… :D

    Цитировать
  14. смысл не просто в наслаждении(удовольствии) как таковом.

    Как раз в таковом. Качество и параметры будут разные у всех, но суть в том, чтовсе стремяться наслаждаться. А как это другой вопрос.

    Просто природа наслаждения бывает разная. Наслаждение, связанное с материальными чувствами и умом временное. Оно носит название бхога-тьяга : привязанность-отречение. Это легко понять на примере пищи: человеку нравится сладкое, но постоянно питаться сладким он не сможет и в конечном итоге сладкое будет вызывать отвращение. причина в том, что материальные чувства по своей природе всегда пресыщаются, и то что вначале приносило наслаждение, через какое-то время начинает вызывать отвращение. думаю понятно это всем.Таково материальное счастье.

    Духовное счастье имеет иную природу. Оно постоянно возрастает, оно всегда ново. Поэтому именно оно способно удовлетворить вечную душу. Но у души нет вкуса к духовным вещам. И Веды сравнивают это с болезнью желтухой. Когда сладкое кажется горьким. И в Бхагават гите Кришна по этому поводу говорит:

    О лучший из рода Бхараты, сейчас услышь от Меня о трех видах счастья, которым наслаждается обусловленная душа и которое иногда позволяет ей покончить со всеми страданиями.

    То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называют счастьем в гуне благости.

    Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным Яду, именуют счастьем в гуне страсти.

    A счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, - такое счастье называют счастьем в гуне невежества.

    Цитировать

Страницы: « 1 … 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 16 … 20 »


Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для публикации комментариев. Если Вы не зарегистрированы в сообществе, то это можно сделать тут.

Либо посетите наш форум и оставьте сообщение без регистрации.

Вы можете посмотреть наши интересные категории, если ещё их не посмотрели:
Избранное
Видео о конце света
Календарь майя - никаких тайн
Тайны и мифы
Космос и астрономия

Если забыли, Вы находитесь в статье: Синдром истинно верующего